«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(12), 2010

Экономика зарубежных стран

Южноазиатский вектор внешнеэкономической политики Индии

Н.В.Галищева, к.э.н.

В статье анализируется интенсивность двустороннего сотрудничества Индии со странами Южной Азии. Приоритетность южноазиатского вектора внешнеэкономической политике Индии вероятней всего сохранится в ближайшие годы, и Индия будет и дальше стремиться к усилению этого направления и укреплению своих позиций в регионе.

Ключевые слова: Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Южная Азия, СААРК, двусторонняя торговля, экономическое сотрудничество.

N.V.Galischeva South Asian Vector of Indian External Economic Policy

The article deals with the analysis of bilateral economic relations between India and its regional neighbours. In the article there is also information on the role of the South Asian region in Indian external economic policy as well as the statistical data on the South Asian share in Indian external trade. At the end of the article the author stresses that the South Asian region will remain the priority of the Indian external economic policy in the near future.

Key words: India, Pakistan, Bangladesh, Sri Lanka, Nepal, Bhutan, South Asia, SAARC, bilateral trade, economic cooperation.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Индии является развитие связей со странами региона. С одной стороны, Индия стремится к созданию благоприятных условий для экономической экспансии на субконтиненте индийского бизнеса, а также закреплению своего статуса как лидера не только Южной Азии, но и всего развивающегося мира. С другой стороны, Индия, являясь безусловным лидером региона, на долю которой приходится ¾ всего объема региональной торговли и 85% внутрирегионального экспорта, активно способствует развитию интеграционных процессов в Южной Азии. Она вносит серьезный вклад в создание благоприятного инвестиционного климата внутри СААРК[1], унификацию законодательств, реализацию процесса институционализации этой группировки.

На долю стран Южной Азии в 2000 — 2008 гг. стабильно приходилось около 3% всего индийского товарооборота, около 7% — ее товарооборота с развивающимися странами и 12% — с азиатскими государствами[2].

Индийско-пакистанские торговые отношения.

Потенциал торгового сотрудничества между Индией и Пакистаном, обусловленный наличием территориальной близости, а также взаимовыгодных структурных и финансовых возможностей, остается нереализованным в связи с серьезными политическими разногласиями и нерешенностью Кашмирской проблемы. При этом деловые круги обоих государств продолжают развивать торговые отношения. Ряд политиков и аналитиков двух стран с целью придания дополнительного импульса развитию двусторонних связей призывают прибегнуть к так называемой «Китайской модели», суть которой состоит в том, что нормализация двусторонних отношений и развитие экономического сотрудничества должны предшествовать разрешению политических проблем и конфликтов. Эта модель уже доказала свою эффективность в развитии торгово-экономических отношений между Индией и КНР (в 2002 — 2007 гг. товарооборот вырос на 70%, превысив 20 млрд долл.[3] при том, что до начала 1990-х гг. двусторонняя торговля находилась на крайне низком уровне).

В то же время, периодическое возобновление автобусного сообщения между индийским городом Сринагар и пакистанским городом Музаффарабад, начало переговоров по проекту строительства нефтепровода из Персидского Залива через Пакистан в Индию зачастую не сопровождаются шагами по радикальному развитию двусторонних экономических отношений, что обусловлено взаимной подозрительностью политических элит двух стран и нежеланием идти на какие-либо уступки.

Объем взаимной торговли в 1990-е гг. составлял порядка 230–240 млн долл. в год в большинстве случаев при отрицательном балансе для Пакистана в среднем около 60 — 100 млн. долл. В 2008 г. он достиг 3,66 млрд долл. Доля Пакистана в совокупном товарообороте Индии в 2008 г. составила 0,8% (при этом, доля в экспорте — 1,86%, а импорте — 0,12%).

В 1970 — 2008 гг. страны неоднократно прибегали к активизации двусторонних отношений. Так, например, в 1987 г. Пакистан увеличил номенклатуру «торгуемых с Индией товаров» практически в 6 раз (с 42 до 249), что привело к троекратному увеличению товарооборота между двумя странами в последующие 3 года. И хотя обеим странам не удалось добиться в этот период прорыва в торгово-экономических отношениях, они охотно «вспоминают» друг о друге в периоды экономических трудностей. Так, в 1990 г. Индия помогла Пакистану решить проблему нехватки репчатого лука и картофеля (из-за неурожая этих овощей). В 1997 г. Пакистан вновь благодаря Индии решил проблему дефицита сахара, импортировав из Индии порядка 500 т. Впечатляющий рост двусторонней торговли, отмеченный в 1998/99 ф.г., также легко объясним. В этот финансовый год (в мае 1998 г.) обоими государствами было испытано ядерное оружие, что повлекло за собой введение санкций со стороны ряда стран и международных организаций и, как следствие, привело к свертыванию торговли со своими традиционными партнерами (в том числе, с США). Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на ряд политических разногласий, в случае необходимости (тех или иных экономических кризисов и дефицита каких-либо товаров) обе страны находят возможности для активизации двусторонней торговли.

Потепление политических отношений, начавшееся в январе 2004 г., способствовало в определенной мере росту объема торговли между двумя странами, так как повлекло за собой возобновление автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщения. Так, в 2008 г. объем двусторонней торговли между Индией и Пакистаном увеличился до 1,399 млрд долл. При этом объем индийского экспорта составил 1,124 млрд долл., а импорт –275 млн долл.Ожидается, что к 2010 г. официальный товарооборот между Пакистаном и Индией достигнет 4 млрд долл. Эксперты полагают, что объем двусторонней торговли может быть и значительно выше (6 — 9 млрд долл.), если оба государства отменят протекционистские барьеры и предпримут шаги для полной нормализации двусторонних отношений.

Таблица 1.
Торговля Индии с Пакистаном в 2001 — 2008 гг. (млн. долл.).

 

2001 г.

2003 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

Оборот

1154

1674

1736

2617

3660

Экспорт

1087

1600

1632

2406

3297

Импорт

67

74

104

211

363

Сальдо

1020

1526

1528

2195

2934

Источник : рассчитано и составлено автором по 2008, International Monetary Fund:>

В структуре индийского экспорта в Пакистан в последние годы основными статьями являлись овощи и фрукты (около 75%), шерсть (около 20%), экстракты для фармацевтической промышленности (около 3%), рис (около 1%), кожаное сырье (около 1%).

В индийском импорте преобладали очищенный сахар (около 50%), органические удобрения (около 23%), соевые продукты (около 10%), металлопродукция (около 7%), а также чай, специи и спортивные товары.

Политическое и военное противостояние между двумя государствами, вызванное нерешенным территориальным спором в Кашмире, привело к появлению неофициальной торговли через третьи страны, объемы которой в несколько раз превышают официальные статистические данные (порядка 2 млрд. долл.). Особенно активно развивается торговля между Индией и Пакистаном через Сингапур, Гонконг и Дубаи.

Ожидается, что потепление отношений между двумя государствами в последние годы позволит увеличить объем двусторонней торговли. Определенные подвижки в этом направлении уже наметились. Так, в 2006 г. Индия и Пакистан сократили число товаров в своих так называемых «нежелательных списках» с 927 до 834 и 1310 до 1185 соответственно. Более того, в 2006 г. Индия пошла на предоставление Пакистану статуса страны с режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Пакистанские власти, со своей стороны, пока воздерживаются от аналогичной уступки, заявляя, что Индия должна сначала отменить все существующие нетарифные барьеры.

К перспективным направлениям двусторонних отношений можно отнести машиностроение, здравоохранение, образование и связь. Между двумя странами уже достигнуто соглашение об открытии на территории друг друга филиалов своих банков. Что касается инвестиционного сотрудничества, то в этом вопросе остаются спорные моменты. Так, Индия особенно заинтересована в участии в приватизационной программе Пакистана. Между тем, правительство Пакистана категорически высказывается против индийского участия до тех пор, пока не будут нормализованы двусторонние политические отношения. Эта же позиция сохраняется и в отношении индийских портфельных инвестиций в пакистанскую экономику.

Торгово-экономические отношения Индии с Бангладеш.

Бангладеш является одним из важных торгово-экономических партнеров Индии. Поддержание добрососедских отношений и развитие взаимовыгодного сотрудничества с ней занимает приоритетное место в ее внешней политике. Это обусловлено географическими, историческими, этническими, культурными, а также военно-политическими факторами.

Товарооборот двух стран в последние годы превышает 1,0 млрд долл. (в 2008 г. он составил 1,399 млрд долл.). Доля Бангладеш в общем внешнеторговом обороте Индии составляет 0,3% (при этом, в экспорте — 0,6%, а импорте — 0,1%)[4]. Традиционно Индия импортирует из Бангладеш рыбу и морепродукты, джут и джутовые изделия, продукцию текстильно–швейной промышленности. Основными же статьями экспорта в Бангладеш являются машины и оборудование, продукция автомобилестроения и сельского хозяйства, фармацевтические товары, товары широкого массового потребления. Следует отметить, что по взаимной договоренности, 79 наименований своих товаров Бангладеш имеет право ввозить на индийский рынок беспошлинно.

Прогрессирующий положительный в пользу Индии торговый баланс (в 2008 г. он оценивался в сумму порядка 850 млн долл.) — одна из хронических двусторонних проблем, вызванная, главным образом, ограниченностью номенклатуры товарного экспорта Бангладеш и большей конкурентоспособностью индийских товаров, а также отставанием Бангладеш в уровне производительности труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Кроме того, Индия проводит экспансионистскую политику субсидирования (особенно аграрного сектора), что способствует снижению цен на индийскую продукцию, а также порождает асимметрию в применении тарифных и нетарифных барьеров.

Между тем, помимо легальной торговли вдоль всей границы двух стран (протяженность более 4200 км) процветает также и контрабандная, объем которой в 2006 г., по некоторым данным, достиг 500 млн. долл. (около 42% официального объема).

Официальный товарооборот двух стран за 2008 г. составил 1,399 млрд долл., из них — индийский импорт — 275 млн, а экспорт — 1,124 млрд Положительное сальдо составило свыше 849 млн долл.

Таблица 2.
Торговля Индии с Бангладеш в 2001 — 2008 гг. (млн долл.).

 

2001 г.

2003 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

Оборот

292

321

799

1225

1399

Экспорт

219

267

642

984

1124

Импорт

73

54

157

241

275

Сальдо

146

213

485

743

849

Источник : рассчитано и составлено автором по 2008, International Monetary Fund:>

Для активизации торговых отношений между двумя странами периодически проводятся консультации о создании как двусторонней зоны свободной торговли, так и зон приграничной торговли. Так, в апреле 2005 г. бангладешцы поддержали идею Индии о создании зоны приграничного сотрудничества, в частности, на восточной границе, в которую предполагается включить приграничные бангладешские округа и близлежащие 7 северо-восточных индийских штатов. В этой связи планируется строительство железной дороги, которая свяжет бангладешский город Акхауру с индийским Гуахати.

Индия — десятый по значимости инвестор в бангладешскую экономику. Общий объем вложенных ею инвестиций к 2007 г. достиг 330 млн. долл. На территории Бангладеш в настоящее время функционируют 7 индийских и 29 совместных индийско-бангладешский предприятий в таких отраслях промышленности, как текстильная, фармацевтическая, химическая, автомобильная, пищевая, а также строительстве, секторе информационных технологий и проч.

Политические и экономические отношения Индии и Бангладеш достаточно сложные. Помимо неурегулированности демаркации границы (ряд спорных анклавов), существует проблема раздела вод, совместно используемых рек (в настоящее время их насчитывается 54). По мнению бангладешских экспертов, Индия в одностороннем порядке на своей территории сооружает плотины и дамбы для диверсификации водных потоков, что приводит к высыханию рек и заиливанию их дна на территории Бангладеш, и провоцирует частые разрушительные наводнения в период ежегодных муссонов (июнь — октябрь). В настоящее время существует лишь одно соглашение, регулирующее раздел совместных вод Ганга (подписано в 1996 г.), но и оно не в полной мере удовлетворяет бангладешскую сторону. Для Бангладеш проблема регулирования совместных с Индией рек стоит весьма остро. По данным бангладешских исследователей, сооружение Индией Фараккской плотины привело к тому, что длина внутренних водных путей Бангладеш сократилась с 24 тыс. км до 7 тыс. В последние годы строительство новых водоотводящих систем малых рек индийской стороной привело к дальнейшему его сокращению — до 3 тыс. в дождливый сезон и 1,5 тыс. — в засушливый.

Все это также наносит удар по речному транспорту, сельскому хозяйству, рыбной промышленности и связанным с ними отраслями экономики Бангладеш, которые терпят в этой связи значительные убытки. Так, по оценкам Ассоциации потребителей Бангладеш, сокращение притока воды рек в период отсутствия муссонных дождей приводит к сокращению производства сельского хозяйства, что влечет дополнительный рост цен на продукты и предметы первой необходимости в среднем на 10%. В условиях нищеты значительной части населения эти факторы приводят к дополнительному росту социальной напряженности в НРБ.

По некоторым данным, Индия также рассматривает возможность сооружения в перспективе плотины и ГЭС «Типаймукх» мощностью 1500 мВт (оценочная стоимость строительных работ — 40 млрд. инд. руп.) на границе четырех штатов — Ассам, Мегхалая, Манипур, Нагаленд — в верхнем течении общей с Бангладеш реки Барак (в 25 км от бангладешско — индийской границы), что, по оценкам бангладешских экспертов, неблагоприятно отразится на выращивании риса в семи северо-восточных округах Бангладеш (Силхет, Мулвибазар, Хабигандж, Сунамгандж, Брахманбария, Кишорегандж и Нетрокона), которые производят основной объем этой культуры в стране.

Для бангладешской стороны это также чревато сокращением судоходных фарватеров рек Сурма и Кушиара (на которые распадается река Барак на территории Бангладеш) во время сухого сезона и, как следствие неблагоприятно скажется на уровне воды в реке Мегхна. Таким образом, строительство плотины «Типаймукх», по мнению бангладешских специалистов, в итоге может привести к разрушительному эффекту для экологии и экономики Бангладеш.

По информации Комиссии по совместному водопользованию, вопрос о строительстве Типаймукхской плотины не нов, так как периодически обсуждается с 1972 г. (Бангладеш по данному вопросу в 1988 г., 1992 г., 1995 г. и 2003 г. вручала Индии вербальные ноты). Бангладешская сторона внимательно следит за развитием ситуации вокруг проекта строительства плотины «Типаймукх».

Еще одной проблемой двусторонних отношений является незаконная миграция граждан Бангладеш в Индию. Помимо «гастарбайтеров» в северо-восточные штаты Индии с территории Бангладеш проникают члены сепаратистских группировок, наркоторговцы и др. Всяческие притеснения, которые испытывает проживающее в Бангладеш индуистское меньшинство со стороны доминирующего мусульманского большинства, вынуждает людей любыми способами переселяться в Индию. По некоторым данным, в настоящее время в Индии проживают около 20 млн нелегальных мигрантов из Бангладеш.

Торгово-экономические отношения Индии с Непалом.

Социально-экономическое развитие Непала и его безопасность во многом зависят от Индии, являющейся его важнейшим торгово-экономическим партнером. Отношения соседних государств основаны на ряде договоров и соглашений, важнейшие из которых — Договор о дружбе и мире, а также Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, заключенные в 1950 г. Они способствовали развитию двустороннего торгово-экономического и военно-технического сотрудничества (ВТС); большое значение имеет также финансовая помощь Индии, оказываемая Непалу. Заключенное между двумя странами в 2002 г. Соглашение о торговле и транзите ввело в действие систему квотирования на беспошлинный ежегодный ввоз в Индию растительных жиров (100 тыс. т), акрилового волокна (10 тыс. т), продукцию из меди (7,5 тыс. т) и оксид цинка (2,5 тыс. т).

Торговые отношения сторон определяются открытой границей между ними, неразвитостью экономики Непала и отсутствием у него выхода к морю. Вследствие этого, Индия является для Непала рынком сбыта продукции и поставщиком важнейших товаров. Через ее территорию осуществляется транзит товаров и до 70% непальского товарооборота. В 2008 г. доля Непала во внешней торговле Индии составила около 0,6%. (при этом, в экспорте — 1,1%, а импорте — 0,3%). Торговый баланс Индии с Непалом традиционно имеет положительное сальдо (исключение составляет лишь период с 2000 г. по 2002 г.)[5].

Таблица 3: Торговля Непала с Индией в 2001 — 2008 гг. (млн долл.).

 

2001 г.

2003 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

Оборот

945

875

1201

2440

2785

Экспорт

557

590

830

1671

1908

Импорт

388

285

371

769

877

Сальдо

169

305

459

902

1031

Источник : рассчитано и составлено автором по 2008, International Monetary Fund:>

Товарная структура индийского импорта из Непала достаточно разнообразна. Из Непала Индия импортирует фрукты и овощи, бобовые культуры, мясо и мясопродукты, специи, джутовые изделия, предметы личной гигиены (зубную пасту и мыло), текстиль (преимущественно поливолоконные материалы) и экспортирует в Непал машины и оборудование, продукцию химической промышленности, цемент и др.

По оценкам, около 40% товаров ввозится в Непал нелегальным путем, в связи с чем непальские налоговые органы недополучают значительные суммы (в неофициальной торговле с Индией Непал имеет положительное сальдо). В денежном выражении это составляет, по разным оценкам, от 80 млн долл. до 137,28 млн долл., что эквивалентно 1% — 2% ВНД государства по текущему курсу.

Данные об официальной и неофициальной торговле Непала с Индией приведены в таблице 5.15.

Таблица 5.15: Сопоставление данных об официальной и неофициальной торговле между Индией и Непалом в 2000/01 ф.г. (млн долл.).

 

Экспорт

Импорт

Оборот

Сальдо

Официальная торговля

141,0

255,0

396

-114,0

Неофициальная торговля

180,0

228,0

408,0

-48,0

Источник : Journal South Asian, April — June 2004, p.50.

Основными статьями индийского неофициального импорта из Непала являются бытовая электротехника, сумки и чемоданы, обувь, игрушки, замки, косметика, специи, а также напитки и другие продукты питания. Неофициальный экспорт в Непал состоит из электроники, минеральных удобрений и другой продукции химической промышленности, медицинских препаратов, посуды и прочей кухонной утвари, санитарно-гигиенических товаров, продуктов питания, в том числе кокосового масла и сушеных фруктов, а также табачных изделий.

В последние десятилетия Индия была важнейшим донором и инвестором для непальской экономики. Ее доля составляет около 10% иностранной финансовой помощи и более 40% ПИИ, поступающих в экономику Непала.

Индия занимается совершенствованием транспортной инфраструктуры, связывающей два государства, и предлагает построить вдоль индийско-непальской границы таможенные пункты, а также улучшить железнодорожное сообщение между странами.

Возможно использование территории Непала для создания транзитного коридора между Индией и КНР. С этой целью правительство Непала решило открыть таможенный пункт в Татопани — приграничной зоне Непала с КНР и реконструировать шоссе «Аранико», соединяющее Катманду с Тибетским автономным районом.

Однако в отношениях Индии и Непала существует проблемы, связанные, в частности, с незавершенностью демаркации непальско-индийской границы. Кроме того, в марте 2006 г. Индия, нарушив торговое соглашение, установило на все товары, ввозимые из Непала дополнительный налог в размере 4%. Не отвечает интересам Непала политика Индии в использовании гидроресурсов в приграничных районах, а также позиция индийского правительства по проблеме бутанских беженцев в Непале и др.

Согласно официальным данным, непальские вооруженные силы более чем на 2/3 оснащены индийским оружием и военной техникой, и, несмотря на попытки правительства Непала диверсифицировать источники их закупок, Индия является ведущим поставщиком вооружений и военной техники в Непал.

Торгово-экономические отношения Индии со Шри-Ланкой.

В 2008 г. доля Шри-Ланки во внешней торговле Индии составила около 0,7%. (при этом, в экспорте — 1,5%, а импорте — 0,2%)[6]. Между тем, для самой Шри-Ланки Индия играет ключевую роль во внешней торговле. Лидер региона является ведущим торговым партнером Шри-Ланки в группе развивающихся стран как по экспорту (на ее долю приходится около 20%), так и по импорту (примерно 3%). Между государствами с 1999 г. действует соглашение о свободной торговле, в соответствии с которым постепенно ликвидируются импортные пошлины на товары, закупаемые друг у друга. Сразу после вступления в силу этого соглашения ввозные пошлины на 600 наименований товаров были сокращены вдвое, а объем индийско-ланкийской торговли с 1999 г. возрос более чем в шесть раз, превысив в 2008 г. 3,3 млрд. долл.

Таблица 4: Торговля Индии со Шри-Ланкой в 2001 — 2008 гг. (млн долл.).

 

2001 г.

2003 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

Оборот

626

1389

2390

2940

3356

Экспорт

547

1220

1867

2373

2709

Импорт

79

169

523

567

647

Сальдо

468

1051

1344

1806

2062

Источник : рассчитано и составлено автором по 2008, International Monetary Fund:>

Согласно статистическим данным, в торговле со Шри-Ланкой Индия традиционно имеет положительное сальдо баланса, которое постепенно увеличивается и в 2008 г. превысило 2,062 млрд долл.

Индийский импорт из Шри-Ланки преимущественно состоит из сырья и необработанных материалов, а экспорт — из промышленных товаров, главным образом, текстиля, машин и оборудования, продуктов питания.

Между тем, параллельно с официальной торговлей между двумя странами развивается также неофициальная, объем которой, по подсчетам экспертов, в три раза больше. По этим каналам из Шри-Ланки на индийский рынок попадают электроника, косметика, специи, ликеры и сигареты. Основными же статьями неофициального экспорта в Шри-Ланку являются электрические и механические бытовые приборы, посуда, текстиль и сари. Данный вид торговли между двумя странами осуществляется преимущественно «челноками», главным образом, посредством воздушных перевозок и, в меньшей степени, по морю.

Между двумя странами развивается сотрудничество в финансовой сфере. В настоящее время в Коломбо и Канди оперируют филиалы ведущего государственного банка Индии — «Стейт Бэнк оф Индия» (State Bank of India). Помимо этого в ряде небольших курортных городов Шри-Ланки (Веллаватте, Колпетти и др.) работают обменные пункты этого банка. В Шри-Ланке также функционируют филиалы государственных индийских банков — «Индиан Бэнк» (Indian Bank), «Индиан Оверсиз Бэнк» (Indian Overseas Bank), а также одного из крупнейших частных банков Индии — ICICI Bank (Industrial Credit and Investment Corporation of India).

Обе страны активно взаимодействуют и в сфере энергетики. В частности, Индия оказывает помощь в электрификации ланкийских деревень, применяя нетрадиционные источники энергии. Помимо этого, в связи с энергетическим кризом в Шри-Ланке в настоящее время прорабатывается вопрос присоединения энергетической системы острова к энергосистеме южных регионов Индии. По предварительным оценкам стоимость проекта оценивается в 3 млн. долл.

Индийские компании участвуют в тендерах на строительство электростанций. Так, в феврале 2008 г. между индийской компанией «NTPC» и Министерством энергетики Шри-Ланки был подписан договор о начале сооружения ТЭС в г.Велур. Мощность электростанции, которая будет работать на угле, составит 500 МВт. Стоимость проекта — 250 млн. долл. Ожидается, что первый блок мощностью 250 МВт будет сдан в эксплуатацию в апреле, а второй — в июле 2012 г.

Торгово-экономические отношения Индии с Бутаном .

Между двумя странами существуют тесные торгово-экономические связи. Индия является первым торгово-экономическим партнером Бутана как по региону Южной Азии, так и по группе развивающихся стран в целом. Это объясняется, прежде всего, географической близостью двух государств, а также замкнутым положением Бутана, практически являющимся, в определенном смысле, анклавом Индии. Доля же Бутана во внешней торговле Индии в 2008 г. составила около 0,1% (при этом, в экспорте — 0,1%, а импорте — 0,1%)[7]. Торговый баланс Индии с Непалом традиционно имеет положительное сальдо (исключение составляет лишь период с 2000 г. по 2002 г.).

Объем официальной двусторонней торговли между двумя странами до 2000 г. в среднем составлял около 30 млрд долл., однако, с 2000 г. наметился его рост и в 2008 г. он достиг 315 млн долл.

Индия импортирует из Бутана в основном неорганические химикаты, а также шерстяные изделия. Главной статьей экспорта является продукция химической промышленности.

Таблица 5: Официальная торговля Индии и Бутана в 2001 — 2008 гг. (млн долл.).

 

2001 г.

2003 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

Оборот

25

124

180

275

315

Экспорт

3

77

96

146

167

Импорт

2

47

84

129

148

Сальдо

-19

30

12

17

19

Источник : рассчитано и составлено автором по 2008, International Monetary Fund:>

Между тем, наряду с официальной торговлей существует и неофициальная, объем которой, по оценкам специалистов, составляет треть от официального объема. По неофициальным каналам Индия экспортирует в Бутан алюминий, текстиль, готовую одежду, а также ряд продуктов питания, главным образом, рис, муку и сахар. Основными статьями неофициального индийского импорта из Бутана являются электроника, обувь и алкогольная продукция.

Таким образом, приоритетность южноазиатского вектора во внешнеэкономической политике Индии отражается в практических действиях государства. Очевидно, что такой подход в ближайшие годы сохранится, и Индия будет и дальше стремиться к усилению этого направления и укреплению своих позиций в регионе.


Использованная литература

  1. S.V. Hariharan, J.Jebaraj. Trade between SAARC and other developing countries / S.V. Hariharan, J.Jebaraj. — New Delhi: Serials Publications, 2003. — P. 127.
  2. Editors Omar Haider Chowdhury, Willem van der Geest. Economic Reform and Trade Performance in South Asia / Editors Omar Haider Chowdhury, Willem van der Geest. — Dhaka: Bangladesh Institute of Development Studies. The University Press Limited, 2004. — P.407.
  3. Moudud Ahmed. South Asia: Crisis of Development. The case of Bangladesh / Moudud Ahmed. — Dhaka: The University Press Limited, 2003. P.341.
  4. Edited by Imtiaz Alam. Trade, Tariff and Customs in South Asia / Edited by Imtiaz Alam. Pakistan, Lahore: SAPANA, 2006. — P.248.
  5. Edited by Imtiaz Alam. SAARC / Edited by Imtiaz Alam. Pakistan, Lahore: SAPANA, 2006. P.499.
  6. International Monetary Fund:>
  7. International Monetary Fund:>
  8. South Asian Journal.- April — June 2004.
  9. The Independent. — Various issues. — 2004 — 2007.
  10. The Bangladesh Observer. — Various issues. — 2004 — 2007.
  11. «Frontline». — Various issues. — 1995 — 2008.
  12. «Indian Express». — Various issues. — 1995 — 2008.
  13. «Economic Times». — Various issues. — 1995 — 2008.
  14. «The Daily». — Various issues. — 1995 — 2008.
  15. «Assignment Abroad Times». — Various issues. — 1995 — 2008.

[1] СААРК — ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (South Asian Association for Regional Cooperation — SAARC).

[2] Рассчитано автором по 2008, International Monetary Fund:>

[3] 2008, International Monetary Fund:>

[4] Рассчитано по 2008, International Monetary Fund:>

[5] Рассчитано по 2008, International Monetary Fund:>

[6] Рассчитано по 2008, International Monetary Fund:>

[7] Рассчитано по 2008, International Monetary Fund:>