«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3(14), 2010

Научная жизнь

Антикризисные меры ведущих стран зоны евро в 2008-2010 годах

А.Сидоров, 3-й курс ф-та МЭО

В статье рассмотрены основные особенности антикризисных программ крупнейших экономик зоны евро. Даётся деление программ на меры по стабилизации финансовой системы и по поддержке реального сектора экономики. Оценивается их эффективность и влияние на восстановление экономики.

Ключевые слова: кризис, антикризисные программы, фискальные меры, стабилизация банковского сектора, государственная поддержка

А.Sidorov. Anti-crisis measures of the leading countries in the euro area (2008-2010)

Main features of anti-crisis programmes in the main economies of the euro-area are being examined. Stimulus measures are being divided in two groups: stabilization of financial systems and support of the real sector. Their efficiency and influence on economic recovery are being evaluated

Key words: recession, anti-crisis programmes, fiscal stimulus, banking sector support, role of the state in the economy

Рецессия, которую испытывают экономики 16 стран еврозоны, признана самой острой за весь послевоенный период. Поэтому на антикризисные меры потрачены беспрецедентные средства — только на фискальные меры в 2009-2010 гг. было потрачено 2% ВВП (1,1% и 0,8% соответственно). 1

Основные шаги правительств ведущих стран зоны евро можно сгруппировать следующим образом. Во-первых, стабилизация финансовой системы, которую необходимо было оперативно провести осенью 2008 г. (хотя до сих пор актуальны многие меры по оживлению кредитования реального сектора). Во-вторых, поддержка реального сектора экономики, выразившаяся, прежде, всего в виде различных мер по сохранению рабочих мест и стимулированию внутреннего спроса в условиях сбоя «экспортного мотора». Многие меры сочетали в себе проблемы стимулировать хозяйственную динамику и смягчить социальную напряжённость.

Стабилизация финансовой системы

Из общих мер для всех стран зоны евро следует отметить учётно-процентную денежно-кредитную политику Европейского центрального банка (ЕЦБ), который неоднократно снижал ставку рефинансирования. С 1 мая 2009 г. она составляет 1% — минимальный уровень за всю историю существования ЕЦБ и, по мнению его главы Ж.-К. Трише, «целесообразный». 2

ЕЦБ всё активнее предпринимает и другие меры по оживлению и дальнейшей стабилизации ситуации на рынке кредитования. Так, в июне 2009 г. объём кредитов, полученных более чем 1100 европейскими банками на год, достиг 442 млрд. евро. Кроме того, реализуется программа (60 млрд. евро) по выкупу долговых обязательств. Однако проблема низких темпов роста кредитования предприятий и домохозяйств сохраняется — коммерческие банки по-прежнему предъявляют слишком жёсткие требования к заёмщикам, стремясь использовать полученные от ЕЦБ ресурсы на иные цели. В 2009 г. одобренный объем помощи банковскому сектору достиг 30,5% ВВП. 3

Отдельные страны зоны евро проводят собственные масштабные мероприятия. Так, уже в октябре 2008 г. в ФРГ был принят пакет мер по стабилизации финансового рынка. При этом помощь компаниям оказывалась лишь при наличии собственной программы выхода из кризиса и строгом выполнении налагаемых государством условий при отказе бонусов для топ-менеджеров, ограничении окладов, выплат дивидендов и т.д.

Необходимо отметить создание подконтрольного Федеральному министерству финансов Фонда стабилизации финансового рынка ( SoFFin ) в размере 500 млрд. евро (за счёт привлечения государством ресурсов с рынка капитала); гарантии федерального правительства по кредитам на межбанковском рынке на сумму до 400 млрд. евро, причём на возможные выплаты из Фонда стабилизации выделено 20 млрд. евро; взятие правительством на себя рисков путём приобретения проблемных активов (из SoFFin на эти цели запланировано 80 млрд. евро). 4

Прямая поддержка крупных банков рассматривалась как спасение системообразующих компаний (тогда как в промышленности прямая помощь компаниям была оказана в 2009 г. в ограниченном масштабе). Наибольшую помощь получил единственный в ФРГ оказавшийся на грани краха ипотечный банк «Хюпо-Реал-Эстейт» ( Hypo Real Estate ). Крупные гарантии получил и один из ведущих банков «Коммерцбанк» ( Kommerzbank ), а также ряд земельных банков — например, Баварский земельный банк ( Bayerische Landesbank ). Однако поддержка банков и другие меры по оживлению финансового сектора не решили в полной мере проблему кредитования реального сектора. Более того, разрыв между доходностью государственных заимствований и стоимостью ресурсов для предприятий в условиях кризиса увеличился (пик разрыва, пришедшийся на конец 2008 г. пройден).

Во Франции, как и в ФРГ, осенью 2008 г. был разработан антикризисный план для финансового сектора, заключавшийся в выделении кредитов крупнейшим банкам для стабилизации ситуации на фондовом рынке. Для реализации плана, направленного, в том числе на стимулирование кредитования компаний и частных лиц, было решено создать отдельные институты.

Рефинансовая компания, 66% которой принадлежит банкам и 34% государству, была организована для предоставления государственных гарантий банкам и находится в ведении Французской банковской комиссии. Государственная холдинговая компания была создана для рекапитализации банков. При этом услуги государства по предоставлению гарантий стали для банков платными. 13 кредитным учреждениям был предоставлен заем в 23 млрд. Кроме того, несколько банков получили финансовую помощь в виде гарантий на восстановление доверия и ликвидности. В октябре 2008 г. 10,5 млрд. евро было выделено 6 крупнейшим банкам Франции. 5 В целом экономика Франции из всех соседей по еврозоне может считаться самой сбалансированной: она, в отличие от ФРГ, менее зависит от экспорта, обладает крупным, содействующим стабилизации экономики госсектором. 6

В Италии, как и в других крупнейших странах зоны евро, первые антикризисные меры были связаны со стабилизацией финансовой системы. Уже осенью 2008 г. был принят декрет-закон «Срочные меры по гарантии стабильности кредитной системы». Министерство экономики и финансов уполномочено гарантировать увеличение капиталов банков. В интересах налогоплательщиков банки должны принять план стабилизации и продолжать выплачивать дивиденды, причём эти шаги должен одобрить Банк Италии.

В случае наступления тяжелого кризиса ликвидности министерство экономики и финансов уполномочено гарантировать займы, предоставленные итальянским банкам и отделениям иностранных банков Банком Италии. Кроме того, необходимо отметить более высокий лимит средств, покрываемых системой защиты вкладов населения — до 103,3 тыс. евро при установленном в ЕС минимуме 50 тыс. евро. А 13 октября 2008 г. был принят ещё один декрет-закон, направленный на повышение ликвидности и содействие рефинансированию. Можно отметить, что государственные гарантии способствовали сохранению доступа к финансовым ресурсам для малых и средних предприятий (МСП), и помогли не допустить коллапса кредитования. 7

Стимулирование реального сектора экономики

Поддержка реального сектора экономики стала главным пунктом принятых в конце 2008 — начале 2009 гг. в странах зоны евро антикризисных пакетов. В ФРГ так называемый первый конъюнктурный пакет был принят в ноябре 2008 г., а второй вступил в силу в феврале 2009 г. В связи с этим изменились расходы федерального бюджета (См. Табл. 1).

Таблица 1

Изменение расходов федерального бюджета в ФРГ с принятием антикризисных мер (млрд. евро)

 

2009

2010

Первый конъюнктурный пакет, всего

4,2

7,6

Поддержка программ сохранения занятости

2,6

5,7

Инвестиции в транспортную инфраструктуру

1,0

1,0

Либерализация временных работ, переквалификация

0,2

0,5

Дополнительные расходы на структурную региональную политику и наращивание капитала банка развития KfW

0,3

0,4

Второй конъюнктурный пакет, всего

19,5

27,6

Снижение подоходного налога, повышение детских надбавок

4,9

5,6

Сокращение с 01.07. 2009 отчислений на медстрахование

3,0

6,0

Премия на замену старых автомобилей

5,0

Создание временных рабочих мест, переобучение кадров, создание 5 тыс. рабочих мест в службах занятости

2,6

2,7

Компенсация издержек по уходу за членами семьи

8,1

Изменения студенческих пособий, субсидий на жильё и др.

4,5

3,6

Поправки в законы о мед. и обязательном страховании

4,5

4,7

Повышение определённых налогов (на энергию, автомобили)

— 2,9

— 6,5

Повышение определённых социальных отчислений

— 2,7

— 2,7

Всего

32,1

42,4

Источник: Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 86.

Принятые меры оказали в целом стимулирующее воздействие на экономику: по оценкам Еврокомиссии, ВВП ФРГ во втором квартале 2010 г. показал прирост в 2,2%, что, безусловно, очень хороший показатель для страны, а также самый высокий по ЕС-15 (по ЕС-27 выше только у Литвы — 2,9%). 8

Первый антикризисный пакет мер Франции по поддержке бизнеса был объявлен в конце октября 2008 г. (175 млрд. евро). Он содержал как стимулирующие мероприятия, так и меры прямого государственного регулирования. К последним относятся создание «стратегического инвестиционного фонда» (20 млрд. евро), который будет контролироваться властями в лице Национального фонда, Парламента и Национального собрания. Основная его функция — покупка пакетов акций стратегически важных предприятий и защита их активов от поглощения иностранными компаниями, а также перенаправление необходимых средств из спекулятивного финансового сектора в промышленность. Сформирован специальный орган для помощи компаниям в получении кредитных средств.

К фискальным стимулирующим мерам по поддержке бизнеса можно отнести освобождение от профессионального налога ( taxe professionelle ), важнейшего местного налога, что обойдётся правительству в 8 млрд. евро. 9 Корпоративный налог на инвестиции отменён с 23.10.2008 до конца 2009 г.

Выпадающие доходы местных бюджетов будут компенсированы центральным правительством. Ключевая мера — инвестирование государственных финансов в те сектора экономики, которые в будущем станут основой развития страны (образование, НИОКР, экология, цифровые технологии).

Второй антикризисный план (на 2 года) был обнародован 4 декабря 2008 г. (26,5 млрд. евро). Его ключевые направления: обеспечение ликвидности компаний (налоговые каникулы и налоговые кредиты, отсрочка погашения задолженности перед бюджетом на три года, предоставление дополнительных средств на инвестирования (11,4 млрд. евро); финансирование государственных инвестиционных программ, обеспечение социальных и жилищных программ, увеличение выдачи беспроцентных кредитов вдвое (11,1 млрд. евро); предоставление средств крупнейшим государственным компаниям (GDF SUEZ, Électricité de France — EDF ) для модернизации железнодорожной, энергетической инфраструктуры и почты (4 млрд. евро).

В целом, аналитики Еврокомиссии оценивают прирост французской экономики в 2010 г. в 1.6%. 10 Подобный показатель отражает сравнительно высокую эффективность принятых антикризисных пакетов, но по-прежнему высокая безработица продолжает оказывать влияние на цифры роста экономики.

В Италии к концу 2008 г. была разработана программа инвестиций в развитие инфраструктуры (16 млрд. евро), предложена схема льготной амортизации. В феврале 2009 г. был принят ещё один декрет, направленный на усиление антикризисных мер. За счёт бюджетной экономии на борьбу с кризисом планировалось направить дополнительно 1,1 млрд. евро в 2009 г., 0,3 млрд. евро в 2010 г. и 0,4 млрд. евро в 2011 г. Эти средства будут потрачены на стимулирование совокупного спроса, прежде всего потребления товаров длительного пользования, а также на облегчение налогообложения предприятий. 1,3 млрд. евро направлено гарантийному фонду для поддержки МСП. 11

Предприятия одного и того же промышленного округа могут выбрать формулу коллективного льготного налогового режима. Снижены налоги на 2009 г. для предприятий, входящих в финансовую группу. Для расширения социальной поддержки населения в 2008 г. были введены «Карта покупателя» и «Семейный бонус». «Карта покупателя» предназначена для лиц старше 65 лет и детей до 3 лет из низкодоходных семей. Она даёт право на покупку продуктов питания и оплату расходов на электроэнергию (40 евро в месяц). «Семейный бонус» — денежный трансферт семьям с доходом ниже установленного минимума, (в зависимости от числа членов семьи 200-1000 евро).

Прогноз роста экономики на 2010 г. составляет, по мнению европейских аналитиков, 1,1% ВВП, 12 что меньше прироста в ФРГ и Франции. Подобная цифра, на мой взгляд, отражает структуру итальянской экономики, менее диверсифицированной по сравнению с названными странами.

Особое место среди антикризисных мер в зоне евро занимает премия на замену старых автомобилей, которая посредством стимулирования внутреннего спроса направлена на поддержку ключевой отрасли экономики, особо пострадавшей из-за сворачивания экспорта. Изначально она введена в ФРГ (2,5 тыс. евро при утилизации машины старше 9 лет и покупке нового автомобиля взамен утилизированного). 13 Первоначально бюджет программы составлял 3,5 млрд. евро, однако в апреле 2009 г. он был увеличен до 5 млрд. евро. Расширение программы было обусловлено тем, что уже в первом полугодии 2009 г. она дала ощутимый результат. Однако она считается спорной: в 2010 г. из-за неё наблюдается спад спроса на новые автомобили. От действия премии выиграли и зарубежные производители — французские, корейские. Опыт ФРГ переняли и другие страны зоны евро, в которых также наблюдается оживление отрасли.

Выводы

Можно оценить как довольно высокую эффективность антикризисных мер ведущих стран зоны евро. Безусловно, их политика минимизировала негативные последствия кризиса, позволила миновать острую фазу и избежать краха экономик. Однако, во-первых, кризис ещё не закончился и неизвестно, какие из стран выйдут из него с наименьшими потерями, и, во-вторых, большинство антикризисных мер было принято в конце 2008 г. — первые месяцы 2009 г. и прошло недостаточно времени, чтобы оценить их действенность. В целом, Еврокомиссия ожидает прирост в 1,8% по ЕС-27 и 1,7% по зоне евро, что выше весенних оценок. Кроме того, ЕК предполагает, что восстановление экономик входящих в ЕС стран будет проходить на совершенно разных скоростях, что неудивительно, принимая во внимание страновую специфику принятых антикризисных мер. 14

Некоторые итоги политики ведущих стран зоны евро неоднозначны. Уже в ходе саммита ЕС в Брюсселе (июнь 2009 г.) было сказано, что экономика ЕС начала демонстрировать первые признаки выздоровления. В этой связи дальнейшие бюджетные вливания в экономику могут оказаться неоправданными. Кроме того, созданные для проведения антикризисной политики государственные институты (особенно во Франции) существенно увеличили роль государства в экономике, и перед правительствами обязательно встанет задача расформирования этих институтов и постепенного снижения вмешательства государства после кризиса.


1. Euro area fiscal policies and the crisis. Ed. Riet A. van // ECB Occasional Paper No 109. Frankfurt am Main, 2010. P. 25.

2. http://unitedeuropenews.ru/Stati/Mir/160410_2A/160410.html

3. Buti М. EMU in times of economic and financial crisis. DG ECFIN, European Commission, 2009. Р. 29.

4 См. подробнее: Сидорова Е.А. Антикризисные программы в Германии и Великобритании // Международная экономика. 2010. № 4. С. 32.

5. Среди них: Cr é dit Agricole, Soci é t é G é n é rale, BNP Paribas.

6. См. подробнее: Клинова М.В. Государство в экономики Евросоюза — расширить нельзя сузить? // Экономические стратегии. 2010. №4. С. 36.

7. Rovelli R. Italy: inching out of the global crisis / CESifo Forum, 2010. Р. 47 (http://www.cesifo-group.de/pls/guestci/download/CESifo%20Forum%202010/CESifo%20Forum%201/2010/forum1-10-special1.pdf).

8. Germany: GDP was up by 2.2% q/q in Q2 2010, thanks to exports and investment // EcoFlash. BNP Paribas Economic Research Department. 24.08. 2010. P. 1.

9. Саркози рассказал, как государство защитит французов от кризиса (http://www.rian.ru/crisis_news/20090206/161107617.html)

10. Interim economic forecast. DG ECFIN, European Commission. 13 September 2010. Р. 7.

11. Правительство Италии выделит 1,3 млрд. евро на поддержку предприятий (http://www.rian.ru/crisis_news/20090317/165208990.html)

12. Interim economic forecast. Ibid. Р. 8.

13. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3940250,00.html

14. Interim economic forecast. DG ECFIN, European Commission. 13 September 2010. Р. 8. Р. 4.