«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(16), 2011

Научная жизнь

Стратегия и политика России в области обеспечения экономического благосостояния человека

Л. Жирнова, МO III

Обеспечение экономического благосостояния человека является одной из основных задач государства. Конечно же, роль государства в обеспечении экономического благосостояния во многом зависит от социально экономической модели страны, однако большинство государств в меру своих возможностей (а иногда и превышая их) пытаются оказывать серьёзную поддержку своим гражданам. Как неоднократно доказывалось ведущими мировыми экономистами, это оправдано и с экономической точки зрения — сглаживание социального неравенства и компенсация провалов рынка помогает стимулировать экономический рост.

В России главным социальным гарантом выступает государство. Стратегия России в области обеспечения экономического благосостояния изложена в статье 7 нашей Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В этих словах выражены основные обязательства государства по отношению к его гражданам. И наши президенты неоднократно подтверждали эти обязательства в своих посланиях Федеральному собранию, выдвигая как первоочередные задачи борьбу с бедностью и сглаживание социального неравенства.[1]

Но прежде чем перейти к конкретным шагам нашего Правительства по обеспечению экономического благосостояния российских граждан, необходимо в целом обрисовать экономическое благосостояние российского населения. Одним из основных показателей здесь является Индекс человеческого развития — интегральный показатель, охватывающий размер ВНД по ППС на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и среднюю продолжительность обучения. ИЧР РФ по данным ООН на 2008 год составляет 0,719. По этому показателю Россия сейчас находится на 65 месте в мире, попадая в категорию стран с высоким ИЧР. Что касается составляющих индекса, ВНД по ППС на душу населения составляет в России 15 258 $, ожидаемая продолжительность жизни 67 лет, средняя продолжительность обучения 9 лет.[2]

Но чтобы лучше понять ситуацию с экономическим благосостоянием, необходимо обратиться и к национальной статистике, то есть к данным Росгосстата. Одним из основных показателей является величина прожиточного минимума и процент населения за чертой бедности. Что касается прожиточного минимума в стране, на II квартал 2010 года он составил в среднем по РФ 5625 рублей. При этом велики межрегиональные различия — в Москве он составляет 8424 рубля, максимален он на Камчатке — 11 714 рублей, а минимален в Кабардино-Балкарии — 4325 рублей. При этом средняя номинальная начисленная заработная плата в среднем по РФ составила 20 367 рублей, при этом максимальна она в Ненецком АО (45 652), а минимальна в Дагестане (9740). Как мы видим, среднедушевой доход более, чем в 3,5 раза превышает прожиточный минимум (на эти деньги можно купить 94 кг. говядины, или 520л. молока, или 5324 яйца, или 939 кг. картофеля, или 502 кг. сахара-песка.). Прожиточный минимум рассчитывается на основе потребительской корзины, в которую входят продукты питания (38,4%), услуги (39,2%), непродовольственные товары (15,7%) и расходы по обязательным платежам и сборам (6,7%).[2] Стоит отметить, что установленный ФЗ РФ «О потребительской корзине в целом по Российской федерации» 1999 года пищевой набор российской потребительской корзины не только значительно беднее подобных корзин в западных странах, но и в СССР. Корзина, установленная Госкомтруда в 1988 году обгоняет российскую по всем показателям, кроме категорий «молоко и молокопродукты», а также «свежие фрукты».

Согласно национальному критерию, в России бедными считаются лица, получающие доход ниже прожиточного минимума. В 2009 году их доля составила 18,5%, а в 1 полугодии 2010 года 19,1%. При этом коэффициент Джини составляет 0, 414, а коэффициент Фондов 15,8 раз.[5]

Очевидно, что наиболее уязвимы для бедности безработные (хотя, и доходы от занятости для значительной части населения малы). Официальный уровень безработицы в России на 2010г составляет 6,9%. Максимальный уровень безработицы в Ингушетии (50%), а минимальный в Москве (1,3%). Средний возраст безработного на сентябрь 2010 года составляет 35 лет. 28% безработных — это молодёжь до 25 лет. Безработица ниже на селе (сельские жители — это 36% безработных), но зачастую безработица на селе застойна (>12 месяцев).[6]

Что касается демографической ситуации, в целом по стране в 2009-2010 году наблюдалась естественная убыль населения (-2% в год).[7] В то же время в ряде регионов, в первую очередь, в северокавказских республиках, наблюдается естественный прирост населения. Таким образом, демографическая нагрузка и впредь будет увеличиваться.

На экономическое благосостояние человека имеют воздействие также некоторые на первый взгляд неэкономические факторы, например, окружающая среда, заболеваемость и уровень преступности. Что касается окружающей среды, летние пожары серьёзно испортили статистику по загрязнению атмосферного воздуха. Что касается заболеваемости, в кризисный период немного увеличилось число больных социально значимыми болезнями, особенно СПИДом. В то же время, уровень преступности упал по всем статьям — в общей сложности на 13%, только количество терактов за три года увеличилось в 2,5 раза.[8]

В общем можно сделать вывод, что экономическое благосостояние граждан РФ не очень велико. Почти каждый пятый житель страны находится за национальной чертой бедности. Причины тому — это и неспособность населения адаптироваться к требованиям рыночной экономики, и деиндустриализация, и недостаточно активное внедрение новых технологий в производство и повышение квалификации персонала — а значит, и недостаточное повышение производительности труда, и курс государства на дерегулирование заработной платы (и, как следствие, значительное уменьшение её доли в ВВП с 38% в 1990 году до 24% в 2009[9]), и в целом сокращение социальных обязательств государства.

Что же предпринимает российское правительство, чтобы справиться с бедностью? Во-первых, расходы федерального бюджета, в той или иной степени направленные на улучшение благосостояния человека постоянно растут как в процентном, так и в реальном выражении (см. рис. 1). В эту цифру включаются расходы на здравоохранение, образование, социальную сферу, социальные трансферты и др.

Рисунок 1.

Источник: таблица с сайта Минфина

При этом, важнейшую роль в концентрации бюджетных и административных ресурсов для повышения экономического благосостояния граждан играют приоритетные национальные проекты — программы направленные на рост «человеческого капитала» в России, объявленные В. В. Путиным в 2005 году. Путин назвал эти приоритетные национальные проекты реализацией «курса на инвестиции в человека, а значит, в будущее России».[10] Было выделено 4 приоритетных направления: здравоохранение, образование, жильё и развитие агропромышленного комплекса. В том же году Д. А. Медведев заявил, что этот список может пополниться наукой и культурой. Всю информацию по ходу реализации нацпроектов можно получить на сайте Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.[11]

В качестве примера рассмотрим национальный проект «Здоровье». Его цели: укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, возрождение профилактического направления в медицине, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. В рамках этого проекта проходила подготовка и переподготовка врачей общей практики, повышение зарплаты медицинских работников первичного звена, укрепление материально-технической базы скорой помощи, строительство новых медицинских центров.

Несколько слов об итогах проекта. К 2007 году переподготовку прошли 5834 врача, в больницы было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования, медицинские работники получили денежные выплаты на сумму более чем 6,6 млрд. рублей. Более того, по итогам 2009 года средняя продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет (сравните с 65 годами в 2003 году). Это также считается достижением национальных проектов.[12]

Таблица 1.[13]

Кроме того, в России уже на протяжении нескольких лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры. Среди них федеральные целевые программы «Жилище» на 2002-2010 годы, «Социальное развитие села до 2012 года", «Культура России (2006-2010 годы)", «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» и другие. Федеральная целевая программа «Жилище» выражает политику России в жилищной сфере. Она включает в себя обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях увеличения масштабов жилищного строительства, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем молодых семей, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.[14] Окончательных итогов реализации этой программы ещё не подведено, но на первом её этапе — к 2005 году — удалось повысить доступность приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи до 4 лет (в 2001 — 5 лет).

Итак, в связи с тем, что уровень экономического благосостояния человека в России невысок, государство пытается активизировать усилия по повышению уровня жизни и увеличивает инвестиции в человека. Реализации государственных программ мешает целый ряд факторов, таких как коррупция и несовершенство методов оценки эффективности программ, однако некоторый прогресс в этой сфере всё же наблюдается, и есть основания надеяться что ситуация с экономическим благосостоянием в России улучшится.


1. http://archive.kremlin.ru/sdocs/appears.shtml?stype=63372

2. http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2010/chapters/ru/

3. Росгосстат

4. «Бедность в России: экономический анализ» ФБК 2005г., стр 31

5. Росгосстат

6. Росгосстат

7. Там же

8. Там же

9. В. Роик, «Бедность: причины, следствия, пути преодоления», Человек и Труд, 1/2010

10. http://archive.kremlin.ru/sdocs/appears.shtml

11. www.rost.ru

12. http://www.rost.ru/projects/health/health_main.shtml

13. http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2415003

14. http://www.fcpdom.ru/