«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(8), 2009

Экономика зарубежных стран

Региональная политика Швеции

А.М. Волков, к.э.н.

Становление региональной политики в Швеции

По территории (450 тыс. кв. км) Швеция относится к числу крупных стран в Европе (почти равна Франции), но с небольшим населением (примерно 9 млн человек). Плотность населения составляет 21 человек на 1 кв. км. При этом население распределено весьма неравномерно. Так же неравномерно размещена и экономическая деятельность. Этот вопрос особенно остро стоит на севере страны.

Когда в 1960-х годах в Швеции начали широко проводить мероприятия региональной политики, основной причиной нарушения регионального баланса была быстро сокращающаяся занятость в сельском и лесном хозяйстве. В 1960 г. около 15% всех работающих по найму приходилось на эти отрасли, а во многих малонаселенных северных лэнах — от 20 до 30%. К 1970 г. этот показатель упал до 8% и к началу 1990-х годов — 4%. В течение 1960-х годов ежегодный отток населения из северной части Швеции — 7 лэнов с общим населением 1,7 млн человек — в быстро развивавшиеся южные промышленные районы составлял свыше 10 тыс. человек. Эта серьезная потеря населения была одним из основных аргументов при введении в 1965 г. политики региональной помощи.

В 1970-е годы демографическая ситуация в регионах стабилизировалась, отчасти благодаря падению спроса на промышленную рабочую силу в центральных и южных частях страны. Политика индустриализации Севера Швеции была небезуспешной, и в 7 северных лэнах доля промышленности в занятости возросла с 17% в 1970 г. до 21% в 1980 г. Еще одной причиной демографической стабильности стало резкое расширение занятости в государственном секторе в 1970-х годах, особенно в коммунах и ландстингах. Кроме того, 10 тыс. рабочих мест в секторе центрального правительства были переведены за 1970-е годы из Стокгольма в провинцию.

Заметные различия между лэнами по безработице и уровню занятости рабочей силы все же стали несколько менее выраженными. В северных лэнах уровень занятости оставался более низким, а число безработных или занятых в общественных работах и переподготовке было выше.

Во второй половине 1970-х годов мировой экономический кризис оказал негативное воздействие на традиционно сильные отрасли шведской промышленности, в том числе горнодобывающую, черную металлургию, судостроение, целлюлозно-бумажную. Это привело к значительной безработице даже в тех регионах, которые раньше не знали таких проблем.

Многие небольшие города в Швеции находятся в сильной зависимости от деятельности одной единственной компании, и из-за больших расстояний их жителям часто бывало трудно ездить на другую работу. Закрытие фирм сурово отражалось на людях, проживавших в таких районах.

В 1980-х годах условия проведения региональной политики изменились. Государственный сектор перестал расширяться. Основной сферой роста занятости стал информационный сектор, включающий части промышленности и сферы услуг. Прирост был наиболее высок в крупных городах и районах с крупными университетами и институтами. Малонаселенные северные лэны, традиционные промышленные области в центральной и юго-восточной Швеции вновь испытывали потери в населении, но более медленными темпами, чем в 1960-х годах.

Национальная программа регионального развития в Швеции впервые была принята в 1972 г., затем каждые 3-4 года. Так, в Законе о региональной политике, принятом риксдагом в 1985 г., основные цели были сформулированы следующим образом.

Региональная политика должна быть направлена на содействие сбалансированному демографическому развитию различных частей страны и предоставление каждому в Швеции независимо от места проживания работы, услуг и благоприятной окружающей среды. Должен использоваться потенциал развития сельских местностей.

Региональная политика должна проводиться с целью содействия позитивному развитию предприятий, занятости и т.п. во всех частях страны, а также для межрегионального баланса. Региональная политика в большой степени должна основываться на мобилизации доступных местных и региональных ресурсов.

Для достижения этих целей правительство и риксдаг рассматривали воздействие на региональное развитие всех важнейших принятых решений, разрабатывали набор мер региональной политики и определяли основные направления проведения региональной политики Швеции.

Три зоны регионального развития (А, В, С), непосредственно определяемые местом в них промышленности и частных услуг, получали различные объемы помощи — наибольшую в зоне А и наименьшую в зоне С. Новые границы зон развития были проведены в 1982 г., после чего значительно сократились их общие размеры. На зоны развития в границах 1982 г. приходилось 13,5% населения и 62% территории.

Регионы со сложными долгосрочными проблемами находились в основном на крайнем Севере и во внутренних районах 7 северных лэнов. Зоны развития также включали районы Бергслагена — горнодобывающего и металлургического района центральной Швеции, переживавшего серьезные структурные проблемы, а также остров Готланд.

Для возможности решения краткосрочных проблем, вызванных структурными сдвигами в промышленности вне зон развития, правительство могло на ограниченный период выделить некоторым коммунам помощь на региональное развитие («временные зоны развития»).

Помощью на региональное развитие в основном занимались правления лэнов (местные правительства) и Государственное промышленное управление (“Statens industriverk” или SIND). Решения о поддержке отдельных фирм принимались правительством (министерством промышленности) только в особых случаях.

SIND — центральный орган, отвечавший за региональную финансовую помощь предприятиям. SIND предоставлял субсидии по размещению по проектам, где расходы превышали 12 млн крон. Так, на 1988/1989 финансовый год SIND и правительство имели в своем распоряжении 362 млн крон на субсидии и около 200 млн крон на кредиты на размещение. В обязанности SIND также входили консультации по размещению с предприятиями сферы частных услуг. Управление ежегодно располагало около 10 млн крон на различные проекты развития. Бергслаген и север Швеции имели в этой связи приоритет. Наконец, Управление также занималось прогнозированием развития лэнов и анализом тенденций регионального развития.

Для воздействия на размещение инвестиций, осуществляемых крупными промышленными компаниями, правительство заключило соглашение о консультациях со Шведским промышленным союзом (“Sveriges industriförbund”). Согласно этому соглашению компании с числом занятых свыше 500 человек были обязаны информировать специальную группу в министерстве труда и министерстве промышленности о своих инвестиционных планах. Государство располагало также фондами с целью распространения технологий.

Основной причиной региональных проблем к началу 1990-х годов было кризисное положение с местной и региональной занятостью в результате структурных сдвигов. Здесь можно было выделить горнодобывающий район Мальмфэльтен на дальнем Севере, район Бергслаген в центральной Швеции (горнодобывающая промышленность, черная металлургия), внутренние и малонаселенные области северной Швеции, судостроительные районы Уддевалла на западном побережье и Мальме на юге.

При возникновении серьезных проблем, связанных с потерей работы и т.п., правительство осуществляло пакет спасательных мер по перестройке предприятия. В их число входили:

- интенсификация мер политики на рынке труда (включая переподготовку);

- региональная помощь отдельным предприятиям или включение пораженных кризисом коммун во временные зоны развития;

- специальные инвестиционные компании;

- дополнительные ресурсы, выделенные правлениям лэнов, фонды развития для поддержки предпринимательской деятельности и т.п.;

- специальные меры по перестройке предприятия и улучшению инфраструктуры (связь, образование, распространение технологии и т.п.).

Набор мер менялся в разных регионах в зависимости от природы проблем и региональных возможностей и имел ограниченный период действия — обычно до 2-3 лет.

За проведение региональной политики в лэнах отвечали правления лэнов. В их функции входило содействие региональному развитию по различным направлениям, включая планирование, управление мерами региональной политики и координацию деятельности в некоторых секторах.

Быстро росло значение распространения технологии в качестве инструмента региональной политики. Различные проекты в этой области развивались на основе местных, региональных и правительственных инициатив.

В Закон о региональной политике 1985 г. вошло предложение о размещении фондов на расширение НИОКР в северной Швеции. Средства из бюджета на региональную политику были выделены на четырехлетний период университету в Умео для расширения НИОКР в биотехнологии, технологическому институту в Лулео для исследований в области компьютерной техники и геофизическому институту в Кируне на космические исследования. Рост расходов на НИОКР позволил улучшить условия для создания высокотехнологичных предприятий в этой части страны либо при университете или институте, либо в форме совместных фирм.

Вместе с тем основная часть образовательной и научно-исследовательской деятельности остается сосредоточенной лишь в некоторых местах. Поэтому в приоритетных районах были предприняты усилия для облегчения им доступа к знаниям из передовых в этом отношении коммун путем углубления связей между компаниями в этих регионах, с одной стороны, и учебными институтами и научно-исследовательскими организациями, с другой.

Еще одним видом организаций стали технологические центры. Они были основаны на сотрудничестве между различными заинтересованными сторонами, предприятиями, гимназиями, высшими учебными заведениями и т.п. и нацелены на резкий рост технологического уровня, способствуя различными способами распространению новых технологий в основном на мелкие и средние предприятия. Это происходило в форме консультационных услуг, исследовательских работ, образования и сдачи оборудования внаем.

Основными расходами в системе помощи региональному развитию приходились на дотации на размещение, субсидии на инвестиции, займы на размещение и обусловленную помощь. Заявления на предоставление субсидий и займов направлялись в правление того лэна, где было намечено осуществлять капиталовложения. Решение по заявлению затем принималось правлением лэна или SIND (если объем инвестиций превышал 12 млн крон).

Если с точки зрения региональной политики осуществлявшиеся инвестиции были очень важны, то компании могли получить специальную обусловленную помощь на финансирование подготовки нового служебного персонала, специальные расходы на маркетинг и разработку продукции или другие первоначальные расходы по расширению деятельности, если они не были связаны непосредственно с расходами на установки или оборудование. Максимальная сумма обусловленной помощи составляла 50% расходов.

В 1990 г. риксдаг принял программу региональной политики на 90-е годы, в основе которой выделялись проблемы демографического развития и занятости населения в глубинных районах северной Швеции, а также западной части средней Швеции. Все коммуны и части коммун, которые сталкивались с долгосрочными и тяжелыми региональными проблемами, были сгруппированы в два приоритетных региона — регион 1 и регион 2.

В основу разделения на регионы, нуждающиеся в поддержке, были положены как количественные, так и качественные критерии степени сложности региональных проблем. Среди количественных факторов выделяются уровень безработицы, степень занятости как мужчин, так и женщин, а также демографическое развитие за последние годы. К числу качественных критериев были отнесены расстояния до рынков сбыта, климатические условия, малая плотность населения и местные условия рынка труда.

Некоторые районы (например, прибрежная часть северной Швеции и юго-восточная Швеция) теперь уже не были включены в число приоритетных, поскольку располагают хорошими предпосылками развития и их проблемы не считались настолько тяжелыми. Эти районы часто являлись частью более крупных объединенных рынков труда, в которых нет серьезных проблем с занятостью.

Кроме того, правительство могло включить ту или иную коммуну в регион, временно нуждающийся в субсидиях. В исключительных случаях оно могло оказать региональную помощь предприятиям, находившимся вне приоритетных областей, если проблемы занятости возникли в результате закрытия предприятия или по другой, схожей причине.

Теперь области, получавшие дотации от государства, уменьшились и составили 59% территории Швеции и около 8% населения.

Мероприятия по региональному развитию должны были осуществляться в так называемых центрах развития, связанных с районами, нуждавшимися в поддержке. Под центрами развития подразумевались центры лэнов и некоторые другие населенные пункты в данных районах или недалеко от них. Мероприятия в этих пунктах должны были осуществляться в тех случаях, когда высшие учебные заведения или региональные аэропорты могли быть размещены только в этих местах. В некоторых случаях реальной альтернативой для региона Стокгольма могли быть только крупные города.

Для перемещения частных фирм и государственных предприятий в центры развития вблизи регионов, нуждавшихся в помощи, иногда выдавались государственные субсидии. Было признано необходимым продолжать осуществлять капиталовложения в высшее образование, прежде всего там, где уже имелись высшие учебные заведения, т.е. часто именно в центрах развития. Считалось также важным переместить часть экономического прироста региона Стокгольма в регионы, являвшиеся приоритетными с точки зрения региональной политики. Таким образом, был осуществлен переход от финансовой помощи непосредственно предприятиям к мерам инфраструктурного характера, децентрализации и т.п.

Центральным ведомством, осуществляющим региональную финансовую помощь предприятиям, стало Управление экономики и технического развития (НУТЕК, Närings- och teknikutvecklingsverket, NUTEK). Это ведомство рассматривает некоторые вопросы о субсидиях, оформляет субсидии, предоставленные правительством, Управлением и правлениями лэнов, и консультирует эти правления. Оно работает также над некоторыми проектами, в основном по заданиям правительства, отвечает за согласование перемещений предприятий частного сектора и проводит исследования в области региональной политики. Оно также анализирует демографическое и экономическое развитие и степень занятости в различных регионах и дает оценку субсидий предприятиям. В остальном главная инициатива принадлежит правительству, которое отвечает также за согласованность действий между центральными властями.

На региональном уровне ответственность за согласование государственных субсидий регионам осталась у правлений лэнов. Только они теперь и распределяют все субсидии в своем лэне, отвечают за подготовку и принятие решений о региональных субсидиях предприятиям. Раньше этим на равных с правлениями лэнов занимались также региональные фонды развития и управления труда лэнов.

Региональные субсидии промышленным предприятиям изменились следующим образом: они поступают не непосредственно предприятиям, а используются на улучшение инфраструктуры; такие меры проводятся прежде всего в районах с наиболее сложными, долгосрочными проблемами; центр тяжести предоставления субсидий переместился с капиталовложений в здания и оборудование на инвестиции в нематериальные активы; процедура предоставления субсидий упростилась и стала еще более децентрализованной.

Субсидии в связи с инвестициями в здания, оборудование и т.п. стали предоставляться только в форме помощи на размещение предприятий. В виде исключения такая дотация могла предоставляться и за пределами приоритетного региона. Дотация на размещение не должна была превышать 35% инвестиций в приоритетном регионе 1 и 20% в регионе 2. Во временно приоритетных регионах дотация на размещение не должна была превышать 35%, а в исключительных случаях составляла 50%. Правления лэнов могли предоставлять дотации на размещение в размере до 15 млн крон.

Появилась новая форма субсидий — субсидии на развитие для инвестиций в нематериальные активы: разработку новых продуктов, маркетинг, обучение и т.п. Она предоставлялась в объеме до 50% инвестиций, но не более 500 тыс. крон на один проект. Могут быть и исключения.

Субсидии на повышение занятости предоставлялась предприятиям в приоритетных регионах 1 и 2. Она составляла в общей сложности 200 тыс. и соответственно 120 тыс. крон в течение 5 лет на каждое новое рабочее место в регионах 1 и 2.

Изменилась и система сокращения отчислений на социальное страхование, которая охватила весь приоритетный регион 1. Сократилось количество отраслей, имеющих такое право, но к ним добавился ресторанный бизнес, обслуживающий туристов. Сокращение отчислений в приоритетном регионе 1 составило 10% в течение 10 лет.

Усилились мероприятия по развитию малонаселенных районов и сельских местностей. К началу 90-х годов численность населения в малонаселенных районах стабилизировалась после резкого сокращения в течение многих лет на уровне свыше 550 тыс. человек. Субсидии этим районам сильно возросли: только за два года они увеличились на 50%. В течение 1988-1989 фин. г. они составили 230 млн крон. Предельная сумма безвозвратной суммы промышленным предприятиям повысилась до 350 тыс. крон, а в сфере услуг — до 80 тыс. крон.

1 июля 1991 г. было создано центральное государственное Управление по развитию малонаселенных районов в Эстерсунде с бюджетом 15 млн крон. В задачи этого управления вошли консультационная и информационная функции, исследовательская работа и оценка выполненных проектов.

В целом объем ассигнований на цели региональной политики в 1990-1991 фин. г. составил 2,4 млрд крон, увеличившись на 503 млн крон по сравнению с предыдущим годом. Основная часть — 1050 млн крон — была выделена на мероприятия по региональному развитию согласно решениям правлений лэнов, по 350 млн крон — на субсидии по размещению предприятий согласно решениям правительства и НУТЕК и сокращение отчислений на социальное страхование, 330 млн крон — на специальные меры в области инфраструктуры и 250 млн крон — на субсидии на повышение занятости.

Такова была региональная политика и ее инструменты до вступления в ЕС. При вступлении в ЕС в 1995 г. Швеции удалось добиться определенных льгот от ЕС в области региональной политики, которая дополнила региональную политику, проводившуюся странами-членами. Учитывая то, что Швеция большая по территории, но малонаселенная страна и в северной части Швеции очень суровый климат, для Швеции было очень важно, чтобы ЕС признал, что малонаселенные и холодные районы в Северной Европе также имеют право на региональные субсидии. В результате переговоров ЕС ввел новый вид региональных субсидий для местностей с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км. Почти половина территории Швеции — западная и северная части страны — соответствовали условиям таких субсидий, которые составили за 1995-1999 гг. около 2 млрд крон.

Помимо этого, Швеция получила возможность воспользоваться уже существующими видами региональных субсидий ЕС. В общей сложности Швеция получала в течение первых пяти лет своего пребывания в ЕС ежегодные субсидии из структурных фондов ЕС в размере 2,4 млрд крон, которые предоставлялись в первую очередь менее развитым и малонаселенным частям страны. Однако ни одна из частей Швеции не считалась настолько бедной, чтобы получать специальную материальную помощь из фонда сплочения, которая в рамках ЕС шла в основном в страны Южной Европы. Из 7 целей региональной политики ЕС за 1995-1999 гг. Швеция получала средства из структурных фондов на:

- цель 2 — перестройка регионов с кризисными отраслями промышленности с сокращением занятости в промышленности и высокой безработицей. В Швеции — это районы северного побережья Норрланда, побережья Онгерманланда, Бергслагена, Фюрстада и части Блекинге с населением 965 тыс. человек. За 5 лет эти районы получили от ЕС 1,36 млрд крон, а в сумме с помощью правительства и частным финансированием они получили 6,8 млрд крон.

- цель 3 — поддержка безработных, длительное время не имеющих работу, а также молодежи. Швеция получила из ЕС около 3 млрд крон, а вместе со шведским государственным финансированием эта сумма составила 6,6 млрд крон.

- цель 4 — предоставление помощи на образование, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы при закрытии предприятий и изменении их производственного профиля. ЕС выделил Швеции 1,47 млрд крон. Шведское государственное финансирование было примерно в таком же объеме, а частное финансирование составило 2,27 млрд крон. Общая сумма на эту цель превысила 5,2 млрд крон.

- цель 5а — поддержка сельского и лесного хозяйства и рыболовства. Помощь ЕС Швеции составила 1,74 млрд крон. Шведское правительство выделило примерно 2,5 млрд крон, а частное финансирование составило 2,68 млрд крон. Общая сумма на эту цель превысила 6,9 млрд крон.

- цель 5b — поддержка сельских районов путем развития других отраслей помимо сельского хозяйства, например, услуг, туризма и мелкого предпринимательства при условии общего низкого уровня развития этих регионов. В Швеции под эту статью подходят 5 регионов: Север (Вэстерботтен, Евле, Дакларна), Западная Швеция, Юго-Восточная Швеция, остров Готланд и шхеры с общим населением 750 тыс. человек. Помощь ЕС Швеции составила 1,2 млрд крон. Шведское правительство выделило 2,61 млрд крон, а частное финансирование составило 2,37 млрд крон. Общая сумма на эту цель составила около 6,2 млрд крон.

- цель 6 — форма помощи в связи со вступлением Швеции и Финляндии в ЕС, привязанная к северным условиям. В Швеции под нее подпадают весь лэн Емтланд и наиболее редко заселенные части лэнов Норрботтен, Вэстерботтен, Вэстерноррланд, Евлеборг, Даларна и Вэрмланд, где проживают 450 тыс. человек. Помощь ЕС составила 2,14 млрд крон. Шведское правительство выделило примерно 2 млрд крон, а частное финансирование составило 1,25 млрд крон. Общая сумма на эту цель превысила 5,4 млрд крон за период 1995-1999 гг.

Планы регионального развития предоставлялись Комиссии ЕС и затем они обсуждались Комиссией вместе с правительством Швеции о размерах и направлениях помощи. Решение о том, какие регионы получат помощь, принимал ЕС.

Примерно 9% средств структурных фондов ЕС использовались на так называемые инициативы Сообщества, действующие с 1988 г., для особых мер в некоторых приоритетных областях. В 1994-1999 гг. такими областями были трансграничное сотрудничество, развитие сельских районов, наиболее отсталые регионы, занятость и человеческие ресурсы, сдвиги в промышленности, кризисные городские районы и рыболовство. В рамках этих инициатив в 1995-1999 гг. Швеция получила из ЕС около 1,1 млрд крон. В зависимости от вида программ доля ЕС в помощи составляла от 25 до 75% совокупных расходов. Остальная часть финансировалась государством и частным сектором.

Современная специфика региональных проблем в Швеции

За последние десятилетия экономика Швеции претерпела значительные изменения вследствие усиления глобализации, либерализации международной торговли и потоков капитала, технологического прогресса и вступления Швеции в ЕС в 1995 г.

За последние годы рост ВВП на душу населения в Швеции был несколько выше, чем в среднем в ЕС в прежнем составе из 15 стран, но несколько ниже относительно среднего показателя ОЭСР. При этом экономическое развитие во многих шведских регионах, в частности в районе озера Мэларен (исключая Стокгольм), Сконе, западной части Швеции и Смоланде, хуже показателей в сопоставимых европейских регионах. Кроме того, региональные диспропорции за последние десятилетия углубились.

Таблица 1. Место шведских регионов в ЕС.

 

Регионы

ВРП на душу населения в 2002 г. (ЕС в составе 25 стран = 100)

Место в 1995 г.

Место в 2002 г.

Изменения в положении

Стокгольм

158

11

8

+3

Западная Швеция

109

70

66

+4

Южная Швеция

106

84

78

+6

Средний Норрланд

104

51

91

–40

Смоланд и острова

103

79

96

–17

Восток Средней Швеции

100

100

111

–11

Прочие части Норрланда

99

66

113

–47

Север Средней Швеции

98

76

119

–43

Примечание: ВРП — валовой региональный продукт; всего выделено 253 региона в ЕС в составе 25 стран согласно статистической номенклатуре территориальных единиц ЕС.

Источник: Eurostat.

Регионы Северной Швеции, включая Вэрмланд и Даларну, продемонстрировали, наравне с некоторыми регионами Германии, наихудшее экономическое развитие как в показателях валового регионального продукта, так и занятости за период 1995-2002 гг., который был достаточно успешным в целом для Швеции. Прирост регионального дохода на душу населения наиболее высок в южных частях страны. Из пяти местных рынков труда, которые продемонстрировали наиболее высокие темпы прироста, два находились в Западном Гёталанде и три в Смоланде (Йончёпинг, Крунуберг и Кальмар).

В 2006 г. Центральное статистическое бюро (ЦСБ) Швеции впервые опубликовало данные об изменении объема валового регионального продукта во всех 21 лэнах в постоянных ценах. Эти данные охватывали изменения ВРП за 2000-2004 гг. Наиболее высокие темпы регионального экономического роста показали Эребру (+15,1%), Халланд (+14,6%) и Блекинге (+13,9%). Наиболее низкие темпы роста продемонстрировали Вэстманланд (+0,6%), Кальмар (+2,4%), Емтланд (+4,4%) и Йончепинг (+4,7%).

Из трех лэнов, куда входят крупнейшие города Швеции, наиболее высокие темпы наблюдались в Стокгольме (+11,2%), за ним следовал Вэстра Гёталанд (+9,9%). Сконе (+7,4%) развивалось слабее, и его показатель был ниже среднего по стране (+9,2%).

Экономический рост и конкурентоспособность стимулируется ростом производительности труда в промышленности. По этому показателю в настоящее время Швеция находится на среднем уровне по ОЭСР, но несколько уступает среднему уровню ЕС в составе 15 стран. В региональном разрезе ситуация более пестрая, а из 5 коммун с наиболее высоким приростом местной производительности труда в промышленности две находились в Вэстерботтене, а прочие в центральной и южной Швеции.

Структура предпринимательского сектора и степень специализации различны в регионах Швеции. Небольшие и средние регионы с ограниченной номенклатурой торговых и промышленных предприятий все больше зависят от нескольких крупных предприятий, что повышает их уязвимость. В результате жесткой глобальной конкуренции и структурных изменений в настоящее время наиболее уязвимы такие традиционные промышленные районы, как Бергслаген, части Смоланда, Дальсланд и южное побережье Норрланда. Уязвимы и некоторые более успешные регионы из-за своей высокой степени специализации. В то же время регионы вокруг крупнейших городов обладают наиболее широкой номенклатурой отраслей.

По доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте при общенациональном уровне 2,9% в 2003 г. среди регионов выделялись Западная Швеция (5,4%), Стокгольм (3,1%) и Южная Швеция (также 3,1%). В деле повышения инновационных возможностей региона важными факторами считаются доля населения с высшим образованием и степень наукоемкости в обрабатывающей промышленности, что тесно связано с отраслевой структурой региона. В небольших регионах с высоким удельным весом занятых в сфере услуг уровень наукоемкости относительно невысок, в то время как в региональных центрах с университетами и крупнейших городах с их пригородами уровень наукоемкости высок.

Уровень образования также широко различается по лэнам. 60% населения страны с высшим образованием проживает в трех крупнейших городах. Поэтому доля людей с высшим образованием ниже среднего уровня по стране в 16 из 21 лэна.

В последние годы динамика занятости в 21 лэне страны была различной в зависимости от глубины экономического спада в начале 1990-х годов. Стокгольм был единственным лэном, в котором число занятых в 2000 г. превысило показатель 1990 г. Важно было и то, что региональные возрастные структуры сформировались в результате большого притока молодежи в столичный и университетские регионы в сочетании со слабым ростом в других частях страны. Согласно прогнозам ЦСБ Швеции доля населения в профессионально активном возрасте и удельный вес молодежи будут продолжать сокращаться во всех лэнах до 2030 г., что в свою очередь означает, что число молодых и пожилых людей относительно количества людей в возрасте от 20 до 64 лет продолжит повышаться во всех лэнах. Но ситуация будет хуже в регионах, где уже сейчас неблагоприятная возрастная структура. Выгодно отличаются такие лэны с высоким удельным весом людей с высшим образованием, как Стокгольм, Упсала, Вэстерботтен и Сконе.

В Швеции, как и в других членах ЕС, увеличивается доля пожилых людей. Наиболее высокие удельные веса пенсионеров прогнозируются в Норрланде, Бергслагене и северо-восточной части Смоланда.

Швеция отличается от большинства других стран Европы большими расстояниями и редкой населенностью. Население распределено очень неравномерно, что находит свое выражение в доминировании Стокгольма и большом числе небольших и средних городов, расположенных далеко друг от друга.

Население Швеции сконцентрировано внутри треугольника, в углах которого располагаются три крупнейших города — Стокгольм, Гётеборг и Мальмё, и вдоль части побережья Норрланда. 80% населения проживает на 30% территории страны. Происходит процесс урбанизации и сокращения численности населения во многих частях страны.

Ситуация в малых и средних городах также различается в зависимости от их географического положения, т.е. являются ли они частью региона близ крупнейших городов или они представляют собой более или менее изолированный региональный центр. Во многих коммунах административные центры выступают в важной роли региональных или местных центров предоставления услуг и промышленности для окружающей сельской местности и малых городов.

В глобализированной экономике преимущество имеют крупные регионы с широкой диверсификацией отраслей, значение которых усиливается в национальной экономике. Поэтому выходом из создавшегося положения может стать укрупнение регионов. Постоянно растет расстояние между местом проживания и работы, при этом время нахождения в пути не увеличивается. В некоторых частях страны, в частности в регионе Стокгольма и долины озера Мэларен, это проявляется наглядно. В северных и редконаселенных частях Швеции с отдаленными или изолированными местными рынками труда расстояния во многих случаях слишком велики, поэтому укрупнение регионов вряд ли решит проблему.

Географическое положение Швеции с ее большими расстояниями внутри страны и удаленностью от стратегически важных рынков означает, что эффективность транспортной системы и электронной связи оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность шведской промышленности. Выходом может быть расширение торговли с новыми членами ЕС и с соседними странами ЕС и создание благоприятных условий для шведских компаний на мировом рынке. Для Швеции характерны длинная береговая полоса, холодный климат, низкая плотность населения и относительно небольшие объемы производства товаров. Эти условия особенно проявились в ЕС, где Швеция находится на большем расстоянии от основных европейских рынков и испытывает больше затруднений добираться до них по сравнению со странами, расположенными ближе к центру Европы. Зачастую это означает более высокие расходы по доставке товаров по сравнению с другими членами ЕС, что в свою очередь усиливает зависимость конкурентоспособности шведской промышленности от эффективности перевозок.

Глобализация, интернационализация и европейская интеграция ставят новые рамки для развития стран и регионов. Обсуждается вопрос о территориальном измерении регионального развития, что привлекает внимание к регионам и влиянию месторасположения на конкурентоспособность и экономический рост.

Концепция регионов используется для описания многих типов географических, административных и функциональных районов. Исходя из перспектив шведской региональной развития, можно выявить ряд типов регионов с особыми потребностями и условиями.

Все большее число людей предпочитают селиться в Стокгольме, Гётеборге и Мальмё и их пригородах. Экономическое развитие этих городов имеет решающее значение для роста и конкурентоспособности как Швеции, так и Европы. Благодаря их величине и диверсификации отраслей они могут также выступать как успешная инновационная среда с точки зрения мировой перспективы. Развитие в направлении укрупненных функциональных регионов продемонстрировало важность связи этих городов со своими удаленными пригородами. Например, регион Стокгольма в значительной степени интегрирован с остальной частью долины озера Мэларен, а регион Гётеборга — со многими частями Западной Швеции. Стокгольм и долина Мэларена является также центральным регионом на Балтике и считается в определенных международных контекстах одним из наиболее динамичных регионов Европы. Регион Мальмё частично интегрирован с датской стороны Эресунда, что имеет огромное значение для условий развития региона.

Регион Стокгольм-Мэларен — это политический, экономический и культурный центр Швеции. В него входят 5 лэнов: Стокгольм, Упсала, Сёдерманланд, Вэстманланд и Эребру. Здесь проживает около 3 млн человек (из них в лэне Стокгольма — 1,9 млн человек), при этом за период 1993-2003 гг. численность населения региона выросла на 10%. За этот же период валовой региональный продукт региона вырос на 59%. Расходы на НИОКР составляют свыше 5% ВРП. Большая часть расходов на НИОКР приходится на сектор транспортного оборудования, а также телекоммуникаций и фармацевтической продукции.

В 26 вузах региона Стокгольм-Мэларен обучаются свыше 100 тыс. студентов. Здесь находится, в частности, старейший в Скандинавии Упсальский университет, Стокгольмский университет, столичные Королевский технологический институт и Каролинский медицинский институт.

В этом регионе находится один из крупнейших в Европе секторов биотехнологии, который насчитывает свыше 400 компаний, где занято 24 тыс. человек, или половина всех компаний этого сектора в Швеции. В 37 больницах и 300 медицинских центрах региона работает 51 тыс. специалистов.

В секторе информационных технологий и телекоммуникаций региона занято 77 тыс. человек. По данным Financial Times, регион занимает ведущие в мире позиции по развитию беспроводных технологий связи и мобильного Интернета. В рейтинге наиболее влиятельных в мире центров высоких технологий, составленном американским журналом Wired, наукоград Чиста, расположенный в Стокгольме, занимает второе место, уступая лишь Силиконовой долине.

Города с университетами и населением с высшим образованием имеются во всех лэнах, и их деятельность и контакты часто распространяются на значительные районы. Следовательно, эти города обладают особыми преимуществами, которым надо благоприятствовать, например, обеспечить особо хорошие возможности для интенсивного сотрудничества между наукой, промышленностью и государством.

Промышленность в небольших коммунах имеет часто одностороннюю направленность. Они особенно уязвимы, если сильно зависят от отраслей, которые могут сократить свое производство из-за международной конкуренции.

Шведское национальное управление по развитию сельских районов определяет сельские районы, находящиеся поблизости от административных центров, как районы, откуда можно доехать за 5-45 минут на автомобиле до этих населенных пунктов, где проживает свыше 3000 человек. Около 2 млн человек проживает в таких районах, и условия в них резко отличаются от тех районов, которые находятся дальше от крупных населенных пунктов. Сельские районы поблизости от административных центров часто включают привлекательные зоны проживания вблизи крупных населенных пунктов, что оказало благоприятное воздействие на развитие этих районов. Основными факторами, которые имеют особое значение для их регионального развития, являются хорошая связь с этим городом и доступ к местным услугам. Эти районы являются также зонами отдыха для населения крупных населенных пунктов. Малые предприятия, которые обладают разнообразной налаженной связью с крупным населенным пунктом, являются естественным компонентом торговли и промышленности. Существует множество примеров тому, что сельская торговля и промышленность вблизи от административных центров сильно ориентированы на мировые рынки.

Редко населенные районы находятся вдали от крупных населенных пунктов и в основном располагаются во внутренних частях Норрланда и части западного Свеаланда. Около 500 тыс. человек проживают в этих районах. Существуют также другие небольшие районы с аналогичными условиями, например, архипелаги, которые не имеют постоянной связи с континентом и где проживает примерно 30 тыс. человек.

Редкая населенность Швеции особенно проявляется на севере страны, который характеризуется исключительно редкой населенностью, длинными расстояниями и холодным климатом. Плотность населения в Среднем Норрланде (лэнах Емтланд и Вэстерноррланд) и Верхнем Норрланде (лэнах Норрботтен и Вэстерботтен) составляет соответственно около 5,2 и 3,3 человек на 1 кв. км. Такая низкая плотность населения не встречается больше нигде в Европе. Современная возрастная структура и динамика населения указывают на дальнейшее сокращение населения в ближайшие десятилетия в значительных частях этих районов, что может затруднить предоставление качественных услуг.

Международные контакты всегда существовали на местном и региональном уровнях в Швеции, но в последние десятилетия масштаб и концентрация трансграничного сотрудничества изменились. Такие важные изменения как распад Советского Союза, усиление глобализации и членство Швеции в ЕС создали совершенно новые условия для международной деятельности. Традиционные виды сотрудничества в виде городов-побратимов и породненных областей во все большей степени заменяются деятельностью, нацеленной на развитие. Трансграничное сотрудничество теперь скорее рассматривается как важная часть регионального развития, чем отдельный вид деятельности. Сотрудничество с регионами других стран является одним из путей усиления способности региона использовать перемены, происходящие в мире.

Предпосылки экономического роста могут быть улучшены в результате трансграничного сотрудничества, т.е. посредством хорошо функционирующего трансграничного рынка труда. Разница в спросе и предложении на рабочую силу может лучше выравниваться, когда экономическое развитие происходит успешнее по одну сторону границы. Например, 13 тыс. человек, проживающих в Швеции, ежедневно ездят на работу через границу в Норвегию. Это означает, что людям предложен широкий выбор возможностей для проживания, образования, работы, совершения покупок и культуры. То же самое относится и к развитию пограничных городов Хапаранда в Швеции и Торнео в Финляндии на другой стороне реки, которые в значительной степени слились. Этот район характеризуется развитым сотрудничеством в области совместного использования услуг и образования. Это имеет большое значение для всего региона вокруг Ботнического залива и Баренцева региона. Другим примером пограничного региона с широким трансграничным сотрудничеством является Эресунд. Открытие в 2000 г. моста через Эресунд изменило возможности для жителей этого региона с точки зрения трансграничного сотрудничества. В настоящее время 9 тыс. человек ежедневно ездят через пролив на работу или получать образование в соседнюю страну.

Сотрудничество и установление связей между регионами и компаниями являются важными условиями усиления региональной конкурентоспособности в глобальной экономике. Рамки сотрудничества не всегда соответствуют административным границам, но основаны на функциях и целях государства и частных лиц и компаний, т.е. росте производства, разработке новых концепций, обмене опытом и интегрированном рынке труда. Безусловно, административные границы областей, регионов и стран имеют большое значение и оказывают воздействие на условия развития сотрудничества, но не они определяют характер и содержание сотрудничества.

Цели современной региональной политики Швеции

Каждая часть страны должна способствовать экономическому росту и устойчивому развитию Швеции. Поэтому политика регионального развития сосредоточена на повышении темпов экономического роста, устойчивости развития и уровня услуг для населения во всех частях страны. Основная цель этой политики — спрогнозировать структурные проблемы, избежать их и создать надлежащие условия для регионального роста и повышения конкурентоспособности.

Экономический рост создается на местном и региональном уровне людьми, работающими в компаниях. Политика регионального развития основана на том, что местные рынки труда создают структурные предпосылки роста в редко населенных и сельских районах и малых и средних городах. Застроенные районы и редко заселенные и сельские районы рассматриваются как взаимосвязанные районы.

Важнейшая роль государства состоит в создании хороших условий для устойчивого регионального развития. Это требует совершенствования сотрудничества между центральным правительством, местными и региональными властями.

Цель политики регионального развития — это регионы с эффективными устойчивыми местными рынками труда, которые предлагают высокий уровень услуг по всей стране. Эта цель достигается путем:

- хорошо разработанных действий государства,

- более четкой региональной ответственности за разработку определенных областей политики и хорошо разработанного общего представления о положении дел,

- четкого распределения ответственности между центральным правительством и коммунами,

- обучения и выполнения программ в качестве инструментов развития,

- региональных сопоставлений в качестве движущей силы перемен,

- сотрудничества с ЕС в рамках его структурной и региональной политики,

- исполнения намеченных мер.

Политика сплочения ЕС нацелена на стимулирование экономического и социального сближения в рамках ЕС, на сокращение региональных различий и неравенства между людьми. Ее основным инструментом являются структурные фонды, которые представляют примерно одну третью часть бюджета ЕС.

На основе целей политики сплочения и пересмотренных приоритетов Лиссабонской стратегии Европейский совет установил три цели политики сплочения на период 2007-2013 гг.: конвергенция, региональная конкурентоспособность и занятость, европейское территориальное сотрудничество. В течение этого периода средства будет выделяться для шведских регионов по инициативам в рамках второй и третьей цели.

Цель региональной конкурентоспособности и занятости (которая заменила прежние цели 2 и 3) состоит в прогнозировании и стимулировании экономических изменений через ограниченный ряд приоритетных задач: экономика инноваций и знаний, доступность, окружающая среда и предотвращение рисков, больше и лучше рабочих мест. Эти цели будут финансироваться в течение текущего программного периода из двух структурных фондов: Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) и Европейского социального фонда (ЕСФ).

Цель европейского территориального сотрудничества является дальнейшим развитием инициативы Сообщества ИНТЕРРЕГ по стимулированию усиления интеграции и сотрудничества между регионами для развития регионов ЕС. Есть три вида программ: трансграничные, транснациональные и межрегиональные.

Цели политики сплочения были скоординированы с целями Лиссабонской стратегии и общими направлениями в области роста и занятости, принятыми главами государств и правительств в связи с пересмотром Лиссабонской стратегии в марте 2005 г. В результате этого пересмотра каждый член ЕС должен был в качестве первого шага разработать план мероприятий по содействию росту и занятости на период 2006-2008 гг.

28 ноября 2006 г. пересмотренный план мероприятий по содействию росту и занятости на 2006-2008 гг. был представлен в риксдаг и Европейскую комиссию. План мероприятий представляет политику правительства, которая создаст основу для долгосрочного устойчивого экономического развития, повысит благосостояние и даст ответ на предстоящие вызовы. Этот план детализирует большое количество мер с целью претворения этой политики в жизнь.

Шведская национальная стратегия региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на период 2007-2013 гг. дополняет шведский план мероприятий путем выявления приоритетов и основных направлений региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости, которые также способствуют достижению целей Лиссабонской стратегии.

Устойчивое развитие является общей стратегической целью как для ЕС, так и Швеции. С 1999 г. устойчивое развитие стало общей целью в Договоре ЕС, а в 2001 г. была принята первая стратегия устойчивого развития ЕС. Пересмотренная стратегия устойчивого развития ЕС была принята на заседании Европейского совета в июне 2006 г. Новая амбициозная стратегия включает конкретные цели и мероприятия в семи ключевых областях, что должно привести к заметному прогрессу в этой области в предстоящие годы.

На основе проблем, стоящих перед Швецией и ее регионами, правительство установило следующие национальные стратегические приоритеты в области региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости: инновации и обновление, повышение квалификации рабочей силы, доступность и стратегическое трансграничное сотрудничество. Особое внимание должно уделяться редко заселенным районам в Северной Швеции и городам. Эти приоритеты охватывают все регионы, но должны соответствовать региональным и местным условиям. Они требуют улучшения координации деятельности различных секторов.

Инновации и обновление. Региональная конкурентоспособность должна повышаться путем роста потенциала в области инноваций и обновления. Правительство выделило два особо важных направления: инновационная среда и предпринимательство. Поэтому создание хороших условий будет способствовать превращению Швеции в более инновационную, процветающую и конкурентоспособную страну. Предприниматель зависит от местных, региональных и общенациональных условий, которые стимулируют инновации, обновление и предпринимательство.

В настоящее время инвестиции компаний направляются в те регионы и страны, которые предлагают наилучшие условия. Для адаптации к ужесточающейся международной конкуренции компании должны разрабатывать новые товары, услуги и производственные методы. Шведский потенциал в области инноваций уже очень высок, поэтому необходимо добиваться большей отдачи от новых разработок. Вместе с тем шведская система инноваций не всегда способна превратить высококачественные результаты исследований и патенты в новые компании и рост занятости. Это особенно важно для малых и средних предприятий.

Углубление специализации, с одной стороны, повышает инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний и регионов, а с другой, усиливает уязвимость регионов и требует большего их взаимодействия.

Прежнее социал-демократическое правительство вместе с представителями промышленности, профсоюзов и властей разных уровней разрабатывали программы стратегического развития в ряде ключевых отраслей, в которых можно было сохранять и улучшать конкурентоспособность и лидирующие позиции Швеции. В число этих отраслей входят автомобилестроение, лесная промышленность, металлургия, информационные технологии и телекоммуникации, технологии в фармацевтике, биотехнологии и медицинской отрасли и авиастроение. Эти стратегии включают меры по стимулированию НИОКР, использованию квалифицированной рабочей силы в промышленности и развитию бизнеса малых и средних предприятий.

Для успешной конкуренции малых шведских компаний со значительно более крупными фирмами на мировом рынке им необходима более тесная кооперация с целью выполнения заказов с большим объемом продукции и большая гибкость, чем у их более крупные конкурентов.

Предпринимательство и обновление тесно связаны между собой. Конкурентные преимущества Швеции в глобализированной экономике заключаются в производстве наукоемких товаров и услуг. Поэтому для сохранения своих позиций на мировом рынке и ускорения обновления компаний и регионов Швеции необходимо улучшать предпринимательский климат в стране. Он в целом хорош для крупных и давно действующих компаний, но есть резервы и для его улучшения, что следует из факта, что в Швеции недостаточно собственников и растущих компаний. Для реализации потенциала экономического роста по всей стране люди должны открывать свое дело независимо от места своего нахождения в Швеции, а ведь местные и региональные условия предпринимательства имеют заметные различия в структуре промышленности, традициях предпринимательства и отношениях к нему. Поэтому существуют заметные региональные различия при создании новых фирм, что особенно важно в регионах с ограниченной и однобокой структурой промышленности. Труднее начать свой бизнес и женщинам. Необходимо повышать роль образования. Различен и доступ к капиталу в разных регионах из-за различной оценки стоимости обеспечения, для женщин, молодежи и иммигрантов. Есть и другие проблемы.

Повышение квалификации рабочей силы. В глобальной экономике доступ к знаниям в широком смысле становится исключительно важным конкурентным преимуществом для регионов. Повышается роль обучения на протяжении всей жизни, поскольку постоянное обновление производства, технологий и навыков требует от трудящихся совершенствования своих профессиональных навыков на постоянной основе.

Рекомендации Европейского совета в отношении Швеции включают улучшение условий труда с целью сокращения числа отсутствующих на работе по болезни, лучшей интеграции на рынке труда таких «слабых» групп, как иммигранты и молодежь, и устранение препятствий в разрыве знаний между предложением и спросом на рабочую силу. Шведское правительство согласно с этими выводами.

Система образования и доступ к знаниям способствуют долгосрочному экономическому росту, повышению производительности труда и занятости. Высокое по мировым меркам качество высшего образования является целью не только для отдельных институтов, но и для регионов. Мобильность исследователей и студентов является частью глобальной экономики. Поэтому шведские университеты продолжают активно привлекать иностранных студентов и исследователей. Краткосрочные профессиональные курсы и профессиональное образование важны для регионального развития. Во многих отношениях Швеция уже имеет хорошо подготовленную рабочую силу, но быстрое технологическое развитие означает необходимость постоянного совершенствования ее знаний и навыков. Необходимы также некоторые изменения в политике государства на рынке труда.

Доступность. Глобальная и в определенной степени европейская доступность естественно ниже для такой периферийной страны, как Швеция, несмотря на развитую транспортную систему. Однако во многих регионах страны доступность рабочих мест, центров розничной торговли, услуг и социальных контактов относительно высока, несмотря на большие расстояния.

В такой редко населенной стране как Швеция, в которой много регионов с небольшими местными рынками труда, более тесную связь между ними может обеспечить укрупнение регионов. Оно может уменьшить уязвимость региона и позволит достичь большей специализации, что очень важно для повышения конкурентоспособности. Укрупнение регионов включает не только расширение местных рынков труда, но и возможностей получения услуг и подготовки.

Важную роль в этом процессе играет развитие транспортной сети. В рамках деятельности ЕС по созданию трансъевропейских транспортных сетей, которые включают автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, внутренние водные и морские пути, из 30 проектов Швеция участвует в трех: мост через Эресунд (завершен в 2000 г.), Северный треугольник и балтийские морские пути. Шведские приоритеты в Северном треугольнике входят в рамки национального долгосрочного планирования строительства автомобильных и железных дорог в течение 2004-2015 гг. Большая часть шведских инициатив связана с улучшением доступности в городах и сообщения между городами, например, строительством железнодорожного туннеля в Мальмё, железнодорожной линии вдоль западного побережья между Мальмё и Гётеборгом и дороги Е6 через Бохюслэн. Проект балтийских морских путей нацелен на повышение эффективности морского транспорта путем развития инфраструктуры в виде ледоколов, информационных систем, инфраструктуры портов и сообщения с портами как с наземной, так и морской стороны.

Доступность улучшается и благодаря информационным технологиям, которые уменьшают расстояния как внутри Швеции, так и между странами. Создание передового информационного общества с современной инфраструктурой и услугами в области информационных технологий может упростить повседневную жизнь и улучшить качество жизни всех слоев населения во всех концах страны. Это может компенсировать отдаленность от услуг или рынков и важно как для ведения бизнеса, так и для жизни в редко населенных и сельских районах.

Стратегическое трансграничное сотрудничество. Это сотрудничество может принимать различные формы. Одним из первых примеров стало введенное еще в 1950-х годах свободное перемещение рабочей силы в рамках северных стран. Есть и много современных примеров пограничного сотрудничества (см. выше).

Редко населенные регионы в Северной Швеции и условия жизни в городах. Помимо выделенных выше приоритетов правительство Швеции уделяет особое внимание как положению в Северной Швеции, так и условиям жизни в городах и роли городов в повышении региональной и национальной конкурентоспособности. Особые условия экономического, социального и экологического развития сельских районов отражены прежде всего в стратегии программы сельского развития.

Условия развития в северной части Швеции уникальны для Западной Европы. Сочетание исключительно низкой плотности населения, больших расстояний и холодного климата сдерживает развитие динамичной промышленности и конкурентоспособность в этих регионах. В последние годы инвестиции были нацелены на использование имеющегося потенциала этих районов, например, в области туризма. В рамках ЕС специфические условия северных частей Швеции и Финляндии были отражены в Договоре о вступлении Швеции и Финляндии. В силу упомянутых выше условий северные страны получили дополнительное финансирование с целью повышения региональной конкурентоспособности и занятости. В новых направлениях региональной поддержки на период 2007-2013 гг. Европейская комиссия предоставляет Швеции определенные возможности использования различных форм поддержки. В районах с низкой плотностью населения (менее 12,5 жителя на 1 кв. км по уровню III) по-прежнему могут предоставляться транспортные субсидии. Дополнительные виды поддержки могут также предоставляться в районах с исключительно низкой плотностью населения (менее 8 жителей на 1 кв. км по уровню II).

Большое внимание уделяется и устойчивому росту городов и пригородов вокруг крупнейших городов. Проблемы городов необходимо рассматривать в региональном контексте и включать в программы регионального развития.

Инструменты реализации стратегии региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на 2007-2013 гг.

Согласно постановлению 2003:595 о региональном развитии разрабатываются программы регионального развития, которые должны стать стратегиями устойчивого регионального развития на основе целостного взгляда на долгосрочное развитие лэна. Программы регионального развития нацелены на координацию различных инициатив. Работа по созданию таких программ началась в 2004 г. Их реализация показывает, что половина выделенных финансовых средств поступает из государственного сектора через политику на рынке труда, регионального развития, в области экономики, культуры и транспорта. Правительство уверено, что программы регионального роста завоевали твердую региональную поддержку, сосредоточившись на создании условий устойчивого роста для промышленности.

В целях содействия региональной конкурентоспособности, предпринимательству и занятости в Швеции была создана программа национального структурного фонда для ЕСФ и восемь программ региональных структурных фондов для ЕФРР. Реализация инициатив этих двух фондов ЕС будет координироваться путем тесного сотрудничества между властями, отвечающими за управление этими фондами и осуществляющими выплаты, а также в рамках партнерских отношений структурных фондов на региональном уровне.

В течение программного периода 2007-2013 гг. вся Швеция будет получать средства в рамках структурного фонда на цели региональной конкурентоспособности и занятости. Согласно решению Европейского совета от декабря 2005 г. Швеция получит примерно 13 млрд крон на повышение региональной конкурентоспособности и занятости (примерно 7,4 млрд крон из ЕФРР и около 5,5 млрд крон из ЕСФ) и около 2 млрд крон на территориальное сотрудничество.

Политика на рынке труда является ключевой стороной экономической политики и основана на национальных приоритетах. Это совпадает со стратегией ЕС в области занятости и деятельностью ЕСФ и учитывалось при создании программы национального структурного фонда на период 2007-2013 гг., которая будет охватывать всю Швецию.

Восемь программ региональных структурных фондов будут финансироваться из ЕФРР и государственного бюджета. В будущем предполагается также частное совместное финансирование, которое, однако, не сможет заменить государственное совместное финансирование. Эти программы создаются большим числом участников на региональном и местном уровнях и основаны на существующем сотрудничестве в сфере программ регионального роста и программ структурных фондов. Эти программы нацелены на сотрудничество между лэнами.

8 программ региональных структурных фондов на период 2007-2013 гг. включают следующие части страны и предполагаемое распределение средств из ЕФРР: Северный Норрланд (лэны Норрботтен и Вэстерботтен — 1922 млн крон), Средний Норрланд (Емтланд и Вэстерноррланд — 1399 млн крон), северная часть Средней Швеции (Евлеборг, Даларна и Вэрмланд — 1545 млн крон), Стокгольм (лэн Стокгольм — 297 млн крон), восточная часть Средней Швеции (Упсала, Сёдерманланд, Эребру, Вэстманланд и Эстергётланд — 641 млн крон), Западная Швеция (Вэстра Гёталанд и Халланд — 503 млн крон), Смоланд и острова (Кальмар, Крунуберг, Йончепинг и Готланд — 534 млн крон), Южная Швеция (Сконе и Блекинге — 559 млн крон).

Средства из ЕФРР будут поступать в соответствии с критериями — населением, безработицей, уровнем занятости, уровнем образования, плотностью населения и ВВП — на основе выделения Швеции финансовых средств Европейской комиссией. Они включают дополнительные средства для четырех северных лэнов из-за их исключительно низкой плотности населения, решение о которых было принято главами государств и правительств в бюджете от декабря 2005 г. Они составляют 35 евро на душу населения в год или в сумме 1,9 млрд крон. Это финансирование будет распределено между Северным и Средним Норрландом.

В рамках программ региональных структурных фондов, которые включают три крупнейших города Швеции, особый приоритет отдается созданию инвестиций в этих городах.

Основными компонентами организационной структуры для выполнения программ являются две управляющие властные структуры, восемь совместных структурных фондов и контролирующие комитеты. Уполномоченной ЕС организацией по управлению средствами ЕФРР является НУТЕК. Шведский совет ЕСФ является уполномоченной ЕС организацией по управлению средствами ЕСФ. Уполномоченной ЕС аудиторской организацией для ЕФРР и ЕСФ является Шведское национальное управление по распоряжению финансовыми средствами (ЕСВ). НУТЕК и Шведский совет ЕСФ располагаются в каждом регионе, где действуют программы структурных фондов (см. выше). В каждом таком регионе действуют и совместные структурные фонды, основной задачей которых является отдание приоритетов проектам в рамках программ региональных структурных фондов и региональных планов ЕСФ. В них входят назначенные представители соответствующих коммун и ландстингов, организаций рынка труда, правлений лэнов, заинтересованных групп и ассоциаций. В Северном и Среднем Норрланде в их число входят представители парламента саамов. Правительство назначает председателя этих фондов. Перед принятием решений о выделении средств из ЕФРР и ЕСФ управляющие властные структуры должны проконсультироваться с соответствующими структурными фондами, которые отдают приоритет инициативам и проектам в рамках соответствующей программы. Контролирующие комитеты назначаются правительством.

В рамках национальной государственной поддержки торговли и промышленности в течение периода 2000-2006 гг. 15,9% населения Швеции проживали в зонах помощи, которые делились на зоны А и В. В декабре 2005 г. Европейская комиссия приняла новые руководящие направления региональной поддержки на период 2007-2013 гг. и изложила свои критерии отбора регионов для включения их в зоны помощи для стран — членов. В соответствии с ними в Швеции в зонах помощи включены 15,3% населения. Эта цифра основана на доле населения в зонах с низкой плотностью населения (менее 12,5 жителя на 1 кв. км), а также включает определенные зоны с низким ВРП и высокой безработицей.

Программы трансграничного сотрудничества разрабатывались уже достаточно давно. Примером их могут служить программы ИНТЕРРЕГ, которые с момента своего создания в 1995 г. укрепляли существующие структуры сотрудничества. Это относилось как к региональному трансграничному сотрудничеству, где пограничные регионы северных стран создавали совместные программы, так и более крупным областям, где программы основывались на сотрудничестве вокруг Балтийского моря, Северного моря и Северной периферии.

В новом программном периоде инициатива ИНТЕРРЕГ уже не является инициативой Содружества. Она становится одной из трех обычных целевых программ. Финансирование теперь поступает из ЕФРР. Цель территориального сотрудничества делится между тремя видами программ: трансграничными, транснациональными и межрегиональными программами. Швеция участвует не менее чем в 10 программах, из которых межрегиональная программа и транснациональная программа Балтийского моря охватывают всю Швецию, в то время как трансграничные программы охватывают части страны.

В новом программном периоде 17 из 21 лэна Швеции могут получать помощь в рамках трансграничного сотрудничества. Это означает, что еще 7 лэнов теперь будут получать помощь по сравнению с предыдущим программным периодом. Это результат введения «правила 150 км», которое устанавливает, что прибрежные регионы, которые находятся на расстоянии до 150 км от ближайшего побережья, имеют право на получение помощи. Трансграничными программами в Швеции на период 2007-2013 гг. являются: Север, Ботния-Атлантика, Швеция-Норвегия, Центральная Балтика, Эресунд-Каттегатт-Скагеракк и Южная Балтика.

Транснациональные программы нацелены на создание стратегического сотрудничества более крупных географических зон — зон, которые граничат друг с другом или имеют большие сходства своих территориальных условий. В течение программного периода 2000-2006 гг. Швеция частично или полностью была охвачена тремя транснациональными программами: Балтийского моря, Северного моря и Северной периферии. Из этих программ лишь программа Балтийского моря охватывала всю Швецию. Программа Северного моря включала лишь Вэстра Гёталанд, Вэрмланд, Халланд, Крунуберг и Сконе, а программа Северной периферии — только Норрботтен, Вэстерботтен, Вэстерноррланд и Емтланд.

В рамках цели территориального сотрудничества Швеция получает 2,1 млрд крон, в том числе 225 млн крон на транснациональное сотрудничество и 1875 млн крон на трансграничное сотрудничество. Устав региональных фондов позволяет переводить до 10% этих средств из одной в другую форму сотрудничества. В свете получения Швецией значительных ресурсов на трансграничное сотрудничество правительство намерено воспользоваться своим правом перевести 10% ресурсов, выделенных на трансграничное сотрудничество, в транснациональные программы. Тем самым на трансграничные программы будут направлены 1676 млн крон, а на транснациональные программы — 414 млн крон, которые будут распределены следующим образом: 250 млн крон на программу Балтийского моря, 101 млн крон на программу Северного моря и 63 млн крон на программу Северной периферии.