«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3-4(10-11), 2009

Экономическая дипломатия

Экономическая дипломатия Индии в регионе ШОС

И.Р.Мавланов, к.э.н., доцент, зав.кафедрой практической дипломатии Университета мировой экономики и дипломатии МИД Республики Узбекистан, чрезвычайный и полномочный посол

В статье анализируется экономическая дипломатия Индии в регионе ШОС. Излагаются взгляды как руководства Индии, так и экспертов

Ключевые слова: экономическая дипломатия Индии, ШОС

Economic diplomacy of India in Shanghai Organization for Cooperation region

The article analyses economic diplomacy of India in the region of Shanghai Organization for Cooperation. Views of the Indian leadership and experts are set forth

Key words: Indian economic diplomacy, Shanghai Organization for Cooperation

Динамично изменяющаяся политическая картина мира в конце XX в. привела к переосмыслению, а в начале XXI в. к изменению геополитических интересов акторов мировой политики в различных регионах мира. Так, на постсоветском пространстве и в Восточной Азии возникла Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), деятельность которой вызвала огромный интерес соседних стран. Как результат, на сегодняшний день наблюдателями ШОС уже стали пять стран, включая Индию, стремительный экономический рост которой становится ныне очевидной реальностью. Количество исследований и аналитических публикаций ведущих политиков и ученых о будущей роли ШОС в международных отношениях, мировой и региональной политике, а также национальных интересах Индии к ней постоянно увеличиваются. Это обусловливает необходимость и актуальность дальнейшего расширения системных научных исследований и анализа геополитических интересов Индии в ШОС.

Стратегические интересы Индии в ШОС: взгляды официальных лиц

В современных условиях растущей глобализации, высоких темпов развития ее экономики и роста политического влияния в мире Индия не могла оставаться в стороне от развития международных процессов в регионе стран постсоветского пространства, где имеют свои интересы и другие державы. Став наблюдателем ШОС в июле 2005 г., Индия еще раз не только подтвердила исторические связи со странами-членами ШОС, которые базируются на глубоких корнях со времен Великого шелкового пути, но и подчеркнула, что она имеет стратегические интересы в данном регионе.

Говоря о стратегических интересах Индии к ШОС и странам этой организации надо, в первую очередь, исходить из политики Индии на этом пространстве вообще. Так, выступая на саммите SAARC в Дакке 12 ноября 2005г., премьер-министр Индии Манмохан Сингх отметил: «мы оцениваем южноазиатское региональное сотрудничество в более широком азиатском контексте, … все страны Южной Азии могли бы обеспечить не только друг друга транзитными возможностями, но и с третьими странами-соседями Азии, как Персидский бассейн, Центральная Азия и Юго-Восточная Азия… Если наш регион желает быть частью динамично развивающейся Азии, … то мы должны действовать и действовать активно, без потери времени». На саммите ШОС 5 июля 2005 г. министр иностранных дел Индии говорил, что «Индия заинтересована в сотрудничестве с ШОС в борьбе с терроризмом и …безопасность и устойчивость этого пространства является вопросом жизненно важного национального интереса для всех членов семьи ШОС… Рост коммерческих и экономических связей между членами ШОС имеет потенциал превращения этого региона в катализатор экономического роста и процветания. Связи Индии с ШОС…значительно усилят деятельность ШОС в этом направлении». На встрече глав правительств 26 октября 2005 г. министр иностранных дел Индии подчеркнул, что цель Индии — «играть активную роль в ШОС…, увеличивать межрегиональное торговое и экономическое сотрудничество…, особенно в сфере энергетики,… развитии транспортных коридоров, что обеспечит более короткий и эффективный торговый путь в Россию и страны Центральной Азии». 16 сентября 2006г. на встрече глав правительств ШОС государственный министр Индии, отметив, что «ШОС превратилась в важную организацию, которая гарантирует безопасность, стабильность и экономическое сотрудничество в регионе», указал на огромные возможности для Индии «участвовать в проектах в области энергетики, транспорта, информации, коммуникации и сельского хозяйства». На встрече глав государств-членов ШОС 16 августа 2007г. министр нефти и газа Индии заявил, что интересы его страны в деятельности ШОС распространяются на сферы энергетики, развития экономики, борьбу с терроризмом и транзитом наркотиков. Отсюда очевидно, что, обладая геостратегическим видением своей региональной роли в Южной Азии, Индия, несомненно, имеет геополитические интересы в регионе ШОС.

Интересы Индии в регионе ШОС: взгляды экспертов

В последние несколько лет многие политологи и ученые пытаются анализировать роль Индии в регионе ШОС, подчеркивая стратегический интерес Индии к странам Центральной Азии. Большинство индийских ученых отмечают, что отношения Индии с Центральной Азией превосходны, подкреплены глубокими историческими и культурными узами. Так, индийский ученый, доктор наук Б. Кумар (редактор научного журнала «Диалог») отмечает, что «Индия и Центральная Азия имеют продолжительные социально-культурные, политические и экономические контакты с далеких прошлых времен. Оба региона имеют общую и смежную границу, климатическую целостность, одинаковые географические черты и гео-культурную близость»1. Профессор истории С. Гопал (Университет г. Патна) пишет, что «Индийская сторона была в состоянии иметь доступ к важнейшим торговым центрам в Центральной Азии»2, а профессор Д. Каушик (Институт азиатских исследований в Калькутте) констатирует, что «экономические отношения между Индией и Центральной Азией продолжали существовать несмотря на множественные преграды»3. Руководитель Индийского института анализа рисков безопасности и политики И.Банержи отмечает важность того, что с регионом Центральной Азии «были подписаны некоторые большие проекты в области разведки и добычи нефти, а также строительства. Если эти проекты докажут свою прибыльность, то Индия могла бы заявить себя в крупных энергетических проектах»4. Исследуя стратегические интересы Индии в Центральной Азии, профессор Стефан Бланк (Институт стратегических исследований военной академии США) приходит к выводу, что «рост интереса Индии к Центральной Азии не ограничивается только связями в борьбе против терроризма, сепаратизма, торговли наркотиками и подстрекательства гражданского насилия. Это также имеет глубокие и долгосрочные стратегические и экономические корни. Большие центральноазиатские резервы нефти и газа и растущий индийский спрос на энергетические ресурсы являются также естественным дополнительным мотивом взаимных отношений»5.

Проводя анализ индийской энергетической стратегии в Центральной Азии, генерал-майор в отставке С. Н. Жатар (председатель и консультант ряда нефтегазовых компаний Индии) отмечает, что «регион Центральной Азии является важным для Индии с геостратегической и геополитической точки зрения» и подчеркивает: «Центральная Азия, как регион с потенциалом углеводородного ресурса, дает Индии возможность укрепить в критической ситуации свою энергетическую безопасность в ближайшей перспективе до 2025 года»6. Ссылаясь на МИД Индии, ряд экспертов указывают, что энергетический сектор является жизненно важным компонентом индийской дипломатии7.

Говоря о перспективах Индии в торговле и инвестициях в Центральной Азии, T.K. Бхаумик (ведущий советник Конфедерации индийской промышленности) отмечает, что «промышленность Индии может развивать долгосрочное сотрудничество с регионом и помочь республикам Центральной Азии достичь своей цели в увеличении экспорта. Индийские компании могут сыграть решающую роль в инвестирование сектора, который имеет потенциал для развития экспорта. В этом отношении важными секторами являются производство алюминия, текстильной продукции, продукция машиностроения и химическая промышленность, производство сельскохозяйственной продукции, нефть и газ и другая продукция энергетической сферы… Стратегические инвестиции в этот регион, смогут открыть доступ на огромный рынок в будущем»8. М.Сингх (Институт оборонных исследований и анализа Индии)и ученые шведского Института политики безопасности и развития пишут, что Индия будет использовать рамки ШОС для развития активной торговли со странами Центральной Азии9.

Современные дипломатические устремления Индии в Центральной Азии, осуществляемые посредством двусторонних визитов и развития торговли, предусматривают, по мнению журналиста Р.Беди, удовлетворение ее будущих энергетических потребностей и стратегического позиционирования10. Эксперт М.Чанд отмечает, что «в глобальной гонке за энергетическими ресурсами Индия в большей степени смотрит на Центральную Азию с двух сторон, как надежный источник нефти и природного газа, и как свой стратегический интерес в Азии. Кроме нефти, республики Центральной Азии … важны для Индии с точки зрения национальной безопасности, особенно в борьбе с терроризмом. Потенциал сотрудничества Индии и стран Центральной Азии очень огромен и может включать такие сферы, как информационные технологии, биотехнологии, телекоммуникация, сектор услуг и образования… это позволит ей углубить свои усилия и усилить свою позицию в регионе»11. Профессор Нирмала Джоши (Центр российских, центральноазиатских и восточноевропейских исследований Университета им. Дж. Неру), исследуя современные отношения Индии со странами Центральной Азии, подчеркивает, что «сегодня интересы Индии прочны в сфере безопасности, политики и экономики». И это будет вести к «усилению ее политики и дипломатии в данном регионе». Она также отмечает, что «ныне Индия рассматривает этот регион как сферу своего расширенного соседства…. Эта организация (ШОС. — И.М.) преследует цели, в которых заинтересована Индия — укрепление стабильности и безопасности в Центральной Азии. Зона безопасности может быть расширена за счет участия Индии. К тому же у нашей страны накоплен большой опыт многосторонней дипломатии»12. Профессор С.Д.Муни (Университет им. Дж.Неру) пишет, что, учитывая «геостратегическое расположение Центральной Азии и ее богатые минеральные и углеводородные ресурсы…, Индия будет фокусировать свои интересы на следующих трех сферах: экономическое сотрудничество, борьба с терроризмом и вызовами политической стабильности, и проблемы региональной безопасности и стратегического порядка»13. На третьей региональной конференции «Индия — Центральная Азия», проведенной в Ташкенте 6 — 8 ноября 2003 г. индийским Институтом оборонных исследований и анализа и Ташкентским институтом стратегических и региональных исследований, министр иностранных дел Индии в своей речи сфокусировал внимание на исторических связях между Индией и Центральной Азией, экономическом и энергетическом потенциале Центральной Азии и двусторонних инициативах между Индией и государствами Центральной Азии в области международной безопасности. Советник по вопросам национальной безопасности правительства Индии, высказывая на конференции некоторые общие оценки и рекомендации относительно реструктуризации индийских отношений со странами Центральной Азии, отметил, что «Индия должна быть более активной в развитии связей в новом экономическом сотрудничестве и организации региональной безопасности, которая инициируется со стороны республик Центральной Азии». А узбекский политолог Р. Алимов заявил, что «интересы Индии в применении большинства транспортно-коммуникационных и углеводородных проектов в регионе заключаются в том, чтобы гарантировать стабильную поставку энергетического сырья, что сможет также увеличить потенциал этих проектов на международном уровне». Он подчеркнул, что «рост экономики Индии может дать возможность Индии интенсифицировать свою торговлю, финансовое и экономическое сотрудничество со странами региона, имея в виду, в частности, потребность в настоящее время республик Центральной Азии в иностранных инвестициях».

Немало исследований проведено и в области индийско-российских отношений и их интересов в регионе ШОС. Так, ряд авторов, раскрывая в своих работах перспективы стратегического сотрудничества России и Индии на современном этапе, говорят «о совпадении геополитических интересов, которые всегда взаимно дополняли друг друга.

Особенно очевидным это стало в конце ХХ — начале ХХI века»14.

Дипломатия Индии со странами ШОС

Дипломатические связи Индии с ШОС и ее странами-членами получают свое развитие как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Двусторонняя дипломатия Индии со странами ШОС обеспечивается ее дипломатическими представительствами в каждой стране. Их деятельность в странах ШОС до принятия Индии в качестве наблюдателя в эту организации была направлена на зондирование возможностей участия в ней Индии в качестве наблюдателя и на продвижение имиджа Индии в этих странах. Соответственно были активизированы двусторонние дипломатические контакты и визиты на различных уровнях, на которых Индия получала поддержку своих намерений вступления в ШОС в качестве наблюдателя. Активное сотрудничество Индии со странами-членами ШОС в течение последнегодесятилетия проявлялось в форме взаимных визитов президентов, премьер-министров, министров иностранных дел и парламентских делегаций. Развитие отношений Индии со странами ШОС необходимо не только с точки зрения эффективной совместной борьбы с угрозами терроризма во имя стабильности и безопасности в регионе Азии, но и в плане решения ключевых вопросов мировой политики. Индийская дипломатия, не ограничиваясь указанными вопросами, активно действует во всех сферах, особенно экономической и торгово-инвестиционной. В рамках экономической дипломатии Индии были проведены многократные заседания торгово-экономических комиссий, бизнес-советов, ярмарок, выставок, поездок различных торговых и промышленных делегаций, заключено множество контрактов и т.д. Такая активность экономической дипломатии Индии в последние годы позволила ей значительно увеличить взаимный торговый оборот со странами ШОС, который обладает еще большим потенциалом для дальнейшего развития.

Как наблюдатель, Индия всемерно развивает и свою многостороннюю дипломатиюв ШОС, которая характеризуется активным участием ее делегаций во всех форумах этой организации, проведением двусторонних встреч в рамках саммитов, налаживанием контактов и на других уровнях. Все это говорит об изменении облика многосторонней дипломатии Индии, которая выражается в том, что она не ограничивается только дипломатической перепиской, а широко использует инструменты и механизмы участия экспертов и высокопоставленных дипломатов. Учитывая, что экономическая составляющая сотрудничества с ШОС и странами-членами — основной аспект ее деятельности, Индия уделяет важное внимание экономической дипломатии, которая, в силу разнообразия современных международных экономических отношений и мировой экономики в целом, осуществляется различными институтами. Кроме государственных структур Индии — министерств иностранных дел, финансов, торговли и промышленности, сельского хозяйства и т.д., — в этом процессе задействованы и другие акторы, участвующие в реализации внешнеэкономической политики: власти штатов, промышленные и торговые палаты и объединения, компании и отдельные предприниматели. Например, индийский ювелирный бизнес имеет глобальную сбытовую сеть, насчитывающую около 2000 торговых представительств по всему миру; Конфедерация индийской промышленности (КИП) располагает обширной сетью, состоящей из 64 региональных офисов внутри страны и 9 представительств за рубежом, подписаны документы о взаимопонимании с 211 организациями в 87 странах; отдел по поддержке инвестиций и технологий МИД Индии активно содействует таким структурам, как Совет по развитию экспорта, КИП, Федерация индийских торговых и промышленных палат и др., в вопросах продвижения инициатив в области развития экспорта и инвестиций за рубежом и выхода на мировой рынок; Индия имеет более 70 двусторонних торговых палат и совместных советов по бизнесу.

Выход на международную арену министерств экономического профиля, а такжечастных структур в реализации задач экономической дипломатии также связан с тем, чтоне только на пространстве ШОС, но и во всем мире усиливаются процессы интернационализации предприятий, интеграции и регионализации. Государственные органы при этом все более используют свои возможности в продвижении национального бизнеса. Так, на ряд стран СНГ, входящих в ШОС, распространяется специальная Программа «Фокус: СНГ», принятая правительством Индии в 2003 г. Главная ее задача — выработка долгосрочной стратегии и тактики вложения инвестиций и развития торгово-экономических отношений. Активно способствует реализации данной Программы и отдел по содействию развития инвестиций и торговли Министерства иностранных дел Индии, который непосредственно и через другие департаменты МИД осуществляет постоянные контакты со своими посольствами, а также тесно сотрудничает с иностранными инвесторами и поддерживает их инициативы и участие в различных проектах.

Как видим, экономической дипломатии Индии отводится большая роль в реализации ее торгово-инвестиционной политики со странами ШОС. Это наглядно показывает, насколько структуры экономической дипломатии Индии готовы к активной работе на пространстве ШОС.

Стратегические экономические интересы Индии в регионе ШОС

Как показывает проведенный анализ, они определяются следующими факторами. Во-первых, в ШОС входят страны, обладающие немалым экономическим потенциалом и природными ресурсами. Члены ШОС располагают и огромной территорией, и огромными демографическими ресурсами. Во-вторых, в ШОС входят два государства, играющих важную роль в мировой политике и являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН. В-третьих, регион ШОС, включающий и страны Центральной Азии, становится все более активным субъектом геополитики, что весьма важно и в продвижении экономических интересов, и в их защите. В-четвертых, Индия видит в странах-членах ШОС естественных партнеров по политическому и торгово-экономическому сотрудничеству, а также обеспечению совместной безопасности.

Исходя из этого, геоэкономическое пространство стран-членов ШОС предстает для Индии в будущем как новый огромный экономический рынок, обладающий огромным стратегическим потенциалом, включая следующее:

  • занимая довольно обширную территорию, регион ШОС обеспечивает Индии геостратегический выход в Европу на западе и в Азиатско-Тихоокеанский регион на востоке. Развитая система транспортных коммуникаций на огромном пространстве ШОС предоставит Индии выход в смежные регионы и возможности эффективного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества;
  • огромный инвестиционный и торговый рынок стран-членов ШОС, где создание совместных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса представляет ключевой сектор, дает промышленности и экономике Индии в целом преимущества в долгосрочной перспективе;
  • ШОС может быть действенным инструментом для Индии в реализации новых транспортно-коммуникационных проектов, которые могут способствовать и быстрому выходу стран Центральной Азии к мировым рынкам;
  • часть членов ШОС располагает внушительными запасами энергетических ресурсов (нефть, газ, сырье для атомных электростанций); перспективно и развитие трубопроводного транспорта
  • освоение огромных запасов минеральных ресурсов открывает широкие перспективы для проведения их геологической разведки, добычи, переработки и транспортировки;
  • развитый и достаточно оснащенный в техническом отношении регион ШОС позволит Индии ускоренно развивать сотрудничество во всех сферах экономики на взаимовыгодных условиях, успешно реализовывать свои потенциальные интересы;
  • страны ШОС проводят активную политику по реформированию своих экономик во всех сферах, что способствует нарастанию притока капиталов и из других развитых государств и значительно повышает роль данного региона;
  • народы стран-членов ШОС и Индии хорошо знают продукцию и культуру друг друга, и это тоже создает огромный потенциал и действенный стимул для развития их взаимного сотрудничества.

Стратегическая значимость Индии для стран-членов ШОС

Анализируя в целом перспективы участия Индии в качестве наблюдателя в ШОС и ее сотрудничества со странами этой организации, необходимо учитывать стратегическую значимость этой страны для региона ШОС, которая заключается в следующем: 1) Индия все активнее вовлекается в решение вопросов глобального политического и экономического миропорядка; 2) с годами возрастают ее роль и значение в решении региональных вопросов безопасности, борьбы с терроризмом; 3)растущий экономический и научно-технологический потенциал Индии (особенно в сфере информационных технологий, фармацевтики, биотехнологий и др.) выводит эту страну на уровень стратегической важности; 4) Индия — перспективный рынок для экспорта продукции стран ШОС.

Экономически стабильная и прогрессивно развивающаяся Республика Индия в последнее десятилетие уверенно укрепила свои позиции в мировой политике и экономике. Обладая огромным международным авторитетом, она способна сегодня оказывать позитивное воздействие и содействие в развитии других регионов мира, в том числе на пространстве ШОС. Эта страна с более чем миллиардным населением и крупным экономическим и научно-технологическим потенциалом уже является великой державой, проявляя заботу и ответственность за судьбы народов мира, активно участвуя в международных и региональных организациях. Все это свидетельствует о том, что Индия, ставшая ныне важным субъектом международных отношений, будет играть в ШОС весьма позитивную роль, особенно в вопросах экономической интеграции, азиатской регионализации и безопасности. Важно отметить, что ШОС и ее регион с годами будут все более укрепляться, создавая прочную основу развития экономической стабильности и безопасности в Азии, оказывая существенное влияние на характер геополитической ситуации в Азии, и роль Индии в этих процессах будет неуклонно возрастать.


1. Kumar B.B. Central Asia: Indian Literary Perception // Dialogue. 2004 (January-March). № 5 (3).

2. Gopal Surendra. India and Central Asia: Cultural, Economic and Political Links. Shipra Publications. New Delhi, 2001. P.25.

3. Kaushik Davendra. The Economic Relation between India and Central Asia in 19th Century //India and Central Asia… Op.cit. P.71.

4. Banerjee Indranil. India and Central Asia. Brunel Academic Publishers Ltd., UK,2004.P.XIV–XV.

5. Blank Stephen. India Joins the Great Game: Indian Strategy in Central Asia // India and Central Asia. Brunel.

6. Jatar S.C.N. Indian Energy Strategies and Central Asia // India and Central Asia. Brunel. Op.cit. P.304, 325.

7. India gives Shanghai the cold shoulder. By Sudha Ramachandran // South Asia. June 17, 2006. http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/HF17Df01.html

8. Bhaumik T.K. Central Asian Economies: Prospects for India’s Trade and Investment // India and Central Asia. Brunel. Op.cit. P.339–340.

9. Meena Singh Roy. The Shanghai Cooperation Organisation: A Critical Evaluation // Institute for Defence Studies and Analyses. New Delhi, July 04, 2006. http://www.idsa.in/publications /stratcomments/MeenaSinghRoy040706.htm; Norling N., Swanström Т. The Shanghai Cooperation Organization, trade, and the roles of Iran, India and Pakistan //Central Asian Survey.Vol. 26.Issue 3. 2007. P. 429 — 444.

10. Bedi Rahul. India and Central Asia // Frontline. 19 (19), September 14–27, 2002.

11. Chand Manish. Central Asia, New Focus of India «s Oil Diplomacy // Hindustan Times. April 6, 2005.

12. Joshi Nirmala. Central Asia: The Great Game Replayed. An Indian Perspective. New Century Publications. New Delhi, 2003. P.8.

13. Muni S.D. India and Central Asia: Towards a Co-operative Future // Central Asia: The Great… Op.cit. P.97–110.

14. Россия–Индия: перспективы регионального сотрудничества. М., 2001; Юрлов Ф. Россия и Индия: страте­гическое партнерство в меняющемся мире //Business Messenger. 2002. December. С.42–45; Моханти Арун. Сотрудничество в области энергетической безопасности //Business Messenger. 2002. December. C.55–59. Нартов Н.А. Геополитика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004. С.420.