«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(9), 2009

Научная жизнь

Антикризисный бюджет 2009 года

А.Сачкова, студентка I курса ИВЭС МГИМО

В докладе анализируются различные аспекты федерального бюджета на 2009г. Он сравнивается с предыдущим вариантом бюджета. На этой основе делаются некоторые выводы.

Ключевые слова: федеральные бюджет, бюджетный профицит, бюджетный дефицит

Anna Satchkova. Anti-recessionary budget of 2009

Various aspects of the federal budget are the subject of this report. The 2009 budget is compared with the previous version of the budget. This is the basis for some conclusions.

Key words: federal budget, budgetary proficit, budgetary deficit

Бюджетная политика не любит великих потрясений. Причём как в худшую, так и в лучшую сторону. Так,1909-1913 гг. принесли российской экономике долгожданный подъём и бездефицитный бюджет, но привели к структурным дисбалансам в расходах, особенно в военной сфере — проще говоря, после долгих лет полуголодного существования Военное министерство не знало, куда и как потратить деньги, а. в результате к началу Первой мировой мы остались с несколькими дредноутами без патронов и нормально отремонтированных железных дорог. Результаты войны всем хорошо известны.

Что же говорить о дефицитном бюджете во время кризиса? Между прочим, в этом году — 100-летняя годовщина подъёма 1909 г. Всё случилось с точностью до наоборот — произошёл резкий переход от благоденствующего профицитного нефтегазового бюджета к суровому дефицитному и к сокращению расходов по всем направления. Это противоречило нашим национальным задачам и планам — на развитие инновационных технологий, модернизации промышленности, развитие социальной сферы. Но с такими планами — не могли ли мы остаться с одними дредноутами без патронов и шинелей? И не произошло ли в нашей бюджетной политике «маленькой революции» в результате кризиса? Чтобы понять это — изучим антикризисный бюджет-2009.

Что такое трёхлетний бюджет?

До начала марта 2009 г. федеральный бюджет был трёхлетним. Точнее, на «2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг.». Первый трёхлетний бюджет был принят в 2008 г. до 2010 г., и, если бы кризиса не был, должен был бы быть скорректирован и послужить основой для бюджета 2009-2011 гг. Трёхлетний бюджет представляет собой непрерывную линию, которая каждый год несколько корректируется и обновляется, но в целом, основные направления, цели и задачи, а также бюджетные ассигнования остаются «в тренде», давая возможность осуществить долгосрочные и среднесрочные проекты. Высокие нефтегазовые доходы должны были не «провисать» или тратиться на потребление, а идти на развитие экономики. Стабильность должна была привлечь инвестиции, в том числе иностранные, в наиболее перспективные отрасли. Трёхлетний бюджет был попыткой слезть с «нефтегазовой иглы» и перейти к значительному увеличению внутреннего спроса и самообеспечению экономики. Однако долгосрочное планирование возможно было только за счёт высоких доходов бюджета и активного пополнения внебюджетных фондов — за счёт высоких доходов от экспорта энергоносителей. То есть за счёт «нефтяной иглы».

Даже вне кризиса с таким бюджетом могут возникнуть проблемы. Как отмечается Институтом экономики переходного периода, «сырьевые» субъекты могут столкнуться со скачкообразностью доходов — из-за постоянного изменения конъюнктуры на мировых рынках ресурсов, и будут иметь дело то с профицитом, то с дефицитом, что автоматически делает сложным планирование сколько-либо длительной программы развития. Для несырьевых регионов же трёхлетний бюджет означает зависимость от федеральных субсидий и непредсказуемую инфляцию.

Начало кризиса осенью 2008 заставило уже внести поправки в бюджет 2008 г., однако будущий бюджет 2009-2011 гг., несмотря на многочисленные опасения Минфина насчёт резкого падения цен на нефть, реформировать так и не стали. То есть в проект бюджета уже были заложены все основополагающие показатели, вплоть до соотношения курсов евро и доллара. А в случае резкого падения цены на нефть, увеличения курсов доллара и евро, раскручивания инфляции и всех вытекающих отсюда последствий, все показатели в бюджете меняются кардинально. Кризис — процесс непредсказуемый, и возможно ли редактировать бюджет каждую неделю? Даже технически это будет очень трудно, и теряется последняя иллюзия стабильности. Да и дело не только в этом — с развитием кризиса у бюджетной политики меняются приоритеты, необходимо делать упор прежде всего на антикризисные меры. Ни о каком стабильном развитии речи идти не может. Потом, как уже было сказано, такой бюджет требует огромных доходов и во время кризиса будет создать немалое давление на экономику, а при установке правительства на отказ от внешних государственных заимствований будет трудновыполним.

Но именно трёхлетний бюджет был принят 31 октября 2008 г. Государственной Думой и одобрен 12 ноября 2009 г. Советом Федерации, радужный и перспективный, ориентированный на обновление экономики и улучшению жизни в стране.

Путь бюджета

1)Первоначальный вариант — характер, структура, задачи. Бюджет и антикризис-2008

Задачи бюджета-2009 были в целом сформулированы Президентом А.Медведевым в своём традиционном бюджетном послании, подписанном 23 июня 2008 г. Приоритетами бюджетной политики стали здравоохранение, образование, финансирование НИОКР, а также транспортная инфраструктура. Расходы, предполагаемые бюджетом, вполне соответствовали той антикризисной системе, которая сложилась к концу 2008-началу 2009 гг.

Рассмотрим основные показатели бюджета 2009-2011гг. (см. таблицу 1 в приложениях). Правительство ориентировалось на некоторое замедление темпов развития, но никак не на сокращение производства. Кризис не ощущался как нечто неизбежное. Ожидалось, что плавное снижение цен на энергоносители позволит произвести все необходимые социальные траты и дать толчок обновлению основных капиталов в главных отраслях сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Показатели, которые брались за основу в бюджете, скорее всего, выводились из среднегодовых 2008 г.

Всего на реальный сектор экономики планировалось потратить около 1 трлн. руб. (+34,8% по отношению к 2008 г.). 40% из этого должны были пойти на развитие инфраструктуры. К проводящейся промышленной политике лучше всего подходит определение «спасение утопающих». Продолжает активно использоваться система «целевых программа», неплохо зарекомендовавшая себя в предыдущие годы. В промышленности остаётся трёхступенчатая структура помощи предприятиям — во-первых, банкротство убыточных предприятий и открытие льготных кредитов и субсидий «прогрессивным» фирмам, во-вторых, «именная» помощь в виде инвестиций в основной капитал определённым предприятиям за счёт государственных корпораций, таких как Роснано, Росатом, а также внебюджетных фондов, таких как фонд ЖКХ; в-третьих, составление списка из 295 предприятий (в 2008г. — 300), которые признаны «системообразующими» и которым будет предоставлена обязательная государственная помощь — не только для поддержки самих предприятий, но и для сохранения стабильной социальной ситуации. Помимо предприятий федерального значения, будут определяться предприятия регионального значения, помощь которым будет оказываться за счёт средств бюджетов субъектов и частично — федерального бюджета.* Будет применяться политика налоговых вычетов и снижения таможенных тарифов на ввоз иностранной техники, необходимой для обновления и модернизации предприятий.

Это могло быть ударом по региональным бюджетом — ведь произойдёт сокращение поступлений от налога на прибыль предприятий. Кроме того, на регионы перекладывается очень большая часть нагрузки в области социальной политики. «Взамен» регионам предлагали передать часть поступлений от федеральных налогов, а также «адресную помощь» особо отличившимся в своё время субъектам. Кроме того, регионам обещают помочь путём федерального субсидирования местного сельского хозяйства. Однако одной «адресной» помощи может не хватить в случае дефицита региональных бюджетов — ведь они, в отличие от федерального, не имеют ни резервов, ни возможностей «печатного станка».

Социальные расходы заняли одно из центральных мест в первоначальном варианте бюджета. Основным трендом социальной политики была скорее борьба с бедностью, чем увеличение среднего уровня жизни и качественного улучшения социальных услуг. То есть, в некоторой степени, это как раз формирование того минимального спроса, который придётся на дешёвую массовую продукцию отечественной лёгкой и пищевой промышленности (если производство таковой будет к этому времени налажено) и приведёт к импортозамещению. Как неоднократно заявляли официальные лица, на социальные расходы в той или иной степени пойдёт около четверти бюджета. Важным направлением социальной политики сделали помощь пенсионерам. Ожидалось, что в 2009 г. пенсию должны были получать 39,6 млн человек. Улучшить их положение решили так. Минимальный прожиточный минимум пенсионера был увеличен до 4135 руб. в 2009 г. (почти в два раза больше, чем в предыдущем), и к 2011 г. он должен был вырасти до 4900 руб. Базовая часть пенсии должна была вырасти с 1 марта до 1950 руб., а с декабря 2009 — до 2460 руб. Одновременно с этим происходит индексирование страховой части пенсии и пересчёт «старых» пенсий по средней заработной плате. Итого — средняя пенсия составляет 5895 руб., то есть выше минимального прожиточного минимума пенсионера. На 25,6% по сравнению с 2008 г выросли ассигнования на национальные проекты и составили 1277,5 млрд руб., что равно примерно 14% расходов бюджета (в 2010 г. планировалось потратить на них 1390,7 млрд руб., а в 2011 г. — 1440,5 млрд руб.). Своеобразным знаменем успеха социальной политики считают увеличение «материнского капитала», с 276 тыс. до 299,7 тыс. руб. (однако по-прежнему им пока практически невозможно воспользоваться). Несколько «хуже» обстояло дело с МРОТ, минимальным прожиточным минимумом для работающего населения и борьбой с безработицей. МРОТ (составивший 4330 руб.) оказался почти в два раза ниже минимального прожиточного минимума (в разных регионах он различен; например, в Москве — 8,3 тыс. руб.), и поэтому первоочередной задачей государства стало не увеличение средних зарплат, а «подтягивание» МРОТ к МПМ. МРОТ тем более важен, что на его основе формируется пособие по безработице (4900 руб). Немаловажной проблемой является и увеличение зарплат бюджетникам, а именно выравнивание их зарплат с зарплатами частного сектора. По некоторым оценкам, если заработные платы в 2009 по первому плану бюджета росли на 25%, то для достойного жизненного уровня бюджетников их зарплаты должны расти не менее чем на 35%. Покрывают ли эту потребность государственные расходы?

Здесь мы сталкиваемся со смежными проблемами социальной политики — ассигнованиями на здравоохранение, образование и государственное управление. Согласно первому варианту бюджета, на здравоохранение выделялось 111,9 млрд руб. (+59% по отношению к 2008 г.), на образование — 30,9 млрд (+26% к 2008 г.). Чтобы «поддержать талантливые кадры» и увеличить заинтересованность врачей и учителей в результате труда, Минздравсоцразвития планирует перейти от ЕТС к «автономии» руководителей заведений, которые бы сами определяли необходимое количество сотрудников и их зарплату, исходя из фонда (увеличенного в 2009 г.). Однако такая система (по мнению самих бюджетников) крайне субъективна и часто не отражает истинное положение вещей на предприятии (ведь всевозможные надбавки за степени и звания в новой системе не будут учитываться). А бюджетники составляют составляют около 32% (по данным Росстата на 2007г) всех занятых в экономике. Поддержка? Кстати, не стоит также и забывать, что чиновники, будучи чиновниками, не перестают быть такими же «бюджетными» служащими, как врачи и учителя. Но в бюджете должны постепенно снижаться расходы на государственное управление (2008 г. — 2,5% ВВП, 2011 г. — 1,8% ВВП), а рост заработных плат государственных и военных служащих должен с каждым годом замедляться (2009 г. — 8,5%, 2010 г. — 7%, 2011 г. — 6,8%). Впрочем, является ли экономное финансирование госаппарата панацеей от коррупции и всех проистекающих от неё бед, вопрос довольно спорный и требует отдельного исследования.

Как продолжение реализации антикризисных мер 2008 г., большое внимание уделялось защите финансового сектора экономики. 300 млрд руб. было зарезервировано на поддержку банковской системы, 175 млрд — на укрепление финансового рынка. Как один из основных инструментов денежно-кредитной и валютной политики оставался Резервный Фонд.

Вот, в целом, краткая характеристика первоначального варианта бюджета, который можно назвать ещё «докризисным». В таком виде он просуществовал примерно до конца января 2009 г., когда стало ясно, что никаких радужных перспектив насчёт избежания кризиса у нашей экономики нет. Посмотрим, как изменилась обстановка.

2)Ситуация меняется.

Ситуация, которая вынудила Государственную Думу принять поправки к бюджету, неплохо описана в «Пояснительной записке…» к этим поправкам. Перелом наступил в конце января — начале февраля, когда уже больше невозможно было сводить бюджет с профицитом (февраль стал первым дефицитным месяцем). Несмотря на все чаяния, макроэкономические показатели неумолимо ухудшались.

Основные макроэкономические показатели
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

Январь 2008 года

Декабрь 2008 года

Январь 2009 года

ВВП

107,7

97,8

91,2

Индекс промышленного производства

104,5

89,7

84

Розничная торговля

116,3

104,8

102,4

Инвестиции в основной капитал

121,6

97,7

84,5

Реальная заработная плата

113,3

101,8

101,9

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Доходы бюджета сократились на 38,6 %, а нефтегазовые доходы — почти на четверть. В то же время, Правительство было вынуждено увеличить расходы на 667,5 млрд руб., во многом — за счёт необходимости увеличивать социальные выплаты, потому что ни такой уровень постоянно прогрессирующей безработицы, ни такая инфляция не были заложены в бюджет. Профицит сменился дефицитом, и стал составлять 7,4% ВВП (с Резервным фондом — 8% ВВП). Власти выделяют три пути воздействия ситуации в мировой экономике на ухудшение ситуации в России: падение цен на нефть, уменьшение спроса на товары российского экспорта, закрытие иностранного кредита для российских корпораций.

Стал наблюдаться кризис ликвидности: за февраль размер агрегата М2 упал на 4,1%, а уровень прироста денежного предложения сократился до 1,7%. Задолженность российских компаний и частных лиц перед банками приближалась к критической — в следствие кризиса ликвидности нечем было отдавать долги, взятые в 2007-2008 гг. Наибольшая задолженность — у предприятий в торговле, обрабатывающей промышленности, транспорте, связи, сельском хозяйстве (на 1 октября 2008 г. долг корпораций составлял около 540,5 млрд долл. США, когда как размер золотовалютных резервов на ту же дату — 556,8 млрд долл. США).

Очевидно, что ситуация требовала немедленных действий. Больше невозможно было удерживать профицитный трёхлетний бюджет и действовать по «старым» антикризисным правилам. События разворачивались — не то чтобы стремительно, но вполне революционно.

В начале марта была принята программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009г. Интересно, что этот документ не имеет юридической силы, и потому не требует голосования в ГД и СФ — по нему было лишь проведено обсуждение. Это — лишь своеобразный «свод» мер Правительства и других государственных органов, которые они принимают по борьбе с кризисом. «Неофициальность» документа позволяет его формулировкам быть несколько расплывчатыми и «текучими»; то есть Правительство всегда имеет место для манёвра. С другой стороны, социальные «обещания» антикризисной программы в связи с «изменением узора» рыночной конъюнктуры могут быть исполнены несколько «вольно» — или совсем не исполнены. Хотя бюджет у нас социально-ориентированный.

Его «трёхлетняя сущность»не пережила начала марта. Были внесены изменения в Бюджетный Кодекс о переходе на однолетний бюджет. Был также временно отменён 1% предел дефицита бюджета, и внесена поправка о разрешении использования средств Резервного Фонда на антикризисные меры (точнее, и на всё другое помимо нефтегазовых трансфертов). Фонд полномасштабно «рванул» 16 марта, видимо, когда началось приведение новых антикризисных мер в жизнь. Если всего на 2009 г было запланировано использование 2748 млрд. руб. из Фонда, а за март-начало апреля было израсходовано (в разных валютах) около 26 млрд. руб., то есть около 1% запланированных средств (точнее, использовано было гораздо больше, но при этом происходило одновременное пополнение резервов). Из ФНБ же к 16 марта было взято около 64,6 млрд. руб. (во многом — на поддержку финансового рынка).

6 апреля поправки к бюджету были приняты в первом чтении, а 15 апреля — в третьем. 22 апреля закон был одобрен в Совете Федерации. Впрочем, власти надеются, что эти изменения — лишь временное явление и после окончания кризиса можно будет вернуться к «традиционной» политике.

3)Поправки к Закону о бюджете. Что изменится в окончательном варианте бюджета?

Рассмотрим основные тенденции в будущем перераспределении бюджета. Бюджет изменится по следующим параметрам. (См. Приложения Таблица 2)

Можно выделить следующие основные тенденции:

Общие доходы упали почти в 1,5 раза, нефтегазовые доходы — в 2 раза, расходы увеличились на 667,5 млрд долл. США, дефицит теперь составляет около 1,9 трлн руб. Цена на нефть — 41 долл. США. Поправки должны уменьшить предел внутреннего долга (т.к. в стране и так кризис ликвидности) и увеличить максимальный предел долга внешнего до 1 453 млрд руб. Увеличение незначительное, но при этом показательное — в тот или иной момент власти могут отойти от своего принципа не брать в долг за рубежом. Итак, что делать?

Поступления от налогов на прибыль предприятий сокращаются из-за снижения этой прибыли, а чтобы эти доходы увеличить, необходимо уменьшить налоги. В результате изменения налогового законодательства консолидированный бюджет теряет 595 млрд. руб. В целях поддержки предприятий уменьшаются налоги на вывоз нефти, на малый и средний бизнес и т.д.

Однако это негативно влияет на социально-экономическое положение регионов, которые, теряя большую часть прибыли, получают огромные расходы в социальной сфере. Федеральный бюджет старается их переложить на себя. Так, из налоговых потерь на регионы приходится всего около 1/5. Из федеральных средств 150 млрд. выделяется в качестве трансфертов бюджетам регионов.

В условиях кризиса ликвидности на преодоление его Банк России выделяет 500 млрд. руб., и федеральный бюджет увеличивает свои перечисления во внебюджетные фонды (389,2 млрд.). По некоторым оценкам, федеральной власти не стоит бояться увеличения денежной массы, и что её увеличение не вызовет раскручивание инфляции.

Значительно увеличены расходы в социальной сфере, однако эти расходы имеют уже новый, «антикризисный» характер. Во-первых, на поддержание занятости выделено 103,9 млрд. руб. Кроме того, принято частное, но очень важное решение — теперь семьи могут использовать часть полученного материнского капитала на оплату ипотечных кредитов.

Продолжается линия на поддержку промышленности. Из 221 млрд руб., выделенных на эти цели, большая часть идёт на поддержку сельского хозяйства и оборонно-промышленного комплекса.

На основании вышеизложенного можно видеть, что в целом структура первого варианта бюджета сохранилась, однако были расставлены «антикризисные» акценты и некоторые направления экономической политики приобрели новый смысл. Какой, об этом будет сказано ниже.

Некоторые философские выводы

Итак, что можно сказать об итогах этой удивительной бюджетной эпопеи 2008-2009 гг.?

Прежде всего очевидно, что план постепенной модернизации (и все его инструменты — трёхлетний бюджет, внебюджетные фонды, социальные реформы и т.д.) «благодаря» кризису был сорван. Ту благоприятную ситуацию, которая способствовала бы проведению именно такой политики, вряд ли вернёшь — изменения, произошедшие в мировом хозяйстве и в российской экономике, скорее всего, уже необратимы. И несмотря на всё желание вернуться к прежней политике, это вряд ли удастся сделать. Нужно искать новый путь модернизации, обновления экономики. И сейчас, когда ситуация настолько непредсказуема, это вряд ли получится сделать.

Мы переходим от стратегии к тактике — грубо говоря, к «латанию кризисных дыр», поскольку, не справившись с временными, но смертельно опасными трудностями, очень трудно говорить о каком-то будущем. Однако именно в кризисный период, когда происходит ломка старых и зарождение новых систем, важнее всего разглядеть будущее и начать действовать «во имя его». Сможет ли это сделать российская экономическая система — покажет время.

Почему речь идёт о «латании дыр»? С первого взгляда кажется, что в целом, несмотря на значительные поправки к бюджету, его сущность и его структура остались прежними, даже усилилась его «социальная направленность». Но социальные расходы, например, в «первом» бюджете и во «втором» бюджете имеют разный смысл. Несмотря на «антикризисность» первых, они скорее имели характер поступательного социального развития, которое заключалось в борьбе с бедностью, а затем — в переходе от бедности к благосостоянию. А во «втором» бюджете социальные расходы направлены во многом на борьбу с «кризисными» социальными проблемами, а о благоденствии речи и не идёт. Похожие изменения можно проследить и по отношению к налогам, промышленной политике, финансовой политике и т.д. Если самый ранний вариант бюджетного плана, несмотря на все свои недостатки и противоречия, нёс в себе некую позитивность, то второй бюджет подобен панике.

Он же несёт в себе и некоторую долю рискованности — потому что никто не может предугадать, насколько эффективными окажутся антикризисные меры. Всё зависит от того, сможет ли в российской экономике сложиться цепочка «поддержанный производитель — поддержанный потребитель». И зависит это не только от размера и качества субсидий, но и от более «субъективных» факторов — например, устойчивости экономики, потенциала роста, заложенного в ней. Слишком мало прошло времени, чтобы о чём-то можно было судить однозначно.

А пока — увеличение выплат на погребение звучит весьма зловеще.

Приложение

Таблица 1. Основные показатели первоначального варианта бюджета

 

2008 год
Оценка

Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ

Цена на нефть марки «Юралс» (долл. США/бар.)

94,4

95

Объем ВВП, млрд. руб.

41 540

51 475

Темпы прироста ВВП, %

5,6

6,7

Индекс промышленного производства, %

2,1

6,0

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

8 607

11 737

Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

9,1

14,5

ИПЦ, (прирост, дек/дек, %)

13,3

7,5-8,5

Курс доллара США (среднегодовой)

24,9

24,7

Прибыль по всем видам деятельности, млрд. руб.

9 180

12 340

Фонд заработной платы, млрд. руб.

10124

12888

Показатель

Утверждено Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ

Доходы, всего

10 927,1

Нефтегазовые доходы

4 692,5

Доходы без учета нефтегазовых доходов

6 234,6

Нефтегазовый трансферт

2 531,1

Нормативная величина Резервного фонда

5 147,5

Расходы, всего

9 024,7

Дефицит

1 902,4

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на конец года

2 419,7

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на конец года

1 051,6

(41,4 млрд. долл. США)

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

* Основными формами помощи предприятиям в законе о бюджете упомянуты: предоставление бюджетных субсидий, прямая государственная помощь, госгарантии по кредитам (300 млрд. руб.), инвестиции в основной капитал, бюджетные кредиты. Однако следует также выделить ещё и реструктуризацию задолженности предприятий, государственный заказ (и за счёт этого заказа — материальные инвестиции отечественной продукцией в основной капитал других компаний), а также увеличение доли государственного участия в уставном капитале компании.

Таблица 2. Параметры, учтенные при формировании федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

 

2008 год
Оценка

2009 год

Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ

Законопроект

Отклонение

Цена на нефть марки «Юралс» (долл. США/бар.)

94,4

95

41

-54

Объем ВВП, млрд. руб.

41 540

51 475

40 420

-11 055

Темпы прироста ВВП, %

5,6

6,7

-2,2

-8,9

Индекс промышленного производства, %

2,1

6,0

-7,4

- 13,4

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

8 607

11 737

7 555

-4182

Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

9,1

14,5

-13,8

-28,3

ИПЦ, (прирост, дек/дек, %)

13,3

7,5-8,5

13

- 5,5

Курс доллара США (среднегодовой)

24,9

24,7

35,1

10,4

Прибыль по всем видам деятельности, млрд. руб.

9 180

12 340

8 245

-4 095

Фонд заработной платы, млрд. руб.

10124

12888

10685

- 2 203

 

Всего

в том числе:

за счет федерального бюджета

за счет бюджетов субъектов Российской Федерации

Всего

595,1

489,8

105,3

Снижение налога на прибыль на 4 пункта

330,9

330,9

 

Введение амортизационной премии в размере 30 % в отношении вновь вводимых основных средств

56,0

5,6

50,4

Изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть

29,9

29,9

 

Cнижение НДПИ на нефть за счет уточнения шкалы расчетов

129,9

123,4

6,5

Прочие (НДФЛ, малый бизнес)

48,4

 

48,4

Справочно:

     

Компенсация субъектам Российской Федерации выпадающих доходов, в том числе:

-

110,7

 

увеличение норматива зачисления в бюджеты субъектов РФ акциза на бензин

-

61,4

 

увеличение норматива зачисления в бюджеты субъектов РФ налога на прибыль (на 0,5%)

-

49,3

 

Изменение объема доходов в связи с изменением налогового законодательства

- 595,1

- 600,5

+ 5,4

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Таблица 3. Бюджетные ассигнования на реализацию Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации в 2009 году
млрд. руб.

Бюджетные

ассигнования на:

ВСЕГО

в том числе на:

Выполнение социальных обязательств и обеспечение занятости

Поддержку промышленного потенциала и модернизацию экономики

Обеспечение устойчивости финансовой системы

1. Поддержку финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики, социальное обеспечение население и другие меры социальной политики

450,0

На все направления

из них распределено:

325,0

103,9

221,1

 

2. Предоставление трансфертов государственным внебюджетным фондам РФ

389,2

389,2

   

3. Предоставление трансфертов субъектам РФ

150,0

150,0

 

4. Поддержка банковского сектора

300,0

   

300,0

5. Другие мероприятия

90,5

90,5

 

ИТОГО

1379,7

     

Справочно: кроме того, иные финансовые ресурсы:

Гарантии

300,0

 

300,0

 

Кредиты субъектам РФ

150,0

150,0

 

Средства ФНБ

255,0

   

255,0

Средства Банка России

500,0

   

500,0

Мероприятие

Всего

Приняты решения по распределению

В т.ч. включено в сводную бюджетную роспись

На социальные обязательства и обеспечение занятости

Дополнительные ассигнования на увеличение пособия по безработице

33,9

33,9

 

Предоставление возможности семьям, имеющим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, с 2009 г. направлять указанные средства на улучшение жилищных условий (погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и по займам, в том числе ипотечным)

26,3

26,3

26,3

Итого

103,9

103,9

70,0

На поддержку промышленного потенциала и модернизацию экономики

Пополнение уставных капиталов ОАО Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг»

70,0

70,0

70,0

Дополнительные ассигнования на субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса

18,0

18,0

18,0

Дополнительная поддержка авиакомпаний

12,0

12,0

 

Дополнительная поддержка отрасли автомобилестроения

39,0

39,0

14,5

Дополнительная поддержка экспорта промышленной продукции

6,0

6,0

6,0

Дополнительные ассигнования на развитие малого и среднего бизнеса

6,1

6,1

 

Дополнительная поддержка оборонно-промышленного комплекса

70,0

70,0

15,0

Итого

221,1

221,1

123,5

Не распределено

125,0

   

Всего

450,0

325,0

199,7

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»


Библиография

  • Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  • http://www.cbr.ru/
  • http://www.minfin.ru/
  • http://www.kremlin.ru/