«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(17), 2011

Наука и инновации

Значение научно-технических ресурсов в современном развитии Южной Кореи

С.С. Суслина,д.э.н., профессор

Статья посвящена проблемам инновационного развития Республики Корея на современном этапе модернизации ее социально-экономического развития. Особое внимание в ней уделяется политике руководства страны по обеспечению развития научно-технического потенциала страны и активному его использованию для повышения конкурентоспособности южнокорейской экономики.

Ключевые слова: инновационное развитие экономики Южной Кореи, роль научно-технических ресурсов в экономической модернизации

S.Suslina. Significance of Science and Technological Resources in Modern Economic Development of South Korea. The article is devoted to the problems of the input of innovation factor into the modern development of South Korea economy, putting special attention to the government policy towards the increase of new technology potential in ensuring of modern compatibility of the country in the global economy.

Key words: innovation and the modern development of South Korea economy, government policy towards new technology potential

Республика Корея активно приобщилась к научно-техническому прогрессу, когда вступила на путь догоняющего развития (в начале 1960-х годов). С самого начала этот процесс рассматривался руководством страны как важная составляющая политики «экспорториентированной индустриализации». В 1966 г. для развития передовой науки и технологии был создан Корейский институт науки и технологий, а в 1967 г. — Министерство по науке и технологиям.

Первоначально политика страны в области науки и технологий была нацелена в основном на внедрение, освоение и применение иностранных технологий. Однако в 1980-е годы акцент был смещен на планирование и осуществление национальных проектов в области науки и технологий с целью повышения уровня научных исследований и технологических разработок. В число таких проектов вошли программы, призванные увеличить как государственные, так и частные инвестиции в эту сферу, и подготовить вы­сококвалифицированный персонал для работы в области науки и технологий.

На этапе 1960-80-х гг. РК с большой эффективностью для себя использовала заимствованный опыт и иностранные технологии. В эти годы для Южной Кореи мощными источниками приобщения к достижениям НТП стали: во-первых, внешняя торговля с высокоразвитыми странами — США, Японией, странами Западной Европы, во-вторых, возможность подготовки за рубежом высококвалифицированные кадры, в-третьих, создание при техни­ческом содействии высокоразвитых стран промышленных предприятий.

В результате, в 1970-80-е гг. научно-технический потенциал Южной Кореи значительно укрепился, но стало очевидным, что, несмотря на начавшееся развитие собственной системы НИОКР, ход этих процессов в большей степени по-прежнему определялся действием внешних факторов и зависел от расширения технологического трансферта из центров мирового хозяйства.

По мере появления новых потребностей развития экономики и новых вызовов глобализации РК перешла к поискам наиболее оптимального сочетания внешних каналов поступления достижений мирового НТП с собственными усилиями по развитию национального научно-технического потенциала. Уже в конце 1980х гг. возникла острая необходимость поддерживать высокую конкурентоспособность экспортной продукции не за счет выпуска трудоемких товаров, а предметов высокотехнологического и наукоемкого производства. В РК был взят курс на развитие фундаментальной науки, современной технологии и социально значимой техники. Правительство стало уделять больше внимания подготовке ученых и квалифицированных специалистов для удовлетворения быстро растущей потребности в научных исследованиях и разработках, как в государственном, так и в частном секторе экономике.

С начала 1990-х гг. правительство РК сосредоточило усилия на трех сферах: развитие исследований в области фундаментальной науки, обеспечение эффективного распределения и применения научных и технологических ресурсов и расширение международного сотрудничества. Эти усилия были направлены на повышение конкурентоспособности РК в области современных технологий.

Главная цель разработанной государственной политики в области науки и техники заключалась в том, чтобы в первую очередь способствовать созданию, а не копированию научных достижений, развивать отдельные высокотехнологические направления, которые найдут применение в 21 веке, совершенствовать научные программы, обеспечивать стабильное инвестирование в научные исследования и разработки.

Тэджонская выставка «Экспо-93» показала принципиальное значение науки и технологии для страны, которая готовится к вступлению в 21 век. Успешный запуск южнокорейских ракет-спутников собственного производства — «Урибёль-2», а также ракет научного назначения показал реальные достижения РК в науке и технике. Республика Корея успешно продвигалась в исследованиях прикладного характера, особенно в области фармакологии, создания нового поколения пестицидов, разработке качественно новых типов полупроводников.

В 1996 г. в Южной Корее насчитывалось 2856 научно-исследовательских учреждений (НИУ), в числе которых 163 НИИ, 258 научных центров при учебных заведениях и 2435 научных учреждений и подразделений на частных предприятиях. В 1991 г. в стране насчитывалось немногим более 76 тыс. ученых и инженеров, т.е. на 10 тыс. жителей приходилось в среднем всего 17 научных сотрудников и специалистов[1].

Заложенный еще в 1974 г. город науки Тэдок (впоследствии Тэдок Велли) стал крупнейшим центром научной деятельности страны. Уже в 1995 г. на территории этого городка велись НИОКР по самым актуальным направлениям науки: новые материалы, точная химия, электроника, информационные технологии, аэрокосмическое оборудование, биоинженерия, энергетические ресурсы и др.

Затем началось сооружение городка науки Кванчжу (по прикладным исследованиям и их коммерциализации), а также еще четырех подобных Кванчжу научных городков в Пусане, Тэгу, Чончжу и Канныне. Со временем такие технопарки должны создать своеобразный технический пояс, который охватит всю страну с помощью систем телекоммуникаций, транспорта и других служб обеспечения.

В Южной Корее уже складывается своеобразная «карта» размещения научных центров. Так, в столичном регионе: научно-исследовательский ком­плекс в Хонныне и научно-исследовательский центр генной инженерии в Сувоне; в центральном регионе: городок науки Тэдок; в юго-западном регионе: научно-исследовательский центр тонкой химической технологии и точного машиностроения в промышленном районе Ханам; в юго-восточном регионе: научно-исследовательский центр изучения материалов в Пхохане в районе Ульсан.

Важным направлением научно-технической стратегии Южной Кореи являются ядерные разработки. С 1957 г. РК является членом МАГАТЭ, а в 1959 г. был основан Корейский научно-исследовательский институт атомной энергии (КНИИАЭ), который быстро стал авангардом современной научной и технологической базы страны. Институт разработал технологию топливной регенерации для реактора, работающего на тяжелой воде, что позволило полностью обеспечивать потребности в ядерном топливе для, например, самой старейшей в стране АЭС — Вольсунской. В компетенции института — осуществление проектов по использованию ядерных отходов. Институт также занимается исследованиями в области негативного воздействия ядер­ной энергии на человека и окружающую среду. Таким образом, КНИИАЭ осуществляет ряд научных работ, связанных с ядерным топливом, ядерной безопасностью, конструированием реакторов, а также фундаментальными исследованиями.

Следует отметить, что РК подписала ряд двусторонних и трехсторонних соглашений о соблюдении мер ядерной безопасности с МАГАТЭ, США, Францией, Канадой, Германией, Австралией и другими странами. В 1975 г. она ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1990 г. был создан Корейский институт ядерной безопасности (КИЯБ), который в качестве независимой организации призван следить за соблюдением правил ядерной безопасности. В 1997 г. генерирование ядерной энергии составило 34% от общего объема произведенного в стране электричества. К 2015 г. правительство РК планирует увеличить количество ЯЭУ до 28 единиц (тогда 46% всех мощностей по производству электроэнергии в стране будут приходиться на АЭС)[2].

Развивая собственный научно-технический потенциал, РК активизирует свое участие в международном научно-технологическом обмене. Однако она сталкивается здесь с проблемой защиты интеллектуальной собственности (ИС), которая решается недостаточно оперативно. Выдвинутая еще в годы президентства Ким Тэ Джуна задача достижения в 21 веке в Южной Корее «общества, построенного на знаниях», основывается на создании интегрированной системы управления ИС. Эта система включает в себя создание, внедрение, коммерциализацию и защиту ИС.

Основными поставщиками технологий в РК являются США(50% всех сделок) и Япония (30%). При закупках технологий южнокорейцы исходят из того, что они приобретают какой-либо продукт вместе с процессом его изготовления, которое в перспективе должно быть налажено в самой Южной Корее. Платежи по статье технологического обмена в платежном балансе у Южной Кореи постоянно растут: в 1990 г. — 10, 9 млрд. долл., в 1995 г. — 19,5 млрд. долл., в 2004 г. — 41,5 млрд. долл.[3]

Особенно активно Южная Корея стремится к получению патентов в США. Так, только в 2000 г. «Самсун электроникс» получила 1442 патента в США и заняла 4-е место в мире среди других компаний, патентующих свою продукцию в США.

Интересно также отметить, что нарастает не только импорт информационных технологий, но и их экспорт, что в конечном итоге ведет к увеличению положительного сальдо по этой статье торгового баланса. Всемирная ядерная ассоциация (WNA), в которую входят представители мировой атомной отрасли, в апреле 2010 г. отдала РК пятое (после США, Канады, Франции и России) место по уровню экспорта в области ядерной энергетики. Тем самым ассоциация признала Южную Корею в качестве одной из ведущих стран-экспортеров технологий в данной сфере. Следует также отметить, что РК относится и к числу стран, у которых одним из основных источников энергии является атомная (до 40% от всей производимой в стране электроэнергии)[4].

Правительство РК на протяжении уже двух последних десятилетий проводит в жизнь различные программы стимулирования международного обмена, стремясь все более эффективно использовать заграничные научные ресурсы, например, в России, Китае, Индии и восточно-европейских странах.

Что касается России, то началом деловых отношений в этой сфере стало заключение соглашения между компанией «Самсунг» и Академией наук России о коммерциализации наиболее перспективных научных разработок. Между российской и южнокорейской стороной был согласован план поэтапного финансирования разработок на общую сумму в несколько миллионов долларов. Кроме того, представительство «Самсунг» в Москве осуществляет две студенческие программы в России — «Программа поддержки талантливых студентов» и «программа сотрудничества в области разработки программного обеспечения».

Наибольший интерес у южнокорейской стороны вызывают разработки в области лазерной технологии, биотехнологии, производства композитных и сверхпрочных материалов, генной инженерии, ядерной энергетики, электроники, аэрокосмической технике и др.

Правительственные программы по НИОКР предусматривают вывести страны к 2025 г. в разряд семи мировых лидеров в области науки и техники. Увеличатся инвестиции в базовые научные исследования, включая области физики, химии, математики и биологии, в которых Южная Корея сильно отстает от мировых лидеров. Планируется увеличить число научных работников до 258 тыс. в 2015 г. и 314 тыс. в 2025 г. против 235 тыс. в 2005 г.[5]

Руководство страны понимает значение образования и науки как фунда­ментальной предпосылки для успешного экономического развития. В стране насчитывается 408 высших учебных заведений и колледжей, 3,5 млн. студентов — из них 32% получают техническое образование[6]. По этому показа­телю в его относительном измерении ко всему количеству молодежи в стране Южная Корея занимает одно из ведущих мест в мире.

Помимо государственных особенно велики частные вложения в развитие науки за счет финансовых пожертвований крупнейших корпораций страны. Согласно планам правительства, к 2012 г. Южная Корея может войти в пятерку стран с самой развитой наукой и техникой. С этой целью массированные инвестиции в наиболее передовые отрасли науки и технологии, то есть затраты на НИОКР должны вырасти до 3,5%.[7]

Особо большое внимание науке Южная Корея стала уделять при правле­нии Ким Тэ Джуна. Именно тогда были выбраны 7 наиболее важных секторов, которые планировалось интенсивно развивать в период с 2000 по 2005 гг. К числу этих направлений относились: фундаментальные науки, информатика, биотехнологии, мехатроника, окружающая среда, новые виды энергии и материалов. Предполагалось всячески поощрять взаимодействие между промышленностью и наукой.

Таблица 1
Долгосрочный план развития науки и техники в РК[8]

Классификация/ Годы

1997

2005

2015

2025

Инвестиции в НИОКР: Всего, млрд. долл. Как % от ВВП % от госбюджетаЗатраты государствен­ного сектора к частному сектору, %На душу населения, долл.

12,8млрд.долл. 2,69% 3,9%23:7760 долл.

20млрд.долл.3,% 5,0%27:73110 долл.

47млрд.долл3,5% 5%30:70270 долл.

80млрд.долл.4,0% 5,0%30:70450 долл.

Научные работники Всего, чел. На 10 тыс. чел.

138438 30

196000 40

258000 50

543500 74

Регистрация патентов: Внутренние патенты, шт.Иностранные патенты, шт.

35900 3391

128600 17500

333600 45400

Вклад науки и техноло­гии в экономический рост, %

19

23

26

30

Технологическая осна­щенность системы управления, место в мире

46-е

25-е

15-е

7-е

Уровень мировой кон­курентоспособности в области науки и тех­ники, место

26-е

20-е

12-е

7-е

С 2000 г. технологии и инновации вышли на первое место среди стоящих перед Южной Кореей задач. Для внедрения новейших технологий в промышленности РК способствует развитию тех сфер, которые связаны с деловой активностью, а также активизируют политику, направленную на расширение сотрудничества между крупными компаниями и средними и малыми предприятиями. Имея опыт достижения эффективного роста за сравнительно короткий период времени, правительство РК сконцентрировало свое внимание на качестве экономического роста. Для этой цели ей необходимо добиться трех условий, которые обеспечат будущий рост: рост, способствующий созданию новых рабочих мест, рост, поощряющий инновации в промышленности, и рост, который приведет к сбалансированному развитию городов и провинций.

В 2003 г. правительство поставило развитие науки и технологий в качестве приоритетной задачи для ускорения экономического роста. Статус министра по делам науки и технологий был поднят до уровня вице-премьера, чтобы добиться более эффективного планирования, координации и оценки политики в области науки и инновационных технологий.

Кроме того, в 2004 г. было создано Управление по делам науки и инновационных технологий. Этот административный орган Национального совета по науке и технологиям отвечает за общее управление и координацию политики в области науки и технологий, за осуществление национальных проектов в этой области, за политику в области промышленности и людских ресурсов, связанную с внедрением научных разработок и инновационных технологий, и за региональную политику в сфере новейших технологий.

В 2004 г. правительство обнародовало план реструктуризации национальной инновационной системы. По данным на конец 2004 г. общие инвестиции в развитие науки и технологий достигли 19 млрд. долл., что составило 2,85% от ВВП страны.

В 1999 г. министерство науки запустило два проекта: технология ин­теллектуальных микросистем и технология генетики. Через год были начаты еще три проекта: развитие наносхем, промышленное использование национальных ресурсов в области медицины и переработка отходов.

В начале 2000-х годов Южная Корея по продукции с использованием биоинженерной технологии занимала 3% мирового рынка. Конкурентоспособны были лишь три сектора — клонирование, культивация клеток и ферментация.

В 2000 г. Южная Корея занимала 16-е место в мире по проведению фундаментальных научных исследований (в 1990 г. — 30-е место).

Южнокорейский частный капитал активно участвует в технологической инновации промышленности. Следует отметить, что в силу сохраняющегося доминирования крупного монополистического капитала мелкие и средние фирмы сталкиваются с трудностями в разработке и получении необходимых технологий из-за недостатка финансовых средств. В 1989 г. был основан Корейский институт промышленных технологий, целью которого является технологическая поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

В 2000-е годы наблюдалась тенденция роста участия мелкого и среднего бизнеса в технологическом обновлении промышленности, особенно в секторе информационных технологий. Большую роль в осуществлении инновационных и рисковых операций играет венчурный капитал. Текущий венчурный бум начался с высокотехнологичных отраслей промышленности, таких как электроника, телекоммуникации, информационная сфера. Малые и средние компании, а также венчурные фирмы составляют сейчас 99,1% от общего числа корейских предприятий, на них работают 69,3% всех занятых. Крупный капитал также втянут в венчурный бум, например, «Самсун электроникс» создал СП в Силиконовой долине.

Венчурные проекты сопряжены с высокой степенью риска. Корейский венчурный бизнес еще находится на ранней стадии своего развития и будет прибыльным в том случае, если он способствует разработкам уникальной, конкурентоспособной технологии и ему обеспечиваются постоянные вливания капитала и эффективный маркетинг.

Что касается уровня технологической модернизации ведущих отраслей южнокорейской промышленности, то еще в 2000 г. министерство торговли, промышленности и энергетики (МТПЭ) выбрало десять самых передовых корейских технологий. Среди них в сфере информации и телекоммуникаций выделены дисковод CD-RW компании «LG Электроникс», CD-RW DVD и «сверхэффективная солнечная батарея большой площади» «Самсуна», а также сеть высокоскоростного соединения с Интернетом TDSL компании «Гигалинк». В области химии и механики МТПЭ отметило схему выполнения дизайна для танкеров по перевозке сжиженного газа компании и т.д. Объемы продаж товаров и услуг с применением технологий, попавших в первую десятку составит 3,6 млрд. долл. на внешнем рынке.

Развитие информационных технологий в РК осуществляется при активном государственном содействии. Основные задачи реализуемой в стране общенациональной государственной программы включают вхождение РК в десятку стран, лидирующих в области ИТ, в группу лидеров нового информационного общества. В настоящее время РК занимает первое место в мире по уровню скорости и доступности проводного Интернета.

Удельный вес информационных и коммуникационных продуктов в экспорте продукции обрабатывающей промышленности РК в 2007-09 г. равнялся около 33,0%. (в США этот же показатель составил 28%).

Объем экспорта южнокорейской продукции информационных техноло­гий повысился в августе 2010 г. на 26,5% по сравнению с тем же месяцем 2009 г., 13,4 млрд. долл. Профицит в торговле продукцией информационных технологий составил в августе 2010 г. 7 млрд. долл[9]. При этом такая ситуация сохраняется уже третий месяц подряд.

В Южной Корее основная масса научно-исследовательских разработок приходится на промышленный сектор (около 90%) и гораздо менее ими обеспечен сектор услуг. Это самый низкий показатель из числа стран ОЭСР.[10]

Развитие инноваций и научно-исследовательской базы было одним из основных заявлений предвыборной кампании нынешнего президента Ли Мен Бака. Победив на выборах, президент Ли Мен Бак озвучил проект под названием «Новый зеленый курс», имеющий своей целью создание новых рабочих мест и полное изменение индустриальной структуры страны. Проект, стоимостью 50 млрд. вон (320 млн. долл.) включает: посадку лесов, очищение рек, строительство велосипедных дорожек, железных дорог, экологически чистых домов и более рациональное энергопотребление. К тому же, предполагается создание 950 тыс. новых рабочих мест в течение четырех ближайших лет[11]. Для большего экономического эффекта этого курса были приняты положения о снижении подоходного налога на 2% и повышении порога налоговых вычетов с 1 млн. вон до 1,5 млн. вон. Для крупных компаний налог на прибыль был снижен с 25-22% в 2009 г. до 20% в 2010 г. Для малых и средних компаний — с 13-11% в 2009 г. до 10% в 2010 г. Было принято решение о том, что индустрии знаний и информационных технологий будет разрешено перебазироваться в столичную зону Сеула в качестве первого этапа в числе шагов, направленных на создание небольшого промышленного парка высоких технологий с учетом и того, что близь лежащий Инчхон ожидает приток большого объема иностранных инвестиций, так как его статус повышается (Инчхонская свободная экономическая зона меняет свой характер с «района контроля за перенаселением» на «район управления ростом»).

Согласно плану, разработанному в 2009 г. государственным комитетом по науке и технологиям, до 2015 г. в построение института фундаментальной науки мирового класса и разработку линейного протонного ускорителя будет инвестировано более 3,5 трлн. вон. Специальный закон о создании научной базы был утвержден Национальным собранием и должен вступить в силу в апреле этого года. Полный проект по созданию научного комплекса составлялся на основе мнений экспертов и был завершен в январе 2009 г. При его разработке исходили из той посылки, что государственная программа разви­тия науки, которая проводилась до сих пор, была лишь попыткой копирова­ния иностранных технологий. Место размещения комплекса науки и бизнеса вызвало шквал обсуждений и стало причиной жесткой борьбы членов пра­вящей партии «Ханнара» и главной оппозиционной Демократической партии за привлечение проекта в свой регион.

Правительство обнародовало пятилетний план и так называемого «зеленого роста» на период 2009-13 гг., в соответствии с которым предполагается ежегодно направлять на эти цели 107 трлн. вон или 2% от ВВП. Большие ассигнования включают затраты на крупные инфраструктурные объекты, такие как «Проект восстановления четырех крупных рек» и расширение сети высокоскоростных железных дорог. Он также включает 23 трлн. вон на обеспечение новых моторов роста[12]. Часть из этой суммы планируется ис­пользовать на так называемое «зеленое финансирование», которое влечет правительственное субсидирование и кредитование.

Этот проект разработан в качестве ответной меры на аномальные изменения климата и нацелен на радикальное решение проблем, которые вызваны природными катастрофами, такими как наводнения и засуха, а также на максимальное использование речных акваторий путем повышения эффективности регулирования рек. Предполагается, что в 2011 г. РК столкнется с нехваткой воды в 800 млн. куб.метров.

Кроме того, реализация этого проекта послужит базой для восстановления региональной экономики путем развития районов вдоль берегов реки и осуществления программ по развитию водных видов спорта и отдыха.

Этот пятилетний план также предполагает ассигнования в сумме 13 трлн. вон (1,2% от ВВП) на НИОКР в 27 наиболее важных технологических направлениях. Особая роль отводится исследованиям в фундаментальных науках.

Определенную заботу для Южной Кореи уже сейчас представляет проблема «тепличных выбросов», которые по объему выросли почти вдвое за 1990-2005 гг., что является самым высоким показателем среди стран ОЭСР. В связи с этим Южная Корея поставила цель — сократить выбросы в атмосферу на 30% к 2020 г., что соответствует уровню «бизнеса как обычно», начиная эти сокращения на 4% с 2005 г. При этом предполагается перейти от принципа добровольности к рыночным инструментам воздействия на фирмы в этом плане. Сокращение выбросов потребует переход от развития энерго-интенсивных отраслей к низко-углеродному производству.

В конце 2010 г. на девятом заседании комитета по вопросам «зеленого роста» при президенте страны была рассмотрена предложенная правительством программа развития возобновляемых источников энергии. В соответствии с ней, РК будет уделять особое внимание разработкам солнечной и ветровой энергии, чтобы к 2015 г. войти в пятерку мировых лидеров в об­ласти возобновляемых источников энергии. В их разработку планируется привлечь 40 трлн. вон (36 млрд. долл.). Из них 7 трлн. вон составит прави­тельственные, а оставшиеся — 33 трлн. вон — частные инвестиции. Полтора трлн. вон предстоит вложить в развитие десяти основных инновационных технологий. Это разработка солнечных батарей нового поколения и строительство ветровой электростанции на побережье Желтого моря. По подсчетам экспертов министерства экономики знаний РК, среднегодовой рост ми­рового рынка возобновляемых источников энергии за последние пять лет составил более чем 28%. При сохранении таких темпов роста, к 2015 г. его объем составит 400 млрд., а к 2020 г. — 1 трлн. долл., что сопоставимо с размерами мирового автомобильного рынка[13]. И Южная Корея стремится не упус­тить момент и занять достойную нишу на этом рынке.

Не трудно увидеть, что новый «зеленый курс» президента Ли Мен Бака в первую очередь нацелен на то, чтобы помочь стране пережить мировой экономический кризис и создать новые рабочие места. Однако не исключено, что он может превратить кризис в возможность для возобновления развития экономики РК на новой основе в значительной степени благодаря тому, что создаст для нее новые двигатели будущего роста.

***********************

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что в настоящее время Республика Корея еще не достигла в инновационной сфере такого уровня, как такие развитые страны, как США, Япония, Германия, но уже успела немало продвинуться вперед по пути научно-технического прогресса. Чтобы выйти на ведущие позиции, ей еще многое предстоит сделать. Необходимо уменьшить зависимость от импорта иностранных технологий, ассигновывать больше средств из госбюджета на научно-техническое развитие, продолжать развитие собственной базы фундаментальных исследований.


  1. См. Суслина С.С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 90-х — начало 90-х годов). М., 1997, с. 154.
  2. The Korea Herald. 29.04.200.
  3. Korea and the World. 2007. Key Indicators. KITA. Seoul, 2007.p. 129ю
  4. KBS WORLD. 10.05.2010.
  5. Korea and the World. 2007. Key Indicators. KITA. Seoul, 2007.p. 62.
  6. KBS WORLD 0.7.09.2010.
  7. KBS WORLD 07.02.2011
  8. Korea Now. 29.01. 2000, p. 19.
  9. KBS WORLD. 07.09.2010
  10. OECD Economic Surveys: Korea, June 2010, p.7.
  11. Корейская культурно-информационная служба. Информационная служба Посольства Республики Корея. Ли Мен Бак. Экономика «зеленых технологий. 13.01.2009.
  12. Там же, с. 12.
  13. KBS WORLD. 18.10.2010.