«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(2), 2007

Экономика зарубежных стран

Сирия после Хафеза Асада: экономические реформы

С.В. Жданов, к.э.н., доцент

В течение почти 30 лет страной руководил Хафез Асад, харизматический лидер, с которым Сирия прошла через многие испытания. Он многое сделал для повышения международного имиджа своей родины и ощутимо содействовал эволюции сирийского общества. Для страны в течение последней четверти прошлого века была характерна экономика смешанного типа с высокой долей государственного сектора (около 50% национального дохода, 75% стоимости промышленной продукции и 70% основных средств производства). Приватизация, либерализация внешней торговли и реформирование финансовой сферы даже не стояли на повестке дня. С 1992 года начал функционировать рынок акций корпораций, однако фондового рынка нет и по сей день. К рыночным преобразованиям бывший президент приступил последним в регионе незадолго до своей кончины.

Период его президентства проходил на фоне непримиримого противостояния с Израилем, который захватил часть сирийской территории и разместил на Голанских высотах своих поселенцев. В соседнем Ливане Х. Асад разместил многотысячный воинский контингент, создав антиизраильскую буферную зону. Военные расходы легли тяжким бременем на экономику и без того небогатой страны. ВВП на душу населения не превышали 3 тысяч долларов по паритету покупательной способности. Внешняя задолженность возросла до 22 млрд. долларов, что соответствовало 130% ВВП. По жизненным стандартам Сирия занимала 110 место из 160. Средний доход рядового сирийца не превышал 1 доллара в день. Более половины населения до сих пор живёт за чертой бедности. 12% выпускников вузов не находят работы. В целом уровень безработицы достигал 20%, а среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет она «зашкаливала» за 80%, инфляция составляла 5%. 2 миллиона сирийцев в поисках заработка были вынуждены покинуть страну, в то же время в самой Сирии до сих пор работают около 500 тысяч иностранцев.

Демографическая ситуация обостряется с каждым годом и уже близка к критической, учитывая крайне неблагоприятную возрастную структуру, где доля детей составляет почти половину населения. В 1960 году страну населяли всего 4,6 млн. сирийцев, к 1981 году население удвоилось, а в 2004 году его численность достигла 18 млн. человек.

Сегодня очевидно, что в экономическом плане Сирия заметно отстала от своих соседей по ближневосточному региону. По истечении более 30 лет почти полной экономической изоляции на фоне быстрого роста численности населения экономический рост оказался недостаточным. Высокие таможенные барьеры, обременительные налоги, финансовые трудности и жёсткий государственный контроль почти над всеми средствами производства до последнего времени сдерживали развитие предпринимательства и, в частности, инвестиционную деятельность. Все сферы, связанные с деятельностью иностранцев находятся сейчас в стадии становления с учётом изменений в мировой экономике и политике. Механизмы перевода средств за пределы страны всё ещё далеки от совершенства, нет чёткого законодательного определения прав на собственность в части недвижимости, продуктов интеллектуальной деятельности, встречаются ограничения тарифного плана. Иностранных инвесторов смущает неразвитость финансовой сферы, отсутствие инвестиционного и экспортного банков, фондового рынка. С учётом этих аномалий руководство Сирии взяло курс на либерализацию внешнеторговой и производственной деятельности, оздоровление экономики в валютно-финансовой, правовой и банковской областях. Дан зелёный свет созданию свободных экономических зон и более действенного льготного режима для иностранных предпринимателей.

Тяжело отразилась на сирийской экономике и война в Ираке. Временное прекращение поставок дешёвой иракской нефти и резкое сокращение сирийских поставок привели к падению поступлений в бюджет САР на 30%. В настоящее время ведутся переговоры о возврате Голанских высот и выселении оттуда 17 тысяч израильских поселенцев и нормализации отношений по формуле «мир в обмен на землю».

В 2001г. Башар Асад, став президентом, заявил, что намерен продолжить курс своего отца, как во внутренней, так и во внешней политике, в том числе и приверженность идеалам социализма. Одновременно он заявил о необходимости реформ в целях модернизации страны, однако ни о каких «коренных преобразованиях» речь не шла. Поэтому молодого президента не следует рассматривать как сторонника рыночных преобразований по западному образцу. Он выступает всего лишь за большую открытость сирийской экономики и модернизацию хозяйственной структуры.

Башар Асад не хочет копировать опыт египетских реформ времён президента Садата и более склоняется к сохранению сильного государственного сектора экономики с элементами либерализации. С приходом к власти нового лидера началась осторожная кампания по приватизации и привлечению в страну иностранного капитала. Одновременно исключается возможность приватизации убыточных госпредприятий, где осуществляется программа реструктуризации. На долю госсектора ныне приходится не более 30% всех основных фондов. Правительство разрешило деятельность частных банков (в 2005г. их было уже четыре), правда, только в случае сирийского контрольного пакета акций. В 2006г. ожидается снятие ограничений в долевом участии. С участием иностранных и частных отечественных инвесторов созданы две компании мобильной телефонной связи. Появились частный университет и радиостанция, упразднены суды экономической безопасности. Проводятся реформы по либерализации валютного контроля и внешнеторговой сферы, снижены налоги на корпорации (хотя они по-прежнему высоки) и теперь иностранцы могут вывозить прибыль на родину. Однако инвестиционная активность сдерживается наличием крупного государственного долга, отсутствием инвестиционного и экспортного банков, фондового рынка.

На Х съезде правящей партии Баас, который прошёл в июне 2005г., был принят курс на строительство «социальной рыночной экономики», который представляется как решительный поворот от «социалистических ориентиров» к рынку. Правительство обязали установить «правила функционирования» в новых условиях: обеспечить проведение институциональной реформы, развивать человеческие ресурсы, технологию, добиться политической прозрачности и укреплять гражданское общество. При этом действовать рекомендовано без спешки и осторожно. В развитие этих директив был разработан девятилетний план экономического развития, важнейшими ориентирами которого обозначены повышение темпов роста до 7%, снижение уровня безработицы до 8% и удвоение индивидуальных доходов населения в ближайшие годы.

Становится всё более очевидным, что запасы нефти заканчиваются и главный источник доходов иссякает, поэтому необходимо срочно искать альтернативу. В связи с этим на перспективу 2010-2015гг. поставлена задача за счёт развития рыночной инфраструктуры, газового сектора, туризма, транспортных операций, перспективных отраслей в промышленности и сельском хозяйстве добиться увеличения в экспорте доли продуктов более высокой степени переработки.

Сегодня сирийский бизнес преимущественно мелкий, основанный на семейном подряде с числом занятых до 10 человек, составляют 95% всех предприятий. Крупные предприятия, опирающиеся на государственный сектор, показывают низкую эффективность из-за недостаточной квалификации управленцев, отсталых технологий и сильной изношенности оборудования. В 2005г. доля госсектора в ВВП сократилась до 39%, а число работников в госсекторе сократилось до 26%.

Теперь всё более отчётливо проявляется необходимость перехода к новой, приближённой к рыночной, системе хозяйствования. Нынешний президент стремится одновременно обеспечить стабильность в стране и содействовать ускорению экономического роста в направлении интеграции в глобализованную экономику.

Определённые надежды возлагаются на частный сирийский капитал, большая часть которого находится за пределами страны после серии национализаций в 60-е годы. По некоторым оценкам, сумма заграничных авуаров превышает 90 млрд. долларов.

Президент внёс коррективы в закон об иностранных инвестициях, согласно которым отныне иностранные инвесторы наделяются правом на владение земельными участками, необходимыми для реализации инвестиционных проектов. До сих пор в качестве земельного собственника выступало государство. Инвесторы, вкладывающие капитал в отдалённых районах страны, получили возможность воспользоваться двухлетними каникулами в дополнение к заложенным в старый текст пятилетним. По истечении льготного периода предусмотрено взимание налогов по пониженным ставкам. Однако, чрезмерная централизация принятий решений об инвестировании всё же оказывает сдерживающее влияние на иностранных инвесторов, особенно в тех случаях, когда объёмы инвестирования относительно невелики. Сдерживающим фактором выступает и непобедимая сирийская бюрократия, способная по нескольку лет проводить тендеры на осуществление того или иного проекта, в результате чего победители тендеров могут переобъявляться неоднократно. Кроме того, борьба с коррупцией, достигшей вселенских масштабов и официально объявленной ещё при старшем Асаде, не приносит ощутимых результатов.

Особая роль отводится зонам свободной торговли, которые уже действуют в Дамаске, Алеппо, Хомсе, Тартусе, Деръа и открываются новые. Именно там разрешено открываться частным сирийским и иностранным банкам, инвестиционным фондам. Стимулирование здесь осуществляется за счёт освобождения от налогов и таможенных пошлин, свободы перевода капитала. Число инвесторов здесь увеличилось с 750 в 2000 году до 1597 в 2004 году, инвестиционный капитал вырос соответственно с 427 млн. долл. до 1,8 млрд. Для иностранцев поставлено условие, что их деятельность будет разрешена только в случае добавочной инвестиции в местную недвижимость в размере не менее 11 млн. долларов.

На территории свободной зоны в Дамаске уже создаётся Арабо-Американский торговый центр на Ближнем Востоке. Несмотря на введённые США антисирийские санкции центр намерен оказывать услуги, способствующие росту торговых отношений, обмену информацией и взаимным консультациям между арабскими и американскими компаниями. В январе 2005 года подписан ещё один контракт с американской компанией на разведку и добычу нефти.

На нефтяной сектор экономики приходится до 25% ВВП. (“The Daily Star” 28/3/05).

В условиях оживления хозяйственной активности в ближайшее время потребуется существенное увеличение потребностей в нефти, прежде всего внутри страны, что неизбежно приведёт к сокращению экспорта. Новых крупных запасов не обнаружено с конца 80-х годов. Сейчас предпринимаются попытки освоить вторичные методы добычи, а также открыт международный тендер на осуществление перспективной разведки новых месторождений. Впервые в своей практике правительство предоставило иностранной компании «Танганьика ойл компани» (Канада) исключительное право разрабатывать государственные нефтепромыслы. В дополнение к этому в декабре 2004 года сирийцы подписали долгосрочные контракты с канадской Dublin International, британской Dove Energy и норвежской DNO ASA на изыскания, освоение и добычу нефти в месторождениях на севере страны.

На ближайшую перспективу поставлена задача прекратить продажу сырой нефти и заменить её нефтепродуктами. Для этого предусмотрено возведение третьего нефтеперерабатывающего завода в Дейр аз-Зуре мощностью 140 тыс.бар. в день. Ещё один завод мощностью 70 тыс. бар. построят китайцы. Пока два действующих завода способны перерабатывать не более 440 тыс.бар. в сутки.

В целом же в промышленности в последние годы накапливались тревожные синдромы: низкое качество продукции, падение производительности труда, увеличение числа убыточных предприятий (консолидированные убытки государственных компаний достигли в 2005г. миллиарда долларов), отсутствие инвестиций. Всё это привело к тому, что экспорт промышленных товаров сокращается на 10% ежегодно.

Показательным является тот факт, что государственные компании и предприятия, действующие в таких доходных и перспективных отраслях как текстильная, пищевая, химическая, цементная дают лишь около 2% ВВП. До сих пор работают сотни государственных компаний, которые поглощают огромное число инвестиций, и многие из них хронически убыточны. Зато как грибы после дождя возникают тысячи частных фабрик, производящих всё, что угодно: от обуви до удобрений.

Пожалуй, самым слабым звеном сирийской экономики является банковский сектор, где формируется всего 3%ВВП. Банковская система включает 5 специализированных кредитных учреждений, обслуживающих конкретные производства, которые находятся под контролем государства. В 2000 году началась банковская реформа, которая предусматривает возможность учреждения частных банков с участием иностранного капитала, однако первый частный банк был открыт только в 2004г., а в сентябре того же года правительство ослабило строгий валютный контроль, позволив гражданам покупать свободно конвертируемую валюту в частных обменных пунктах. Однако новые банки облагаются высоким фиксированным налогом на прибыль — 25%, их капитал должен быть не менее 30 млн. долларов, но ни одно физическое лицо не имеет права владеть более 5% акций. Сейчас крупнейшим финансовым институтом Сирии является Коммерческий банк, который контролирует 80% всех активов в банковском секторе и единственный уполномочен осуществлять валютные операции. Общие депозиты банковского сектора на конец 2004г. составляли 13,8 млрд. долл. В стране действуют всего 282 банковских филиала, что совершенно недостаточно для 18 миллионного населения. Запланировано открытие исламского банка (2005).

Согласно подписанному президентом Асадом новому закону о Центральном банке и кредитно-денежных отношениях, создан Совет по валютным и кредитным операциям, который уполномочен регулировать отношения с местными и зарубежными инвесторами. Чиновники надеются, что экономические реформы приведут также к возврату миллиардов долларов сирийских эмигрантов. Во всяком случае, за весь 2005 год 8 млрд. долл. зарубежных инвесторов и денежные переводы сирийцев из-за рубежа были инвестированы в различные проекты, что превышает сумму, полученную страной за последнее десятилетие. Опасаясь американских санкций, Дамаск с февраля 2006г. в своих международных расчётах перешёл на евро.

В начале 2005 года начала работать комиссия по созданию в Сирии фондового рынка. (“Syria Times” 24/2/05).

Впервые сирийское правительство заявило, что одним из приоритетов в хозяйственной политике становится туризм, для развития которого страна располагает уникальными возможностями как с точки зрения рекреационных ресурсов Средиземноморья, так и с точки зрения большого количества исторических и архитектурных памятников времён крестовых походов. В период арабо-израильского противостояния туризм в Сирию практически сошёл на нет, постепенно он вырос до 150 тысяч туристов в 2002г. (для сравнения: АРЕ и Тунис посещают по 5,5 млн. гостей) и до 2 млн.- в 2005г. Принята программа, согласно которой планируется до 2020г. увеличить число мест в отелях с 36 тыс. в 2004г. до 170 тыс. и подготовить персонал численностью не менее 10 тыс. человек. Потенциальным инвесторам в туристический бизнес гарантировано освобождение в течение первых 8 лет от уплаты налогов и репатриация прибылей. В 2003г. поступления от туризма составили 1,3 млрд. долларов. К моменту завершения программы выручка должна возрасти в десять раз.

В ближайшие годы запланировано строительство в районе города Катана в 30 км. к юго-западу от Дамска крупнейшей международной туристической зоны Сирии стоимостью 15 млрд. долл. В финансировании принимают участие предприниматели из Сирии, ОАЭ и стран Европы. Два туристических комплекса уже сооружаются на побережье Средиземного моря при участии российского капитала.

Демографическая нагрузка близка к критической. При ежегодном росте населения на 3% для преодоления дисбаланса необходимо увеличивать ежегодные темпы роста производства как минимум до 6%. Для создания новых рабочих мест необходимы инвестиции в размере 4 млрд. долл. в год, однако в условиях усиливающегося давления США и обострения внутренних проблем набрать эту сумму нелегко, а соглашение с ЕС о партнёрстве всё ещё пробуксовывает. Иностранные инвесторы пока присматриваются к развитию ситуации в Сирии и не спешат вкладывать деньги. В этих условиях правительство вынуждено дотировать поддержание низких цен на основные продукты питания, топливо и пассажирский транспорт. В 2005г. для этих целей были выделены 2,4 млрд. долл., столько же выделено на выплату зарплат госслужащим.

Правительство приняло программу борьбы с безработицей, на реализацию которой выделено 1,7 млрд. долларов в течение ближайших 5 лет. Она предусматривает создание 440 тыс. рабочих мест и организацию специальных центров по подготовке квалифицированных работников для перспективных отраслей экономики. В стране готовится реформа среднего и специального образования. Предполагается, что реконструкция госсектора и развитие частного предпринимательства также будут способствовать сужению масштабов безработицы.

Внешнеэкономическаяполитика, в недалёком прошлом ориентированная на развитие полномасштабного и практически безальтернативного сотрудничества с социалистическими странами, оказалась уязвимой, поскольку СЭВ распался, а идеологический базис превратился в свою противоположность. В этой изменившейся ситуации новое правительстводемонстрирует сбалансированный подход к выбору партнёров, приверженность арабской солидарности и создание привлекательного инвестиционного климата.

Предпринимаются меры по нормализации и оживлению ближневосточных связей. Первый официальный визит в качестве президента Башар Асад нанёс в Саудовскую Аравию. Подписаны и начали действовать новые двусторонние соглашения о свободной торговле с Ливаном, Иорданией, Египтом, Тунисом, Марокко, Бахрейном, ОАЭ и Катаром. В последние месяцы 2005/06гг. предприниматели из государств Персидского залива начали активную экономическую деятельность в Сирии. Они скупают недвижимость, промышленные предприятия и ведут строительство жилых и промышленных объектов. Компания «Амар» из ОАЭ ведёт строительство двух жилых микрорайонов в Дамаске, а кувейтская компания «Ариф» строит крупную торговую зону. Объёмы взаимной торговли за истекшие три года удвоились, что свидетельствует о решимости партнёров реализовать в ближайшее время намерение создать общеарабскую зону свободной торговли. В 2005г. сирийские курорты посетили 3,1 млн. туристов из арабских стран.

Особую озабоченность Б.Асада вызывают перспективы отношений с соседним Ираком, оккупированным армией США. После смерти отца, непримиримого противника С.Хусейна, новый президент начал процесс нормализации отношений между двумя странами. И преуспел, взаимный товарооборот в последние годы достиг отметки 400 млн. долларов, но особые надежды возлагаются на оживление экономической конъюнктуры в ходе восстановления Ирака. Уже возобновились железнодорожное сообщение и перекачка нефти по трубопроводу Киркук-Банияс.

С ближайшим соседом Турцией отношения не поддерживались в течение 57 лет вплоть до начала 2004 года, когда сирийский президент нанёс исторический визит в Анкару. С этого момента началось активное сотрудничество: были достигнуты договорённости о создании зон свободной торговли по границе обеих стран, о предоставлении транзитных льгот, о совместном освоении приграничной зоны после её разминирования. Турецкие бизнесмены уже успели разместить в Сирии 150 млн. долларов.

В условиях безденежья особые надежды Башар Асад возлагает на богатый газом Катар, который в последнее время проявляет заинтересованность в инвестициях в сирийское производство цемента, изделий из металла, в развитии портов и туристических объектов.

Правительство поддерживает идею партнёрства стран Европейского Союза и Южного Средиземноморья, выдвинутую в 1995 году на конференции в Барселоне, в форме Средиземноморской зоны свободной торговли. Соглашение с ЕС открывает обнадёживающие перспективы для продвижения сирийских товаров на европейские рынки, а также способствует европейским инвестициям в Сирию не только посредством займов, но и в виде прямых инвестиций европейских корпораций. В стратегической перспективе такой поворот, конечно, желателен, но сирийские коммерсанты озабочены последствиями таких шагов в ближайшей перспективе, поскольку экономика страны в её нынешнем виде не готова к крупномасштабному партнёрству и не сможет выдержать массированного давления на хрупкие хозяйственные структуры страны.

Европейцы полагают, что сирийская экономика достаточно хорошо приспособлена для осуществления трудоёмких операций, а обрабатывающая промышленность способна удовлетворить самых требовательных европейских и американских клиентов. Сирийским же предпринимателям зачастую нехватает знаний в области маркетинга и сбыта. Перспектива взаимодействия связана с постепенным объединением западного потребительского рынка и технологий с дешёвым производством, использующим европейские стандарты.

12 декабря 2003 года президент США подписал принятый конгрессом законопроект «Об ответственности Сирии», который позволяет Джорджу Бушу самостоятельно «менять масштаб антисирийских акций» в зависимости от складывающейся ситуации. Американские демарши серьёзно осложнили отношения Сирии со своими традиционными и потенциальными партнёрами. Израиль присоединился к позиции США, и вместе они блокируют начало переговоров о вступлении САР в ВТО.

В 2002-2004гг. Евросоюз предоставил Сирии кредиты на сумму почти в 200 млн. долл. на осуществление различных экономических проектов в рамках Европейско-средиземноморского сотрудничества. Средства были направлены на финансирование проектов в области орошения, торговли, высшего образования, а также социальных программ. Сирия оказалась последней из средиземноморских стран, которая подписала соглашение об ассоциации с ЕС в октябре 2004г. (“Euronews” 05/11/04).

СССР зримо обозначил своё присутствие в Ближневосточном регионе в начале 50-х годов прошлого века, осознав его стратегическое значение для своей внешней политики. Умело используя противоречия арабских стран с «международным империализмом и колониализмом» и негативное отношение к образованию Израиля, советское государство сумело установить дружественные отношения со странами восточного Средиземноморья, в том числе с Сирийской Арабской Республикой.

Экономическое и техническое сотрудничество началось с 1957 года. При нашем содействии были построены десятки предприятий, с которых, по сути, началась индустриализация Сирии. Среди наиболее значимых объектов выделяются каскад гидроэлектростанций на реке Евфрат мощностью 800 МВт, гидроузел «Баас» мощностью 75 МВт, гидроузел «Тишрин» с ГЭС мощностью 630 МВт, тепловая станция «Тишрин» мощностью 400 МВт, завод азотных удобрений в Хомсе, ирригационные и водохозяйственные объекты, 1,5 тысячи километров железнодорожных путей, 3,7 тысячи километров линий электропередач. Сирийская нефтедобывающая промышленность начиналась с 14 месторождений, общей мощностью 9 млн. тонн, разведанных и обустроенных с помощью советских специалистов. Построен нефтепродуктопровод «Хомс-Алеппо» протяжённостью 180 км. Всего более 80 объектов, из которых 60 — были введены в эксплуатацию. Подсчитано, что только за 1983-1990 годы СССР поставил Сирии оружия на 11 млрд. долларов.

Будет нелишним подчеркнуть, что прежде двусторонние экономические и научно-технические отношения строились исключительно в рамках межправительственных соглашений без учёта интересов местных деловых кругов, а в структуре советского импорта преобладали сырьё и некоторые товары лёгкой и пищевой промышленности. Такие прогрессивные формы сотрудничества как специализация, производственная кооперация так и не получили сколько-нибудь заметного развития. И потом, Россия никогда не ставила вопрос об участии в управлении построенными предприятиями и в распределении прибыли. В нынешних условиях государственные учреждения России вообще устранились от активного участия и патронажа развития торгово-экономических отношений с Сирией.

Не добавило энтузиазма российско-сирийскому сотрудничеству и налаживание активного диалога новой России с Израилем по всему спектру политических и экономических связей, что было расценено в некоторых кругах на Ближнем Востоке как «предательство интересов арабов в их борьбе с сионизмом». К этому же можно добавить и некоторую неопределённость внешнеэкономической стратегии самой Российской Федерации и отсутствие взвешенной концепции восстановления прежних связей. Освободившиеся ниши сотрудничества постепенно заняли европейцы, что не замедлило сказаться и на политической ориентации. В конкурентов превратились и бывшие коллеги по СССР, особенно Украина.

В результате прежние формы российско-сирийского экономического сотрудничества оказались заметно подорванными, а на руинах былого полномасштабного содействия активизировались мелкие бизнесмены с обеих сторон. Некоторому увеличению взаимного товарооборота сегодня способствует именно рост числа действующих на сирийском рынке частных российских компаний, которые задействованы в ирригации и освоении земель на массиве Мескене и в приморской зоне, а также в некоторых энергетических проектах. При этом частный бизнес всё больше переходит к практике создания холдингов, способных предлагать своим зарубежным партнёрам гарантированный сбыт их продукции, а также участие в совместном бизнесе.

У САР образовался долг перед Россией как правопреемницей СССР в размере 11 млрд. долл., погашение которого долгое время являлось непременным условием для дальнейшего сотрудничества. В результате переговоров в ходе визита в январе 2005 года сирийского президента Москва большую часть долга списала, и теперь он составляет 1,5 млрд. долл. Он будет погашен равными долями в 10-летний срок с начислением 4% ежегодно на остаток. Теперь во взаимодействии с Сирией применяется метод использования средств, которые подлежат списанию по схеме соглашений о разделе продукции.

После распада СССР сотрудничество с Сирией практически свернулось, если не считать поставки запчастей и «челночной» торговли. Первое заседание Постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству состоялось в Дамаске лишь в феврале 1998 года. Российские компании за период 1993-2003 годы выиграли ряд тендеров общей суммой 130 млн. долларов на строительство НПЗ, ЛЭП, трубопроводов, ирригационных сооружений. Соглашение об избежании двойного налогообложения действует с 2001 года.

До 1992 года ежегодный объём российско-сирийского товарооборота достигал 1 млрд. долларов и включал достаточно широкую номенклатуру сирийских товаров, в том числе нефть и хлопок в погашение задолженностипо предоставленным государственным кредитам. В связи с прекращением в последние годы сирийской стороной выплат по долгам и переходом на расчёты в свободно конвертируемой валюте объёмы взаимной торговли в 90-е годы значительно сократились до скромных 150 — 200 млн. долларов.

В 2003г. товарооборот с Россией только по государственной линии составил 194 млн. долларов (всего же по данным российской таможни — 223 млн. долл), из которых 175 млн. пришлось на российский экспорт (автотехника, запасные части, инструмент, прокат чёрных металлов, пиломатериалы и ряд других сырьевых товаров). В 2004 году товарооборот вырос до 340 млн. долл. Экспорт России составил при этом 322 млн. долл. Сирия поставляет одежду, ткани, трикотаж, тюль, обувь (70% общего объёма экспорта), цитрусы, овощи, фрукты (18%), парфюмерию. (“Arabic News” 11/2/05). В 2004г. Сирию посетили 7,8 тысяч российских туристов против 4,9 тысяч в 2003г.

Сегодня сирийское правительство, опираясь на весь предшествующий позитивный опыт сотрудничества в ключевых отраслях экономики и в укреплении обороноспособности страны, по-прежнему рассматривает Россию в качестве стратегического партнёра и намерено развивать полномасштабное взаимодействие на долговременной основе, о чём свидетельствует подписанное осенью 2000 года Соглашение о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве. С целью установления более тесных контактов между бизнесменами обеих стран в сентябре 2004 года был учреждён Российско-Сирийский Деловой Совет.

В настоящий момент российские организации оказывают содействие в строительстве, модернизации, ремонте и эксплуатации 22 ранее построенных объектов. Работают около 250 российских специалистов. Южноуральский арматурно-изоляторный завод завершил реализацию крупного контракта на поставку в Сирию электроизоляторов для ЛЭП. Компания «Уралмаш-Буровое оборудование» поставила Syrian Petroleum Company 4 буровых установки для разработки месторождения Румейлан, а «Трубная металлургическая компания» поставляет в Сирию ежегодно по 50 тыс. тонн труб для нефтепроводов.

«Татнефть» выиграла тендер и подписала в начале 2005 года контракт на разведку, разработку и добычу нефти на условиях соглашения о разделе продукции сроком на 25 лет в провинции Дейр аз-Зор, а российская инвестиционная компания «Кредит лайн» подрядилась строить там же нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплексы стоимостью 2,7 млрд. долл. «Стройтрансгаз начал реализацию двух контрактов на строительство газоперерабатывающего завода мощностью 2,2 млрд.куб.м. и газопровода протяжённостью 324 км. до г. Хомс суммарной стоимостью 360 млн.долл.

Возобновилось сотрудничество в военной области. Россия начала поставки новой военной техники взамен устаревшей, в частности зенитно-ракетных комплексов малой дальности «Стрелец», а также подготовку и переподготовку сирийских офицеров.

Новый импульс для развития российско-сирийского сотрудничества дал визит Б.Асада в Москву в январе 2005 года, в результате которого были подписаны документы, закладывающие под экономическое сотрудничество совершенно новую фундаментальную базу: списана основная часть сирийского долга, подписаны соглашения о взаимодействии в энергетике, ирригации, промышленности и банковском деле.

В сентябре 2005 года принят совместный протокол, направленный на активизацию российского бизнеса в Сирии, в частности им предусмотрены гарантии российских банков для финансирования проектов. Достигнуты соглашения о реализации конкретных проектов: добыча нефти и газа в пустыне, строительство завода по производству фосфатных удобрений, НПЗ в Латакии, строительство заводов по производству оливкового масла, удобрений, прокладка линий электропередачи и нескольких объектов туристского назначения на средиземноморском побережье. Одновременно подписано соглашение о сотрудничестве между «Внешторгбанком» и Центральным банком Сирии, которое предусматривает прямое взаимодействие в области финансирования торговли и инвестиций без привлечения банков-посредников. Создание общего банка будет осуществлено за счёт использования в виде инвестиций части средств российского долга, депонированного в Центральном банке Сирии.

Сирийская сторона выражает заинтересованность в участии российских компаний и организаций в реализации проектов по разведке и добыче нефти и газа, восстановлении и развитии железнодорожной сети и даже в создании собственных технополиса и «электронной деревни». С начала 2005 года действует соглашение об автомобильном сообщении, которое позволило резко увеличить объём взаимных перевозок.

Сирия вновь вернула себе статус важнейшего партнёра России на Ближнем Востоке, и Москва предпринимает большие усилия, чтобы не допустить международной изоляции Дамаска и введения против неё экономических санкций, на чём настаивают США. А возобновление поставок оружия вызвало бурный протест Израиля, хотя Сирия вывела войска из Ливана, а граница между Сирией и Ираком теперь контролируется американскими военными.


Основные источники информации по стране:
www.cia.gov;
«Сирийская Арабская Республика», М.,1997;
www.arab.net.Syria;
www.rusimpex.ru;
www.russarabbc.ru (официальный сайт Россииско-арабского делового совета);
www.eastworld.ru.html (сайт интернет-журнала «Мир Востока».
Syria, country Report, International Monetary Fund (www.IMF.org, 2005).
"Arabic News». «Syria Times». «Syrian Arab News Agency».
www.syria.polpred.ru;
www.syria.org