«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(8), 2009

Научная жизнь

Социальная ответственность государства на рынке труда Испании и Франции

Д. Зелянина, Е. Дабагян

Лучшие доклады на научной студенческой конференции
«Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданского общества»
МГИМО-Университет, 5 декабря 2008 года

В настоящее время вопрос необходимости вмешательства государства в социальную сферу не ставится под сомнение, но не существует точного ответа, насколько сильным оно должно быть. В данной работе на примере Франции и Испании рассматривается роль государства на рынках труда этих двух стран и анализируются её изменения на протяжении последних десятилетий, включая ситуацию на сегодняшний день.

По завершении Второй мировой войны во Франции были задействованы все мощности для восстановления экономического потенциала страны. Благодаря предпринятым мерам в послевоенные годы наблюдалась практически полная занятость: число безработных не превышало 240 тыс. человек. Иногда даже ощущалась нехватка рабочей силы, которую восполняли за счёт женщин, молодёжи и иммигрантов

Однако в начале 70-х гг ситуация резко изменилась. Темпы роста экономики замедлились после двух «нефтяных шоков» 1973 и 1979 гг., на рынок труда начали выходить достигшие совершеннолетия поколения «бэби-бума», произошёл упадок многих традиционных отраслей. В итоге число безработных стало расти на глазах: в 1976 г. превысило 1 млн чел., в 1981 г. — 1,5 млн, в 1983 г.- 2 млн чел. В 1985 — 1990 гг. отмечалась относительная стабилизация, затем число безработных снова стало расти. В 1993 г. их число превысило 3 млн. В первые годы ХХI в. реальное количество безработных составляло 9-10%.

Правительство Испании за минувшую четверть века было представлено тремя партиями: центристами, социалистами и консерваторами. Испанские реформаторы избирали эволюционную поэтапную социально-экономическую политику, в основе которой находились кейнсианские положения о необходимости сохранения за государством роли «распределителя ресурсов».

С 1975-2003 гг. доля бедных людей с доходом менее половины средненационального уровня сократилась с 21% до 19%. «Как это ни парадоксально, но проблема Испанской безработицы — феномен демократических преобразований».[1] Франкистский патернализм, провозглашавший «социальное братство труда и капитала», поддерживал уровень безработицы не выше 3%, что обеспечивалось запретом на увольнение рабочих в обмен на отказ от забастовок. Когда к власти пришли консерваторы, начался резкий рост безработицы.

В поисках путей смягчения безработицы многочисленные правительства Франции, сменявшие друг друга с 70-х гг., принимали самые различные меры, но в основном они предусматривали перенесение ответственности на предприятия. Все эти меры не приносят ощутимых результатов. Опыт показал, что число рабочих мест напрямую зависит о динамики ВВП: при росте экономики темпами выше 2% в год оно увеличивается, ниже — падает. В последние 10 лет темпы роста ВВП во Франции колеблются, оставаясь примерно на уровне 2%. Незначительные колебания были обусловлены краткосрочными циклами, в настоящее же время в связи с кризисом прогнозы по темпам роста ВВП ещё более пессимистичны, возможны отрицательные темпы роста.

Темпы роста ВВП во Франции, %

 

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Темпы роста ВВП (%)

3.3

3.9

1.9

1.0

1.1

2.5

1.9

2.2

2.2

0.9*

0.0*

0.8*

* — прогноз

Источник: www.eurostat.ru

В настоящее время бизнес-сообщество Франции требует ослабления налогового бремени, что дало бы возможность увеличить прибыль, инвестиции (в том числе заграничные, так как инвестиционный климат Франции является неблагоприятным для иностранных инвесторов из-за чрезмерной налоговой нагрузки на предприятия), а за счёт этого конкурентоспособность продукции, производство, и, соответственно, занятость. Требуется также либерализация регулирования государством рынка рабочей силы. Именно жесткая регламентация порядка увольнения является для предпринимателей ограничителем расширения найма: невозможно увеличивать численность персонала, если при внезапном ухудшении экономической ситуации не будет возможности оперативно сократить его.

В итоге последние аргументы берут верх, т.к. в течение длительного времени в стране наблюдался перевод производства в страны с более дешёвой рабочей силой и более гибким социальным законодательством, но до полной либерализации рынка труда ещё далеко, так как роль существующей системы, служащей гарантом социально — политической стабильности в стране, слишком велика.

К середине 90-х гг. уровень безработных в Испании достиг почти 25%. Причины этого были следующие:

1) резкое сокращение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу, связанное с модернизацией и структурной перестройкой промышленности, переходом на трудосберегающие технологии. Наряду с этим наблюдалась острая нехватка высококвалифицированных специалистов для развивающихся наукоёмких отраслей, в 1990-х гг. спрос на таких работников превышал предложение на 88%.

2) высокие темпы урбанизации (произошло сокращение доли аграрного населения с 17% в 70-х гг. до 8% в 2006 г.)

3) возросшая активность испанских женщин на рынке труда Испании;

4) новый трудовой кодекс (1980 г.), отменивший франкистский запрет на увольнение рабочей силы.

За последнее десятилетие произошло значительное сокращение доли безработных в Испании[2], в 2007 году она составила 8,3%. Доля безработных во Франции в 2007 г. была на том же уровне[3], но изменение данного показателя с 1996 было не столь значительным, как в Испании. Стоит отметить, что доля безработных женщин больше в Испании, мужчин — во Франции. Это обусловлено исторически сложившимися культурными особенностями и менталитетом.

Если же проанализировать показатель доли безработных по возрастным группам, очевидно, что доля безработной молодёжи сокращается быстрыми темпами, что говорит об активном вовлечении молодых людей в трудовую деятельность.

Доля безработных в возрастных группах Испании и Франции, %

 

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Менее 25 лет

Испания

39,2

36,4

33,1

27,3

24,3

23,2

24,2

24,6

23,9

19,7

17,9

18,2

Франция

27,9

27,8

25,1

22,9

19,6

18,9

19,3

19,2

20,4

21

22,1

19,4

Между 25 и 74 годами

Испания

13,8

13,1

11,8

10

8,9

8,3

9,1

9,1

8,7

7,7

7,3

7

Франция

9,7

9,7

9,4

9

7,8

7,1

7,4

7,8

7,9

7,9

7,7

7

Источник: www.eurostat.ru

В феврале 2006 г. правительство Франции провело законопроект о равенстве шансов молодёжи до 26 лет при устройстве на работу для получения квалификации и стажа (без него безработные не регистрируются и не могут получать пособие). Но этот закон давал работодателям право увольнения в течение двух лет без объяснения причин, поэтому был подвергнут активной общественной критике, что заставило правительство аннулировать его.

Для борьбы с безработицей в Испании была создана система профессионально-технической подготовки и переподготовки кадров, также применятся новая для страны система временных контрактов. Их существует несколько видов:

  1. с фиксированными сроками (для определенного вида работ)
  2. контракты практики (срок на 4 года для выпускников)
  3. специальные контракты (для высшего управленческого персонала)
  4. контракты на неопределенное время (с 1997 г.)

Уже к 2005 г. на основе временных контрактов работало свыше 30% наемной рабочей силы[4].

В настоящее время основным направлением изменений рынка труда во Франции также является неуклонный рост временной работы за счёт постоянной. Для работодателя временный наём персонала несравненно выгоднее бессрочного трудового соглашения: при временном найме работодатель не связан многими обязательствами. По тем же причинам для лиц наёмного труда временная работа гораздо хуже постоянной. Сюда относятся прежде всего социально незащищённые категории: молодёжь, женщины, иммигранты. По доле временно занятых Франция занимает 3-е место в мире.

Среди молодых людей в возрасте 15 — 29 лет каждый третий имеет временную работу, очень часто также используется практика неполного рабочего дня[5].

Ещё одной негативной тенденцией сегодня является широкое распространение работы без оформления трудовых отношений. Несмотря на угрозу уголовного преследования, мелкие предприниматели часто прибегают к ней, охотно нанимая самую беззащитную силу — нелегальных иммигрантов.

Подписание контрактов, как правило, сопровождается предоставлением работодателям значительных гарантий в форме налоговых скидок, социальных льгот и компенсационных выплат со стороны государства, что является свидетельством достигнутого в этой области консенсуса. В 80-90 гг. в Испании была создана новая система социального обеспечения. В 1980-2003 гг. социальные выплаты на душу населения ежегодно увеличивались приблизительно на 4,3%, в то время как в ведущих странах Западной Европы этот прирост составлял 1-3 %. В 2001 г. выплаты на социальное обеспечение из государственной казны поднялись до 71.7 %. Также в ходе демографических преобразований выиграли и безработные, получающие пособия или иные формы выплат по безработице.

Особенностью социальной системы Франции в послевоенные годы было отсутствие страхования по безработице: как упоминалось выше, данная категория почти отсутствовала. Пособия по безработице были разработаны лишь в 1958 году.

С 70-х гг. произошло более чем троекратное увеличение расходов на социальные нужды[6], что указывает на возросшую роль государства в сфере социальной защиты населения. Но чрезмерные выплаты по безработице приводят к проблеме маргинализации определённой части населения, которая приспосабливается жить исключительно за счёт государственной поддержки, лишь имитируя поиск работы.

Очевидно, для решения сложившейся ситуации Франции необходимы коренные преобразования на рынке труда, в области образования, налоговой политике. Но одной из характерных черт Франции было разнообразие социального пейзажа. Существует масса групп с особым статусом, дающим право на те или иные привилегии (зарплата, пенсии, налоговые льготы и т.д.). Добившись таких «завоёванных прав», их обладатели решительно отвергают любые реформы, способные поставить эти права под вопрос.

В сентябре 2007 г. президент Франции Н. Саркози обнародовал программу коренных преобразований в социальной сфере, призванных оживить экономику и усилить конкурентоспособность страны. Лейтмотивом реформ Саркози стала идея о том, что французы должны больше работать, чтобы больше зарабатывать.

Первая инициатива Саркози — отмена 35-часовой рабочей недели. Другой мерой, призванной оживить рынок труда, стало сокращение выплат по безработице тем, кто дважды откажется от трудоустройства, предложенного на бирже труда. Также Саркози намерен решительно действовать в области иммиграционной политики. Н.Саркози выступает за то, чтобы допускать во Францию только тех, в ком нуждается ее экономика, кто уважает ее образ жизни и знает ее язык.

Но самой болезненной из намеченных реформ, обещает стать реформа пенсионной системы. Ее главный смысл — отмена досрочного выхода на пенсию госслужащих, подпадающих под так называемый специальный режим: работников транспорта, энергетического сектора, Банка Франции. Если обычный возраст выхода на пенсию во Франции составляет 60 лет, эта группа граждан может уйти с работы на десять лет раньше. Ежегодные расходы на выплаты пенсионных пособий этим людям (а их во Франции свыше миллиона), превышают €5 млрд.

В связи с намеченной реформой в ноябре прошлого года начали бастовать работники транспортной индустрии, госслужащие, работники сфер здравоохранения и образования, требующие от Н. Саркози отказаться от плана по сокращению трудовых привилегий в целях повышения конкуренции на рынке труда.

Французское правительство не намерено уступать требованиям бастующих и надеется, что за счет предполагаемой отмены трудовых льгот власти смогут сэкономить дополнительные средства казны и оживить конкуренцию на рынке труда.

Подводя итоги по Испании, мы можем сказать, что политика правительства по обеспечению занятости начала приносить ощутимые плоды еще к концу 90-х. С 1996-2006 гг. уровень безработицы снизился с 25% до 8% (в три раза), новыми рабочими местами было обеспечено свыше 40% безработных, 20% пожилых людей и более 60% молодежи. В целом показатель занятости населения увеличился за последние десятилетии с 12.5-22.0 млн. человек. Испания из страны средиземноморского типа с преобладанием дешевого неквалифицированного труда превращается в страну с относительно высоким уровнем профессиональной квалификации рабочей силы.

Мнение населения Испании относительно важности вмешательства государства в социальную сферу отражает приведённый ниже социологический опрос.

Необходимы ли…

Да, несомненно

Возможно

Нет

Не знаю

…медицинское страхование?

80

18

1

1

…достойное пенсионное

страхование?

79

19

1

1

…выплаты стипендий для студентов из неблагополучных семей?

74

23

2

2

…создание рабочих мест для всех нуждающихся?

60

29

9

3

…достойные выплаты по безработице?

57

33

6

4

Данный опрос подтверждает, что население нуждается в государственной поддержке, надеется на его помощь.

Итак, проанализировав действия государства на рынках труда Испании и Франции в течение нескольких последних десятилетий, можно сделать вывод о неоднозначности роли вмешательства государства в социальную сферу. Несомненно, оно необходимо, но в разумных пределах: чрезмерное вмешательство может привести к серьёзным социальным последствиям, как то высокий уровень безработицы во Франции, частично обусловленный высокими выплатами по безработице. Различные группы населения высказывают разные требования к государству, так, бизнес требует некоторой либерализации рынка труда, работникам же необходима защита и поддержка. Отсюда вывод: государство должно найти некий компромисс, который позволит снизить критические показатели, избежав при этом недовольства населения, учитывая интересы всех слоёв.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1
Доля безработных в общей численности населения Испании, %

Источник: www.eurostat.ru

Рис. 2
Доля безработных в общей численности населения Франции, %

Источник: www.eurostat.ru

Рис. 3
Доля занятых на основе временных контрактов, в % от общего числа занятых:

Источник: www.eurostat.ru

Рис. 4
Доля частично занятых (неполный рабочий день), в % от общего числа занятых:

Источник: www.eurostat.ru

Рис. 5
Выплаты по безработице в текущих ценах и % от общего объёма социальных выплат, Франция:


Библиография

Черников Г.П. Экономика Франции : традиции и новейшие тенденции / М.: РОССПЭН, 2002.

Франция. В поисках новых путей / отв. ред. Ю.И. Рубинский — М.: «Весь мир», 2007 — 624 с.

Испания в начале ХХI века. Учебное пособие / отв. ред. С.М. Хенкин — М.: МГИМО (У) МИД России, 2006. — 168 с.

Понеделко Г.Н. Испания: социальное измерение демократических преобразований // Мировая экономика и международные отношения — 2004. — №1. — с. 80-88.

Понеделко Г.Н. Сдвиги на рынке труда Испании // Мировая экономика и международные отношения — 2008. — №2. — с. 86 — 93.

Портякова Н. Францию ждёт социальная революция // Коммерсантъ — 2007. — №171. www.kommersant.ru

www.eurostat.ru

 


 

[1] «Мировая экономика и международные отношения» 2008, №2

[2] См. приложение, рис. 1

[3] См. приложение, рис. 2

[4] См. приложение, рис. 3

[5] См. приложение, рис. 4

[6] См. приложение, рис. 5