«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(13), 2010

Мировой экономический кризис

Текущие тенденции развития СМИ и их связь с международной конкурентоспособностью в условиях мирового экономического кризиса

А.В Фарафонтов, аспирант МГИМО

Повышение эффективности мировой экономики и выход на новый уровень развития возможен за счет устранения необходимости физического перемещения к рабочему месту большей части занятых

Ключевые слова: СМИ, трансформация, интерактивность, интернет, торговля, трудоспособность, занятость, занятость на дому

A.Pharafontov. Current Mass Media development trends. Connection with international competitiveness under the world depression conditions.

Necessity to move to work place elimination is the way to world economy increase and bringing up to higher standards.

Key words: mass media, transformation, interactivity, internet, trade, working ability, employment, home employment.

Концентрация активов в СМИ, рост числа пользователей интернета, активный переход с бумажного носителя на электронный, трансформация электронных СМИ в интерактивные, мощный скачок интернет-торговли и ее растущая доля в общей торговле, рост занятости на дому, — все это ключевые тенденции, оказывающие влияние на СМИ и другие секторы мировой экономики. Эти явления имеют общую природу, связь и стимулы, в том числе инициированные текущим экономическим кризисом.

Концентрация

В текущий момент главными тенденциями в развитии средств массовой информации является их растущая концентрация и переход на электронные носители. На рынке СМИ идет активная консолидация активов, чему, в том числе, способствуют власти, снимающие сегодня ограничения по слиянию и перекрестному владению акциями [1], в надежде, что это поддержит отрасль и сохранит занятость. Если в 1960 году в мире насчитывалось около 700 крупных медиа-компаний, то к 2005 году их осталось около десяти, а к 2010 году, по некоторым прогнозам, может остаться не более трех, хотя текущий экономический кризис может как помешать, так и содействовать процессу монополизации в этой сфере. Однако то, чему кризисные явления однозначно будут содействовать — это переходу с традиционного бумажного носителя на электронный. Очевидные экономические причины такого перехода — экономия на издержках печати и необходимости физического распространения издания. Поэтому уже сегодня СМИ все больше становятся электронными, меняют систему распространения, и, все чаще, полностью уходят в Сеть.

Виртуализация

Другой важнейшей тенденцией является бурное развитие коммуникационных технологий, в частности, широкое внедрение цифровых технологий и растущая доля кабельных и спутниковых систем, дополняющих и частично вытесняющих наземные передатчики. Интернет становится все более мощной транспортной платформой для доставки информации, и, благодаря спутникам, уже доступен в любой части планеты. На практике, это означает проникновение электронных СМИ туда, куда раньше могла не ступать нога человека.

Проиллюстрировать и сравнить технологию работы бумажных и виртуальных СМИ можно, если провести параллели между ними и транспортной революцией конца 19-го — начала 20-го века. Когда цивилизация перешла с гужевых повозок и парусных судов на механический привод. Выросли скорости, объемы перевозок, изменились технологии, появились новые специальности, отрасли, виды транспорта (например, железнодорожный, воздушный, паровой флот), система новых дорог, портовых и железнодорожных терминалов. Так и сегодня, новые коммуникационные возможности — это новая транспортная система, которая кардинально меняет нашу действительность. Государство, вкладывающее в развитие такой информационной инфраструктуры, будет иметь огромное конкурентное преимущество перед другими странами.

Трансформация медиа — новое поколение СМИ

Средства массовой информации сегодня действительно становятся средствами все более массовой информации, так как за счет новых средств доставки продолжают расширение аудитории, ускоряют к ней доступ и получение ответной реакции. Например, за период с 1997 по 2007 количество пользователей интернета в США утроилось [2].

Общая задача для любого бизнеса, в том числе и медиа-компаний, — максимизация прибыли/минимизация издержек — заставляет бумажные СМИ переходить на электронные носители, полностью или частично. Кроме резкого снижения производственных издержек, происходит ускорение доставки информации и появляется возможность получения масштабного отклика на информационный продукт (контент) с возможностью его адаптации под потребности аудитории, чего, например, бумажные носители были практически лишены (вспомните пресловутое «рукописи не возвращаются и не рецензируются»). Такая трансформация рождает совершенно новое взаимодействие с аудиторией — интерактивные СМИ, где аудитория не только «получатель» информационного продукта, но и его активный «производитель». Это явление дает возможность прямого, персонального, адресного влияния СМИ на аудиторию. Такая персонализация обращения к аудитории резко повышает эффективность какого-либо рекламного обращения и, соответственно, его цену. Это означает рост доходов рекламодателей и владельцев СМИ. Иными словами, виртуализация удваивает эффективность Медиа. С одной стороны падает себестоимость доставки информации, с другой — возрастает реакция, отклик на публикацию, стимулирование к действию, потребление, т.е. в итоге — прибыль. Рост оборота рекламодателя отражается в росте заявок на размещение рекламы. Реклама «двигает» торговлю, а с ней и экономику. При этом мы помним, что «открытая» часть доходов СМИ складывается из прямой рекламы, паблисити и поступлений от продажи носителей — стоимость номера газеты, журнала, цена подписки на их электронные версии и стоимость подписки на кабельные телесети. Таким образом, при постепенной потере поступлений от распространения изданий, будет приобретать значение рост доходов от рекламы, объем которой будет зависеть от степени влияния издания на свою аудиторию и, естественно, от платежеспособности самой аудитории. И наоборот, в условиях кризиса, падения рекламных доходов, все больший вес будут приобретать доходы от распространения информации, изданий, как это происходит сегодня. И важнейшим критерием оценки информации в этих условиях, а значит и готовности платить за нее, становиться ее полезность для аудитории.

Итак, прогрессирующая потребность в информации (необходимой, достоверной, в удобной для восприятия форме и ограниченной по объему), техническая возможность осуществления (наличие уже существующей транспортно-информационной инфраструктуры в виде кабельных и спутниковых сетей) и потенциальная возможность получения большей прибыли — все это будет стимулировать СМИ к созданию адресного продукта, оперативно предложить который можно лишь в электронной форме. При этом тиражирование персональной подборки информации для всех бессмысленно и экономически неэффективно. Отсюда очевидный вывод — тот, кто первым сможет создать информационный продукт универсального характера, полностью учитывающий максимум потребностей индивида, начиная от закупки продовольствия, одежды, поиска «крыши над головой», и заканчивая удовлетворением потребностей в безопасности, актуальной информации и самореализации — тот и будет «владеть миром» и кошельком потребителя. На практике это может выразиться в едином поисковом интерфейсе — странице, где, не выходя из дома, можно будет найти все (от продуктов до работы). В этом ключе сегодня и развивается медиа-индустрия.

«Домашняя» экономика

Учитывая усиление в результате экономического кризиса тенденции к перенесению рабочего места из офиса в жилище (на 2008 г. такая занятость уже составляла 15% рабочих мест в США [3]), можно оценить реальное и растущее значение коммуникаций, интернета и информации как таковой на примере интернет-торговли.

Общий объем розничных продаж в Сети в первом квартале 2008 года в США составил $32,4 млрд — или 3,4% от общего объема розничных продаж, самый высокий показатель с 2000 года. Темп роста розничной интернет-торговли в США продолжает превышать темп роста общего объема розничных продаж. За последние пять-шесть лет розничные продажи увеличивались максимум на 6% в год, тогда как интернет-торговля в этот же период демонстрировала не менее чем 25% [4].

Розничная электронная коммерция в США*, 2000-2008 [5]

*- за исключением расходов на доставку
**- предварительные данные

По прогнозам аналитической компании Forrester Research, в 2008 году объем онлайновых продаж в США достигнет $204 млрд, а к 2012 году вырастет до $335 млрд. При этом продажи под влиянием Сети (интернет влияет на все составляющие розничной торговли, как в области физической, так и виртуальной) к 2012 году составят 28% всей американской розницы — на 18,7% больше, чем в 2008 году.

Учитывая динамику роста этого сектора (25% прироста/год в США) и желание потребителей экономить время и деньги, можно сказать, что достаточно скоро основная часть продаж будет происходить скорее в Сети, чем в магазинах. Известный факт, что классический шоппинг уже во многом обусловлен развлекательной индустрией вокруг классической торговли, так как сегодня поход по магазинам слабо представляется без посещения кинотеатра, кафе, боулинга или иных развлечений. В условиях кризиса финансовая способность к таким «походам» снижается, что дестимулирует потребителей к физическому шопингу и стимулирует к виртуальному. Так дешевле, быстрее, не надо выходить из дома, иметь машину для перевозки товаров, тратить деньги на топливо и т.п. В масштабе происходит снижение транспортной загрузки дорожной сети, люди более свободны в выборе места жительства, места работы. Теперь совершенно не обязательно жить в большом городе («где все можно купить и легче найти работу»), а можно поселиться там, где жилье дешевле, экология лучше, работать из дома и делать то, что тебе больше нравится.

В макроэкономическом плане изменения могут быть гораздо серьезнее. Сегодня усредненная отраслевая структура экономики постиндустриального государства — это сельское хозяйство (10%), промышленность (20%), сфера услуг (70%). Соотнеся с этими цифрами количество занятых в этих сферах, мы получим число трудоспособных, потенциально готовых к переезду из офисов (особенно касается сферы услуг). Если идти от обратного, то физически «привязанными» к рабочему месту останутся только те, кто «привязан», например, к транспортному средству, иному оборудованию, либо те, чья деятельность связана с физическим присутствием в определенном месте. Для всех остальных уже создана возможность работы в виртуальном пространстве и процесс перехода к такой занятости сдерживается лишь привычным представлением об образе работающего («человек с 9/00 до 18/00»). Однако кризис и экономическая необходимость, а главное простота реализации этой идеи, стимулируют экономических агентов активно претворять «переселение» в жизнь.

Освободив от необходимости посещать удаленное рабочее место большую часть трудоспособного населения (эта категория вырастет за счет обучения работе на компьютере нескольких категорий инвалидов), экономика высвободит гигантское количество человеко-часов, огромный финансовый потенциал и даст возможность работать нескольким категориям граждан, ранее считавшихся нетрудоспособными. Кроме того, за счет информатизации (автоматизация процессов, формирование справочных систем, общей компьютеризации и т.п.) бюрократии к производящей категории можно будет причислить и сокращенных чиновников, кого такая «оптимизация» затронет. С учетом плохой демографической ситуации в России и развитых странах такой прирост производящей категории, совмещенный с ростом ее производительности, даст синергетический эффект.

В итоге, Россия получит более эффективную, а значит, и конкурентоспособную экономику, которая будет использовать наш главный, и пока имеющийся, ресурсный потенциал — хорошо образованное население, причем с куда большей добавленной стоимостью, чем экспорт природных ресурсов с близкой к нулю степенью переработки.


Литература

  1. Callie Leamy, Лидеры мировой экономики — кто они?
    (по материалам Financial times, 14.12.2000)
  2. Фарафонтов А.В. «Экономическая составляющая пропаганды» («Инновационная экономика», сборник трудов молодых ученых, аспирантов и докторантов/Институт экономики РАН, 2008г.)

Интернет-ресурсы:

  1. Государственный департамент торговли США, US Department of Commerce: http://www.census.gov/Press-Release/www/releases/archives/communication_industries/013849.html
  2. Государственный департамент занятости США, http://www.dol.gov/
  3. Бюро статистики труда США (Bureau of Labor Statistics) http://www.bls.gov/news.release/empsit.t06.htm
  4. CNews/Аналитика (http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2008/articles/internet_market.shtml)
  5. La Gaceta de los Negocios, 29.05.2009, (http://www.negocios.com/negocios/20-05-2009+union_cuatro la_sexta_mas_cerca_tras_visto_bueno_congreso_fusiones)

1. La Gaceta de los Negocios, 29.05.2009

2. Государственный департамент торговли США, US Department of Commerce,

http://www.census.gov/Press-Release/www/releases/archives/communication_industries/013849.html

3. Государственный департамент занятости США, http://www.dol.gov/

http://www.bls.gov/news.release/empsit.t06.htm

4. Источник: Государственный департамент торговли США (US Department of Commerce, 2008)

5. Там же.