«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(4), 2008

Экономика зарубежных стран

Новая экономическая политика Франции

Г.П. Черников, д.э.н.

Как можно охарактеризовать то новое, что звучит, или, вернее, начинает звучать у современной Франции? Остановимся на экономических проблемах. Прежде всего, о стартовых условиях.

«Топтание на месте»

Так определяют современное положение в экономике Франции специалисты известной газеты Figaro Economie (1). На чем они основываются?

В 2006г. ВВП Франции вырос всего лишь на 2%, а в 2007г. — на 1,9% (по оценке), что примерно в полтора раза ниже темпов экономического роста в зоне евро.

Близки к данным о ВВП и цифры, относящиеся к развитию промышленности. Речь идет не только о застое производства, но и о «тревогах, связанных с инвестиционным процессом». По мнению ряда авторов, «некоторые руководители предприятий» замораживают свои решения об инвестициях «в ожидании дальнейшего развития событий».

Тревожной выглядит и статистика безработицы. Длительное время количество безработных в стране стояло на высоком уровне. А в последний период оно даже несколько выросло. Так, в октябре 2007 г. безработица составляла 8,6% самодеятельного населения страны. Особенно высокого уровня она достигала среди молодежи страны (уровень достигал 21%). Считается, что на самом деле ее рост еще больший, т.к. увеличивается число безработных — нелегальных эмигрантов, не учитываемых официальной статистикой.

Анализируя подобное развитие, наблюдатели нередко говорят о том, что реальное состояние современной экономики Франции не соответствует ожиданиям, возникшим в ходе выборов. Тогда многие рассчитывали на положительное воздействие кандидата в президенты, его энергичной предвыборной компании, на экономическую атмосферу в стране. «Но эффект Саркози, его воздействие на французскую экономику оказались пшиком», — иронизирует один из экономистов, цитируемый Figaro (1).

Подобная оценка вряд ли может считаться объективной и справедливой. Указанная картина не является следствием деятельности нового руководства. Саркози еще только отметил первые сто дней на посту президента. Хотя в этой оценке есть ощущение определённого разочарования.

«Конечно, мы были бы очень довольны, если бы показатели нашего современного экономического развития были бы более значительными, — подчеркнула министр экономики французского правительства Кристин Лагард, — но мы уверены в будущем развитии». «Какой предприниматель или вообще гражданин, — замечает Figaro, — не слышал во время выборов таких слов: подождем результатов и того, что произойдет после этого». Подобные явления называют «выжидательной позицией, связанной с выборами». Этот «аттантизм» — обычное явление во время многих выборов, особенно президентских. Для объективной оценки экономического положения и его перспектив надо рассматривать деятельность уже избранных лиц, намерения, программы и результаты деятельности «новой команды».

Программа модернизации французской экономики

В основе новой политики лежит «программа модернизации французской экономики». Ее содержание должно быть сформулировано в специальном законе о модернизации экономики, проект которого готовится министром экономики Кристин Лагард с участием других министров и учреждений.

Важную роль в подготовке закона играет комиссия, возглавляемая видным французским экономистом Жаком Аттали. В ее составе 42 видных специалиста, в том числе иностранных. Изучается, в частности, опыт модернизации экономики, накопленный в Канаде, Италии, Великобритании в скандинавских и ряде других стран. Комиссия создала 4 рабочие группы по следующим проблемам: «экономический рост и коллективная психология», «мобильность рынка труда», «покупательная способность и развитие», «конкурентоспособность». Комиссия должна завершить работу к концу 2007 г. и представить свои предложения.

Первым этапом подготовки общей программы является закон о труде, занятости и покупательной способности (Тера), принятый недавно с целью закрепить в законодательной форме ряд предвыборных лозунгов Саркози. Готовится и второй закон на основе доклада Саркози перед предпринимателями 30 августа 2007 г.

Будут также использованы некоторые элементы, которые содержатся в законе Тьери Блетона о потребителях. Закон был разработан в феврале 2007 г., но не был утвержден Национальным собранием. Важная роль отводится докладу Армана-Рюэфа, подготовленному ими еще в конце 50-х годов, о преодолении различных бюрократических препятствий для экономического развития.

Все указанные материалы должны составить основу проекта закона о модернизации экономики. Срок его утверждения — начало 2008 года.

Но на основе уже ряда имеющихся сведений и оценок можно сформулировать следующие основные направления программы модернизации французской экономики.

Первым является деятельность по защите интересов предпринимателей. Вторым — рынок труда и социальные проблемы. Третьим — развитие государственно-частного партнерства. Четвертым — преодоление бюрократизма и злоупотреблений в сфере повседневных услуг населению.

Остановимся на каждом из этих направлений.

Анализируя содержание выступления президента во французском патронате 30 августа 2007 г., журналисты подчеркивали, что Саркози хочет сделать основой своего экономического проекта дух предпринимательства». Для всех, кто знаком с прошлой политической деятельностью Саркози, кто внимательно следил за его предвыборной компанией, было совершенно ясно, что он однозначно является правым лидером и другом большого бизнеса. Сам факт появления президента на съезде руководителей предприятий был многими воспринят как доказательство реальности намерения Елисейского дворца сблизиться с бизнесом. Глава предпринимательского объединения Medef Лоранс Паризо назвала эту встречу «долгожданным и историческим событием». По отзывам присутствовавших, речь Никола Саркози прерывалась аплодисментами более двадцати раз и завершилась овацией. Это не удивительно.

Главным в выступлении президента, обращенном к предпринимателям, был призыв «способствовать динамизму предприятий». А для этого необходимо преодолеть «разнообразные препятствия при создании предприятий, их развитии, трудности их финансирования», «улучшить доступ предприятий к кредиту», поощрять сбережения и развивать финансовые рынки. Динамизм предприятий должен содействовать «либерализации экономики и ее росту». «Все должно способствовать росту конкурентоспособности предприятий и инноваций».

Важно подчеркнуть, что речь шла не только о крупных предприятиях, но и о мелких, и средних, и даже мельчайших и индивидуальных хозяйствах.

Глава государства дал обещание руководителям бизнеса «освободить их от правовых и административных уз, подобных ошейникам, препятствующим нормальному развитию предприятий».

Общая философия экономической политики президента, как он говорил, заключается в том, чтобы искать резервы в «нас самих», улучшении всех сторон деятельности предприятий и тем самым гарантировать наилучшие условия для труда и, в конце концов, для повышения покупательной способности работников.

Большое значение в докладе президента занял вопрос о конкуренции. «Только с ее помощью, — подчеркивал он, — можно сдержать рост цен. А это — единственное эффективное средство для защиты покупательной способности» (2).

Вторым направлением, как подчеркивает неоднократно президент, являются проблемы рынка труда и системы социального обеспечения.

В итоге длительной эволюции во Франции сформировалась одна из самых развитых в мире систем социального обеспечения. Социальные расходы в конце 90-х годов составляли порядка 22-23% стоимости ВВП страны, в том числе расходы на пенсию — порядка 9-10%, на организацию рабочего времени и здоровье работников — 8-10%, на семейные пособия — 2-3%, на пособия по безработице — 2-3%. Даже при неполном учете различных социальных выплат, которые составляли в совокупности так называемую «социальную зарплату», они достигали примерно третьей части номинальной заработной платы лиц наемного труда.

Особенно важное значение имели расходы, связанные с организацией рабочего времени. Уже в 80-х годах во Франции стали говорить о «революции свободного времени». Это означало, что свободное время превысило у француза старше 18 лет рабочее время за пределами семейных хозяйств. В последние годы была установлена средняя рабочая неделя в объеме 35 часов. В итоге, как подсчитали специалисты Международной организации труда (ILO), каждый француз в 2006 г. трудился в среднем 1564 часа, а американский работник — 1804 часа (3).

Проблема продолжительности рабочего времени занимала большое место и в предвыборной кампании, и в выступлениях президента в последнее время. Основной лозунг по этому вопросу Никола Саркози сформулировал следующим образом: «Работать больше, чтобы зарабатывать больше». При этом принцип 35-часовой рабочей недели заменяется 30-часовой. А для желающих она должна дополняться организацией сверхурочной работы, за которую каждый работник должен получать дополнительную плату. Надбавка будет предоставляться за счет освобождения этих часов от налогообложения. Новые правила оплаты труда вступят в силу уже с октября 2007 г. Работодатели должны договариваться об изменениях рабочего графика сотрудников с профсоюзами своих предприятий.

Другие меры по модернизации рынка труда, такие как упрощенный порядок увольнения сотрудников, а также сокращение возможных вариантов трудовых договоров (при сочетании коллективных и индивидуальных), представители Medef и профсоюзов должны выработать на регулярных встречах в течение трех месяцев в конце 2007 года.

Пенсионное дело, как правильно заметил известный французский экономист Марсель Балест, — это одно из великих достижений ХХ в., результат акта солидарности между различными поколениями людей (4). Но пенсионное дело во Франции в последние годы находится в состоянии кризиса. Проявления кризиса весьма многообразны, прежде всего из-за того, что наметилась тенденция замедления роста социальных выплат при одновременном увеличении потребностей в них. Потребности растут в связи с процессом постарения населения и увеличением числа пенсионеров до 11-ти с лишним миллионов человек. Это заставляет прибегать к увеличению взносов работников и предприятий. Например, взносы в Национальную кассу страхования по старости у наемных работников выросли в конце 90-х годов более чем в 2 раза, отчисления предпринимателей — в 1,5 раза.

В результате возникла тенденция устойчивой дефицитности бюджета пенсионного обеспечения.

Программа экономической модернизации президента в этой сфере является своего рода упорядочением всей системы. Отвечая на вопросы журналистов 24 сентября 2007 г., президент прежде всего подчеркнул необходимость повышения возраста выхода на пенсию до 65 лет (мужчинам) против современных 60 и увеличить необходимый стаж работы для этого с 37 до 40 лет.

Но главное значение президент придал ликвидации различий в организации пенсионного дела у разных категорий населения. По его мнению, речь идет, во-первых, о работниках государственных предприятий на железнодорожном транспорте, в метро, электроэнергетике, газовой промышленности, сокращении ряда льгот, которые не предоставляют представителям других отраслей и секторов. Но основным является второе положение президента о государственных служащих. В беседе с представителями французской прессы 19 сентября 2007 г. он подчеркнул, что расходы на служащих составляют значительную часть госбюджета Франции. Необходимо, отметил Никола Саркози, сократить количество государственных служащих не менее, чем в 2 раза. Осуществлять это сокращение он предлагает не путем увольнения существующих работников, а за счет ликвидации половины рабочих мест после ухода людей на пенсию.

По мнению президента, надо прекратить досрочный выход на пенсию. Половину средств после осуществленных сокращений льгот или других мер надо использовать на удовлетворение нужд населения.

Третьим направлением в программе экономической модернизации Франции являются проблемы, связанные с деятельностью государства.

Государственно-частное предпринимательство

Перевод крупных участков экономики в частный сектор, который осуществляется во Франции, как и во многих других странах, не означает ослабления смешанной экономики.

Тесное взаимодействие государственного и частного секторов продолжается. Оно принимает форму государственно-частного партнерства.

Об этом свидетельствуют и наметки программы модернизации французской экономики, и многие факты конкретной деятельности президента Никола Саркози и современного правительства Франции.

Начнем с последних. Можно привести пример крупнейшего объединения — авиационно-космического концерна EADS, в котором участвует и французское государство, и частная французская группа Lagardère.

Никола Саркози продолжил политику своего предшественника Жака Ширака, содействуя развитию EADS, укрепляя его конкурентоспособность. В 2007г. Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель осуществили глубокую реформу концерна (5). Хотя между двумя руководителями есть определённые противоречия взглядов, Никола Саркози хочет, чтобы EADS расширил число своих крупных акционеров. По мнению журнала «Эксперт», мотив Саркози понятен — он прагматичный лидер, любой ценой стремящийся спасти и укрепить государственно-частные предприятия (6). Другой пример — создание новой группы Gaz de France — Suez, решающую роль в котором сыграл Никола Саркози. «Я предложил компании Suez — говорил президент — объединить свою деятельность в энергетической сфере с Gaz de France и создать единую группу в газовой и электроэнергетической промышленности. Эта группа будет соответствовать по своим размерам масштабу европейского рынка, а государство будет основным акционером группы» (7).

Это слияние готовилось в течение нескольких лет. Но решающую роль сыграло уже нынешнее руководство.

По мнению специалистов, создание такой компании укрепит международные позиции Франции и позволит государству контролировать ее деятельность. Предприятие станет лидером на мировом рынке сжиженного газа, что соответствует французской и общеевропейской политике формирования европейских суперструктур.

Еще один пример. Речь идет о предполагаемом создании компании — мирового лидера в области атомной энергетики. Как сообщает журнал «Эксперт», для этого Саркози прорабатывает возможность реструктуризации и последующего слияния группы по атомной энергетике Areva с производителем турбин Alsthom или растущей промышленной группой с весьма разнообразным производством Bouygues. Это намерение непосредственно затрагивает ближайшего партнера и конкурента Франции — Германию. Саркози заявляет, что был бы не против участия Германии в атомной суперкомпании, если они смогут привнести туда что-то принципиально новое — технологии или рынок (8).

При анализе государственно-частного предпринимательства особенно важно учесть сферу НИОКР. Как в общих проектах модернизации экономики, так и в конкретных мероприятиях, которые уже осуществляются или планируются, государство — постоянный фактор развития научных исследований. По словам министра экономики Франции Кристин Лагард, «Франция сегодняшняя должна инвестировать во Францию завтрашнюю… Государство должно резко увеличить помощь частным исследованиям» (9). Это заявление министра было охарактеризовано предпринимателями как «сенсационное». Оно сопровождалось конкретной программой увеличения государственной помощи НИОКР частного сектора.

Отныне частные предприятия могут рассчитывать на налоговый кредит, равный 30% общих расходов на НИОКР до 100 млн. евро. При превышении этого объема налоговый кредит снижается до 5%. Для предприятий, которые обращаются с просьбой о кредите в 1-й раз, кредит на первый год может составлять 50% совокупных расходов НИОКР. Общий размер кредита на год в бюджете увеличивается с одного миллиарда евро до 2,7 млрд. «Инвестировать в инновации и научные исследования, — подчеркивает Figaro, — является способом получать пользу от глобализации, а не страдать от нее» (10).

Важно отметить, что общие показатели государственного участия в экономике по данным 2007 г., как отмечает Figaro, остаются на весьма высоком уровне. Достаточно привести следующие данные. Общий объем обязательных взиманий государства в 2007 г. составит 44,0% стоимости ВВП Франции. Это немного ниже уровня 2006 г., но значительно превышает уровень предыдущих лет. Удельный вес государственных расходов в 2007 г. превысит 53,3% стоимости ВВП, что или превышает, или очень близко к уровню 2002-2006 гг.

Особенно большое внимание новая программа уделяет сокращению бюрократических тенденций во французской экономике. Это направление можно считать, как мы говорили в начале статьи, даже самостоятельным четвертым направлением программы модернизации экономики, но тесная связь, которая существует между государственно-частным предпринимательством и бюрократическими тенденциями, делает целесообразным рассмотрение этих проблем в рамках одного раздела.

Францию можно считать классическим эталоном развития государственной службы. Исполнительная власть здесь уже очень давно имеет в своем распоряжении целую армию чиновников.

И даже в период определённого ослабления государственной предпринимательской деятельности в стране продолжалось расширение общей занятости в государственном секторе. Правда, в последний период его темпы уменьшаются. В 1969-1980 гг. в среднем количество занятых в государственном секторе возрастало ежегодно на 2,4%, а с начала 1981 г. по 1993 г. включительно — сократилось до 0,5%.

Но, несмотря на сокращение темпов, рост количества занятых на государственной службе продолжается и сегодня, в период приватизационных реформ. Общая численность служащих в министерствах, на государственных предприятиях и в организациях, в почтовых учреждениях составляла по официальным данным в 1982 г. 2930,6 тыс. человек, в 1992 г. — 3029,5 тыс. человек, в 2003 г. — 3150,7 тыс. человек, к которым надо прибавить еще 454,9 тыс. человек, работавших на условиях половины ставки.

Среди причин постоянного увеличения числа государственных служащих надо не забывать о таком важном факторе как рост общего значения управленческого труда.

Но этот объективно прогрессивный фактор, связанный с научно-технической революцией, не может объяснить полностью это явление.

Рост количества чиновников во многом обусловлен развитием процесса бюрократизации, который характерен для Франции и других стран сегодня. Он связан с большим влиянием среди служащих бюрократической верхушки, заинтересованной в сохранении своих льгот и привилегий, а также широким распространением недостатков функционирования государственного аппарата. Так, во Франции нередко говорят о «бумажной круговерти» и «нормотворческой инфляции», что замедляет решение тех или иных вопросов, призывают к борьбе против бюрократизма.

Питательной основой бюрократизма является коррупция, охватившая как отдельные ветви госаппарата, так и предпринимательские круги. Об этом свидетельствуют ряд примеров, условно именуемых «бухгалтерским кризисом». Так, топ-менеджеров крупнейшей французской компании Total подозревают в даче взяток чиновникам ближневосточных стран в обмен на получение контрактов на разработку газовых и нефтяных месторождений. Большую известность приобрело дело энергетической компании Elf. В ходе судебного разбирательства, которое продолжалось 10 лет, непосредственный ущерб был установлен во многие сотни миллионов евро. По этому делу в качестве обвиняемых были привлечены более тысячи сотрудников компании (11).

Преодоление бюрократических тенденций — очень популярная тема в выступлениях президента Никола Саркози и ряда руководителей французского правительства.

По словам президента, «необходимо преодолеть такого рода препятствия, которые мешают развитию некоторых секторов экономики, расширению занятости, снижению цен» (12). «Придать экономике больше подвижности и гибкости», — так разъясняет пожелания президента министр экономики Кристин Лагард (13).

Среди мер, уже намеченных для реализации этой цели, наиболее решительно звучит предложение президента сократить количество государственных служащих в 2 раза, о котором мы уже говорили. Детальную программу преодоления бюрократических

тенденций еще предстоит разработать. Этому посвящены многие обсуждения в рамках комиссии Аттали, выступления ряда специалистов-экономистов и политических деятелей. Среди них нет таких радикальных мер, как у президента. Но много конкретных вопросов, затрагивающих интересы различных групп населения.

Примером может служить организация розничной торговли в воскресенье и праздничные дни. Сегодня действуют очень жесткие ограничения. Торговля разрешена только в течение 5-ти воскресных дней в году. В жизни есть многочисленные случаи нарушения этого правила. А теперь предлагается снять ограничения и разрешить торговую деятельность в воскресные дни.

Другой пример — организация распродаж товаров по сниженным ценам (весенние и осенние сольды). Сейчас такие распродажи организуются два раза в год. Сохраняя принцип двухразовых распродаж, предприятиям предоставляются более гибкие правила их организации.

Многие граждане считают, что надо сделать более умеренными тарифы пользования телефонными линиями. Члены правительства обещают «бороться с нарушениями, которые допускают «телефонные операторыПравительство считает, что потребители не должны брать на себя дополнительные расходы, связанные со временем ожидания телефонной связи. Такое «улучшение», по словам главы правительства, помешает усилению инфляции. Эти предложения должны быть включены в проект закона, который готовится правительством для утверждения осенью текущего года.

Обсуждаются различные предложения о канцелярской реформе, улучшении правил набора служащих, усилению борьбы с коррупцией.

Проблемы государственно-частного партнерства внутри страны тесно связаны с международной деятельностью.

Международные экономические отношения и некоторые проблемы внешней политики современной Франции

Модернизация французской экономики невозможна без активной деятельности по повышению ее конкурентоспособности и поддержки государством зарубежной экспансии предприятий. По сути дела, лозунг, который был выдвинут в прошлом о задачах международной деятельности, взят на вооружение современными руководителями Франции. У экономиста Феро он звучал так: «Экспортировать или погибнуть». С той поры «экспортный императив», как подчеркивали представители правящих кругов Франции, стал «национальным приоритетом».

Проблемы международной экономической деятельности Франции заняли немалое место в докладе президента Саркози перед предпринимателями 30 августа 2007 г. Речь шла о том, чтобы поддержать усилия предприятий по завоеванию иностранных рынков, при том, что действия государства должны лишь дополнять самостоятельные усилия предпринимателей». Правительство только на первый период до конца 2007 г. наметило организацию по меньшей мере 15-ти делегаций с участием предпринимателей для переговоров, в том числе в Мексику, Россию, США, Германию, Вьетнам, Китай и в другие страны. Цель, которая ставится правительством, — не только «дать возможность Франции увеличить свою долю на мировом рынке», но также «привлечь во французскую экономику иностранные инвестиции и расширить партнерские связи с некоторыми странами благодаря росту конкурентоспособности Франции» (15).

Важное значение имело еще одно выступление президента, состоявшееся на сто второй день пребывания Никола Саркози у власти, перед чрезвычайными и полномочными послами, собранными на инструктаж. Президент рассказал дипломатам, а заодно и остальным землянам, как отмечалось во французской и российской печати, какие «проблемы стоят перед планетой в начале XXI века» и что со всем этим делать Франции (16).

Главным в этом докладе была внешняя политика Франции, но она тесно увязывалась с экономическим развитием страны. Особенно ярко это видно на примере одной из ведущих тем доклада — темы дальнейшей интеграции Евросоюза. Причем Саркози делает это в лучших французских, можно сказать голлистских, традициях. Он — сторонник возвращения Франции роли локомотива европейской интеграции. «Без Европы, — утверждает Саркози, — не будет сильной Франции, без Франции не будет мощной Европы».

На общеевропейской сцене Саркози с огромной энергией взялся за осуществление пробуксовывающего проекта дальнейшей интеграции Евросоюза. Европейское строительство объявлено им «абсолютным приоритетом внешней политики Франции». Совместно с канцлером Германии Ангелой Меркель Саркози активно проталкивает превращение конституции в союзный договор, который затем будет приниматься на уровне национальных парламентов.

Одновременно новый президент разрабатывает программу общеевропейских действий, которые Франция сможет продвигать во время ее грядущего председательства в ЕС. Уже сегодня в центре внимания французского президента энергетическая безопасность, проблемы иммиграции, реформирование дотируемого сельского хозяйства Евросоюза. Характеризуя эти действия, французский политолог Доминик Рейние сказал «Эксперту»:«Внезапно Франция для Европы перестала быть источником проблем и стала источником решений» (17).

Некоторые российские СМИ увидели в речи президента перед французскими дипломатами «антироссийскую направленность». Но большинство авторов не были согласны с таки мнением. Нам кажется, права редакция журнала «Компания», которая сделала следующий перевод этого места в докладе президента. Цитируем:«Россия возвращается на мировую арену, с некоторой брутальностью играя своими козырями, в частности, такими, как нефть и газ. В то же время, в решении глобальных проблем мир, в особенности Европа, ждет от России значительного позитивного вклада, соответствующего ее вновь обретенному статусу» (18). Близкие к таким оценки получили и США, и Китай.

Последующие события показали, как нам кажется, справедливость более объективной благожелательной оценки отношения Никола Саркози к России. Разве не свидетельствует об этом поведение французского президента во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексея II во Францию в начале октября 2007 г. Одним из итогов визита стало обещание президента Франции Никола Саркози, данное во время беседы со Святейшим патриархом, помочь в строительстве нового кафедрального собора Русской Православной Церкви в Париже (19).

Но наиболее четко характер отношения французского президента к России проявился во время его официального визита в Москву 9-11 октября 2007 г. Уже во время первой встречи двух президентов в Ново-Огарево Никола Саркози заявил о том, что Франция хочет быть другом России (20).

* * *

Подводя итоги характеристике современного этапа разработки экономической политики новым руководством Франции и, в частности, президентом Никола Саркози, надо подчеркнуть, что речь идет о широкой программе модернизации французской экономики. Формируемая программа имеет важное значение для страны. Некоторые ее положения наверняка вызовут противоречивые мнения. Но все участники признают необходимость поисков компромисса по спорным вопросам.


Источники

1. Figaro Economie, 15 août 2007, La croissance française marque le pas
2. Figaro Economie, 30 août 2007
3. У.Горбольская. Производительные штаты. Ведомости, 4 сентября 2007 г.
4. Baleste M., L «Economie française. Etudes thématique de l »économie nationale. Les Retraites, P., 1995
5. Олег Черницкий, EADS оставили одну голову, Ведомости, 17 июля 2007 г.
6. На одном крыле. Эксперт, № 28, 23 июля-12 августа 2007 г., с. 6
7. Figaro Economie, 31 août 2007
8. Денис Локтев, op. cit., с.92
9. Figaro Economie, 25-26 août 2007
10.Там же
11. Компания, 26 марта 2007 г, № 11, с. 17; Ведомости, 22 марта 2007 г.
12. Figaro Economie, 30 août 2007
13. Там же
14. Féraud F., Le commerce extérieur de la France. Leçons d «hier — problèmes d «aujourd «hui, P., 1955, p.197-198
15. Figaro Economie, 31 août 2007
16. Le Monde, 13 septembre 2007
17. Денис Локтев, Наполеон, а может, де Голль.Эксперт, № 34, 17-23 сентября 2007 г, с. 94
18. Компания, 6-13сентября 2007 г., с. 30.
19. Известия, 5 октября 2007 г.
20. Известия, 10, 11 октября 2007 г.