«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3(18), 2011

Экономика зарубежных стран

Опыт развития малого и среднего бизнеса в Испании

И.Л.Прохоренко к.п.н., доцент

В статье исследуется специфика малого и среднего бизнеса в Испании

Ключевые слова: Испания, малый бизнес, средний бизнес

I.Prokhorenko. Spain’s Experiment of Small and Medium Business Development

The article deals with experience accumulated by Spain in development of small and medium bisiness

Key words: Spain, small business, medium business

Вплоть до середины 1990-х гг. в Испании, как, впрочем, и в других европейских государствах, отсутствовало четкое законодательное определение малого и среднего предприятия. Формирование внутреннего рынка Европейского союза (ЕС) и наднационального уровня управления [1] поставили вопрос о необходимости юридического закрепления в интеграционном праве единых критериев для определения подобных предприятий. В соответствии с рекомендациями Европейской комиссии (ЕК) 1996 и 2003 гг.[2], изменения в праве ЕС вслед за этим были дополнены поправками в национальном законодательстве государств-членов Евросоюза, в том числе Испании.

С 2005 г. в ЕС действуют следующие единые критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к мелким (микропредприятиям), малым и средним:

Категория предприятий

Число занятых (чел.)

Объем продаж (млн. евро)

Сводный баланс (млн. евро)

Микро- или мелкие (не учитывались в Рекомендации ЕК 1996 г.)

0-10

≤5

≤2

Малые

10-49

≤10 (≤7 млн. экю согласно Рекомендации ЕК 1996 г.)

≤10 (≤5 млн. экю согласно Рекомендации ЕК 1996 г.)

Средние

50-249

≤50 (≤40 млн. экю согласно Рекомендации ЕК 1996 г.)

≤43 (≤27 млн. экю согласно Рекомендации ЕК 1996 г.)

Мелкими или микропредприятиями считаются те, где заняты до 10 человек, объем продаж не превышает 5 млн. евро, а сводный баланс — 2 млн. евро. На малых предприятиях трудятся от 10 до 49 человек, объем продаж и сводный баланс не превышают 10 млн. евро. К средним относят предприятия с числом занятых от 50 до 249 человек, объем продаж таких предприятий не более 50 млн. евро, а сводный баланс не превышает 43 млн. евро.

При этом ведущая роль отводится именно численности наемных работников. Этот универсальный количественный показатель позволяет провести быстрый и наглядный анализ предприятия в отраслевом, межотраслевом и международном аспектах с целью разработки наиболее эффективных направлений его развития. Он применяется, прежде всего, при определении фирм, имеющих право доступа к государственной системе поддержки.

В соответствии с рекомендациями Еврокомиссии менялось определение малых и средних предприятий в испанском законодательстве. Вначале к указанной категории относили хозяйственные единицы — физических и юридических лиц — с численностью занятых менее 250 человек, объемом продаж не более 40 млн. экю или сводным балансом не более 27 млн. экю. Дополнительными необходимыми условиями закон назвал предельный (не более 25%) размер доли участия в уставном капитале или права участия в голосовании для других индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц, которые не отвечают вышеперечисленным количественным характеристикам, за исключением случаев, когда последние являются компаниями, осуществляющие государственные инвестиции, компаниями рискового (венчурного) капитала или институциональными инвесторами, если только они, по отдельности или вместе, не осуществляют контроля над данным предприятием.

Позже возможность стать соучредителем малых и средних фирм получили университеты и некоммерческие исследовательские центры, органы местного самоуправления муниципалитетов с населением менее 5 тыс. чел. и годовым бюджетом менее 10 млн. евро. В число институциональных инвесторов вошли также фонды регионального развития. Доля участия индивидуальных предпринимателей или группы таких предпринимателей, осуществляющих регулярное инвестирование венчурного капитала в предприятия, чьи акции не котируются на фондовом рынке, в настоящее время ограничен 1,25 млн. евро.

Важность данной сферы бизнеса для национальной экономики понимается всеми — и простыми гражданами, и политическими элитами. Законодательство определяет предпринимательскую структуру Испании как страны преимущественно малых и средних предприятий, называя сектор малого и среднего предпринимательства ключевым фактором стабильности и конкуренции и подчеркивая его важную роль в плане увеличения национального богатства, создания и поддержания занятости, его гибкость и приспособляемость перед лицом изменений в результате смены экономических циклов.

В Испании, где исторически преобладало сельское население, а крупных предприятий было традиционно мало (они были государственными или пользовались внушительной поддержкой со стороны государства), преобладание малого и среднего бизнеса стало своего рода национальным стилем в экономике, если можно говорить о национальной культуре и ментальности как экономических категориях.

На 1 января 2008 г. в Испании было зарегистрировано 3.414.779 малых и средних компаний с числом работников от 0 до 249 человек, что составило 99,86% из общего числа зарегистрированных предприятий промышленности и сферы услуг (за исключением сельскохозяйственного сектора и рыболовной отрасли)[3]. Данный показатель превышает средний по ЕС-27 и подтверждает вывод о малых и средних предприятиях как основе производственной и предпринимательской структуры Испании.

С юридической точки зрения помимо индивидуальных предпринимателей (так называемых autónomos) более трети малых и средних предприятий (33,5%) являются обществами с ограниченной ответственностью, 3,3% созданы в форме акционерного общества, еще 3,3% представлены товариществами собственников, 0,7% являются кооперативами. Остальные — это так называемые полные товарищества, коммандитные общества, различные ассоциации, организации индивидуальных предпринимателей.

Большинство фирм (54,3% и 51,3% общего числа зарегистрированных предприятий в стране) созданы в форме предприятий без образования юридического лица, не имеют наемных работников и представляют индивидуальных предпринимателей. Мелкие или микропредприятия составляют 94,1%, малые — 5,0%, средние — 0,8%. Микропредприятия с 1-2 работниками — это 28% данной категории предприятий, а с числом занятых от 3 до 5 — 10,1%[4].

Вероятно, свою роль здесь играет распределение населения по территории Испании — стране малых и небольших по численности населения городов и населенных пунктов. В 2008 г. здесь насчитывалось 8.112 муниципалитетов. 85% всех муниципалитетов, где проживают 13,11% населения, насчитывают менее 5 тыс. жителей, из них 1/7 (12,27%) часть — это населенные пункты, где живут до 100 жителей, а 1/3 (33,86%) — где живут от 100 до 500 человек. Городов, которые перешагнули миллионный рубеж, всего два — Мадрид и Барселона (это примерно 11% населения страны)[5].

По мнению экспертов, в Европе присутствуют две различные модели малого и среднего предпринимательства. Первая характерна для стран южной Европы (Португалии, Испании, Италии, Греции, иногда к ним относят и Францию) с очень небольшим средним показателем численности занятых, однако большей долей их участия в создании и сохранении рабочих мест. Вторая типична для центральноевропейских государств (Германии, Австрии, Нидерландов) — с большей средней численностью работников на малых предприятиях, но меньшей долей участия в поддержании занятости.

Большинство малых и средних предприятий Испании работают в сфере торговли (24,6%), второй по значимости в этом отношении выступает строительная отрасль (14,7% всех малых и средних предприятий). 7,2% предприятий работают в промышленности, около 8,5% малых и средних предприятий приходится на гостиничный бизнес. На сферу услуг суммарно приходится 53,5% данной категории предприятий[6].

В отличие от Бельгии, Франции или Германии, где около трети малых и средних фирм образовано при участии иностранного капитали, испанские предприятия указанной категории являются в подавляющем своем большинстве подлинно национальными — лишь в 7% из них участвуют иностранцы[7].

Характерной особенностью данной сферы бизнеса является быстрое обновление ее состава. Малые и средние предприятия появляются также быстро, как и исчезают. Европейский опыт подтверждает сравнительно безболезненный характер процессов закрытия действующих и открытия новых предприятий. Многие компании закрываются не в связи с финансовыми трудностями, а по причине смены профиля деятельности, объединения или, напротив, разделения и в связи с этим — перерегистрации. Так, в Испании в 2004 г. были созданы 366.209 новых малых и средних предприятий, а 243.125 из образованных ранее — ликвидированы[8]. Аналогичным образом в предкризисном 2007 г. 410.975 малых и средних предприятий (11,0% от общего числа) начали свою экономическую деятельность, в то время как 322.528 (8,6%) компаний прекратили свое существование[9].

За этими цифрами стоят не только высокие требования к уровню малого и среднего бизнеса, но и тот факт, что сфера его деятельности является пространством раскрытия и формирования предпринимательских качеств и навыков у населения. Впрочем, показатель “рождаемости” малых и средних предприятий в Испании превышает показатель их “смертности”. В 1998-2004 гг.

первый превышал аналогичный средний показатель по ЕС (9,5% против 8,4%), а второй оказался ниже — 6,8% против 7,2%[10].

Достаточно велика роль малого и среднего бизнеса в занятости населения. На его долю приходится основная часть вновь создаваемых рабочих мест, что служит важнейшей функцией поддержания экономической стабильности. Своеобразным стабилизатором рынка труда является и самозанятость как форма малого бизнеса: в периоды рецессии она растет, во время подъема экономики — сокращается. Также при определении общего числа занятых в сфере малого и среднего бизнеса следует учитывать не только индивидуальных предпринимателей, но и вторичную занятость (работу по совместительству и на условиях договора подряда, по индивидуальному графику и для неполного рабочего дня), а также занятость скрытую (работу без оформления трудового контракта). Масштабы скрытой занятости увеличиваются по мере роста уровня безработицы, прежде всего циклической в условиях экономического спада.

Европейские государства проводят политику целевого стимулирования малого бизнеса для повышения уровня занятости. В то же время нельзя утверждать, что прослеживается четкая связь между количеством малых предприятий и уровнем безработицы. В весьма благоприятные в экономическом отношении для Испании 1997-2007 гг. число малых и средних предприятий увеличилось на 980.703, однако уровень безработицы продолжал оставаться сравнительно высоким, превышая средний показатель по ЕС.

Эксперты подсчитали, что в 1996-2003 гг. предприятия с числом занятых менее 10 человек создали более трети рабочих мест, хотя удельный вес их штатных работников в общем количестве занятых едва достигал 20%. Напротив, доля работников на крупных предприятиях в тот же период превышала приходящийся на эти предприятия показатель вклада в создание рабочих мест. В наибольшей степени подобные диспропорции проявились в производственной отрасли: на малых предприятиях здесь занято чуть больше 10% работников отрасли, однако именно эти предприятия генерируют более 36% рабочих мест[11]. Тем не менее, в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса проблема безработицы вновь оказалась наиболее серьезной именно для Испании. Сегодня в стране безработный каждый пятый трудоспособного возраста. Среди молодых людей в возрасте от 15 до 26 лет это показатель еще выше: в этой возрастной категории работу ищет каждый второй.

Существенную роль играет малый и средний бизнес в решении одной из наиболее актуальных проблем государств Евросоюза — иммиграции, но не просто легального или незаконного перемещения рабочей силы, а вхождения иммигрантов на внутренний рынок ЕС, интеграции иммигрантов в принимающее общество, поддержка в организации малого предпринимательства в среде иммигрантов. Для Испании в последние годы указанная проблема имеет особое значение: по данным Центробанка страны, с 1996 по 2007 гг. в страну приехали около 4,2 млн. иммигрантов. В настоящее время они составляют около 12% населения.

Задача разработки комплексной государственной политики в отношении малых и средних предприятий была поставлена еще франкистским режимом. В 1972 г. в министерстве промышленности была создана генеральная субдирекция содействия развитию промышленности и малому и среднему предпринимательству, в 1974 г. — сформирована межведомственная комиссия по изучению положения в сфере малого и среднего предпринимательства в стране и перспектив его развития. Однако становление и совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства происходило уже после смерти Франко в русле коренной перестройки государственных структур, политической и экономической модернизации страны, возвращения в Европу на всех уровнях после четырех десятилетий авторитарной диктатуры. Решающим событием в этом отношении явилось вступление Испании в Европейское экономическое сообщество в 1986 г.

В системе органов исполнительной власти общенационального уровня разработка и реализация политики в области поддержки малого и среднего бизнеса традиционно возложены на министерство промышленности, туризма и торговли. В пределах своей компетенции мероприятия в данной сфере осуществляют и другие министерства и ведомства (министерство экономики и финансов, министерство труда и иммиграции, министерство образования, министерство науки и инноваций, Испанский институт внешней торговли, Высший совет торговых палат, Ассоциация научно-технологических парков и т.д.).

Основы системы государственной поддержки малых и средних предприятий были заложены во второй половине 1970-х гг. правительствами партии Союз демократического центра во главе с А.Суаресом — одной из главных политических фигур перехода от франкизма к демократии.

В 1976 г. при тогдашнем министерстве промышленности и энергетики было создано специализированное автономное учреждение с собственным бюджетом на основе главным образом государственного финансирования[12], призванное разрабатывать, формировать и осуществлять политику в отношении малых и средних предприятий — Институт малых и средних промышленных предприятий (ИМПИ).

В состав Института вошли территориальные подразделения, центральные службы, генеральный секретариат, руководящий совет. Глава Института в ранге заместителя министра промышленности и энергетики назначался по предложению министра на конкурсной основе из числа кандидатов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку или опыт предпринимательской деятельности.

В руководящий совет Института, который обычно проводил заседания дважды в год, входили 20 человек, так или иначе связанные с деятельностью малых и средних предприятий. Помимо председателя совета, который руководил текущей деятельностью Института, и его заместителя, вначале 8, а затем — 7 членов совета представляли министерства страны в ранге заместителей министра — финансов, общественных работ и градостроительства, труда, сельского хозяйства, торговли и туризма (впоследствии это министерство было объединено с министерством промышленности и энергетики), транспорта и коммуникаций, здравоохранения и социального развития. Банк промышленного кредитования, Высший совета палат торговли, промышленности и судоходства, предпринимательские организации и организации[13], территориальные подразделения Института также имели здесь своих представителей. При руководящем совете Института работала постоянная комиссия из 11 членов совета. Для решения конкретных вопросов совет был вправе создавать дополнительные комиссии.

Территориальные подразделения ИМПИ были образованы и начали действовать по всей стране, однако подобная иерархическая модель просуществовала недолго. По мере становления государства автономий — особой разновидности децентрализованного государства с элементами федерализации — значительная часть компетенций государства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, была передана с центрального на региональный уровень — правительствам 17 автономных сообществ[14].

В 1980-е гг. филиалы ИМПИ в регионах сменили подчинение и были переименованы (за исключением Валенсии, где организация, регулирующая политику автономного правительства региона в области малого и среднего бизнеса, сохранила прежнее наименование — Институт малых и средних предприятий Валенсии). Их место заняли схожие организации с новыми названиями. Так, в Андалусии, Арагоне, Мадриде и Мурсии — это Институт развития; в Стране басков — Общество содействия развитию и структурной перестройки промышленности; в Каталонии — Консорциум содействия коммерческому развитию; в автономном сообществе Балеарских островов — Институт предпринимательских инноваций и так далее. Данные о распределении малых и средних предприятий по регионам свидетельствуют, что наибольшее их количество расположено в автономных сообществах Каталония, Мадрид, Андалусия и Валенсия. Мадрид и Каталония лидируют по числу крупных предприятий.

Как и в остальных европейских странах, в Испании основная работа по организации малого и среднего бизнеса проводится на региональном и местном уровнях в рамках общегосударственных законов. В процессе децентрализации в результате передачи компетенций автономным и местным сообществам в стране постепенно сформировалась многоуровневая система исполнения решений. При этом центральное правительство совместно с автономными сообществами, а также администрацией местных сообществ (провинций и муниципалитетов) разрабатывает программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а затем координирует их реализацию в регионах и на местах, создав единую общенациональную систему учета и информационного обеспечения, представлении интересов испанских предпринимателей в институтах и органах ЕС.

С 1980-х гг. в стране разработана и осуществляется национальная стратегия государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В 1982-1996 гг. правительствами социалистов во главе с Ф.Гонсалесом была налажена эффективная повседневная работа ИМПИ, организована и проведена передача на региональный уровень компетенции территориальных филиалов и подразделений Института.

Правительство консервативной Народной партии в 1996 г. заменили ИМПИ генеральной дирекцией по политике в сфере малого и среднего предпринимательства. Новую автономную структуру составили генеральный секретариат; три генеральные субдирекции — финансирования и инвестиций, содействия развитию и стимулирования совместной деятельности предприятий, материальной поддержки и профессиональной подготовки предпринимателей; исследовательский отдел и информационный центр.

В 1997 г. для оценки существующего положения и разработки предложений по совершенствованию государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, организации исследований в этой области был создан специальный орган, призванный наблюдать за деятельностью малых и средних предприятий (так называемая Обсерватория малых и средних предприятий). Создание Обсерватории в русле развития общеевропейских инициатив (аналогичный орган был создан на наднациональном уровне) дополняло ранее принятые решениям правительства сформировать межведомственную комиссию для изучения вопросов налогообложения малых и средних компаний, а также рабочую группу по политике в сфере малого и среднего предпринимательства.

Обсерватория стала коллегиальным консультативным органом в рамках министерства экономики и финансов, постоянно действующим форумом, связывающим государственную администрацию, органы власти автономных сообществ и предприятия указанной категории. В ее рамках для решения конкретных вопросов создавались рабочие комиссии (группы). В настоящее время три рабочие группы занимаются вопросами финансирования и поддержки малых и средних предприятий, а проблемой задержки платежей предприятиями-должниками.

Возглавил Обсерваторию государственный секретарь торговли, туризма и политики в сфере малого и среднего предпринимательства (в настоящее время — директор генерального секретариата промышленности). Его заместителем является руководитель генеральной дирекции по политике в сфере малого и среднего предпринимательства. В состав Обсерватории входят чиновники различных министерств и ведомств, аппарата государственной администрации, представитель Национального института статистики и Института бухгалтерского учета и аудиторских проверок.

Регионы также имеют в Обсерватории своих представителей — по одному от каждого из 17 автономных сообществ и от двух автономных городов Сеута и Мелилья. В работе Обсерватории принимают участие предпринимательские и отраслевые организации общенационального значения, эксперы-специалисты в области малого и среднего предпринимательства, Испанская федерация муниципалитетов и провинций.

Обсерватория призвана стать местом встречи и диалога представителей предпринимательских организаций, центральной администрации, региональных властей, влиятельных экспертов для наблюдения за положением дел в сфере малого и среднего предпринимательства в стране, анализа и широкого обсуждения ситуации, организации и проведения исследований в этой области, анализа положительного опыта и альтернативных проектов в указанной сфере бизнеса.

Такое понимание задач Обсерватории определило ее принципиально новое организационное положение в механизме вертикального взаимодействия центральной администрации с автономными сообществами. В настоящее время она функционирует в рамках института так называемых отраслевых совещаний (“секторальных конференций”) — органов многостороннего сотрудничества административных органов центрального правительства и правительств автономных сообществ в соответствующих конкретных отраслях/секторах экономики, социальной сферы, образования и так далее, осуществляя свою деятельность в рамках отраслевого совещания по вопросам малого и среднего предпринимательства. Обычно подобные отраслевые совещания собираются несколько раз в год для обсуждения и согласования конкретных вопросов.

В правительстве социалистов во главе с Х.Л.Родригесом Сапатеро генеральная дирекция по политике в сфере малого и среднего предпринимательства подчиняется генеральному секретариату промышленности в министерстве промышленности, туризма и торговли. Ее образуют три субдирекции: институциональной среды и международной кординации политики в сфере малого и среднего бизнеса, содействия предпринимательству, развития предпринимательства.В ведении генеральной дирекции находятся также два акционерных общества — Испанская компания поручительства и Национальное предприятие инноваций.

Основными направлениями деятельности дирекции стали совершенствование и упрощение практики оформления и ведения предпринимательской деятельности, создание системы информационного обеспечения в сфере малого и среднего предпринимательства, финансовая поддержка малых и средних предприятий, стимулирование научно-технического развития малого и среднего бизнеса, оказание содействия по выходу на внешние рынки.

Видное место в ней также занимает профессиональная, в том числе последипломная, подготовка руководителей и специалистов предприятий. В последнем случае государственная поддержка по линии министерства промышленности, туризма и торговли заключается в субсидировании учебных заведений — университетов, специализированных государственных и частных учебных заведений, школ бизнеса, различных центров по профессиональной подготовке кадров, организуемых в том числе при крупных компаниях. В то же время программы профессиональной подготовки и переподготовки разрабатываются региональными властями во взаимодействии с образовательными учреждениями высшей школы, предпринммательскими и профсоюзными организациями конкретного автономного сообщества.

Создание стройной и четко функционирующей системы регистрации, лицензирования, сертификации и так далее в сфере малого и среднего бизнеса стало одной из первоочередных задач центрального и автономных правительств. Упрощение и максимальное сокращение сроков оформления всевозможных бюрократических процедур в работе предприятий с момента оформления лицензии до момента возможной ликвидации имеют значение не только в смысле содействия предпринимательской деятельности, но и в плане борьбы с коррупцией.

Несмотря на определенные успехи на этом направлении, Испания продолжает оставаться страной, где желание открыть собственное дело сталкивается со многими трудностями. По мнению экспертов группы Всемирного банка, проводящих ежегодное рейтингоое сравнительное исследованив государств мира с целью выявить сложности и препятствия на пути предпринимателей, Испания занимает 62 место в итоговом рейтинге (для сравнения Россия на 120 месте) среди 183 государств за период с июня 2008 г. по май 2009 г.[15]. При этом Испания всего лишь на 146 месте по простоте, сроках и стоимости бюрократической процедуры открытия собственного дела[16], на 157 — по процедуре наема персонала, на 93 — по защите инвесторов, на 59 — по возможности заниматься внешнеторговой деятельностью, на 78 — по процедуре оплаты налоговых платежей, на 53 — по лекости получения разрешения на строительство, на 52 месте — по простоте заключения контрактов. Хотя в то же время страна на 48 месте по процедуре регистрации собственности, на 43 — по простоте получения кредита, и наконец, на 19 месте — по простоте процедуры ликвидации предприятия.

Создание системы информационного обеспечения в сфере малого и среднего предпринимательства позволило наладить сбор, обработку, хранение всевозможной информации по всем параметрам деятельности указанной категории предприятий и свободный доступ к ней. Это является важным не только в процессе принятия государственных решений, но и для информационной поддержки предпринимателей. В ведении министерства юстиции находится Реестр коммерческих предприятий Испании, который содержит обязательные данные обо всех, в том числе малых и средних, предприятиях страны. Содержащаяся в нем информация является открытой, за исключением предприятий, деятельность которых связана с государственной тайной. Составление реестра осуществляется на общенациональном и региональном уровнях. В каждом их 17 автономных сообществ организована служба ведения унифицированного регионального реестра предприятий, данные, поступающие в которые, передаются в центр, в министерство промышленности, туризма и торговли.

Удалось организовать общедоступную систему информации для потенциальных предпринимателей, которая включает в себя общее обучение и детальный пошаговый инструктаж по регистрации новой компания, рекомендации по выбору направления деятельности будущего предприятия. Состоявшиеся предприниматели и те, кто еще только собирается открыть собственное дело, могут получить исчерпывающую информацию обо всех видах помощи малым и средним предприятиям со стороны, центральных и региональных властей, а также ЕС, услуги по управленческому консультированию (прежде всего в сфере налогообложения и кредитования), узнать о новейших технологиях и ноу-хау в стране и Евросоюзе. Известно, что малым и средним предприятиям не хватает информации, а их владельцам и работникам — необходимой профессиональной подготовки, чтобы принять правильное решение в финансовой области, зачастую они не в состоянии позволить себе услуги деловых консультантов. Именно создание подобной системы информации в состоянии стимулировать установление контактов и налаживание кооперации между самими малыми и средними предприятиями, а также ними и крупными компаниями.

Одной из приоритетных задач центральной администрации стали содействие малому и среднему бизнесу по выходу на внешние рынки (имеется в виду не только внутренний рынок Евросоюза, но и рынки третьих стран), разработка и осуществление специальных программ стимулирования экспорта малого и среднего бизнеса, поддержка по линии доступа к подробной информации о возможных рынках сбыта, организация тематических семинаров, выставок и ярмарок, содействие в получении заказов.

Популяризируя положительный опыт испанских и европейских малых и средних предприятий, государственная администрация тем самым вносит вклад и распространение в обществе представлений о предпринимательской культуре, этике бизнеса, социальной значимости малого и среднего предпринимательства. Необходимость более активных действий в данном направлении понимают в органах власти различного уровня. Во время посещения в мае 2008 г. одного из предприятий текстильной промышленности в районе столичного мегаполиса Пуэнте-де-Вальекас алькальд (мэр) Мадрида А.Руис-Гальярдон, приводя данные исследования Фонда Банка Бискайи, высказал сожаление, что лишь 12,4% выпускников испанских университетов хотели бы создать собственное предприятие (соответственно 80% хотели бы стать наемными работниками), объясняя происходящее распространенным в испанском обществе стремлением ставить на первое место важность безопасности, а не значение принимать смелые и рискованные решения[17].

По данным опроса среди граждан 25 стран ЕС и США, проведенного в апреле 2004 г., 70% испанцев никогда не приходила в голову идея организовать собственное предприятие — это самый низкий показатель среди опрошенных. Впрочем, подобное нежелание открыть собственное дело вполне сочетается с желанием стать предпринимателем, а не наемным работником (56% против 34%). Среди трудностей на пути организации собственного дела граждане поставили на первое место отсутствие финансовой поддержки государства (73%) и административные формальности (67%)[18].

Усилия административных органов Испании по мотивации граждан к предпринимательской деятельности, вовлечению в малый бизнес женщин, содействие в информационном обеспечении и подготовке желающих открыть свое дело или в повышении уровня профессиональной подготовки действующих предпринимателей находят поддержку в институтах ЕС — прежде всего Еврокомиссии.

По инициативе директората малого и среднего предпринимательства, входящего в структуру генерального директората предпринимательства и промышленности ЕК, решено проводить ежегодную Неделю малых и средних предприятий Европы. Первая прошла в столице Чехии Праге в мае 2009 г. В ходе нее состоялось вручение награды лучшему предпринимательскому коллективу Европы. За период 2008-2009 г. таковым в Евросоюзе был признан Институт ИДЕАС, созданный в 1992 г. при Политехническом университете Валенсии с целью содействия созданию и развитию предприятий. Для участия в финальном туре конкурса ЕК отобрала из 47 тринадцать кандидатов, среди которых был еще один претендент из Испании — организация при автономном правительстве Арагона “Программа помощи предпринимателям-надомникам”. Проведение специальных конкурсов среди малых и средних предприятий различного уровня (местного, регионального, национального, европейского, международного) позволяет помимо прочего проводить анализ успешного предпринимательства для поиска оптимальных принципов и моделей ведения малого и среднего бизнеса.

В 1980-е гг. одним из первых шагов ИМПИ стало создание телефонной службы информации. В дальнейшем начал вещание телевизионный канал «Предприниматели-ТВ»,специально посвященный проблемам малого и среднего предпринимательства и доступный теперь и в Интернете. Сегодня приоритетной задачей генеральной дирекции по политике в сфере малого и среднего предпринимательства в вопросах совершенствования системы информационного обеспечения является содействие распространению компьютерных технологий в работу малых и средних предприятий. Действия генеральной дирекции в этом направлении сегодня происходят в контексте общегосударственных мероприятий по упрощению электронного доступа граждан к административным органам.

Децентрализация государства, передача значительной части компетенций центра на региональный и локальный уровни максимально приблизили власти автономных и местных сообществ к гражданам. В свою очередь, обеспечение быстрого и надежного доступа граждан на всей территории страны с помощью новейших компьютерных технологий позволяет испанцам установить общение с государственными органами (и даже больше — институтами и органами единой Европы, воспользовавшись правительственными веб-сайтами), минуя расстояния и существенно сокращая время. Новые информационные технологии и средства связи открывают определенные возможности для центральной администрации в этом плане. Возможность получения любой информации, интересующей гражданина, в интернете, порой более “доброжелательный” интерфейс официальных сайтов центральной администрации, по сравнению с сайтами региональных и местных властей, в силах сблизить Мадрид и жителей отдаленных уголков страны.

Несмотря на рост показателей числа персональных компьютеров и пользователей Интернета на 100 жителей, Испания продолжает отставать от ведущих стран ЕС по степени внедрения новейших информационных технологий в работу малых и средних предприятий. По данным Национального института статистики на январь 2006 г., почти все предприятия с числом занятых более 10 человек имели персональные компьютеры (98,4%) и мобильные телефоны (92,3%), 90,5% могли пользоваться электронной почтой. В то же время в среднем по стране лишь 70% микропредприятий (с число работников до 10 чел.) имели мобильный телефон, 60,6% — персональный компьютер, 44,8% — доступ в Интернет. По данному показателю среди автономных сообществ лидировали Мадрид и Валенсия — более 50%, отставала Кастилия-Ла Манча — лишь каждое третье предприятие обладало такой возможностью.

Связь по Интернету с административными органами власти поддерживали 35% микропредприятий, 62,8% предприятий с числом работников более 10 чел., 59% — с числом занятых от 10 до 49 человек. Аналогичный показатель для крупных предприятий составил 93%[19]. По данным Евростата, в 2007 г. только 64% всех испанских предприятий взаимодействовали с органами государственной администрации через Интернет. По этому показателю Испания заняла лишь 20 место среди государств Евросоюза. Аналогичный средний показатель по ЕС-27 составил 68%, самые высокие цифры в этом отношении были у Финляндии (95%)[20].

Приведенные данные свидетельсвуют о том, что мелкие и малые предприятия в большей мере склонны сохранять традиционные методы управления. Стремление использовать в своей производственной деятельности Интеренет естественно возрастает по мере увеличения числа занятых и объемов работ. В свою очередь, тенденция распространения и относительного удешевления персональной компьютерной техники, мобильных офисов, несомненно, способствует ее доступности для мелких и малых фирм, меняя формат и качество процесса управления.

Хотя достигнуты несомненные успехи в создании системы информационной поддержки малого и среднего бизнеса, в ее работе имеются серьезные недостатки и просчеты. Так, по результатам опроса, проведенного в 2006г. Генеральным советом профессиональных объединений экономистов Испании накануне ожидаемого перехода на международные стандарты бухгалтерского учета NIIF (российский аналог — Международные стандарты финансовой отчетности, МФСО), два из каждых трех руководителей малых и средних предприятий (57,9%) не знали или знали очень мало о предстоящей реформе и сроках ее осуществления, несмотря на то, что законопроект уже находился на рассмотрении в общенациональном парламенте. 48,9% опрошенных не была знакома новая система финансовой отчетности, 87,4% предприятий не проводили анализа возможных последствий для себя внедрения новой системы, 72,6% предприятий не участвовали ни в одном из курсов, семинаров или иных мероприятиях, где они могли бы узнать о предстоящей реформе[21]. Тем не менее, переход к новой системе был законодательно оформлен в конце 2007 г.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса предполагает не только увеличение числа предприятий, информационного и консультационного содействия в организации собственного дела. Помощь в создании и сокращение самых разнообразных рисков в деятельности малых и средних предприятий предполагает в первую очередь финансовую поддержку данной категории предприятий.

Одной из наиболее серьезных проблем, стоящих перед субъектами малого и среднего предпринимательства, являются трудности в доступе к финансированию, которое позволило бы решать задачи развития и расширения. Малым и средним предприятиям не хватает капитала, что ограничивает их финансовые возможности и пределы для маневра, ведь главный недостаток подобных предприятий — невозможность накопления капитала в большом количестве за счет средств инвесторов. По сравнению с крупными предприятиями, малые и средние предприятия не располагают достаточными гарантиями, необходимыми для получения кредита, испытывают трудности в прямом выходе на рынок долгосрочного ссудного капитала.

Необходимость в среднесрочном и долгосрочном кредите возникает не только при создании предприятия, когда необходим стартовый (начальный) капитал или в первые годы работы, но и при разработке новой продукции, приобретении оборудования, финансирования оборотных средств и производственного цикла, а также при возможном изменении профиля работы или расширении компании. Иногда денежные средства требуются для краткосрочного финансирования недостатка кассовой наличности предприятия для оплаты обязательных платежей (налоговых, например) или выплаты заработной платы сотрудникам. Под доступностью банковского кредита понимается возможность его быстрого оформления, приемлемый процент по кредиту, разумный залог и возможность его возврата по мере получения дохода от использования кредита.

Однако сложившаяся система финансовой поддержки предприятий намного сложнее представлений о традиционных субсидиях и льготных кредитов конкретным компаниям. Разработаны и внедрены несколько вариантов решения этой важной задачи.

В первую очередь, это созданная в конце 1970-х гг. по опыту соседней Франции система обществ взаимной гарантии для содействия решению финансовых проблем малых и средних предприятий. Для обществ взаимной гарантии, акционерных обществ с юридической точки зрения, был установлен правовой, налоговый и финансовый и коммерческий режим. Они были призваны выполнять две главные функции: давать поручительство, позволявшее малым и средним предприятиям получить доступ к банковским кредитам без обязательства гарантии возврата кредита всеми своими активами, а также облегчить доступ указанных предприятий к получению льготного кредита и на лучших условиях, нежели те сумели бы получить, если бы действовали на рынке в одиночку, на свой страх и риск.

Для получения гарантии общества предприниматель обязан был приобрести акции общества взаимных гарантий на сумму, пропорциональную сумме необходимого кредита, или внести в гарантийный фонд общества сумму, равную 5% кредита (в 1994 г. такие гарантийные фонды были заменены оценочными техническими фондами). В случае невозврата предприятием кредита, именно этот гарантийный фонд общества и служит источником возмещения банку ранее выданного предприятию кредита.

В процессе своей деятельности общества взаимной гарантии доказали свою эффективность как посредника и медиатора между малым и средним бизнесом и кредитными организациями. Общества от имени малого и среднего бизнеса ведут переговоры с кредитными организациями о наиболее благоприятных условиях кредитования для конкретных малых и средних предприятий. Налажена и функционирует информационная служба, которая знакомит руководителей малых и средних предприятий с наиболее подходящими для них финансовыми инструментами. Общества предоставляют предпринимателям действенные консультационные услуги по анализу, оценке и рекомендациям о том или ином инвестиционном проекте, которые их компания намеревается осуществить, проводят профессиональную диагностику предприятия и анализ предложенного им бизнес-плана при обращении за банковским кредитом. Все это помогает предприятиям решить главную задачу — наиболее рационально использовать заемные средства и вернуть кредит.

До второй половины 1980-х гг. главным учредителем обществ взаимных гарантий был Институт малых и средних промышленных предприятий. В процессе передачи государством значительной части своих компетенций на региональный уровень, свою долю в обществах Институт передал автономным сообществам.

С 1994 г. выдача разрешения на создание общества взаимной гарантии находится в ведении министерства экономики и финансов. С этого времени они считаются финансовыми учреждениями, пользующимися налоговыми преференциями со стороны государства, а значит должны подчиняться Закону о дисциплине и контроле над кредитными учреждениями. Будучи внесенным, как и любое коммерческое предприятие, организованное на территории страны, в единый Реестр коммерческих предприятий, общество взаимной гарантии обязано представить данные о себе в Специальный реестр Банка Испании, выполняющего функции центрального банка страны. Число учредителей обществ взаимных гарантий должно быть не менее 150, государство установило и минимальный размер уставного капитала. Теперь сами малые и средние предприятия могут стать учредителями общества. Руководящими органами обществ взаимной гарантии являются генеральная хунта и административный совет.

Общества взаимных гарантий по всей стране объединены в Испанскую конфендерацию обществ взаимных гарантий, представляющую интересы малого и среднего предпринимательства. На Конфедерацию возложены функции организации взаимодействия, сотрудничества и координации совместных действий обществ взаимных гарантий, защита и представительство интересов их учредителей, содействие в продвижении всех форм взаимодействия обществ с государственными и частными учреждениями (национальными, европейскими и международными), оказание им технической помощи и консультационных услуг.

Другим инструментом финансовой поддержки малых и средних предприятий являются общества коллективных действий. Они представляют собой временные объединения малых и средних предприятий как юридических лиц для реализации конкретного проекта, выполнения определенных видов работ или услуг, которые учредившие их предприятия не в состоянии осуществить в одиночку в силу недостаточности кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов. Участниками подобных обществ коллективных действий могут быть местные органы власти, сберегательные кассы.

Однако даже такая, казалось бы, отлаженная система финансовой поддержки имеет свои недостатки, а в условиях финансово-экономического кризиса не всегда способна эффективно противостоять негативным явлениям в экономике.

Cогласно данным доклада экспертов Фонда сберегательных касс, в июле предкризисного 2007 г., около трети испанских малых и средних предприятий имели трудности в доступе к банковскому финансированию. При этом, как показывают исследования экспертов Фонда, руководители 54,5% испанских и 49,2% европейских малых и средних предприятий полагали, что их проекты окажутся безуспешными без банковского финансирования. Эти цифры подтверждали и результаты опросов, проведенных европейскими статистическими агентствами в 2005 г.: около 87% малых и средних предприятий Испании испытывали потребность в банковском кредитовании[22].

Правительство Х.Л.Родригеса Сапатеро предпринимает значительны усилия по борьбе с финансово-экономическим кризисом, разработало и осуществляет программу антикризисных мероприятий. В конце 2008 г. в стране созданы Государственный фонд по инвестициям в местные бюджеты и Специальный государственный фонд по стимулированию экономики и занятости. На их основе начал осуществляться так называемый правительственный «План И» — План Испании по стимулированию экономики и занятости (“PlanE”– Plan Español para el Estímulo de la Economia y del Empleo). Одним из главных направлений деятельности правительства в рамках Плана стала налоговая и кредитная поддержка предприятий, в первую очередь — малого и среднего бизнеса (соответственно 17 и 29 млрд. евро).

Однако, по данным опроса руководителей компаний с числом занятых менее 250 человек, которые были представлены прессе председателем Высшего совета торговых палат Испании Х.Гомеса Наварро в начале февраля 2009 г., 17% малых и средних предприятий, обратившиеся за банковским кредитом за истекшие три месяца, получили отказ, в то время как финансовое положение примерно 200 тыс. предприятий находилось под угрозой. Сложную ситуацию с кредитованием подтверждили тогда же и в Институте государственного кредита: согласно результатам их анкетирования, 80% малых и средних предприятий испытывают трудности с финансированием[23].

К началу 2009 г. в некоторых регионах страны сложилась по-настоящему драматическая ситуация с доступом к банковскому кредиту для малых и средних предприятий. К примеру, несмотря на объявленное в ноябре 2008 г. автономным правительством Арагона открытие линии финансирования малых и средних предприятий с целью облегчения их доступа к кредитам на общую сумму 120 млн. евро, в течение двух последующих месяцев только четырем предприятиям данной категории удалось получить кредит, а заявления еще всего лишь восьми были приняты к рассмотрению[24].

Тем не менее, как свидетельствуют данные о ходе реализации правительственного «Плана И», к концу июля 2009 г. число предприятий, воспользовавшихся кредитом по линии Института официального кредита составило почти 95,6 тыс., из них почти 40,6 тыс. были индивидуальными предпринимателями. В общей сложности малые и средние предприятия компании получили правительственной помощи на тот период на сумму более 8 млрд. евро. В итоге к концу 2009 г. 221.500 малых и средних фирм (в их числе — 61,5 тыс. индивидуальных предпринимателей) получили финансовую помощь от государства в размере 18,99 млрд. евро[25].

Многолетний мировой опыт подтверждает, что развитие малого и среднего предпринимательства во многом зависит от его участия в научно-исследовательских программах, от использования малыми и средними предприятиями научных достижений, новых технологий и инноваций. Усилия государственной администрации по решению такой важной задачи, как стимулирование научно-технического развития малого и среднего бизнеса, в конечном итоге способствуют не только повышению конкурентоспособности предприятий, но и содействуют их выходу на внешние рынки — европейского союза и третьих стран.

Результаты исследований показывают, что предприятия, внедряющие нововведения в свою деятельность, имеют более высокий показатель доли объема экспорта на каждого работника, нежели те, кто не используют в своем производстве нововвведений. Для малых и средних фирм превышение может достигать четырех раз, в то время как для крупных компаний он не отличается более, чем вдвое[26]. Данные последних лет свидетельствуют, что с распространением надомного труда в компьютерной отрасли самим малым и средним предприятиям принадлежит большая доля изобретений и инноваций.

Проблема конкурентоспособности испанских предприятий неразрывно связана с проблемой конкурентоспособности национальной экономики в целом. Сравнительно невысокая производительность труда в Испании[27] объясняется, прежде всего, высокой долей временной занятости на рынке труда (по этому показателю Испания опережает государства-члены ЕС-27), меньшим средним размером испанских предприятий, чрезмерными (вплоть до самого последнего времени) административными барьерами, затрудняющими ведение бизнеса в стране, недостаточными расходами на новые технологии[28].

Средний по ЕС-27 показатели расходов на внедрение новых технологий составили в 2006 г. всего 1,84% ВВП, однако в Испании эти расходы равнялись всего 1,2% ВВП и были далеки от аналогичных показателей в Швеции (3,73%), Финляндии (3,45%) или Германии (2,51%)[29]. Распределение данных расходов по регионам Испании было неравномерным. Лидировали в этом отношении автономные сообщества Мадрид и Каталония. В период 2003-2005 гг. на малые и средние предприятия Каталонии пришлось 26% всех расходов по стране, а на аналогичные предприятия Мадрида — 37,5%[30].

Центральное правительство организует выполнение различных мероприятиятий, в том числе в рамках реализации общеевропейских инициатив. В 2000-2006 гг. была реализована Программа консолидации и повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий. В настоящее время принята и осуществляется Программа помощи малым и средним предприятиям в деле внедрения инноваций, расчитанная на 2007-2013 гг. (так называемой Программы “Инновационное предприятие”).

Эффективным инструментом властей автономных и местных сообществ Испании с целью поддержки предприятий, действующих в наиболее передовых отраслях промышленности, сфере прикладных исследований и разработок, стало создание сети так называемых научно-технологических парков. Пионером здесь выступил один из наиболее передовых регионов страны Страна басков: первый технологический парк был создан в 1985 г. в Самудио (провинция Бискайя), в 1992-1993 гг. аналогичные парки начали свою работу в Алаве и Сан-Себастьяне. Все три технологических парка стали первыми в Европе, которые получили сертификацию Международной организации по стандартизации.

В настоящее время в различных регионах страны организованы 32 таких технопарка, основная функция которых — привлечение и размещение на конкурсной основе на своей территории предприятий передовых отраслей промышленности, в том числе и иностранных. Важными факторами при выборе месторасположения технопарка являются наличие развитой инфраструктуры и близость к крупным университетскикм и научно-исследовательским центрам. При содействии Ассоциации научно-технологических парков Испании и Испанского центра координации деятельности промышленных полигонов на всей территории страны функционирует Сеть предпринимательской кооперации, главной задачей которой является организация взаимодействия между технопарками, промышленными полигонами и ассоциациями предпринимателей прежде всего конкретного региона с целью содействия их дальнейшему сотрудничеству. В 2009г. Ассоциация и Центр при поддержке министерства промышленности, туризма и торговли приступили к реализации Программы сотрудничества индустриально-технологически парков.

Следует отметить, что автомное правительство Страны басков добилось значительных результатов, содействуя внедрению инновационных технологий и научных достижений в производство. На это, к примеру, направлена деятельность частной некоммерческой ассоциации “SARATEK”, которая привлекла к работе 89 экспертов в сфере НИОКР, а через них — более 10 тыс. исследователей. В рамках ассоциации функционируют 11 технологических центров (один из них — крупнейшая в Южной Европе частная исследовательская корпорация “TECNALIA”), а также университеты, частные и государственные учреждения, работающие в сфере развития, инноваций и передачи технологий.

Также властями региональных автономных сообществ и предпринимательскими организациями регионов при поддержке государства и ЕС в научно-технологических парках были созданы так называемые центры предпринимательства и инноваций в рамках коммунитарной инициативы формирования Европейской сети центров предпринимательства и инноваций, своего рода “бизнес-инкубаторов” для малых и средних предприятий, предпринимательские проекты которых должны иметь инновационную направленность.

Важную роль в промышленном развитии регионов Испании, прежде всего менее развитых в экономическом отношении, играют так называемые общества промышленного развития, образующие финансово-промышленную группу в составе крупного государственного холдинга Государственной ассоциации промышленных компаний (до 1996 г. — Национальный институт промышленности Испании, создан в 1941 г. в период франкизма) при министерстве экономики и финансов.

Основные проблемы и трудности, стоящие перед малым и средним предпринимательством, характерны для любой страны. Главное отличие в случае с Испанией состоит в том, что малые и средние предприятия являются основой предпринимательской и производственной структуры страны. Решение тех или иных вопросов, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса, затрагивают, по сути дела, направления, темпы и перспективы развития экономики и социальной сферы Испании в целом.

Послефранкистская Испания добилась многого на пути осмысления, разработки и реализации не просто национальной политики, а национальной стратегии в сфере малого и среднего предпринимательства. Ушли в прошлое рассуждения о том, что мелкий и малый бизнес являются низшими формами предпринимательства, а его распространение — отставанием страны по уровню концентрации производства, что сохраняющийся сектор мелких предприятий является пережитком предыдущих стадий хозяйственного развития, а эти предприятия следует модернизировать — реорганизовать в более крупные предприятия.

Тем не менее, остаются многие нерешенные проблемы, наиболее важными из которых являются упрощение бюрократических процедур в работе малых и средних предприятий, содействие интернационализации их деятельности, повышение их эффективности и конкурентоспособности. В то же время финансово-экономический кризис, который имеет для Испании структурный характер, и ожидаемое длительное преодоление его негативных последствий поставили на повестку дня вопрос о возможной смене модели экономического развития. Дефицит бюджетов всех уровней и долговой кризис поставили под сомнение саму возможность оказания должной финансовой поддержки малым и средним предприятиям со стороны государства. Поиск новой наиболее эффективной и в полной мере отвечающей современным требованиям экономической модели непременно будет сопровождаться и вероятным пересмотром традиционного взгляда на место и роль малых и средних предприятий в экономике Испании.


1. См.: El Mundo. 04.02.2009.

2. См.: ABC. 15.01.2009.

3. См.: http://www.plane.gob.es/resultados/.

4. Doménech R. La Competitividad de la Economía Española: La Crisis Económica Española en un Contexto Global. BBVA. Servicio de Estudios Económicos. Madrid, mayo 2009. P. 18.

5. В 2006 г. производительность труда в Испании превысила средний показатель по ЕС-27 (103,2 против 100), однако по этому показателю страна по-прежнему отставала от ведущих стран Евросоюза (См.: España de la UE de los 27. INE. P. 18., http://www.ine.es/prodyser/pubmed/espue27/espue27_eco.pdf).

6. См.: Doménech R. Op. cit. P. 19-20, 27.

7. См.: España de la UE de los 27. Op. cit. P.24

8. Sáez X., Solà J., Termes M. Los factores de innovación en el conjunto de la I+D+i Empresarial: Un Análisis por Sectores y Comunidades Autónomas.>http;//www.ipyme.org/NR/rdonlyres/80144329-1F29-47EF-A91E-560713A886C/o/InnovacionConjuntoIDiEmpresarial.pdf).

9. См.: Cifra INE. Enero 2007. Infraestructura TIC en las Empresas (http://www.ine.es/revistas/cifraine/0107.pdf).

10. См. данные Национального института статистики: http://www.ine.es/prodyser/pubweb/espcit/tecn.09.pdf.

11. См.: Nacional. Madrid. 20.07.2006.

12. См.: ElEconomista.16.09.2009.

13. См.: Doing Business 2010 (http://www.doingbusiness.org/economyranking).

14. Например, процедура лицензировангия занимает в Испании 47 дней, в то время как средний аналогичный показатель по ЕС составляет 15 дней. Стоимость оформления лицензии составляет 15% рассчитанного от ВВП среднего дохода на душу населения, средний аналогичный показатель по ЕС равен 5,3%.

15. См.: ElPaís. 12.05.2008.

16. См.: ABC. 17.01.2005.

17. См.: Retrato de las PYME 2009. Op. cit. P. 7. См. также: Measuring Entrepreneurship: A digest of indicators OECD-Eurostat Entrepreneurship Indicators Program. OECD Statistics>

18. López-García P., Puente S., Gómez A.L. La Creación de Empleo de las Empresas Pequñas en España // Boletín Económico. Banco de España.>

19. Дополнительным источником доходов Института являлась издательская, информационная и инвестиционная деятельность. Также ИМПИ распоряжался финансовыми средствами, направляемыми ЕС для реализации проектов в сфере малого и среднего бизнеса.

20. Крупнейшими профессиональными объединениями, представляющими интересы предпринимательских структур Испании всех уровней, в том числе малых и средних предприятий, являются Испанская конфедерация предпринимательских организаций — ИКПО (Confederación Española de las Organizaciones Empresariales, CEOE) и Испанская конфедерация мелких и средних предприятий — ИКМС (Confederación Española de las Pequeñas y Medianas Empresas, CEPYME), которая входит в ИКПО, сохраняя свою автономию.

21.Всего в Испании 17 региональных автономных сообществ: Андалусия, Арагон, астурия, Балеарские острова, Валенсия, Галисия, Канарские острова, Кантабрия, Кастилия-Ла Манча, Кастилия-и-Леон, Каталония, Мадрид, Мурсия, Наварра, Ла Риоха, Страна басков, Эстремадура.

22. В ЕС вопросы координации национальных политики государств-членов в сфере малого и среднего предпринимательства находятся в ведении генерального директората промышленности и энергетики ЕК. Лиссабонский договор, относит промышленность, а значит, и сферу малого и среднего предпринимательства, к особой компетенции ЕС, направленной на поддержку, координацию и дополнение действий государств-членов.

23. См.: Commission Recommendation 96/280/EC of 3 April 1996 concerning the definition of small and medium-sized enterprises // Official Journal L 107. 30.4.1996. P. 4-9; Commission Recommendation 2003/361/EC of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises // Official Journal L 124. 20.5.2003. P. 36-41.

24. См.: Retrato de las PYME 2009.>

25. См.: Retrato de las PYME 2009. Op. cit. P. 4; данные Национального института статистики Испании (http://www.ine/es/prodyser/pubweb/espcif/empr09.pdf).

26. Рассчитано по: Anuario Esatadístico de España 2009. INE. Madrid, 2009. P. 38-39 (см.: http://www.ine.es/prodyser/pubweb/anuario09/anu09_02demog.pdf).

27. См.: Retrato de las PYME 2009. Op. cit. P. 5,7.

28. См.: Observatory of European SMEs Summary. Fieldwork of the survey: November 2006 — January 2007. Flash Eurobarometer # 196. The Gallap Organisation. European Commission. P.18 (http://ec/europa/es/enterprise/enterprise_policy/analysis/doc/2007/02_summary_en.pdf).

29. См.: Informe sobre la PYME 2004.>

30. См. данные Национального института статистики Испании (http://www.ine/es/prodyser/pubweb/espcif/ empr09.pdf).