«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(5), 2008

Научная жизнь

Роль ИТ в экономике Российской Федерации

А.П. Скитович, II курс факультета МЭО

Лучшие доклады на научной студенческой конференции
«Глобальное информационное общество: экономические и социально-политические аспекты»,
МГИМО-Университет, декабрь 2007 г.

Понятие телекоммуникаций в современном обществе неразрывно связано и с понятиями «информация», «информационные отношения». Не случайно, что именно эти понятия в их органическом единстве и составляют суть наблюдаемых повсеместно явлений, относимых к переходу цивилизации к стадии «информационного общества», третьей по счету после ста­дий аграрного и индустриального общества. «Информационное» общество зачастую отождест­вляется с «постиндустриальным», иногда его ставят во временной оси развития цивили­зации после постиндустриального.

В последнее время в условиях расширения мирохозяйственных связей всё более значитель­ное место в развитии общества занимает его информатизация. Информационные технологии, степень их освоения и практического использования, а также обеспечивающая их телекоммуникационная инфраструктура становятся важнейшими факторами экономического прогресса, обеспечивая стабильно высокие темпы развития отдельной страны и эффектив­ность её интеграции в мировую экономику.

Одним из важнейших показателей информационного неравенства является уровень разви­тия телекоммуникационной инфраструктуры, оказания услуг связи. В большинстве стран мира телекоммуникационный сектор прошел путь от предельно зарегулированного состоя­ния с единственными (в каждой стране) государственными операторами-монополистами до либерализированного рынка разнообразных и качественных услуг электросвязи.

Телекоммуникации превратились в высокорентабельный бизнес, отличающийся высоким рыночным потенциалом и эффективностью инвестиций.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как нельзя лучше служат достижению данной цели и позволяют говорить о следующей стадии развития — создании информационного общества. При этом, как свидетельствует мировая практика отрасль ИКТ представляя перспективный рынок, сопоставимый по своим мировым объемам с традиционными рынками «индустриальной экономики» (сталь, тяжелое машиностроение и т.п.) и растущий при этом более высокими темпами является необходимым условием экономиче­ского подъема страны.

Одним из необходимых условий перехода от сырьевой модели экономического развтия к инновационной, является доступность инфокоммуникационных технологий и услуг всем гражданам страны. Это требует развития национальной инфраструктуры связи.

В Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006-2007 годах Президент Российской Федерации Путин В.В., говоря о месте России в мировой экономике, отметил, что в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. И в первую очередь, комплексным, взаимоувязанным развитием всех видов транспорта и связи, телекоммуникационной инфраструктуры и использование ИКТ в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Формирование российского сектора ИКТ фактически началось 15 лет назад одновременно со становлением рыночной экономики. Период жесткого регулирования рынка телекоммуникаций, когда расширение спроса во всех его сегментах опиралось на стихийно формировавшиеся экономические стимулы, завершился после финансового кризиса 1998 г., который на время ограничил темпы роста отрасли. Концепция развития российского телекомму­никационного рынка, принятая в 2000г., и оптимизация регулирования его отдельных сегментов дали рынку новый толчок, а экономический рост расширил внутренний спрос на телекоммуникационные услуги. В результате темпы прироста отрасли значительно превышали показатели промышленных отраслей.

Для Российской Федерации опережающее развитие отрасли ИКТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления.

Темпы роста в российской отрасли информационных технологий и связи с 2000 года ежегодно превышают темпы роста экономики страны в среднем в 4 раза. В 2006 году объем отрасли вырос на 20 процентов по отношению к 2005 году и превысил 1 трлн. 160 млрд. рублей. Заметно растет инвестиционная привлекательность. В 2005 году отечественные инвестиции в основной капитал отрасли превысил 150 млрд. рублей, а иностранные инвестиции соста­вили свыше 110 млрд.рублей[1].

Значительный рост экономики России в последние годы, либерализация условий экономической деятельности предприятий ведут к активной интеграции российской экономики в мировую, участию в глобализации экономических процессов, а главное — участию в новой экономике глобального информационного общества. Информационные технологии и связь становится теми элементами, которые не только объединяют огромную территорию России, но и объединяют людей. Неразрывность государственного информационного простран­ства, доступ максимального числа граждан к информации, информационному обмену — это залог не только экономического и социального развития, но и государственной безопасности, повышения инвестиционной привлекательности.

К 2010 году реализация государственной политики в области ИКТ позволит обеспечить повыше­ние плотности телефонной сети в полтора раза, увеличить обеспеченность населения ком­пьютерами с 10 до 43 на 100 человек, долю пользователей сети Интернет — с 15 до 45 процен­тов, долю отрасли ИКТ в структуре ВВП — с 5 до 10 процентов. Это также позволит добиться роста доли ИКТ в структуре экспорта Российской Федерации до 4 процентов[2].

В 2007 году объем валового внутреннего продукта увеличится на 6,0 %, производство продук­ции промышленности — на 4,2 %. Достигнуты высокие темпы роста и по другим основ­ным макроэкономическим показателям: инвестициям в основной капитал, реальными денежными доходами населения, обороту розничной торговли. Россия перешла в 3-ю инвестици­онную группу страновых рисков по классификации Организации экономического сотрудничества и развития. В первом полугодии 2007 года в России наблюдался настоящий инвестиционный бум — чистый приток иностранных инвестиций составил 64 млрд. долл.

Использование ИТ в социальной сфере

Использование информационных технологий позволяет перевести качество жизни на совершенно иной уровень, а отставание влечет провалы не только в производственной сфере и науке, но и в образовании, в медицине и даже в государственном управлении. Поэтому кроме преодоления цифрового неравенства и повышение доступности телекоммуникационных услуг одной из важнейших забот по стимулированию распространения ИКТ стала информати­зация социальной сферы страны, перевод социальных услуг на новый уровень каче­ства.

В последнее время государственная политика направлена на развитие телекоммуникацион­ной инфраструктуры и использование ИКТ в рамках реализации приоритет­ных национальных проектов. Принципиальной особенностью нацпроектов стала их инновационная направленность. Государственную поддержку получают именно те направле­ния развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютериазция всех школ, и обеспечение доступа к Интернету, снабже­ние медицинских учреждений самым передовым оборудованием и финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.

Мининформсвязи России был подготовлен ряд инициатив по внедрению ИКТ в таких сферах, как: ЖКХ, образование, здравоохранение и агропромышленный комплекс.

В сентябре 2006 года стартовал проект социальной важности — «Обеспечение доступа образова­тельным учреждениям Российской Федерации к сети Интернет» в рамках приоритет­ного национального проекта «Образование». Проектом предполагается до конца 2007 года подключение 52-х тысяч 940 школ к Интернету и обеспечение неограниченного доступа к ресурсам всемирной сети. План 1-го этапа проекта, предусматривающий подключе­ние в 2006 году 18-ти тысяч школ, выполнен. Причем до конца 2007 г. все подключен­ные общеобразовательные учреждения будут иметь неограниченный и бесплатный доступ в Интернет.

Кроме подключения школ к Интернету, в рамках национального проекта «Образование» планируется создание электронных информационно-образовательных ресурсов, а также развитие, оптимизация и модернизация управления системой федеральных образовательных порталов. Реализация этой ПНП должна к 2010 г. в 1,5 раза повысить количество обращений к информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах, и долю учащихся, охваченных обучением с использованием ИТ (с 60 % до 90 %).

В целях эффективной реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» предполагается создать интегрированную информационную систему монито­ринга здоровья населения нашей страны, разработать федеральную целевую программу «Электронный паспорт здоровья», подготовить предложения по обеспечению широкопо­лосным доступом к сети Интернет лечебно-профилактических учреждений и формиро­ванию единой телемедицинской сети в Пензенской области для его последующего тиражирования в субъектах Российской Федерации.

В декабре 2006 года подписано соглашение между Мининформсвязи России и Минрегио­ном России о взаимодействии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» по оснащению вновь возводи­мого жилья современными инфокоммуникационными технологиями. Например, оборудо­вания каждого нового дома современными системами автоматизированного учета потребления коммунальных услуг.

В 2006 году продолжались работы по реализации мероприятий ФЦП «Электронная Рос­сия (2002-2010 годы)». Среди них — создание Федерального информационного центра, модернизация Парламентского портала, модернизация Интернет-сайта приоритетных националь­ных проектов, модернизация Интернет-сайта Президента Российской Федерации.

К концу 2005 г. 93% органов государственной власти имели собственные сайты и порталы, а треть их них предоставляет интерактивные сервисы, например, онлайн-консультации. Средний уровень оснащенности сотрудников федеральных органов государственной власти компьюте­рами превысил 50%, а средствами телефонной связи — 65%, что в 2-3 раза выше, чем среди населения.

Выполнение мероприятий ФЦП позволило заложить институциональные основы для по­вышения эффективности использования ИКТ в деятельности органов власти; апробиро­вать основные решения по организации доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти, по предоставлению государственных услуг в электронном виде. Од­нако преобладание ведомственного подхода не позволило снять остроту таких проблем как неравномерное использование средств на информатизацию, медленная замена устареваю­щей техники, подключение территориальных подразделений к инфокоммуникацион­ной инфраструктуре центрального аппарата министерств и ведомств, низкий уровень межведомственного электронного взаимодействия.

После рассмотрения указанных проблем в августе 2006 года Правительство Российской Федерации утвердило новую редакцию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», подготовленную Мининформсвязи России[3].

Основными задачами новой редакции программы являются:

- обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия;

- построение единой информационной вертикали государственного управления;

- повышение доступности государственных услуг для населения и организаций;

- повышение уровня квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ.

Реализация мероприятий новой редакции программы начнется в 2007 году. На финансиро­вание мероприятий, направленных на решение этих задач, в федеральном бюджете на 2007 г. предусмотрено 2,8 млрд. руб.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач отрасли является переход на цифро­вые стандарты телерадиовещания, увеличение количества и качества принимаемых населением телевизионных программ.

Мининформсвязи России совместно с Минкультуры России разработало проект концеп­ции федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федера­ции (2008-2011 годы)». Главная цель Концепции — реализация конституционного права всех граждан нашей страны на получение информации посредством обеспечения населе­ния многоканальным вещанием с предоставлением обязательных общедоступных телевизи­онных и радиоканалов задачного качества. Первым опытным регионом, внедрившим качественное многоканальное цифровое телевидение на всей территории, стала Республика Мордовия.

Благодаря динамичному развитию российской отрасли ИКТ сегодня большинство граж­дан имеет возможность пользоваться современными услугами связи. Растет количество пользователей сети Интернет и информационных ресурсов в российском сегменте «всемирной паутины». К концу 2006 года количество пользователей Интернет составило порядка 25 миллионов человек. Общее количество эксплуатируемых в стране персональных компьютеров превысило 23 миллиона и увеличилось по сравнению с 2005 годом на 35%. Каждый пятый житель России пользуется услугами всемирной сети, при этом в Москве каждый второй. Для обеспечения равных возможностей использования ИКТ жителями России была разработана общенациональная программа «Компьютер — в каждый дом». Программа предусматривает повышения уровня доступности высокопроизводительной компьютерной техники по всей стране, в особенности для жителей малых городов, поселков, сельской местности, удален­ных и труднодоступных регионов, не имеющих развитой инфраструктуры производства и продажи персональных компьютеров. Ее реализация позволит заложить основу для формирования спроса на услуги «электронного правительства в регионах».

И одним из замечательных примеров использования правительством информационных технологий, чтобы лучше служить людям, является электронное правительство Чувашии. Электронное правительство рассматривается властями Чувашии как одна из технологий, и, наверное, более эффективная технология, трансформации реального правительства. Это является ответом на такие присущие обычному правительству черты, как медлительность, неэффективность и бюрократизм. Они стираются и исчезают под воздействием информаци­онных технологий, которые принципиально меняют сам характер взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Министры отныне приходят на заседания кабинета не с обычными толстыми папками, где лежат размноженные проекты документов, а со своими Tablet PC.

В 2006 году были сформулированы и апробированы на практике основные подходы и ре­шения в области организации межведомственного информационного обмена на основе ИКТ, обеспечения доступа населения и организации к информации о деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предоставления государствен­ных услуг в электронном виде.

Проблему цифрового неравенства в Чувашии постарались решить и путём предоставле­ния гражданам, у которых нет компьютеров, возможности работать в центрах общественного доступа, и обеспечением гражданам адекватного dial-up доступа, если компью­теры есть у них дома, и подключением к сетям компьютеров на рабочих местах жите­лей республики. Теперь любой человек имеет возможность поработать в специальных центрах, которых по республике достаточное количество, прийти туда и задать вопрос через электронную систему, оставить свои сообщения и пожелания для представителей власти своего региона. Для бизнеса диалог идёт непосредственно в электронном общении, так что теперь не нужно тратить массу времени.

Также в 2006 году был разработан проект национального стратегического значения «Стра­тегия развития информационного общества России». Данный проект стал острой необходи­мостью, потому что все очевиднее проявляется необходимость консолидированных уси­лий государства, частного бизнеса и гражданского общества в обеспечении конкурентоспособ­ности России в эпоху постиндустриального развития, в условиях доминирова­ния экономики, основанной на знаниях.

Если сегодня доля ИКТ в российской экономике превысила 5%, а в большинстве разви­тых стран она составляет от 8% до 12%, то доля ИКТ сектора среди 500 крупнейших компаний мира — 19%, а вместе с другими высокотехнологичными отраслями — 29%. Экономика будущего поистине заслуживает названия «инфономика», поскольку уже сегодня почти треть ее стоимости составляют нематериальные активы, интеллектуальная собственность, информационные продукты и услуги. В 2006 году информационные технологии получили массовое распространение в реальном секторе экономики страны. Ожидаемый объём рынка ин­формационных технологий в 2006 году оценивается в сумму 361,5 млрд. рублей. Это на 17,3 % выше по сравнению с 2005 годом.[4]

Поддержка отечественного рынка ИКТ

ИТ — это один из немногих секторов экономики, где Россия сокращает свое технологиче­ское отставание от развитых стран. Они стали одним из приоритетов экономической политики государства, одним из центров постоянного внимания Президента и правитель­ства.

Основной целью развития отрасли ИКТ и создания в России информационного общества является устранение структурного дисбаланса с превалированием топливно-энергетического комплекса и диверсификация экономики. Ключевой задачей является выпуск, в том числе с использованием средств МКТ, на мировой рынок товаров с высокой добавленной стоимостью — высокотехнологичных товаров. Решение этой задачи позволит России войти в число инновационных и технологических лидеров, заняв подобающее место в мировой эконо­мике в период глобализационной фазы развития.

Экономический рост и модернизация отраслей экономики России в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских про­изводителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.

Наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей является создание технопарков в сфере высоких технологий.

В марте 2006 года Правительство Российской Федерации одобрило госудасртвенную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», основными задачами которой являются:

- повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечение увеличения объемов иностранных инвестиций;

- создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;

- увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых россий­скими предприятиями в сфере высоких технологий.

В соответствии с государственной программой в 2006-2010 годах технопарки в сфере высо­ких технологий планируется создавать на территориях: Московской, Новосибирской, Нижегородской, Тюменской, Калужской области, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. В соответствии с Программой, создание технопарков в Российской Федерации призвано обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

17 апреля 2006 года состоялось открытие строительства ИТ-парка в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

В соответствии с предложениями Мининформсвязи России на строительство инженер­ной и транспортной инфраструктуры технопарков, а также на разработку проектно-сметной документации проектом федерального бюджета — 2007 предусмотрено более 2-х млрд. рублей. Предполагается, что благодаря реализации программы к концу 2011 года в семи «пилотных» регионах страны может быть создано около 75 тыс. новых рабочих мест. Средняя выручка одного сотрудника компаний- резидентов технопарка может достичь показателей стран- лидеров на мировом рынке высоких технологий.

Благодаря технопаркам будут созданы условия для концентрации российского бизнеса, его укрупне­ния и консолидации, а также условия для размещения международными ИКТ компаниями своих производств на территории России.

Предполагается, что стоимость совокупного объема продукции, произведенной в результате деятельности резидентов технопарков и оказанных услуг, может превысить 100 млрд. рублей. В целом на создание технопарков в ближайшие несколько лет предполагается направить около 22 млрд. руб. бюджетных средств.[5] На эти цели в федеральном бюджете на 2007 год предусмотрено около 2 млрд. рублей. Такой же объем средств будет выделен российскими регионами.

Значительным шагом на пути к более эффективному использованию ИКТ в государствен­ном управлении на всей территории Российской Федерации стало одобрение Правительством Российской Федерации в июле 2006 года Концепции региональной информатиза­ции до 2010 года, в которой отражены основные механизмы направления развития ИКТ в регионах, а также описаны финансовые механизмы реализации совместных проектов в области региональной информатизации, в том числе по созданию типовых программ — технических решений. Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере управления региональной информатизацией в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Разворот экономической политики России в сторону высокотехнологичных, наукоемких отраслей, в сторону «экономики знаний» в целом, открывает широкие возможности для международного сотрудничества. Огромные перспективы, в частности, имеют инфраструктур­ные проекты, ориентированные на использование особенностей географического положения России, представляющей собой своего рода мост между Азиатско-Тихоокеан­ским регионом и Европой. Сегодня информационный обмен между европейскими странами и Азиатско-Тихоокеанским регионом с его все возрастающим осуществляется через Америку, что элементарно невыгодно с экономической точки зрения. И Россия рано или поздно станет информационным мостом, значение которого для глобального информационного общества переоценить невозможно.

Помимо развития сферы информационных технологий важным направлением деятельно­сти является развитие телекоммуникационной отрасли. Среди основных задач в 2006 году в этом направлении особо выделяется подготовка к внедрению подвижной связи третьего поколения (3G) и демонополизация рынка дальней связи.

В настоящее время инфокоммуникационными услугами сетей связи третьего поколения пользуется около 400 млн. абонентов более чем в 100 странах мира, и ежемесячно их число увеличивается на несколько миллионов. Всего в мире развернуто около 300 сетей связи 3G.

Первый шаг к реализации сетей связи третьего поколения в Российской Федерации уже сделан. Принято решение о выделении частот для новых мобильных сетей, определен минимально необходимый частотный ресурс и порядок лицензирования.

В сфере фиксированной связи также произошли серьезные изменения, которые фактиче­ски завершили перевод отрасли на рыночные рельсы.

В 2006 году вступил в действие ряд новых правил оказания услуг связи, при этом Пра­вила оказания услуг подвижной связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных приняты впервые.

В результате проделанной работы исчезли или уменьшились административные барьеры, установились равные и прозрачные правила для всех участников рынка. Уточнен статус опе­раторов связи, занимающих существенное положение на рынке, что снижает возможность влияния монополистов, детально регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия и созданы предпосылки для постепенного перехода к нетарифным методам регулирования.

Настоящим прорывом явилась демонополизация рынка услуг дальней связи, начавшаяся с 1 января 2006 года. На сегодняшний день выдано уже 30 лицензий на оказание услуг меж­дугородней и международной телефонной связи.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствовало вводу в действие кабельных и радиорелейных линий связи, новых современных цифровых АТС, что позволило значительно увеличить плотность телефонных аппаратов фиксированной телефонной связи — с 22,8 телефонных аппарата на 100 человек в 2000 году до 31,2 — в 2006 году.[6]

Сегодня в большинстве из тех населенных пунктов, где нет связи, телекоммуникацион­ная инфраструктура создается в рамках системы универсального обслужива­ния. Эта система, созданная с учетом лучшего мирового опыта, позволит обеспечить к 2008 году все поселения, где нет до сих пор никакой связи, доступом к инфокоммуникаци­онным услугам через таксофоны и пункты коллективного доступа в Интер­нет.

Немаловажным фактором развития стала проведенная реорганизация крупнейших предпри­ятий отрасли. Так, меры по реструктуризации предприятий, входящих в ОАО «Связьин­вест», были признаны мировым инвестиционным сообществом как успешные. Привати­зация ОАО «Связьинвест» позволит усилить конкуренцию на рынке телекоммуникацион­ных услуг, подстегнет развитие отрасли и поможет работать эффективнее, используя все плюсы рыночной экономики.

Целенаправленно продолжается модернизация российской почты, превращая ее в современного универсального логистического оператора. На сегодняшний день в филиалах предприятий оказывается полный комплекс почтовых услуг, кроме того, введен ряд новых услуг для населения, в том числе различные сетевые сервисы, прием платежей, реализация страховых полисов и т.д. Через почту будет формироваться система микрокредитования, которая не только стимулирует потребительский рынок, но и, как показывает опыт многих стран, создает в самых удаленных местах возможности для развития собственного бизнеса.

В 2006 году доход от услуг почтовой связи составил 54,4 млрд. рублей, что на 27, 4% выше, чем в предыдущем году.

Одним из основных направлений модернизации почты является развитие системы электронных денежных переводов и оказание почтово-банковских услуг. Это позволит снизить тарифы на услуги, сделать их доступными для граждан всей страны, как в городах, так и в сельской местности.

Модернизация инфраструктуры почтовой связи планируется в два этапа. На первом этапе, до 2009 года будет построено 12 автоматизированных сортировочных центров. Оборудова­нием для почтово-банковских услуг предполагается дооснастить 20 тысяч почтовых отделений. Кроме того, запланировано провести реконструкцию почти половины отделе­ний почтовой связи и обновление 40% от общего количества используемых транспорт­ных средств.[7]

На втором этапе, с 2009 по 2012 годы, планируется построить 15 сортировочных центров, завершить оснащение всех почтовых отделений оборудованием для почтово-банковских услуг, закончить обновление парка транспортных средств.

Предполагается, что общий объем финансирования программы за счет средств Почты, собствен­ных и заемных, составит 32,7 млрд. рублей, за счет федерального бюджета — 17,5 млрд. рублей.[8]

Другая важнейшая задача- активное развитие внешнеэкономических связей, выход на внешние рынки, доступ в инфокоммуникационное пространство соседей. Для Росси, занимаю­щей уникальное геополитическое положение, естественными партнерами являются страны Европы и Азиатско- Тихоокеанского региона.

В области международного сотрудничества одним из важных событий является очередная сессия Полномочной конференции Международного союза электросвязи. На пост директора Бюро радиосвязи переизбран представитель России Валерий Викторович Тимофеев. Его кандидатура была поддержана единогласно, что свидетельствует о признании всеми государствами-членами МСЭ его высокого профессионализма и того вклада, который он внес в работу Бюро за прошедший четырехлетний период.

В состав руководящего органа МСЭ — Совета по региону стран Восточной Европы и СНГ большинством голосов была переизбрана Россия, обеспечив тем самым для себя возможность дальнейшего влияния на принимаемые решения по ключевым вопросам деятельности Союза.

По итогам конференции был принят ряд резолюций, дающих возможность расширения сферы деятельности Международного союза электросвязи в области информационных технологий. Таким образом, при активном участии России сохраняется общая линия на междуна­родное управление использованием Интернета.

Важнейшим событием 2006 г. явилось торжественное открытие в Москве Зонального представи­тельства Международного Союза Электросвязи (МСЭ). Деятельность Зонального представительства создаст благоприятные условия для обеспечения доступа и полноценного участия Российской Федерации и стран СНГ в глобальном информационном обществе, а также преодоления «цифрового разрыва» между государствами СНГ и развитыми странами мира.

Представляется, что наличие Зонального представительства в Российской Федерации и странах СНГ откроет новые возможности для внедрения современных и информационно-коммуникационных технологий в регионе, развития сетей и услуг электросвязи, подготовке и переподготовке специалистов в области электросвязи.

Однако выход российских компаний на зарубежные рынки- процесс долгий и сложный. Там, где традиционные отрасли уже давно обеспечили себе прочные позиции, российские телекоммуникационные компании встречают непонимание и недоверие со стороны иностранных партнеров. Помочь преодолеть отчуждение может только время и поддержка россий­ского правительства.

Заключение

В настоящее время мы являемся свидетелями вхождения России в глобальное информацион­ное пространство, развития инновационной экономики и построения информационного обще­ства в стране. В условиях формирования глобального информационного общества доступ­ность и качество услуг связи и информационных технологий напрямую определяют уровень жизни населения и конкурентоспособность экономики страны.

В обозримом будущем современные инфокоммуникационные услуги должны стать для наших людей таким же привычным и доступным явлением, как электроэнергия и водоснабжение. Для полноценной жизни инфокоммуникации необходимы ничуть не меньше, а у нас в стране еще сохраняются серьезные диспропорции между регионами по доступности современ­ных услуг связи для населения.

Поэтому одним из важнейших направлений приложения наших усилий по формированию глобального информационного общества является формирование современной инфокоммуника­ционной инфраструктуры, и повышение ее доступности для бюджетных струк­тур, для бизнеса и граждан на всей территории страны. Решить эти задачи только за счет использования рыночных механизмов невозможно, необходимы механизмы государствен­ного регулирования и привлечение государственных инвестиций в развитие ИКТ-инфраструктуры.

Библиография

С.Липатов. На пути к единому пространству» // Сеть ТТК, осень 2006

Статья Министра информационных технологий и связи РФ Л.Д Реймана // Вестник связи, февраль 2007

А.Вериго. Развитие телекоммуникаций — требование времени» //Партнер, №5 2006

Л.Д Рейман. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы Философии, №1 2002

Итоги 2006 год Министерство информационных технологий и связи РФ (из книгохранилища Минсвязи)

«Лицом к лицу»- Итоги по видеосвязи за 2007 г, Корпоративная газета компании «ТрансТелеком», ноябрь 2007

Россия в XXI веке: роль ИТ в современной экономике, личное интервью с гендиректором отдела Регионального представительства «Транстелеком»

 


 

[1] Выступление Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Реймана на пленарном заседании Всемирного экономического форума в Давосе

[2] Итоги 2006 год Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

[3] Итоги 2006 Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

[4] Итоги 2006 Мининформсвязи России Департамент стратегии построения информационного общества

[5] Итоги 2006 Мининформсвязи России Департамент государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса

[6] Итоги 2006 Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

[7] Итоги 2006 Мининформсвязи России Департамент государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса

[8] Итоги 2006 Мининформсвязи России Департамент государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса