«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(13), 2010

Мировой экономический кризис

Официальная помощь развитию в контексте экономического и финансового кризиса

Д.А.Дегтерев к.э.н., ст.преподаватель

В статье анализируется деятельность Фонда ОПЕК для международного развития. Этот анализ используется для размышлений о помощи развитию по линии Юг-Юг

Ключевые слова: Фонд ОПЕК для международного развития, официальная помощь международному развитию

L.Kapitsa. International Official Development Assistance: TheOPEC Fund

The article focuses on The OPEC Fund for International Development. This is the basis for author’s thoughts on South-South development assistance

Key words: The OPEC Fund for International Development, International official development assistance

Фонд ОПЕК для международного развития представляет собой одну из моделей многосторонней помощи. В отличии от универсальных многосторонних организаций типа Всемирного банка или спецучреждений ООН, Фонд ОПЕК — это инструмент группы стран, объединённых общими интересами и целями. Будучи инструментом политики развивающихся стран, фонд в своей деятельности опирается на целевые установки сотрудничества Юг-Юг.

Специальный фонд ОПЕК

В 1960 г. развивающиеся нефтедобывающие государства создали Организацию стран — экспортёров нефти (ОПЕК) в противовес международному нефтяному картелю (см. вставку 1). Международный нефтяной картель, в который входили пять американских компаний («Exxon Соrporation» (название до 1973 «Standard Oil Соmpany of New Jersey»), «Texaсо Inсоrporated». «Mobil Соrporation». «Chevron» (название до 1984 «Standard Oil Соmpany of California"), «Gulf Oil Соrporation» (в 1984 поглощена «Chevron»), а также англо-голландская «Royal Dutch-Shell Group» и английская «British Petroleum Соrporation». практически полностью контролировал мировое нефтяное хозяйство, начиная от добычи нефти и кончая сбытом нефтепродуктов. В 1950-ые годы доля международного нефтяного картеля составляла: 65% в запасах, 55% в добыче, 67% в транспортировке и 75% в переработке нефти. Картелю принадлежали 85% нефтеперерабатывающих заводов капиталистического мира и около 2/3 танкерного флота, находившегося в частном владении. Участники картеля имели концессионные и арендованные площади более чем в 100 странах. Концессионные соглашения давали нефтяным компаниям абсолютные права на добытую в развивающихся странах нефть. За счет разницы между монопольно низкими закупочными ценами на нефть у развивающихся стран и сравнительно высокими ценами на нефтепродукты в странах-импортерах картель получал огромные прибыли.

Страны ОПЕК начали наступление на позиции нефтяного картеля в 1970-ые годы, осуществив широкую национализацию нефтяной промышленности и взяв в свои руки установление квот на добычу и экспортных цен на нефть, добываемую на их территории. В результате сфера деятельности международного нефтяного картеля в развивающихся странах была существенно урезана. Осенью 1973 ОПЕК сознательно снизила объёмы добычи нефти (примерно на 5%), чтобы повлиять на мировые цены. Детонатором обострения отношений между членами ОПЕК и развитыми странами-импортёрами, особенно США и европейскими государствами, послужила четвертая арабо-израильская война. 16 октября 1973 цена на нефть поднялась на 70%, с трёх долларов за баррель до пяти. В течение следующего года цена на нефть поднялась до двенадцати долларов за баррель.

Это событие вошло в историю под названием «нефтяное эмбарго», так как упомянутое снижение объёмов добычи было проведено из политических соображений и было инструментом давления государств ОПЕК на Запад в связи с их недовольством его поддержкой Израиля.

Ещё один существенный прыжок цен на нефть состоялся во время второго энергетического кризиса в 1979-80. Он был вызван сокращением добычи в связи с началом революции в Иране. Рост цен остановился лишь на отметке 6,5 долларов за баррель.

Беспрецедентная ситуация, сложившаяся в начале 1970-х годов в мировой экономики в результате роста цен на нефть, вызвала экономический коллапс во многих энергодефицитных развивающихся государствах, подорвав в определённой степени финансирование национальных программ развития. Если в одних развивающихся странах внезапно образовался избыток финансовых ресурсов в виде «нефтедолларов», то в других — стал стремительно расти внешний долг. Попытки воспроизвести опыт стран-членов ОПЕК другими развивающимися странами-экспортёрами минерального и сельскохозяйственного сырья, чтобы добиться перераспределения выгод от участия в международной торговле в их пользу, не принесли желаемых результатов. Тщетными оказались также усилия развивающихся стран добиться реформирования сложившегося международного экономического порядка через механизмы многосторонней дипломатии.

Проявляя солидарность с борьбой развивающихся стран против сложившегося несправедливого международного экономического порядка, страны-члены ОПЕК на конференции глав государств, состоявшейся в Алжире в марте 1975, приняли решение о создании временного финансового механизма, призванного смягчить последствия энергетического кризиса для развивающихся стран и компенсировать в определённой мере их финансовые потери, вызванных ростом цен на нефть. Такого рода механизмом стал Специальный фонд ОПЕК. Соглашение о его создании было подписано девятью странами — членами ОПЕК 28 января 1976 г. в Париже.

Вставка 1.

Организация стран-экспортёров нефти

ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Соuntries, OPEC), — межправительственная организация, координирующая и унифицирующая нефтяную политику стран-членов и разрабатывающая пути и методы защиты их интересов как на индивидуальной, так и на коллективной основе. Основана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией, Венесуэлой. Впоследствии к ОПЕК присоединились Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), эмират Абу-Даби (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (на правах ассоциированного члена с 1973, полное членство с 1975). В ноябре 1962 ОПЕК зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация. В 1965 установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом OOH, стала участником Конференции OOH по торговле и развитию.

Высший орган ОПЕК — Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора. Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль за исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы.

Цель ОПЕК — обеспечение участия государства в эксплуатации своих нефтяных ресурсов, обеспечение стабильности цен на мировом рынке нефти и устойчивых доходов участников, регулярных поставок нефти в страны-потребители. Членом ОПЕК может стать страна, являющаяся крупным нетто-экспортёром нефти и признающая цели и задачи организации.

В первые годы существования ОПЕК главной задачей было повышение доходов от нефти, в последующие годы — изменение принципа расчёта платежей «ройалти».осуществление единой программы регулирования добычи нефти и установления единого уровня справочных цен, изменение условий концессионных соглашений и условий эксплуатации нефтяных ресурсов, создание национального нефтяного хозяйства в нефтедобывающих странах, а также вопросы сбыта нефти национальными компаниями. В общей мировой добыче нефти (исключая СССР) доля ОПЕК составляла около 42%, а в достоверных запасах нефти — 77%.

В мае 1968 Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Алжир, Бахрейн, Ирак, Катар, Сирия, эмират Абу-Даби подписали соглашение об образовании организации арабских стран — экспортёров нефти (Organization of Arab Petroleum Exporting Соuntries; OAPEK), основная цель которой определять пути и средства защиты интересов стран-участниц по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях. В отличие от ОПЕК, OAPEK не занимается установлением цен на нефть, а осуществляет сотрудничество стран-участниц в различных сферах экономической деятельности в области нефтяной промышленности.

Сегодня членами ОПЕК являются 11 стран. Страны-основательницы организации: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт и Саудовская Аравия, и полные члены ОПЕК: Катар (с 1961 г.), Ливия (с 1962 г.), Объединённые Арабские Эмираты (с 1967 г.), Алжир (с 1969 г.), Нигерия (с 1971 г.) и Ангола (с 2007 г.). Ряд стран, входивших в состав ОПЕК на разных этапах его существования, прерывали своё членство. Так, Индонезия вышла из ОПЕК в 2009 г., Габон — в 1994 г., а Эквадор — с 1992 г. по 2007 г.

В настоящее время на долю стран-членов ОПЕК приходится: свыше 80% мировых достоверных запасов нефти, 40% мирового производства и более 60% мирового экспорта сырой нефти.

 

Поскольку Специальный фонд ОПЕК создавался как временная финансовая структура с единственной целью демонстрации коллективной солидарности с дугими развивающимися странами, то объём его ресурсов был весьма скромен — 800 млн долл. Здесь, однако, необходимо напомнить, что к моменту создания фонда страны-члены ОПЕК уже предоставили развивающимся странам более 6 млрд долл. по линии двусторонней помощи.

Временный характер фонда отразился также и на структуре его официального счёта. Фактически единого счёта у фонда не было, а была совокупность 13 национальных счетов, держателями которых были национальные исполнительные агентства стран-участниц соглашения. Административные издержки фонда были минимизированы с помощью аутсорсинга проведения экспертной оценки и администрирования проектов и программ другим международным финансовым институтам. Займы, обещанный той или иной развивающейся стране, формировался из взносов стран-участниц соглашения. Это, естественно, повышало риск нарушения сроков предоставления займа. Однако, даже при такой сложной процедуре предоставления займов, фонд весьма успешно справлялся с поставленными задачам. К августу 1976 г. было выделено 200 млн долл. на поддержку платёжного баланса 45 развивающихся стран. К концу 1977 г. было предоставлено 70 займов 60 развивающимся странам. Кроме этого фонд предоставил ЮНКТАД грант в размере 83,6 млн долл. на поддержку Общего фонда для сырьевых товаров. К июню 1979 г. фонд выделил 40 млн долл. ПРООН на техническую помощь развивающимся странам.

В 1977 г. вдохновлённые успехом, страны-члены фонда внесли поправку в соглашение, которая позволила расширить ресурсную базу фонда за счёт аккумулирования процентных выплат по займам в качестве резерва. И, наконец, в мае 1980 г. Специальный фонд ОПЕК был преобразован в Фонд ОПЕК для международного развития (The OPEC Fund for International Development (OFID). Он получил статуc юридического лица и стал полноценным международным финансовым институтом с правом осуществления самостоятельных операций по мобилизации средств на международных рынках капитала.

Фонд ОПЕК для международного развития

Следует отметить, что за 35 лет своего существования фонд эволюционировал, отвечая на новые проблемы и вызовы, с которыми сталкивались развивающиеся страны. Так, в 1998 г. в рамках фонда была создана специальная финансовая структура для финансирования развития частного сектора в развивающихся странах, — Фонд для финансирования частного сектора (Private sector facility). В 2004 г. создаётся Смешанный фонд, а в 2006 г. — Фонд для финансирования торговли. Наряду с целевыми фондами были открыты и целевые счета: Специальный счёт для Палестины (2002 г.), Специальный грантовый счёт для борьбы против СПИД (2001 г.), Специальный грантовый счёт для финансирования операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (2005 г.) и др.

Свою поддержку усилиям развивающихся стран в области развития Фонд ОПЕК оказывает в следующих формах:

  1. Финансирование государственных проектов и программ развития.
  2. Поддержка платёжного баланса.
  3. Грантовые программы (включая гуманитарную/продовольственную помощь, гранты на исследования, поддержка Палестины, поддержка международных усилий по борьбе со СПИД).
  4. Займы в рамках «Инициативы ХИПК» МВФ/МБРР.
  5. Вклад в финансирование Общего фонда для сырьевых товаров (см. вставку 2).
  6. Со-финансирование частного сектора.

Таблица 1. Географическое распределение сумарной помощи госсектору Фонда ОПЕК для международного развития, на 31 декабря 2011 г.
(в млн долл.)

 

Проекты

Финансовая поддержка платёжного баланса

Программы

Займы в рамках «Инициатива ХИПК»

Итого:

Африка

3947

430

195

219

4791

Азия

2972

176

64

0

3213

Латинская Америка

1180

118

74

51

1423

Европа

160

0

0

0

160

Итого:

8260

724

333

270

9587

 

Источник : The OPEC Fund for International Development (http://www.ofid.org/)

Вставка 2.

Общий фонд для сырьевых товаров

Общий фонд для сырьевых товаров (CFC) — международная межправительственная организация со штаб-квартирой в г.Амстердаме (Нидерланды), созданная по инициативе ЮНКТАД с целью финансирования проектов, направленных на стабилизацию мировых рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров. Членами Фонда в настоящее время являются 107 стран (за исключением США и ряда развивающихся стран).

Соглашение об учреждении CFC было открыто для подписания с 1 октября 1980 г. СССР подписал его в ходе VII сессии ЮНКТАД (г.Женева, июль 1987 г.), а 8 декабря 1987 г. депозитарию — Генеральному секретарю ООН — был вручен документ о присоединении СССР к Соглашению. Решение о введении Соглашения в действие было принято 19 июня 1989 г. на состоявшемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке совещании 64 стран, первыми вступившими в Фонд. К этому времени участницами Соглашения стали 103 страны (минимально необходимое число — 90), на долю которых приходилось 2/3 обязательных взносов.

Основная деятельность Фонда направлена на поддержание баланса между спросом и предложением на сырьевые и сельскохозяйственные товары, развитие устойчивых и предсказуемых рынков в странах-участницах путем проведения научных исследований с привлечением независимых экспертов и внедрения новых технологий. CFC разрабатывает, подбирает и оценивает проекты, направленные на разрешение специфических проблем, связанных с добычей, обработкой и реализацией сырья, повышением степени обработки сырья и производством конечного продукта на территории стран-участниц.

Высшим органом CFC является Совет управляющих в составе представителей всех стран-участниц. На данный момент председатель Совета управляющих — представитель от России Воробьев В.А. (вновь избранный на 1 год до ноября 2008 г.). Имеется 6 заместителей председателя. Совет управляющих собирается на сессию один раз в год.

Для проведения текущей работы Совет управляющих избирает Исполнительный совет в составе 28 исполнительных директоров, а также такое же число их заместителей. Совет собирается на свои заседания два раза в год. Работой Исполнительного совета руководит Директор-распорядитель Общего фонда. 29 июня 2004 г. на специальной сессии Совета управляющих Директором-распорядителем Фонда был избран Мчумо Али Саид (Танзания). На 19-ом заседании Совета управляющих он был переизбран на второй срок (до 31 августа 2012 года).

В Совете управляющих решения принимаются простым большинством голосов. За каждой страной-участницей CFC закрепляются 150 голосов, а также голоса, количество которых определяется в зависимости от ее долевого участия в Фонде. Дополнительные голоса предоставляются при добровольной подписке участника на нераспределенные и дополнительно выпущенные акции фонда.

К концу 2011 г. суммарные обязательства фонда составили свыше 13 млрд долл., из которых 8 млрд долл. были выделены на финансирование более 3 тысяч различных проектов в 132 странах (см. таблицу 1).

С момента создания Фонд ОПЕК для международного развития предоставил займы под 17 программ, последние из которых охватывают период 2007-2010 гг. Последняя, 18-ая программа, сроком на три года, вошла в силу 1 января 2011 г.

В качестве примера типичных проектов, в софинансировании которых принимает участие Фонд ОПЕК можно привести следующие: строительство и реконструкция дорог в Албании (Тирана-Элбасан), Камеруне (Биоула-Джоум), Малави (Зомба-Жали- Читакале); реабилитация и строительство новых систем водоснабжения и канализации в ЦАР (Бамбари, Бозоум), Лесото (водоснабжение пяти городов), Камеруне; электрификация сельских районов в Кении, Эфиопии и Паргвайе; развитие сельскохозяйственных производственных ценостных цепочек в Гвинее и Бурунди; развитие базисных услуг в области здравоохранения в Папуа-Новая Гвинея; национальные программы развития энергетики в Никарагуа; строительство и реабилитация существющих оросительных систем в Судане (дамба в верховье р. Атбары)[1].

Секторальная структура помощи Фонда ОПЕК соответствует видению развивающихся стран приоритетных направлений национального развития. Как видно из рисунка 2, ведущее место в помощи Фонда ОПЕК развивающимся странам занимают физическая инфраструктура (транспорт, водоснабжение и другие коммунальные услуги), энергетика и сельское хозяйство. На долю этих трёх секторов приходится 74% всех помощи.

В последние годы фонд стал уделять больше внимания образованию, здравоохранению и развитию банковского сектора. Например, в марте 2011 г. Фонд ОПЕК предоставил заём (в рамках фонда финансирования частного сектора) в размере 30 млн долл. «Экобанку», ведущему пан-африканскому банку, членами которого явялются 30 африканских стран. Заём Фонда ОПЕК «Экобанку» будет использован для укрепления капитала филиалов «Экобанка» в Камеруне, Кот Д’ Ивуаре, Кении и Сенегале, где они играют важную роль в развитии местных финансовых рынков.

Рисунок 1. Кумулятивные обязательства Фонда ОПЕК для международного развития на 31 декабря 2011 г., млн долл.

 

Источник : The OPEC Fund for International Development (http://www.ofid.org/)

Условия предоставления помощи

Согласно договору о создании Фонда ОПЕК, любая развивающаяся страна, за исключением стран-членов ОПЕК, может обратиться к фонду за помощью. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, приоритет отдаётся наименее развитым странам. Как видно из таблицы 2, львиная доля ресурсов фонда, предназначенная для финансирования государственных проектов и программ, направляется в наименее развитые страны Африки (почти 50%) и Азии (33,5%).

Финансовые условия предоставления займов Фонда ОПЕК являются чрезвычайно льготными с грант-элементом от 40% и выше. Займы предоставляются на срок от 20 до 30 лет под 1-3,75% годовых. Льготный период варьируется от 4 до 10 лет.

Что касается грантов, то Фонд ОПЕК является единственным из международных финансовых агентств, которое предоставляет грантовую помощь в виде новых займов с грант-элементом намного выше, чем обычно. В течение последних лет в структуре грантовой помощи фонда произошли изменения. Ранее, основные средства предоставлялись главным образом под финансирование Палестины, а также Общего фонда сырьевых товаров. К 2011 г., как видно из рисунка 3, на первый план вышла техническая помощь, на которую приходилось свыше 27% всех обязательств (или 145 млн долл) и почти 30% всех распределённых грантов (или 129 млн долл.). В целом, грантовые обязательства фонда на 31 декабря 2011 г. составили 529,7 млн долл., из которых 432,5 млн долл. были распределены.

Рисунок 3. Структура распределения кумулятивной грантовой помощи Фонда ОПЕК на 31 декабря 2011 г.

 

Источник: The OPEC Fund for International Development (http://www.ofid.org/)

Поддержка усилий развивающихся стран через каналы международных организаций

Страны-члены Фонда ОПЕК оказывают поддержку усилиям развивающихся стран и через международные организации. В частности, как видно из рисунка 3, фонд имеет несколько грантовых счетов, открытых для перевода странами-членами средств на финансирование деятельности Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР — IFAD) и Общего фонда для сырьевых товаров. Следует отметить, что страны ОПЕК активно выступали, в своё время, за содание обоих фондов. Взнос стран-членов Фонда ОПЕК в уставной капитал и первый операционный счёт составил свыше 800 млн долл. За всё время своего сотрудничества с МФСР Фонд ОПЕК участвовал в софинансировании свыше 80 проектов МФСР в 44 странах на общую сумму в 484,2 млн долл. Средства Фонда ОПЕК идут как на софинансирование строительства инфраструктурных объектов в сельской местности, так и на проекты микро-финансирования и развития сельского предпринимательства. В рамках обновлённого соглашения о сотрудничестве Фонда ОПЕК и МФСР в качестве приоритетных направлений были определены реализациа «Инициативы Энергия для бедных», а также софинансирование программ и проектов, нацеленных на обеспечение продовольственной безопасности в беднейших странах мира.

Фонд ОПЕК также принимает участие в софинансировании проектов и программ, реализуемых в развивающихся странах и другими специальными учреждениями и агентствами системы ООН, включая ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, МБРР, МВФ, региональные банки развития и т.д.., а также своих партнёров из числа арабских многосторонних кредитно-финансовых организаций. Так, члены Фонда ОПЕК внесли 110 млн долл. в трастовый фонд МВФ, созданный в 1976 г. для оказания поддержки платёжного баланса странам с низкими доходами на льготных условиях. В 1994 г. Фонд ОПЕК подписал соглашение с МВФ относительно своего участия в софинансировании Расширенного фонда структурной перестройки (the Enhanced Structural Adjustment Facility (ESAF) Trust). Был сделан взнос в размере 50 млн долл. Средства Расширенного фонда структурной перестройки предназначены для льготного финансирования структурных реформ в беднеёших странах мира.

Что касается Общего фонда для сырьевых товаров (СFС), то за время его существования страны-члены Фонда ОПЕК выделили 83,5 млн долл. для поддержания его деятельности, из которых 46,4 млн долл. предназначались для Второго счёта (финансирование стабилизационных товарных проектов), а 37,2 млн долл. — на покрытие подписного капитала в СFС (Первый счёт) 35 наименее развитых стран. В июне 2009 г. ещё три страны (Д.Р. Конго, Сенегал и Мозамбик) были добавлены к списку развивающихся стран, которые могли использовать средства подписного капитала на цели стабилизации торгового баланса. К концу 2008 г. в рамках Второго счёта СFС были распределены 12,5 млн долл., предоставленных странами ОПЕК на финансирование товарных проектов в 35 странах, а их кумулятивные обязательства перед 37 развивающимися странами достигли 19,5 млн долл [2].

Помощь стран-членов ОПЕК является один из значительных источников ресурсов, необходимых для финансирования развития развивающихся государств. Она отличается от помощи, оказываемой «традиционными донорами» — ведущими странами-членами Комитета содействия развитию ОЭСР (КСР ОЭСР). В первую очередь это касается структуры получателей помощи. В отличии от стран-членов КСР Фонд ОПЕК ориентируется на поддержку предпринимательской деятельности государства в странах-реципиентах, концентрируясь на проектах и программах, имеющих общенациональное значение для экономического и социального развития, как-то: транспортная инфраструктура или энергетические проекты, — тогда как страны КСР распределяют свою помощь среди множества мелких проектов, используя при этом разнообразные частные каналы передачи помощи (НПО, мелкий и средний бизнес, сельские коммуны и т.д.). В результате эффект помощи стран КСР носит локальный и часто временный характер. С прекращением помощи многие их проектов, финансированных странами КСР, перестают функционировать в силу нехватки местных ресурсов.

1. http://www.ofid.org/projects_operations/commitments_2011.aspx#emergency

2. The OPEC Fund for International Development (http://www.ofid.org/)