«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3-4(10-11), 2009

Научная жизнь

Сравнительная характеристика антикризисной политики в автомобильных компаниях

М.Биденко, В.Ишкова, МЭО-III

От кризиса значительно пострадала автомобильная промышленность всего мира. Компании разных стран и регионов столкнулись со схожими проблемами и активно искали пути их решения. В своей работе мы рассмотрели четыре автомобильных компании: АвтоВАЗ, General Motors, Volkswagen и Toyota, которые представляют Россию, США, Германию и Японию, и провели сопоставительный анализ антикризисных мероприятий данных компаний.

В первую очередь, для выхода из кризиса компании стали просить помощи у государства, и это, безусловно, стало самой популярной антикризисной мерой.

 

Российский АвтоВАЗ получил в 2008 г. 25 млрд руб. из средств федерального бюджета, но быстро их потратил, и в октябре 2009 г. дополнительная финансовая помощь предприятию составила 54,8 млрд рублей ($4,25 млрд в пересчете по ППС), из них 38 млрд пошло на погашение долгов перед госбанками, 12 млрд — на развитие и 4,8 млрд — на создание новых рабочих мест на предприятии, кроме того, принято решение выделить почти 1 млрд рублей на содержание объектов социальной инфраструктуры «Автоваза», чтобы снизить финансовую нагрузку на предприятие. Более того, для обеспечения конкурентности производства «АвтоВАЗа» были выделены дополнительные инвестиции в размере 5 млрд рублей.

General Motors также в 2008 г. получила от администрации Буша помощь в размере $9,4 млрд, которые позволили компании избежать банкротства и остаться на плаву, а в начале 2009 г. ей был предоставлен дополнительный антикризисный кредит от правительства на $4 млрд. После этого компания неоднократно просила поддержки у государства: сначала в размере $11,6 млрд, а в мае 2009 г. еще $2,6 млрд. В итоге, помощь правительства автогиганту составила $51,9 млрд, при этом, большая часть данной суммы была выделена в обмен на ценные бумаги.

Toyota, напротив, впервые обратилась за кредитами к правительству страны только в марте 2009 г., поскольку частные инвесторы требовали от компании в 1,5 раза больший процент. Автомобильный гигант намерен занять у Japan Bank for International Cooperation (JBIC) около $2 млрд через свое финансовое подразделение, что позволит диверсифицировать финансовые ресурсы компании.

Стоит отметить, что компании не только просили помощи у государства, но и пытались применить различные способы сокращения издержек. Одним из таких способов стало сокращение персонала.

 

АвтоВАЗ в сентябре 2009 г. объявил о массовом сокращении персонала, предприятие уволило 27,6 тыс. работников, и численность сотрудников компании по сравнению с 2008 г. снизилась на 30%.

General Motors, в свою очередь, согласно плану реструктуризации, сократила 47 тыс. рабочих мест, в том числе 26 тыс. на предприятиях, расположенных за пределами США. Более того, к 2010 г. планируется сократить 21 тыс. почасовых рабочих и закрыть 13 из 47 заводов GM.

А вот японский концерн Toyota впервые в 2009 г. объявил о наборе рабочих. Заводу, расположенному в центральной части Японии, требуются новые кадры. В то же компания планирует сократить аппарат сотрудников, ответственных за продвижение продукции на внутреннем рынке и перебросить их к новому месту работы — на развивающиеся рынки. Стоит отметить, что наем новых работников — это хороший знак. В последний раз он проводился больше года назад и сейчас доказывает, что автомобильный рынок постепенно «оздоравливается» после кризиса.

Что касается немецкого Volkswagen, то компания сократила свой штаб на 13%, в то же время, объявив о повышении окладов на 4,2% с 1 января 2010 г. Кроме того, компанией была выработана система премиальных выплат, и дано обещание принять на работу по 1250 учеников мастеров в 2010 и 2011 гг..

Проблемы на рынке вынудили две компании из четырех изменить структуру акционеров. Теперь 25%+1 акция АвтоВАЗа в равных долях принадлежат компаниям «Тройка Диалог», «Ростехнологии» и «Renault». Остальные акции находятся в руках мелких акционеров.

 

После процедуры банкротства структура акционеров General Motors тоже претерпела изменения. С 10 июля 2009 г. 61% акций компании принадлежит правительству США, 12,5% — правительству Канады, а оставшиеся 26,5% — профсоюзу работников автопрома и мелким акционерам.

 

В качестве одной из мер борьбы с кризисом, автомобильные компании неоднократно останавливали свое производство.

 

АвтоВАЗ сделал это дважды: с 29 декабря 2008 г. по 2 февраля 2009 г., а также с 3 по 31 августа 2009 г. в связи с затовариванием автомобилей Lada на складах «АвтоВАЗа» и у дилеров.

Компания General Motors закрыла на территории США большую часть своих заводов на 9 недель, объяснив это резким падением продаж автомобилей в США, а также ростом числа уже произведенных, но пока нераспроданных автомобилей на складах и у дилеров.

В 2009 году петербургский завод Toyota трижды останавливал конвейер: с 30 марта по 7 апреля,с 1 по 11 мая и с 17 по 31 августа. Компания объясняла остановку нестабильной рыночной ситуацией на автомобильном рынке.

А вот немецкий Volkswagen приостанавливал производство лишь на неделю с 22 по 29 декабря 2008 г. и свое решение не комментировал.

Что касается инноваций, как одного из самых долгосрочных и перспективных инструментов по выходу из кризиса, то дела у компаний обстоят по-разному.

 

АвтоВАЗ планирует в партнерстве с Renault выпускать в России недорогой автомобиль после открытия завода Nissan под Петербургом.

General Motors занимается разработкой и производством сверхдешевого компактного автомобиля, который составит конкуренцию микролитражке Tata Nano и будет стоить около $4 тыс. и будет продаваться на развивающихся азиатских рынках. Кроме того, в ноябре 2009 г. компания предложила беспрецедентную акцию своим покупателям: возврат автомобиля, если он не понравился. Предложение действительно до конца 2010 года и будет стоить GM около $2 млрд.

Японская Toyota, помимо запуска нового компактного автомобиля Toyota IQ, рассматривает идею о создании большой коммуникационной идеи Fresh Japan Techno Art.

Volkswagen, в свою очередь, намерен увеличить долю на рынке за счет запуска новых моделей, специально созданных для китайского рынка. По оценкам компании, доля Volkswagen на мировом автомобильном рынке выросла с 10% до 11,7% именно за счет азиатских рынков, и они намерены продолжать развитие в этом регионе.

Что касается глобального вопроса о ближайшем будущем автомобильной промышленности, и в частности, АвтоВАЗа, то на наш взгляд, наиболее рациональный выход — это интеграция в транснациональные корпорации.