«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(8), 2009

Экономика зарубежных стран

Республика Корея и мировой финансовый кризис

С.С. Суслина, д.э.н.

По мере того, как глобальный финансовый кризис распространяется по миру, в Южной Корее появляется все больше признаков затяжного экономического спада. По данным Банка Кореи, снижение ВВП в четвертом квартале 2008 г. составило 5,6% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г[1]., а также полпроцента по сравнению с предыдущим кварталом. В целом за 2008 г. ВВП страны вырос всего на 2,5%. Напомним, что в предыдущем 2007 г. корейская экономика имела прирост ВВП в 5%. Экспорт за 2008 г. вырос всего на 4,6% в сравнении с 12% годом ранее. Потребительские расходы за тот же период сократились на 4,8%. Такие понижательные тенденции наблюдаются в стране впервые с 1998 г., когда Южную Корею потряс азиатский финансовый кризис.

Вполне очевидно, что южнокорейская экономика сталкивается с растущей угрозой рецессии вследствие снижения потребительского спроса и объемов экспорта в условиях мирового экономического спада. В наступившем 2009 г., несмотря на некоторое ослабление инфляционного давления, многие экономические показатели, включая промышленное производство, внутренний спрос и объем экспорта, продолжают ухудшаться. Так, экспорт в январе 2009 г. сократился на 32,8% по сравнению с январем 2008 г. Объем продаж товаров широкого потребления за декабрь 2008 г. снизился на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Особенно заметно стало сокращение продаж дорогих товаров.бъем продаж товаров широкого потебления в декабре 2008 г. рем 2008 г. нутренний спрос и объем экспорта, продолжают ухудшаться.

Начиная с сентября прошлого года, правительство РК прилагает активные, но почти безуспешные усилия по преодолению кризиса долларовой ликвидности. Еще в октябре 2008 г. правительство РК обнародовало комплексный план преодоления глобального финансового кризиса. Он включает в себя ряд мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия неблагоприятной ситуации в мировой банковской системе, на фондовых и валютных рынках. Среди них — гарантии отечественным банкам по зарубежным займам, поддержка ликвидности национальной валюты и американского доллара, меры по стабилизации фондового рынка, поддержка малого и среднего бизнеса, а также участие в международных антикризисных действиях.

Правительственный план предусматривает предоставление государственных гарантий отечественным банкам по займам в иностранной валюте у зарубежных финансовых учреждений. В частности, гарантии сроком на три года будут распространяться на кредиты, взятые с 20 октября 2008 г. до 30 июня 2009 г. Ожидается, что объем гарантий по займам составит около ста миллиардов долларов. Эта сумма была определена с учетом того, что подлежащие выплате до конца июня 2009 г. внешние заимствования корейских банков достигают 80 млрд. долл.

Еще 30 млрд. долл. планируется направить непосредственно в банковский сектор для поддержания адекватного уровня воновой ликвидности с помощью сделок репо, скупки государственных долговых обязательств и ускоренного выкупа стабилизационных облигаций (monetary stabilization bonds, выпускаются Банком Кореи для абсорбции избыточной ликвидности), интервенции на валютной бирже во избежание резких колебаний обменного курса воны.

Необходимые средства предполагается взять из государственных валютных резервов, и они должны уменьшить дефицит наличной валюты в отечественных банках. Около 760 млн. долл. (1 трлн. вон.) должны быть направлены в подконтрольный государству Индустриальный банк Кореи для расширения программы кредитования малого и среднего бизнеса.

Совсем недавно, ситуация в банковской сфере Южной Кореи была более чем приличная. По данным британского издания «The Banker», в число ста крупнейших банков мира в 2007 г. вошли 5 южнокорейских банков: банк «Кунмин» (Kookmin Bank) 56-е место, финансовая группа «Ури» (Woori Financial Group) 65-е место, финансовая группа «Синхан» (Shinhan Financial Group), Национальная конфедерация сельскохозяйственных кооперативов («Нонхен», NACF) и финансовая группа «Хана» (Hana Financial Group). В первую тысячу крупнейших мировых банков, помимо уже упомянутых. Вошли банк «Киоп» (Industrial Bank of Korea), банк «Вехван» (Korea Exchange Bank), банк «Тэгу», банк «Пусан», банк «Кванчжу» и банк «Чонбук».

Для оптимального реагирования на вызовы глобального финансового кризиса в октябре прошлого года в РК был создан новый орган — Экономический консультативный совет, заседания которого проходят регулярно, не реже одного раза в месяц. Вместе с тем, на Центробанк страны — Банк Кореи — была возложена задача обеспечить достаточную ликвидность финансовой системы в случае, если механизм банковского кредитования начнет давать сбои.

В конце декабря 2008 г. официально было объявлено о том, что кризис ликвидности преодолен и нет серьезных опасений по поводу его возврата. Банки и другие финансовые учреждения аккумулировали значительные объемы валюты, которая не поставлялась ими на финансовый рынок. Это стало одной из причин резкого снижения курса национальной валюты. В том же декабре 2008 г. комитет по финансовому контролю призвал банки поддержать малый и средний бизнес, активизировав выдачу кредитов на различные цели. В то же время правительство, помогая банкам финансами, не призывает их спасать компании, неспособные выйти из кризиса. Напротив, следует оказывать поддержку тем структурам, у которых есть потенциальные возможности преодолеть временные трудности.

Тем не менее на финансовом рынке сохраняется нестабильность, что порождает весьма скептическое отношение к ней иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы рекордными темпами распродают акции на Корейской фондовой бирже. С начала 2008 г. и по октябрь превышение продаж корейских акций иностранцами над покупками составило 42,6 трлн. вон (29,59 млрд. долл. по текущему курсу). Такого Сеульская фондовая биржа не видела с самого своего основания в 1992 г. В результате корейский биржевой индекс KOSPI, который в 2007 г. впервые преодолел отметку в 2000 пунктов, в последнее время быстро снижался и опустился ниже отметки 1000 пунктов. В прежние годы иностранцы активно скупали корейские акции, в результате чего в 2004 г. иностранная доля в капитализации местного фондового рынка достигла 41,98%.В конце 2008 г. этот показатель составлял 29,5% от суммарной стоимости акций на Сеульской бирже.

По данным Министерства экономики знаний РК (Ministry of Knowledge Economy), иностранные инвестиции в экономику РК возросли в 2008 году на 11,3% по сравнению с предыдущим годом, составив 11,7 млрд. долл. Рост инвестиций по сравнению с предыдущим годом зафиксирован впервые с 2004 года, чему способствовала успешная реализация соответствующего плана, принятого правительством РК в мае 2008 года. В наступившем году министерство планирует привлечь иностранные инвестиции на сумму 12,5 млрд. долл.

Следует учитывать, что РК и сама выступает достаточно крупным инвестором. В 2007 г. объем южнокорейских прямых инвестиций в зарубежные страны впервые превысила 20 млрд. долл. Это было результатом значительного укрепления курса национальной валюты, а также политики правительства по стимулированию инвестиций за рубеж. Южнокорейские компании наиболее активно инвестировали средства в страны Азии, Африки и Латинской Америки, вкладывая их в электронную, автомобильную, химическую, горнодобывающие отрасли промышленности, а также в приобретение недвижимости.Правительство планирует довести объем заказов, которые корейские фирмы получат в 2009 году на строительство промышленных предприятий за рубежом, до 50 млрд. долл. 8 января с.г. министр экономики знаний Ли Юн Хо провел встречу с представителями строительных компаний для обсуждения путей достижения намеченной цели — в частности, за счет расширения присутствия корейских компаний на латиноамериканском рынке. Для помощи отечественным строительным компаниям в Латинской Америке правительство собирается открыть специальный центр в Сан-Паулу. Правительство также намерено значительно увеличить объем средств для страхования экспортных кредитов корейских строительных компаний. В прошлом году общий объем заказов на строительство промышленных предприятий, полученных корейскими фирмами, достиг 46,2 млрд. долл., что на 9,5% превысило аналогичный показатель 2007 г.

Несмотря на продолжающийся финансовый кризис, корейские компании планируют выделить в 2009 г. на реализацию энергетических проектов в зарубежных странах 7 млрд. долл.. По сообщению Министерства экономики знаний, указанный показатель на 22,8% превышает уровень 2008 г. При этом 5,2 млрд. долл. предстоит затратить на разработку нефтяных и газовых месторождений, а 1,8 млрд. долл. — на разработку месторождений других видов энергоресурсов и промышленного сырья, в частности, каменного угля и меди. Кроме того, корейские компании активизируют участие в совместных с зарубежными странами проектах добычи энергетических и сырьевых ресурсов. В прошлом году РК реализовывала в зарубежных странах 71 энергетический проект.

По данным Министерства экономики знаний РК, отрицательное сальдо торгового баланса Республики Корея в 2008 г. составило около 13 млрд. долл. Дефицит торгового баланса фиксируется впервые с 1997 года на фоне мирового финансового кризиса и высоких цен на энергоносители в прошедшем году. Экспорт за 2008 год вырос на 13,7% и достиг 422,4 млрд. долл. Импорт, однако, увеличился еще больше — на 22 %, составив 435,4 млрд. долл. В Министерстве экономики знаний РК отметили, что в первые девять месяцев 2008 года экспорт вырос на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в частности, за счет развивающихся стран, однако в IV квартале на волне финансового кризиса экспортные поставки сократились на 9,5%.

Среди отраслей, экспорт продукции которых в прошлом году рос наиболее активно, оказались нефтепереработка, судостроение, черная металлургия, машиностроение и телекоммуникации. С другой стороны, в таких отраслях, как текстильная промышленность, автомобилестроение, производство потребительской электроники, микрочипов и компьютеров, наблюдался спад объемов отгрузок.

В 2008 г. объем экспорта продукции индустрии высоких технологий Республики Корея достиг 131,3 млрд. долл. Годовой темп роста составил 0,9%. Замедление темпов прироста отрасли связывают главным образом с низкими ценами на микрочипы и глобальным экономическим кризисом. Импорт по статье «продукция информационных технологий», по данным Министерства экономики знаний РК, составил в 2008 г. 73,5 млрд. долл. Таким образом, положительное сальдо торгового баланса в этой отрасли сложилось в размере 57,8 млрд. долл. Объем экспорта микрочипов впервые с 2001 г. сократился, что было связано с их перепроизводством. Однако это сокращение было компенсировано существенным ростом вывоза за рубеж мобильных телефонов и дисплеев. В частности, экспорт мобильных телефонов подскочил на 19,1 процента, составив 33,4 млрд. долл. По географическим направлениям ситуация следующая: экспорт в Европу и Японию сократился, однако поставки в Китай, США, страны Ближнего Востока и Латинской Америки — возросли.

Наиболее быстрыми темпами рос и южнокорейский экспорт в развивающиеся страны (за 2007 г. его прирост составил 20,3%, а общая сумма — 244,8 млрд. долл., тогда как экспорт в развитые страны вырос лишь на 3,9% и достиг в 126,6 млрд. долл.).

Несмотря на то, что ситуация во многом напоминает ту, что была в 1997 г., эксперты МВФ и мировых финансовых организаций не считают южнокорейскую экономику слабой, чтобы не справиться с финансовым кризисом. Основаниями для такой оценки являлись весьма значительные валютные резервы, составляющие на конец 2008 г. 240 млрд. долл., а также те коренные изменения в корейском бизнесе, что произошли за истекшие 11 лет. Это и то, что всего лишь 12% общей суммы кредитов отечественных финансовых учреждений поступили из зарубежных стран. Напомним, что в 1997 г. коэффициент задолженности южнокорейских компаний составлял в среднем 425%, то есть сумма задолженности по краткосрочным и долгосрочным обязательствам более чем в 4 раза превышала их собственный капитал. В настоящее время коэффициент задолженности компаний, чьи акции зарегистрированы на фондовой бирже, составляет в среднем 90%, а отношение суммы банковских кредитов к сумме сбережений — 105,4%.

Однако в течение 2008 г. снижение экономического роста происходило более быстрыми, чем ожидалось, темпами, пока его показатели не достигли отрицательных значений. Главной причиной столь неблагоприятной ситуации стало беспрецедентное падение объемов производства и экспорта. В основе этих тревожных для южнокорейской экономики тенденций лежит резкое снижение спроса за рубежом на корейскую экспортную продукцию в условиях глобальной экономической рецессии. В четвертом квартале 2008 г. экспортные поставки сократились по сравнению с третьим кварталом на 12%. И это при том, что ВВП РК на 60% формируется за счет экспорта. Эти основные экономические показатели являются самыми низкими за последние десять лет, причем наиболее напряженная ситуация сложилась в сферах потребления и инвестиций. В период с января по июль 2008 г. темпы роста цен производителей неизменно увеличивались, достигнув в июле своего максимума на уровне 12,55. Однако с августа началось замедление, вызванное падением цен на сырье в мире. Особенно резкое замедление темпов роста цен производителей было зафиксировано по таким направлениям. Как цены на нефтепродукты, сельхозпродукцию и текстиль.

Администрация президента Ли Мен Бака обеспокоена отсутствием признаков улучшения в наступившем 2009 г. В частности, продолжается снижение экспортной активности, которое вызывает дальнейшее сокращение производства, ухудшает ситуацию в области занятости, приводит к снижению реальных доходов населения страны и потребительской активности. Усугубляет ситуацию и то, что снижение стоимости недвижимости и ценных бумаг оказывает отрицательное влияние на психологию потребителей, еще более углубляя экономический спад. Мировой финансовый кризис и застой в экономике сказываются на ситуации на южнокорейском рынке труда. По данным национальной статистической службы РК, доля семей, главы которых не имеют определенной работы, превысила в третьем квартале 2008 г. 16% (примерно 2,7 млн. чел.). Это рекордный показатель, начиная с 2003 г., когда стала вестись поквартальная статистика подобного рода. Еще один показатель неблагоприятной ситуации в экономике Южной Кореи — это тот, что впервые за последние 4 года опять начал расти коэффициент Энгеля, который определяет удельный вес расходов на питание в общем объеме потребительских расходов. Для богатых стран он составляет менее 40%. Начиная с 2004 г., коэффициент Энгеля в Южной Корее неизменно снижался и достиг в третьем квартале 2007 г. 26%, но в 2008 г. он вырос до 26,7%. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния южнокорейских граждан стал снижаться. Их траты на жилье и коммунальные услуги, медицинское обслуживание и питание в общем объеме потребительских расходов выросли на 5,9%, 5,5% и 5,3%, в то время как расходы на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд сократились.

В этих условиях правительство РК предпринимает меры по продвижению краткосрочных проектов развития местной промышленности, которые способствуют созданию новых рабочих в сферах малого и среднего бизнеса. В этом плане РК применяет опыт и других стран по преодолению кризиса, увеличивая производственные инвестиции и стимулируя потребление. В мае 2008 г. в Южной Корее было объявлено о начале осуществления в июле правительственного плана приватизации ряда государственных компаний. В декабре эта программа была конкретизирована заявлением, что 69 государственных компаний подвергнутся реструктуризации, которая означает широкомасштабные сокращения сотрудников, введение системы дифференцированной оплаты в зависимости от трудового вклада и распродажу принадлежащего им имущества. В течение ближайших 3-4 лет общая численность персонала 69 госкомпаний будет уменьшена на 19 тыс. чел., или 13%. Программа реструктуризации госкомпаний — четвертая с начала 2008 г. мера в области преодоления глобального финансового кризиса и улучшения экономической ситуации в стране, предпринятая правительством. В ноябре прошлого года был одобрен законопроект, дающий возможность приватизировать государственные банки.

Правительство РК намерено ускорить процесс сокращения государственного регулирования экономики с целью повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого планируется установить даты истечения срока действия существующих ныне нормативных актов в различных секторах экономики. По мере истечения срока действия значительная часть нормативных актов будет отменяться, у некоторых других актов, если они будут признаны полезными, срок может быть продлен. В 2009 г. предполагается отменить около 1000 нормативных актов.

В целом в РК к текущим испытаниям относятся спокойно, считая, что страна уже накопила немалый и в значительной степени успешный опыт преодоления валютного кризиса 1998 г. и выхода на новый более высокий виток экономического развития. Исходя из этого, в стране надеются, что и этот кризис будет достаточно быстро преодолен и станет основой для еще более динамичного развития. Видимо, поэтому президент Ли Мен Бак считает, что, несмотря на то, что в текущем году РК будет переживать еще большие трудности, чем в прошлом, она первой выйдет из мирового финансового кризиса.

Впрочем, большого оптимизма в РК никто не проявляет. Оценивая мировую экономическую ситуацию и имея в виду прогнозный показатель МВФ мирового экономического роста на 2009 г., президент призвал граждан страны готовиться к худшему, к признанию необходимости принятия превентивных мер для выхода из экономической рецессии. По его же словам, если в стране начнется рецессия, то она будет самой сильной в ее истории и превзойдет по своим последствиям спад времен азиатского финансового кризиса.

Какова же динамика втягивания южнокорейской экономики в рецессию под влиянием развертывающегося мирового финансового кризиса?

Десятилетие после азиатского финансового кризиса было весьма благоприятным и успешным в плане дальнейшего экономического развития для Республики Корея. После пережитого резкого спада экономического роста в 1998 г. (-6,9%) страна вышла на существенный подъем в 8,5% в 2000 г., который несколько снизился и утвердился на позиции 5-6% ежегодного прироста ВВП в 2004-2007 гг. В октябре 2005 г. агентство Fitch Ratings присвоило РК суверенный кредитный рейтинг А+, и с тех он остается без изменения из-за остающейся не урегулированной северокорейской ядерной проблемы. По прогнозу Всемирного банка, темпы экономического развития Южной Кореи в 2008 г. уже должны были составить не 5,1%, а 4,6% и 5,0% в 2009 г.

Пришедшая к власти в конце 2007 г. новая администрация Ли Мен Бака объявила свою программу экономического развития страны. Предложенный план экономического развития «5+2» существенно отличался от стратегии «сбалансированного развития регионов», которой придерживалась администрация прежнего президента Но Му Хена. Согласно этому плану, страна будет поделена с учетом особых характеристик на 7 крупный экономических зон: пять обычных — столичный регион, провинции Чхунчхон, Чолла, Кенсан Намдо и Кенсан Пукто и две специальных — провинции Канвон и Чечжу. Инициатива в реализации плана будет отдаваться самим провинциям, которые будут заниматься повышением своей конкурентоспособности. Стратегия Но Му Хена предусматривала просто перенос в провинции государственных корпораций и ведомств. Таким образом, новая стратегия нацелена на более комплексное развитие регионов и рациональное использование территории страны. Планировалось оказывать государственную поддержку проектам создания межрегиональных зон, где будут соединяться научные центры и производства. Эта концепция отражает мировую тенденцию на формирование крупных экономических зон и активизацию сотрудничества между регионами. Важно подчеркнуть, что центральное правительство намерено было выполнять лишь роль структуры, которая предоставляет базу для самостоятельного сотрудничества между регионами и реализации ими конкурентоспособных экономических проектов.

Кроме того, для придания ускорения экономическому развитию в 2008 г. правительство планировало выделить рекордное число земельных участков (98 общей площадью 126 кв. км.) под создание промышленных зон, а в 2009 г. — дополнительно еще 127 кв.км.

Во внешнеэкономической политике правительство Ли Мен Бака последовательно продолжает курс на торговую либерализацию и развитие регионального и глобального сотрудничества. В первую очередь, это касается заключения соглашений о свободной торговле с увеличивающимся числом стран-партнеров РК. В первую очередь, поставлена задача активизировать подготовку таких соглашений с Евросоюзом, Индией, Канадой, Мексикой, Китаем и Японией. В РК предполагают, что с подписание этих соглашений объем южнокорейского экспорта может легко превысить 1 трлн. долл. Однако достижение подобных договоренностей требует от Южной Кореи многих усилий, компромиссов и времени. Южная Корея уже подписала такие соглашения с Чили, Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, объединяющей Швейцарию, Норвегию, Исландию, Лихтенштейн. Помимо этого, РК заключила соглашение о свободной торговле с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), касающиеся промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. С большими трудностями проходил процесс ратификации такого соглашения РК с США из-за сопротивления оппозиции и населения страны ввозу американской замороженной говядины. Американские законодатели отменили даже ограничения на продажу южнокорейского оружия на мировом рынке и тем самым уравняли РК в правах на продажу оружия со странами-членами НАТО. Японией, Австралией и Новой Зеландией. Между тем, Южная Корея в 2008 г. активно продолжала переговоры с Евросоюзом по заключению двустороннего Соглашения о свободной торговле. РК согласилась на принятие европейских стандартов в технологиях автомобилестроения.

Однако уже в апреле 2008 г. правление Ли Мен Бака столкнулось с рядом проблем, приведшими к необходимости составления дополнительного бюджета для стимулирования экономики. Тогда же стало очевидным, что предполагавшийся на 2008 г. экономический рост в размере 6% маловероятен, хотя вполне реален прирост инвестиций на 23%. В докладе министерства планирования и финансов, в частности, отмечалось, что достижению поставленных ранее целей препятствуют высокие цены на энергоносители, снижение потребительской активности и другие негативные факторы. Экономический рост в первом квартале 2008 г. составил всего 0,7%, что выводило страну на уровень по итогам года не более 4-5%. При этом, дефицит торгового баланс мог превысить планировавшийся уровень в 7 млрд. долл. и составить 10 млрд. долл. Еще в декабре 2007 г. в Южной Корее отмечали существенные темпы роста внешней торговли, торговый оборот составил более 700 млрд. долл. и страна занимала 11-место в мире. Прогноз на 2008 г. давал оценки увеличения экспорта на 11,4% до 413 млрд. долл., а импорта — на 13,1% до 399 млрд. долл. при положительном сальдо 14 млрд. долл.[2]

Дефицит платежного баланса в январе 2008 г. составил 2,6 млрд. долл., что на 1,8 млрд. долл. было выше показателя за декабрь 2007 г. Более того, этот дефицит, вызванный ростом мировых цен на сырье и топливо, явился самым высоким за последние 11 лет. Март 2008 г. стал четвертым подряд месяцем дефицита текущего платежного баланса, но его объем существенно сократился по сравнению с предыдущим месяцем: 53,7 млн. долл. против 2,4 млрд. в феврале. Суммарный дефицит текущего платежного баланса за январь-март 2008 г. достиг 5,2 млрд. долл.

Следует отметить, что с 2007 г. РК занимает третье место в ОЭСР после Германии и Японии по объему дефицита в торговле услугами, который в том же году составил более 20 млрд. долл.

Тем не менее, продолжался рост валютных резервов, которые в марте 2008 г. увеличились на 1,88 млрд. долл. и составили 264,3 млрд. долл., что явилось результатом повышения инвестиционных прибылей, а также снижения курса доллара по отношению к другим валютам. В результате РК заняла 6-е место в мире по объему валютных резервов, уступая Китаю, Японии, России, Индии и Тайваню.

Весной прошлого года агентство Fitch Ratings снизило собственный прогноз экономического роста в РК до 4% из-за снижения темпов экономического роста в США и Китае. Однако суверенный кредитный рейтинг А+, присвоенный РК в 2005 г., оставила без изменений.

В июле 2008 г. скачок инфляции составил рекордный за 10 лет для страны показатель — почти 6%. Одним из факторов, подталкивающих инфляцию, стало падение курса воны. Котировки южнокорейской воны опустились к сентябрю 2008 г. на самый низкий за почти 4 года уровень. Ослабление воны привело к удорожанию импортных товаров и сырья, что в свою очередь, повлияло на рост потребительских цен. Валютные интервенции правительства, проводимые с целью поддержать вону, большого успеха не имели. Пытаясь сдержать инфляцию, Банк Кореи в августе 2008 г. повысил учетную ставку с 5 до 5,25%, что могло привести к замедлению экономического роста. Но тогда правительство пыталось решить первоочередную задачу — обуздать инфляцию. В августе наметилось некоторое замедление роста потребительских цен по сравнению с июлем, обусловленное главным образом удешевлением нефти на мировом рынке. 9 января 2009 г. Банк Кореи снизил учетную ставку до 2,5%. При этом Банк предупредил, что политика снижения учетной ставки может продолжиться в ближайшем будущем. Это самая низкая величина ставки за всю экономическую историю страны.

С 2000 г. основой экономического роста РК является производственный сектор. По данным Банка Кореи, в 2000-06 гг. его вклад в рост ВВП страны составлял 42,9%, тогда как сферы услуг — 39,3%.

Темпы роста цен южнокорейских производителей в 2008 году оказались самыми высокими за последние 10 лет. По данным Банка Кореи, они составили в 2008 году 8,6%, что на 0,6% больше, чем в предыдущем. При этом цены на промышленную продукцию выросли на 11,9%, в то время как в предыдущем году их рост составлял менее 1%. Отпускные цены на электричество, воду и бытовой газ возросли в среднем на 4,2%, что на 0,7% превышает показатели 2007 года. Между тем, рост цен производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции в прошлом году замедлился, составив 1,1%, в то время как в 2007 г. он составлял 2,8%.

Пытаясь повысить конкурентоспособность национальной экономики и потенциал экономического роста, что особенно актуально во времена финансовой и экономической нестабильности, президент Ли Мен Бак выдвинул планы — довести расходы на научные исследования и проектно-конструкторские разработки до 5% от ВВП страны. РК занимает 26-е место в мире (всего оценивали 177 стран мира) по индексу человеческого развития, что считается высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В сентябре 2008 г. правительство огласило список из 22 отраслей, которые должны стать новыми источниками экономического роста страны. Среди новых «локомотивов роста» упомянуты развитие альтернативных возобновляемых источников энергии, биофармацевтических технологий, широкое применение светоизлучающих диодов, конвергенция вещательных и информационных технологий. Согласно расчетам правительства, добавленная стоимость в обозначенных им отраслях, составляющая сейчас 220 трлн. вон, к 2018 г. вырастет до 700 трлн. вон. При этом экспорт продукции этих отраслей за тот же период увеличится со 177 млрд. до 900 млрд. долл. США в год.

В их числе были и пять секторов, связанных с новыми информационными технологиями, включающими производство полупроводников, дисплеев, мобильную связь следующего поколения, светодиодное освещение, а также радиочастотную идентификацию (RFID) и распространенные сенсорные сети (USN). До 2013 г. в развитие новых источников роста планируется инвестировать около 86 млрд. долл.

В то же время Южная Корея проявляет себя как активный импортер новейшей зарубежной технологии и ноу-хау. В последние годы размер патентных отчислений постоянно увеличивался: в 2005 г. он составлял 4,5 млрд. долл., в 2006 г. — 4,7 млрд. долл., в 2007 г. — 5,8 млрд. долл. При этом, корейские разработчики тоже получают отчисления от иностранных компаний, но не в таких объемах: в 2006 г. — 2,05 млрд. долл., а в 2007 г. — 1,92 млрд. долл.

Пытаясь преодолеть негативные тенденции в финансовой сфере, правительство РК ввело закон об объединении рынков капитала, предусматривающий отмену ряда ограничений на финансовую деятельность и введение дополнительных мер защиты инвесторов. Документ объединил 14 ранее действовавших законов и подзаконных актов, предоставив возможность банкам, страховым и инвестиционным компаниям заниматься деятельностью, связанной с управлением активами, ценными бумагами т фьючерсами. В соответствии с новым законом, на базе страховых компаний могут создаваться инвестиционные банки, оказывающие брокерские услуги, управляющие активами и предоставляющие консультации по вопросам инвестирования.

Вместе с тем, южнокорейские аналитики в ожидании публикаций отчетов компаний о своей финансовой деятельности прогнозируют дальнейшее продолжение застоя на Корейской фондовой бирже. Южнокорейский крупный бизнес переживает тяжелые времена. Так, крупнейшая в Южной Корее компания «Самсунг электроникс (Samsung Electronics)», на долю которой приходится около 20% всего южнокорейского экспорта, впервые в своей истории закончила четвертый квартал 2008 г. с убытками (22 млрд. вон или 16,2 млн. долл.). Чистые убытки компании «Эл Джи электроникс (LG Electronics)» за тот же период составили 493 млн. долл. Финансовые организации РК определят до конца января текущего года, какие строительные и судостроительные компании подвергнутся в первую очередь широкомасштабной реструктуризации. Комитет финансового контроля поручил южнокорейским банкам подробно изучить административную и финансовую ситуацию в 350 компаниях строительной и судостроительной отраслей, которая представляется наиболее рискованной. Банкам поручено не позднее 23 января с.г. составить список из 111 компаний, подлежащих первоочередной реструктуризации, а до конца первого квартала будут определены оставшиеся 240 компаний.

Следует отметить и такой присущий финансово-экономическим кризисам процесс, который набирает силу в современной нелегкой экономической ситуации в Южной Корее, как рост банкротств отечественных компаний. Так, в августе 2008 г. их насчитывалось 178, в декабре того же года — 345, а в январе 2009 г. — 262.

По состоянию на конец сентября 2008 г. внешняя задолженность Республики Корея достигла рекордной величины в 425,1 млрд. долл. США, что на 4,5 млрд. долл. США больше, чем трем месяцами ранее. По данным Банка Кореи, рост задолженности связан с увеличением объемов внешних заимствований, осуществляемых корейскими банками и компаниями. Объем краткосрочных заимствований, то есть сделок на срок до одного года, составил 189,4 млрд. долл. США, или 44,6 процента от общего размера внешнего долга. Растущие объемы внешних заимствований наряду с отрицательным платежным балансом страны привели к тому, что Корея впервые за 8 лет превратилась в страну-должника, так как объем ссуд, выданных корейскими банками иностранным заемщикам, оказался меньше объема ссуд, которые корейские банки и компании сумели получить за рубежом.

Что касается прогнозов выхода южнокорейской экономики из текущего кризиса, сразу следует отметить, что это полностью зависит от прогнозов развития мировой экономики, которые пока в лучшем случае остаются неясными, если не мрачными. Практически весь мир сейчас находится в тисках экономической рецессии. Южнокорейские экономисты прогнозируют, что в текущем году рост экономики страны составит около 2%, однако существует вероятность, что прирост окажется еще ниже — примерно 1%. Даже оптимистичный сценарий двухпроцентного роста не исключает, что по многим показателям этот рост окажется нулевым или отрицательным. Столь низкий показатель означает серьезный откат. Если состояние мировой экономики ухудшится, прирост южнокорейского ВВП в нынешнем году может оказаться ниже одного процента или даже отрицательным.

Продолжительный экономический спад негативно скажется как на качестве управления компаниями, так и на уровне занятости. Это, в свою очередь, приведет к снижению реальных доходов населения и сокращению потребительской активности. Хозяйственная система РК находится практически на пороге дефляции. Предполагается также, что прирост экспорта в этом году не превысит 10%. Тем не менее, несмотря на то, экспорт сократится, одновременное снижение импорта приведет к возникновению профицита торгового баланса. В 2008 г. объем экспорта из РК составил 422,4 млрд. долл. (прирост в 13% по сравнению с 2007 г.). Маловероятно, что в этом году удастся добиться столь же впечатляющего результат. Снижение спроса на южнокорейские товары на мировом рынке приведет к возникновению так называемого депрессионного профицита, который возникнет как результат более быстрого снижения объема импорта по сравнению с объемом экспорта.

Валютный курс, который имеет сильнейшее влияние на состояние южнокорейской экономики, будет оставаться нестабильным до середины года, отражая ситуацию на мировых финансовых рынках. Поэтому говорить о перспективах полного восстановления экономики пока рано.

Выступая в октябре 2008 г. в Сеуле на Девятом всемирном форуме знаний, президент Ли Мен Бак высказался за создание новой международной организации, которая решала бы такие глобальные проблемы как нынешний финансовый кризис, изменения климата и дефицит энергоресурсов.

Основные макроэкономические показатели развития Республики Корея

 

2007

2008

ВВП (в трлн. вон, в текущих ценах)

901,19

702,4 (3-й квартал)

ВВП (в млрд. долл. США, в текущих ценах)

969,9

637 (3-й квартал)

ВВП на душу населения (в тыс. долл. США, в текущих ценах)

20,04

 

Темпы роста ВВП (%)

5,0

3,8 (3-й квартал)

Динамика потребительского спроса (%)

4,7

2,6 (3-й квартал)

Динамика промышленного производства (%)

6,8

5,3 (ноябрь)

Динамика инвестиций в средства производства (%)

7,6

2,3 (3-й квартал)

Динамика инвестиций в строительство (%)

1,2

-1,2 (3-й квартал)

Объем экспорта (в млрд. долл. США)

371,5

422,4

Темпы роста экспорта (%)

14,1

13,7

Объем импорта (в млрд. долл. США)

356,85

435,4

Темпы роста импорта (%)

15,3

22

Сальдо торгового баланса (в млрд. долл. США)

14,64

-13

Объем южнокорейских портфельных инвестиций за рубежом (в млрд. долл. США)

24,63

14,73 (ноябрь)

Объем южнокорейских прямых иностранных инвестиций за рубежом (в млрд. долл. США)

27,48

22,81 (3-й квартал)

Объем прямых иностранных инвестиций в РК (в млрд. долл. США)

10,5

10 (3-й квартал)

Сальдо платежного баланса по текущим операциям (в млрд. долл. США)

5,95

-7,12 (ноябрь)

Золотовалютные резервы (в млрд. долл. США)

262,22

201,1

Уровень безработицы (%)

3,2

3,2 (ноябрь)

Рост розничных цен (%)

2,5

4,7

Уровень инфляции (%)

2,4

4,2

Рост доходов населения (%, с учетом инфляции)

   

Индекс KOSPI

1 897

1 124

Обменный курс воны (вон за доллар США)

936,1

929,2 (средний)

1 345 (31 декабря 2008)

1 102,6 (средний)

 

 

2007, млрд. долл,, %

2008 (1-11), млрд. долл., %

 

Экспорт РК

Рост

Импорт РК

Рост

Экспорт РК

Рост

Импорт РК

Рост

Объем

Сальдо

Всего

371,5

14,1

356,8

15,3

395,1

16,7

408,8

26,6

803,9

-13,7

Китай

81,9

18,0

63,0

29,8

86,8

16,2

72,5

26,5

159,3

14,3

США

45,8

6,0

56,3

8,3

42,9

2,4

57,2

11,5

100,1

-14,3

Япония

26,4

-0,6

37,2

10,6

26,3

10,2

35,9

5,3

62,2

-9,6

ЕС

55,98

15,6

36,8

22,5

55,1

8,0

37,2

11,6

92,3

17,9

Россия

8,09

56,2

6,97

52,6

9,3

28,0

7,95

25,5

17,25

1,35

Составлено на основе следующих источников:

  1. Банк Кореи (Bank of Korea) http://www.bok.or.kr
  2. Министерство стратегии и финансов РК http://www.mosf.go.kr
  3. Корейский институт развития (Korea Development Institute) http://www.kdi.re.kr

[1] World.kbs.co.kr 25.01.2009.

[2] KBS, 21 декабря 2007.