«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(16), 2011

Экономика России

Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблем России

А.Н. Захаров, д.э.н., профессор

Статья посвящена рассмотрению роли механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в решении экономических и социальных проблем России

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), Глобальный экономический кризис, международная конкурентоспособность экономики России, Банки реконструкции и развития

А.Zakharov. The importance of public-private partnership for Russian economic and social issues’ decisions

The article focuses on Public-Private Partnership (PPP) — one of the ways to iprove the international competitiveness of Russian economy in the context of the global crisis.

Key words: Public-private partnership, guarantee support for exports of industrial production, international competitiveness.

Мировой финансово-экономический кризис принес не только очевидные негативные последствия, но и понимание необходимости укрепления партнерства между государством и бизнесом. В период обострения мировых финансово-экономических проблем идет активный поиск решений, которые бы позволили бизнесу продолжать развитие долгосрочных проектов. Государство же в условиях глобального финансово-экономического кризиса также вынуждено концентрировать свои усилия не только на поддержании внутренней социально-экономической стабильности, сохранении уже достигнутых позиций как внутри страны, так и за рубежом, но и на изыскании новых эффективных подходов к поддержке национального производителя на международных рынках.

При взаимодействии государства и частного сектора повышается заинтересованность бизнеса в стабильной социально-экономической обстановке в стране. Установление тесных отношений между государством и бизнесом способствуют решению многих проблем предпринимателей, среди которых и бюрократия и несовершенство законодательства. Следует заметить, что перспективы развития отношений государства и бизнеса в немалой степени зависят от решения вопросов связанных с защитой инвестиций, развития механизмов урегулирования инвестиционных споров и многое другое. На региональном уровне один из самых важных вопросов на сегодня — комплексное развитие территорий Российской Федерации. В этом случае механизмы Государственно-частного партнерства способны оказать серьезную поддержку развитию региональной инфраструктуры, но при условии решения организационно-правовых и финансовых аспектов реализации региональных проектов.

Отметим, что формирование и укрепление механизмов ГЧП внутри страны содействует интеграции России в мировое экономическое пространство. Развитие механизмов внутри страны позволит выстроить каркас эффективного планирования использования ресурсов и возможностей бизнеса и государства при развитии различных проектов, в первую очередь, инфраструктурных, а также сформирует опорную площадку для выхода на международный уровень. Это позволит нам активнее привлекать зарубежные ресурсы к проектам ГЧП в России, и обеспечит полновесное участие российского бизнеса в проектах такого же плана за рубежом.

Более того, решение задачи повышения конкурентоспособности страны и экономической безопасности государства объективно связано с поиском оптимальной модели формирования внешнеэкономической политики, чему способствует и развитие ГЧП. Это имеет особую значимость для России и других стран с переходной экономикой, так как усиление взаимозависимости национальных экономик под воздействием глобализации мирового хозяйства создает качественно новые условия развития и предопределяет реальные возможности роста национальных производительных сил.

Мировой опыт использования ГЧП может помочь России найти свой путь взаимодействия бизнеса и государства. Для развивающихся экономик ГЧП остается одним из наиболее привлекательных инструментов. Особенно значительный рост инвестиций в инфраструктуру с использованием механизмов ГЧП происходит в Юго-Восточной Азии, причем на Китай приходится до 90% таких сделок. Бразилия, Китай, Индия, Турция также демонстрируют высокий уровень использования механизмов ГЧП.

В странах Европы и США наблюдается неравномерное использование ГЧП. Как отмечают эксперты, наиболее активно ГЧП получило развитие в Великобритании и Италии, поскольку именно в этих странах наиболее интенсивно проходили процессы реструктуризации инфраструктурных отраслей, и законодательство было существенным образом скорректировано под данные целевые задачи. Это позволило создать выгодные условия для привлечения иностранного частного капитала и развития института ГЧП. В последние годы в связи с увеличением масштаба проектов и необходимостью более эффективного управления проектными рисками стали разрабатываться более сложные договорные и концессионные модели. Так, например, получили развитие так называемые «гибридные» ГЧП (Hybrid PPP), — софинансируемые за счет трех источников — 1) общих фондов Евросоюза, 2) национальных фондов, 3) частного капитала. Достаточно много успешных проектов в области транспорта с использованием механизмов ГЧП было реализовано в Греции (аэропорт в Спарте, кольцевая автодорога в Афинах, мост в Rion Antrion).

Первый опыт реализации проектов ГЧП Россия получила в области ЖКХ, строительства трубопроводных систем, объектов электроэнергетики. еще в середине 90-х. И это несмотря на то, что до принятия Федерального Закона «О концессионных соглашениях» оставалось 10 лет. Постепенно ряд наиболее актуальных проблем применения ГЧП был решен и на законодательном уровне, в частности, согласование бюджетного и гражданского законодательства, использование средств Инвестиционного Фонда на региональном уровне. Согласно законодательству Инвестиционный фонд Российской Федерации — государственный финансовый фонд России. Он предназначен для софинансирования инвестиционных проектов. В частности, из инвестиционного фонда осуществляется прямое софинансирование проектов, участие в акционерном капитале компании, которая занимается тем или иным проектом. Реализация проектов ГЧП напрямую связывается с социально-экономическим развитием регионов. В то же время, происходит усиление государственного контроля за соблюдением бюджетов, сроками и качеством разработки и реализации проектов, целевым характером и эффективностью использования бюджетных средств. Банк развития не является ни системой органов управления, и не бизнес-организацией. Их основная задача — компенсировать «провалы рынка», финансирование крупных и рискованных проектов. Шестьдесят лет назад немецкий банк развития Kreditanstalt fur Viederaufbau, именно так вел крупные инфраструктурные проекты, связанные с восстановлением экономики ФРГ [3].

В условиях мирового финансово-экономического кризиса предусмотрены также такие инструменты поддержки отечественных производителей ориентированных на экспорт, как экономическая дипломатия, экспортное кредитование и страхование. В качестве агента Правительства Российской Федерации, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, действует «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Особого внимания заслуживают проблемы создания международной конкурсной системы государственных закупок в России, так как Россия не оставляет стремления войти в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Одной из приоритетных задач является повышение внутреннего спроса — основы посткризисного восстановления и последующего поступательного развития. Важно отметить, что в условиях кризиса ключевую стабилизирующую роль играет внутренний спрос со стороны государства (госзакупки посредством международных конкурсных торгов) [1]. Необходимо отметить, что система конкурсных закупок является активным механизмом всесторонней интеграции отечественной промышленности в мировой рынок товаров и услуг, что также является одним из путей повышения международной конкурентоспособности России. И здесь финансовую поддержку также оказывают Банки Развития. В том числе Внешэкономбанк, который обеспечивает поддержку участников международных конкурсных торгов, что является одним из важных путей повышения конкурентоспособности России.

Мировая практика ведения Международных конкурсных торгов показывает, что этот механизм благодаря ГЧП дает возможность экономить бюджетные средства и эффективно бороться с коррупцией, что подчеркивает в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Он в частности подчеркнул, «…пора начинать работу над новой редакцией Закона о госзакупках — более продуманной и более современной». И далее «Полагаю также, что обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее. На специальном интернет-портале нужно предварительно публиковать информацию о таких планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, а также мнения экспертов об адекватности этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям» [2].


Библиография

1. Захаров А.Н. Международные конкурсные торги. Издание 2-е дополненное и переработанное. М.: МГИМО (У) МИД России, 2011.

2. Медведев Д.А. Обновляем страну, меняемся сами. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию. Российская газета. № 271. 2010, 1 декабря. С. 3–4.

3. Захаров А.Н. Банки развития как гарантийная поддержка экспорта отечественной продукции в период мирового финансового кризиса. М.: Российский внешнеэкономический вестник, 2009, № 12.

4. Захаров А.Н. Мировой финансово-экономический кризис и возможные пути его преодоления. М.: Российский внешнеэкономический вестник, 2009, № № 3,4.