«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(15), 2010

Международное движение капитала

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию на этапе завершения глобального экономического кризиса

С.Ф.Мамедов, соискатель МГИМО

В статье рассматриваются тенденции и проблемы притока прямых иностранных инвестиций в РФ в последние годы
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции (ПИИ), лизинг

S. Mamedov. Problems of FDI attraction to Russia in the final period of global econimic crisis
The article deals with tendencies and problems of FDI inflow to Russia in the latest years
Key words: foreign>

К числу основных социальных целей, провозглашаемых высшими органами российской власти, относятся: резкое сокращение доли российского населения, находящейся за «чертой бедности» и систематическое уменьшение разрыва в доходах его различных слоев. Достижение этих целей может осуществляться за счет устойчивого роста конкурентоспособного производства товаров и услуг. Оно возможно только на современной технической базе. Ее создание и развитие, в свою очередь, вызывает необходимость широкого внедрения наукоемких, ресурсосберегающих технологий и способов производства, качество которых, по крайней мере, не должно уступать зарубежным аналогам.

Решение этой проблемы требует принятия мер по созданию привлекательных условий для размещения иностранных инвестиций инновационного характера в объекты и виды экономической деятельности, создание и развитие которых, отвечает национальным интересам России.

Технологическая отсталость в условиях значительной капиталоемкости базовых отраслей российской экономики не позволяет провести их радикальную модернизацию в короткое время. В то же время сегодня основная масса национального и зарубежного капитала, циркулирующая в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, характеризуется краткосрочностью и спекулятивностью. Инвестиционная деятельность большинства российских предприятий осуществляется, в основном, за счет их собственных и привлеченных источников финансирования, а также государственных или других некоммерческих источников, не повышающих уровень конкурентоспособности их производства.

Поддержание и обновление активной части производственных фондов на многих российских предприятиях происходит за счет покупки и установки импортного оборудования, часто устаревшего и неприменяемого в самих производящих его странах, что не только не содействуют прогрессу производственной базы этих предприятий, но и вовлекает их в зависимость от поставщиков импортного сырья, материалов и комплектующих изделий. Такое привлечение иностранных инвестиций, не способствует прогрессивному перевооружению производства и консервирует существующую «утяжеленную» структуру национальной экономики.

В то же время опыт ряда зарубежных стран привлекающих внешние инвестиционные источники их развития показывает, что создание современного конкурентоспособного национального производства товаров и услуг, возможно за счет привлечения масштабных объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из стран с высокоразвитым производственным потенциалом.

Подобная ориентация российской инвестиционной политики в минувшем десятилетии могла бы обеспечить создание в России современного конкурентоспособного производства товаров и услуг. Однако, судя по результатам, фактически она оказалась неспособной к привлечению в необходимых объемах внешних инвестиционных ресурсов для осуществления перехода российской экономики на инновационный путь развития. Хотя, на первый взгляд, динамика поступлений в нее иностранных инвестиций выглядит достаточно респектабельно.

Так, за 1999 — 2008 гг. поступления в Россию общих объемов иностранных инвестиций выросли в 10,8 раз, годовая величина притока ПИИ увеличилась в 6,3 раза, а портфельных иностранных инвестиций в 45,6 раза. Однако годовые поступления в Россию ПИИ не превышали 30 млрд. долл., а их накопленные объемы лишь в 2007 году превысили 100 млрд. долл. США. В течение 2002 — 2008 гг. доля ПИИ в общих объемах иностранных инвестиций, поступивших в Россию, не превышала 26%.

О весомости для развития российской экономики приведенных выше количественных параметров привлеченных ПИИ можно судить из следующего примера. По свидетельству специалистов1, даже указанный максимальный приток ПИИ в 2007 году был в пределах 10% от величины валовых капитальных вложений в российскую экономику в том же году, а их накопленный объем составлял (в переводе на рубли) около 4% от стоимости основных фондов экономики России.

Малые значения объемов привлеченных ПИИ для масштабов экономики России усугублялась важной качественной особенностью: большим удельным весом в их составе «Кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций», характеризующихся динамикой, сопоставимой с «Прочими иностранными инвестициями» в кредитной форме. В 2007 г. величина поступления в Россию такой разновидности ПИИ была более 42% от их общего притока, а в 2008 г. — более 36%.

В тоже время, доля ПИИ, обладающая свойствами «базирования» и капитализации в основных фондах национальной экономики («Взносы в капитал»), в 2007 г. составляла 53% от общей величины поступивших ПИИ, а в 2008 г. — 59% (около 16 млрд. долл. США).

Характерным качественным признаком ПИИ является значительная доля в их составе «лизинга» импортных машин и оборудования. В составе ПИИ, поступивших в Россию в 2007 г., его часть составляла 0,4%, а в 2008 г. — 0,8%.

Косвенной характеристикой качества потоков ПИИ служит их страновая принадлежность. Суть проблемы в том, что сегодня в их международном обороте заметное место занимают источники из стран, обладающих статусом оффшорных зон, либо, включающих территории с этим статусом2.

Значительная часть импорта инвестиций из Кипра, Нидерландов, Люксембурга, Британских Виргинских островов, Ирландии формально относится к ПИИ. По существу они, как правило, представляют собой кругообращение денежных средств, связанных с финансовыми операциями, не сопровождаемыми притоком инновационных технологий. (В основном, они участвуют в сделках перепродаж на вторичных фондовых рынках разных стран).

В общем объеме ПИИ, накопленных к концу 2008 г. в России, доля перечисленных стран составила 56,6%. При этом 59,8% в видовой структуре накопленных инвестиций из Нидерландов было причислено к ПИИ. Аналогичный показатель удельного веса ПИИ в инвестициях, накопленных из Кипра, составил 68,3%, а из Виргинских островов — 59,6%.

В приведенных выше данных находится объяснение отсутствия реального влияния иностранных инвестиций на уровень прогрессивности российской производственно- технологической базы.

Существенной проблемой, препятствующей масштабному привлечению в Россию эффективных иностранных инвестиций, является низкий уровень организации этого процесса. В первую очередь это относится к координации работы с иностранными инвесторами финансовых организаций, проектных и научно исследовательских институтов, иных федеральных и региональных уполномоченных агентов.

Существующая множественность структур, участвующих в ее осуществлении, приводит к дублированию полномочий, размытости ответственности, отсутствию по многим аспектам необходимого уровня качества менеджмента.

Функции регулирования деятельности иностранных инвесторов от имени государства сегодня реально в России осуществляют, как минимум, 15 различных органов и учреждений. Среди них значительное число органов исполнительной власти и других государственных уполномоченных учреждений.

Это приводит к параллелилизму и несогласованности мероприятий по продвижению инвестиционных инициатив и не позволяет сосредоточить и эффективно использовать даже имеющиеся предложения на реализацию необходимых проектов.

В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в модернизацию производства и поощрения предприятий, инвестирующих в развитие производства, крайне важно обеспечить стимулирующую их систему налогообложения. Помимо того, что эта система должна быть упрощена, необходимо гарантировать ее стабильность и адекватность общепринятым международным нормам3.

Одной из важнейших задач в области инвестиционной политики государства является восстановление на предприятиях реального учета движения стоимости основных фондов с выводом из хозяйственного оборота амортизированного капитала, что будет способствовать предотвращению искажения структуры издержек производства, реальных доходов и прибыли. Это требует совершенствования всех аспектов действующего законодательства с учетом необходимых условий интеграции России в мировую экономическую систему.

Особой задачей в среднесрочной перспективе должно стать привлечение иностранных инвестиций с целью диверсификации российского экспорта с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей, характеризующихся высокой добавленной стоимостью. К их составу относится производство продукции конечных и высоких переделов: лесопромышленного, металлургического и химического комплексов; авиапромышленности; атомной промышленности; энергетического машиностроения, а также отдельных сегментов рынков судостроения, вооружений, космического комплекса.

Многие причины сохраняющейся низкой инвестиционной привлекательности российской экономики для иностранного бизнеса связаны со структурной несбалансированностью производства, с гипертрофированно высокой долей: материалоемких и энергоемких производств, предприятий ВПК и неконкурентоспособных секторов обрабатывающих производств.

За последние годы доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции продолжала возрастать при соответствующем уменьшении доли остальных отраслей экономики. Такие процессы ставят страну в жесткую зависимость от конъюнктуры спроса мирового рынка на энергетические ресурсы и сырьевые товары, с одной стороны, и от конъюнктуры предложения импортных потребительских и инвестиционных товаров, с другой4.

В связи с вышесказанным, усилия государственной инвестиционной политики в среднесрочной перспективе должны быть нацелены на последовательное снижение системных и специфических рисков иностранного инвестирования в России. Помимо этого должно быть обеспечено создание действенных законодательных и практических механизмов эффективной защиты прав иностранных инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

Необходимо осуществление регламентации состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, а также способов ее раскрытия.

Особая роль по стимулированию притока иностранных инвестиций в российскую экономику должна быть отведена международной лизинговой деятельности, которая, как было указано ранее, пока не внушает оптимизма. Структура оборудования поставляемого в Россию по лизингу постоянно меняется. При этом, одни секторы экономики активизируют закупки по лизингу, а другие — сокращают. Такие изменения практически не связаны с политикой инновационного обновления производственных мощностей экономики и повышением конкурентоспособности соответствующих производств. Лишь около 30% существующих сегодня в России лизинговых компаний ведут реальную работу5. Таким образом, на сегодняшнем этапе развития экономики России, лизинг занимает малозаметную «нишу» и пока функционирует на грани исчерпания имеющихся возможностей существования.

Решением проблемы должно стать как резкое увеличение доли лизинга в общем объёме инвестиций, так и «провоцирование» притока этой разновидности ПИИ в видах деятельности, для которых лизинговая схема является практически единственно возможной. В последствии лизинг должен «работать» в большинстве отраслей производства товаров и услуг, а также в сферах услуг: транспорта, связи и электронных информационных технологий.

Важной проблемой эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций в России является становление национального фондового рынка. В зарубежных странах он служит основным каналом трансформации национальных сбережений в активы реального сектора экономики. Диагностируя инвестиционную привлекательность разных сфер экономики и видов деятельности, он способствует привлечению инвестиций в наиболее перспективные предприятия и регионы.

Между тем, в России эта главная функция фондового рынка реализуется далеко не в полной мере. Его становление и развитие шло в отрыве от нужд инвестиционного развития реального сектора экономики. Другой особенностью российского фондового рынка является его низкая ликвидность и узость осуществляемых операций6.

Из-за деформированной структуры собственности на нем обращается крайне ограниченное число ценных бумаг, торговая конъюнктура которых отражает не столько реальное финансовое положение их эмитентов, сколько реакцию на изменения ситуации на мировых финансовых и фондовых рынках.

Отсутствие необходимой системы мониторинга деятельности корпоративных институтов и значительные налоговые барьеры для осуществления финансовых инвестиций, предопределили неразвитость всех форм коллективного инвестирования в России. Они проводятся в условиях недостаточных и запутанных рамочных правил биржевой игры и не способствуют росту капитализации корпораций.

Другая его особенность — недостаточная ликвидность вторичного рынка, что предопределяет низкую результативность эмиссий акций даже тех предприятий, которые могут служить потенциально привлекательными для иностранных инвесторов и могут быть способны реализовать рациональную стратегию реинвестирования.

Основное свое развитие этот рынок получил на зарубежных площадках, что ограничивает объемы предложения ценных бумаг и снижает возможность для развития российских финансовых институтов. В тоже время внутри России число предприятий, желающих привлечь инвестиционные ресурсы посредством размещения эмиссий акций или облигаций, не превышает 10 %.

Из числа зарегистрированных в 2007 г. ФКФР эмиссий акций менее 9% было предназначено для инвестиций в развитие производства, остальная часть — для перераспределения существующей собственности (слияний и поглощений)5.

В силу данных причин отечественный фондовый рынок в основном является спекулятивным и не рассматривается абсолютным большинством компаний в качестве источника привлечения инвестиций. От того, как быстро удастся его трансформировать в механизм инвестирования реального сектора и источник средств для модернизации промышленности, во многом будут зависеть возможности устойчивого экономического развития России.

Основной целью развития фондового рынка России в ближайшее десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения иностранных инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов.

Повышению эффективности фондового рынка будет способствовать налоговое стимулирование притока в его инструменты образующихся свободных активов. Путем ликвидации налога на эмиссию ценных бумаг и ослабления разрешительных барьеров в антимонопольном регулировании.

Сегодня в России сохраняется существенное различие в формах и содержании информации, необходимой иностранному инвестору и предоставляемой ему по официальным и неофициальным каналам из России. Это относится как к финансовому обоснованию проектов, предлагаемых заинтересованными в привлечении иностранных инвестиций российскими компаниями, так и к официальной статистике, призванной информировать об общем состоянии дел в сфере потенциального приложения инвестиций. Имеет место и существенная несогласованность в информационной политике государственных органов.

Необходимо сделать значительный шаг на пути формирования эффективной системы контактов с иностранными инвесторами. Речь идет не столько о наращивании количественного потока информации из России, сколько о кардинальном повышении его качества. Тем самым, требуется разработка и реализация новой информационной политики в отношении иностранных инвесторов.

Она должна включать:

  1. организацию эффективного потока информации, что предполагает развитие официального сотрудничества с наиболее респектабельными зарубежными информационными институтами, участие в работе конференций, круглых столов, посвященных проблемам привлечения инвестиций, регулярное участие российских официальных лиц в репортажах и передачах ведущих зарубежных телекомпаний, их интервью популярным деловым периодическим изданиям и другое;
  2. профессиональное структурирование и форматирование, а также дифференциация информации в зависимости от категории инвестора, которому она предназначена (необходимо наличие ряда хорошо проработанных информационных модулей, из которых следует компоновать пакеты информации в зависимости от потребностей каждой категории инвесторов);
  3. организацию потока целевой информации для инвесторов, включая регулярный выпуск (с периодичностью раз в год или раз в два года) руководства по инвестициям, которое должно давать достаточно полное представление об инвестиционном режиме в стране;
  4. предоставление инвесторам профессионально подготовленных инвестиционных предложений, отвечающих современным международным стандартам в области содержания и формата.

Позиционирование экономики России на глобальном инвестиционном рынке должно осуществляться через активную презентацию характеристик ее инвестиционной привлекательности. К ним можно отнести: значительный внутренний рынок, обилие природных ресурсов, квалифицированную и относительно дешевую рабочую силу, значительный интеллектуальный потенциал, географическая близость к западным и отечественным инвесторам, к рынкам СНГ, богатые природные ресурсы и другое. Они должны способствовать созданию инвестиционной мотивации у зарубежных бизнесменов.

Важной составляющей инвестиционной политики России должна стать специальная работа по выявлению и предотвращению угроз инвестиционному имиджу России на международном рынке капитала.

Повышению результативности указанной политики будет способствовать проведение ряда мер. В частности, использование разветвленной сети российских внешнеторговых представительств, которые позволят минимизировать затраты: на организацию активной пропагандистской политики, проведение рекламных акций через зарубежные представительства и торговые палаты (на выставках и ярмарках проектов).

Приоритетными инструментами эффективной инвестиционной политики в краткосрочной перспективе является создание «проводящей системы» — системы продвижения инвестиционных намерений и проектов, ориентированной на сотрудничество с потенциальными иностранными инвесторами.

В настоящее время десятки организаций, представляющие федеральные и региональные органы власти, негосударственные учреждения, предприятия и организации, имеют свои представительства за рубежом, выполняющие функции содействия инвестициям в своих локальных масштабах, зачастую при несогласованности и дублировании определенных функций.

В этой связи возникает необходимость решения двух групп задач:

  1. определения «опорной» сети зарубежных организаций (одной или нескольких), которой должно быть поручено проведение мероприятий в области продвижения имиджа России и презентации ее конкретных инвестиционных возможностей;
  2. формирования, накопления и обновления в этой сети потоков информации, представляющей интерес для инициаторов проектов и потенциальных иностранных инвесторов.

Их решение предполагает осуществление ряда последовательных организационных мер по реформированию и реструктуризации имеющихся в распоряжении государства институтов (торговых представительств, посольств и т.д.), с привлечением заинтересованных организаций и физических лиц, действующих в странах-экспортерах капитала с целью формирования действенной проводящей сети.

Организацию работ внешней части этой сети целесообразно осуществлять в рамках единого центра. В качестве ее начального шага должны быть согласованы и объединены действия торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах.

Для обеспечения максимального эффекта функционирования такой сети целесообразно выделить в структуре торговых представительств России специализированные инвестиционные подразделения.

В целях предотвращения искажений информации, формируемой на основе различных отраслевых и региональных источников, необходима координация процессов сбора и распространения информационных материалов из единого центра.

Одним из путей решения этой проблемы может стать создание специализированного агентства, основной задачей которого станет налаживание и координация деятельности информационных центров для распространения необходимой иностранным инвесторам информации.

Разрабатываемые мероприятия по привлечению прямых иностранных инвестиций в проекты российской экономики должны являться конкурентоспособными по отношению к аналогам стран-конкурентов и быть нацелены на активную переориентацию зарубежного капитала.

В связи с этим предлагаемые меры должны быть направлены на решение задач повышения доходности проектов и снижения по ним издержек и рисков.

Таким образом, решение задач интенсификации и качественного изменения структурных параметров притока в экономику России иностранных инвестиций, требует осуществления комплекса мероприятий, направленных на радикальное улучшение условий их осуществления и кардинальные изменения в политике привлечения ПИИ.

Учитывая обострение конкуренции в мире за приток ПИИ и нестабильность инвестиционного климата России, принцип национального режима их привлечения должен быть дополнен введением нормы наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов, с сохранением льгот для крупных притоков, связанных со снижением риска7.

Примером решения такой задачи может послужить положительный опыт ряда стран, получивших высокий эффект от внесения либерализирующих и стимулирующих изменений в свои национальные режимы регулирования потоков прямых иностранных инвестиций. Так, уже к началу нового века более 80 стран внесли в них такого рода изменения в свои законодательства. В результате их, после затяжного спада динамики глобальных потоков ПИИ в конце прошлого века, в 2004 г. ЮНКТАД отметил перелом в этой тенденции с переходом фазу роста8.

В России в числе первоочередных мер подобного рода является пересмотр перечня лицензируемых видов экономической деятельности, с сохранением в нем лишь тех отраслей, которые непосредственно затрагивают вопросы безопасности государства. При этом, применительно к большинству отраслей обрабатывающей промышленности, лицензирование компаний с иностранными инвестициями целесообразно отменить вообще.

Ориентация российской экономики на активную работу с иностранными инвесторами должна предусматривать постепенный отказ от системы предоставления персональных льгот отдельным иностранным инвесторам по созданию исключительного благоприятного инвестиционного климата в приоритетных видах экономической деятельности и (или) в определенных секторах экономики.

В рамках этого процесса необходимо создать в законодательном порядке определенную систему льгот и гарантий. При формировании таких стимулов должно быть предусмотрено выполнение инвестором ряда условий и ограничений для использования этих механизмов (по экспорту, импорту, занятости, доле собственности и т.п.).

Важным аспектом является комбинирование подобных побудительных инструментов в единый политический пакет в соответствии с приоритетностью секторов национальной экономики.

В его составе целесообразно предусмотреть возможность предоставления всем предприятиям, приоритетным для привлечения ПИИ, налоговых отсрочек (в соответствии с четко определенными и нормативно закрепленными регламентами и критериями), а также налоговых каникул на основе определенных критериев (например, при первом выходе фирм на внешний рынок и другое).

Одной из необходимых мер по масштабному привлечению ПИИ в создание в России производств сложных и наукоемких видов продукции, является одновременное размещение инвестиций в организацию их послепродажного обслуживания, а также в осуществление консультационных и других услуг, которые требуют постоянного присутствия представителей производителя на рынке.

Политика таможенных пошлин также должна быть перестроена с позиций стимулирования привлечения ПИИ в реализацию проектов реорганизации производства, выводящих новую продукцию на конкурентоспособный уровень.

Одной из форм активного привлечения иностранного капитала должны стать инвестиционные соглашения, в которых предоставление иностранным инвесторам, исключительных льгот и привилегий, выходящих за рамки общего режима, должно быть оговорено рядом обязательных условий. В частности, они относятся к размерам и видам вложения инвестиций, а также к инновационной основе создаваемого производства. Помимо этого в них могут быть предусмотрены условия социального, научно — технического и экологического характера. Например, по созданию новых рабочих мест и обустройству инфраструктуры, привлечению современных информационных технологий и передового управленческого опыта и т.п.

Для привлечения иностранных инвесторов к работе на основе таких инвестиционных соглашений необходимо законодательно определить финансовые источники компенсации предоставляемых льгот и сформировать механизм их практического предоставления.

Кроме того, требуется создание нормативной регламентации осуществления контроля за выполнением взаимных обязательств сторон, а также условий применения санкций за невыполнение условий инвестиционного соглашения.

Активизация работы по привлечению ПИИ должна предусматривать приоритетность участия в ней ТНК, как наиболее перспективных внешних инвесторов российской экономики9.

С этой целью необходимо задействовать их основную инвестиционную мотивацию, сопровождаемую необходимостью создания в России собственной инфраструктуры, проводящей сети их снабжения и сбыта товаров (услуг).

Привлечению инвестиционных ресурсов ТНК в производственную сферу может способствовать координация политики налогообложения импортируемых товаров и продукции.

Сотрудничество в сфере ПИИ с международными кредитно-финансовыми институтами является важным элементом долгосрочной инвестиционной политики России, учитывая их огромное влияние на кредитный рейтинг страны как реципиента инвестиций. Основной вектор сотрудничества с международными институтами должен быть направлен на привлечение их к участию в инвестировании целевых программ развития инфраструктурных отраслей.

Предлагаемые меры позволят обеспечить приток в Российскую Федерацию иностранных инвестиций в объемах и формах, соответствующих национальным интересам ее социально-экономического развития в стратегической перспективе.


1 Ильин А.Иностранные инвестиции в России / Ильин А., Выскребенцева И. // Инвестиции в России. — 2009. — № 2. — С.30-31.

2 Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ Дворецкая А.Е. // Финансы и кредит.- 2007, Апрель, №16.- С.2-18.

3 Финлейсон К. Нужны ясная политика и понятные правила. Для привлечения иностранных инвесторов в нефтегазовый комплекс РФ необходимо усовершенствовать налоговую систему страны / Финлейсон К.//Нефть России. — 2009, № 1. — С.32-33.

4 Шаститко А. Инвестиционный имидж России/Шаститко А.Плаксин С., Яковлева Е. // Стратегия России — 2007, №4.- С.73-82.,2008, №4. –С51-55.

5 Казанцев С.В. 2008: иностранные инвестиции в экономике России / Казанцев С.В. //ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). — 2009, № 8. — С.14-26.

6 Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг.- СПб.: Питер, 2007.

7 Орлова Г.А. Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ / Орлова Г.А. // Российский внешнеэкономический вестник. — 2008, № 4. С.49-61.

8 UNCTAD, World Investment Report 2004 //www.unctad.org

8 Костиков И. Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний / Костиков И. // Рынок ценных бумаг. — 2007, № 12. — С.28-33; № 14. — С.72-75; № 14. — С.72-75; № 16. — С.71.