«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(19), 2011

Научная студенческая конференция «Глобализация мировой экономики»

Перспективы институционализации БРИКС

Каширцева К., студентка 1 курса МЭО

Научная студенческая конференция «Глобализация мировой экономики»

В статье рассматривается перспективный вопрос — об институционализации БРИКС

Ключевые слова: БРИКС, институционализация

K.Kashirtseva. Prospects of BRICS Institutionalization

The article focuses on the prospects of BRICS institutionalization

Key words: BRICS, institutionalization

В последнее время вопросы, касающиеся стран БРИКС,стали интересовать многих специалистов. В условиях всеобъемлющей глобализации и углубления интеграции все чаще употребляется данный термин. Рассмотрим поподробней суть объединения пяти стран в группировку под названием БРИКС.

БРИКС — группа из пяти крупных быстроразвивающихся стран.

Причем каждая страна богата различными ресурсами:

  1. Бразилия — сельскохозяйственной продукцией, минеральным сырьём и некоторыми технологическими наработками;
  2. Россия — минеральными ресурсами (и. в первую очередь, углеводородного сырья), высококвалифицированными кадрами и уникальными технологиями в ряде областей;
  3. Индия — дешёвыми интеллектуальными ресурсами и высокими технологиями в некоторых областях;
  4. Китай — огромными и дешёвыми трудовыми ресурсами, запасами ряда стратегически важных видов сырья (например, редких металлов) и квалифицированными кадрами;
  5. Южно-Африканская республика — природными ресурсами (алмазы, золото и др.).

История создания

В 2001-2003 годах термин БРИКС не привлекал внимание ни общественности, ни инвесторов. Однако ситуация кардинально изменилась после опубликования инвестиционным банкомGoldmanSachs масштабного документа «DreamingWithBRICs: ThePathto 2050», в котором говорилось о усилении роли быстроразвивающихся стран БРИКС и об уходе на второй план стран «большой семерки» к 2050 году. [1] Сокращение BRIC было впервые предложеноДжимом О’Нейлом, аналитиком GoldmanSachs в ноябре2001 года в аналитической записке банка. Однако важно отметить, что GoldmanSachs не утверждал, что эти страны образуют политический союз, это была инициатива глав государств. До 2011 года по отношению к группе этих стран использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР 18 февраля 2011 года группа стала носить название БРИКС.

По мнению некоторых экспертов, странам следует переориентироваться на внутренний рынок для достижения наибольшего экономического роста. Ярким примером проявления активного экономического роста в кризисный и посткризисный период является Китай. Он также является негласным лидером БРИКС.

Особенности БРИКС

БРИКС — это не другой блок, это другая часть мира. Страны БРИКС объединяют почти все континенты. Среди стран участниц нет мусульманских стран, поэтому конфликты на религиозной почве исключаются. Нет военно-политических программ. Страны БРИКС объединяет неприятие современной финансовой структуры и желание всех членов укрепить внешнеэкономические позиции. БРИКС создана как площадка для обсуждения насущных проблем. Страны БРИКС обладают огромным экономическим потенциалом. Доля стран БРИКС в мировом ВВП в настоящий момент — 25%. Причем 50% прироста мирового ВВП также приходится на страны БРИКС, несмотря на посткризисные трудности.

Рисунок 1. Динамика ВВП на душу населения в странах БРИК в 1998-2009 годах, в долларах США

В действительности мировой финансовый кризис 2008 года позволил по-новому взглянуть на концепцию БРИКС. Появилась метафора (с той же лёгкой руки GoldmanSachs) о «хорошем, благотворном кризисе». Была выбрана новая дата — 2027, год, когда страны БРИКС смогут достичь перевеса по суммарному ВВП. Так свою мысль изложил аналитик Джим О «Нейл, руководитель отдела глобальной экономики: «Дело в том, что почти три миллиарда человек по всему миру, что составляет половину населения мира, на самом деле не были затронуты этим кризисом в тех масштабах, о которых они рассказывают»[2]. Взаимодополняющий характер экономик четырех стран дает возможность для развития экономического и научно-технического сотрудничества. Именно страны БРИКС сосредоточили в себе крупнейшие минеральные, природные, трудовые и интеллектуальные ресурсы. Но, несмотря на это, все страны взяли курс на интенсивное развитие экономики за счет внедрения новых технологий и улучшения уровня жизни. И, по прогнозам специалистов, эти страны к 2050 году станут величайшими экономическими гигантами. Так, аналитики инвестиционного банка GoldmanSachs предположили, что к 2050 году страны «большой восьмерки» (Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франциии, Японии) будут уступать по суммарному ВВП странам БРИКС. По некоторым прогнозам пять быстроразвивающихся стран станут такими же мощными как G8 уже к 2032 году. Почему аналитики часто сравнивают именно эти два блока?

Рисунок 2. Десятка крупнейших экономик мира к 2050, по номинальному ВВП (миллиардов долларов — по версии GoldmanSachs).[3]

БРИКС и G8.

«Большая восьмерка» объединяет богатейшие страны мира. Изначально, G8 означало «Group of eight», но в русской публицистике возникла ошибочная расшифровка как «Great eight». Итак, «группа восьми» — это международный клуб, в рамках которого проходят неформальные встречи глав государств — участников. На данных собраниях решаются актуальные международные проблемы. Однако данная группировка не является международной организацией, она не основана на международном договоре и не имеет устава или секретариата. Т. е. «группа восьми», как и страны БРИКС, является площадкой для обсуждения международных проблем и решения этого клуба не имеют обязательной силой, но принятие законодательно каждой страной определенных актов позволяет синхронизировать политику стран по достижению определенных целей или преодолению проблем.

И страны БРИКС, и страны «большой восьмерки» стараются придерживаться согласованной линии проводимой политики. Однако стоит отметить, что в настоящее время решения, принятые на саммитах G8 во многом влияют и на другие страны, в связи с чем многие антиглобалисты настаивают на обсуждении программ, удовлетворяющих интересы большинства населения планеты.

В настоящий момент БРИКС, безусловно, не является такой же устойчивой и сильной группировкой как G8, но лидеры стран пятерки взяли курс на укрепление своих позиций на мировой арене, с целью приобретения возможности влиять на принятие определённых политических решений. Так, четыре страны — КНР, Россия, Бразилия, Индия — вошли в десятку крупнейших акционеров МВФ, благодаря усилиям участников на саммитах «группы двадцати» в Торонто (июнь 2010 г.) и в Сеуле (ноябрь 2010 г.).

Начало углубления интеграции

Если рассматривать международную политическую сферу взаимодействия стран БРИКС, то можно с уверенностью сказать, что все страны являются сторонниками мирного пути решения конфликтов, без военного или силового вмешательства, а путём использования политических и дипломатических инструментов. Также все члены выступают за укрепление тенденции к созданию многополярного, демократического мира. Все государства БРИКС входят в Совет безопасности ООН, где они имеют общий взгляд на многие вопросы. Например, касательно конфликтов в Кот д´Ивуаре, Судане и Ливии.

Однако союз стран БРИКС был создан лишь как площадка для обсуждения. Лидеры Бразилии, России, Китая и ЮАР собирались всего 3 раза, начиная с 2009 года: в Екатеринбурге, Бразилиа и Санье. Следующий саммит было решено провести в Индии в 2012 году. На встречах главы государств обсуждали в основном экономические вопросы, такие как: преодоление последствий экономического кризиса, создание нового экономического порядка (2009 год), экономическое взаимодействие с участием национальных валют(2010 год). Все страны, кроме России, уже состоят в ВТО и высказываются за скорейшее присоединение России к этой организации.

И хотя результаты встреч носили в большинстве своем декларативный характер, конкретные шаги, направленные на углубление интеграции, уже были сделаны. При этом, очевидно, что будущее институционализации БРИКС зависит от руководителей стран-участниц. Их заинтересованность, желание преодолевать проблемы вместе, сообща, и помогать другим странам в решении определенных проблем определяет путь развития БРИКС.

В наибольшей мере сотрудничество государств БРИКС продвинулось на направлении реформирования международной финансово-экономической архитектуры. Кооперация стран БРИКС направлена на скорейшее преодоление последствий кризиса и предотвращение «второй волны» текущего кризиса.

Страны БРИКС сделали шаги по укреплению своего политического сотрудничества. Главным образом это было сделано для оказания коллективного давления на Соединённые Штаты в ходе глобальных торгово-экономических переговорах, чтобы извлечь наибольшую выгоду. Одним из таких политически и экономически выгодных соглашений является предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

Перспективы институционализации

Для того, чтобы понять, куда может в дальнейшем двигаться союз стран БРИКС, необходимо различать и понимать все плюсы и минусы двух путей интеграции. В данной работе приведена классическая схема ступеней региональной интеграции, представленная в трудах американского экономиста Б. Балашши.

Названная схема последовательно включает в себя зону свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз (ТС), общий рынок (ОР), экономический союз (ЭС) и экономический и валютный союз (ЭВС). Причем, ЭВС или полная интеграция стран членов подразумевает унификацию денежно-кредитной, налоговой и валютной политики вплоть до введения единой валюты и учреждения наднациональной администрации с широкий объемом полномочий, решение которой обязательно для всех стран-участниц.

Традиционный путь по Балашши часто подвергается критике, так как подразумевает обязательное постоянное движение по ступеням интеграции вглубь и предусматривает унификацию денежно-кредитной, налоговой и валютной политики вплоть до введения единой валюты и учреждения наднациональной администрации. В современном мире практика интеграции все более уходит от «жестких» форм, предполагающих наднациональное регулирование.

Интеграция перестает быть вертикальной, а начинает больше напоминать горизонтальную систему обязательств. Именно это и представляет собой «mainstream» интеграции, представляющий собой формат, который в наибольшей степени приспособлен к современной глобализации и позволяет в наибольшей степени учесть интересы стран-участниц и растущие амбиции глобально оперирующих компаний. Конструкция ЗСТ, ЗСТ+ и МЭП привлекательны тем, что здесь нет жесткой соподчиненности и взаимообусловленности ступеней интеграции, то есть с учетом конкретных интересов стран-участниц возможен переход к решению задач следующего уровня до завершения интеграционных мероприятий предыдущего без потери качества процесса.[4]

Самой зрелой и интегрированной группировкой является Европейский Союз, однако и он не достиг последней ступени интеграции. Именно Европейский Союз внес коррективы в схему Балашши (см. рисунок 3). Так появилось «единое экономическое пространство» или «единый рынок». Однако в современную эпоху глобализации экономики всех стран тесно связаны, и проблемы одной страны становятся проблемой не одного государства, а как минимум, группы глубоко интегрированных с ней стран. Такую ситуацию мы видим в Европе. Это — экономический кризис Греции, Португалии, Испании и Италии. Все эти проблемы показывают, что сближение стран с разными экономическими и политическими доктринами не всегда приводит к положительному результату. Поэтому именно вторая модель, mainstream региональной интеграции, видится наилучшим вариантом для стран БРИКС. В рамках ЗСТ или ЗСТ+ (в настоящее время НАФТА находится на ступени ЗСТ+) возможен свободный обмен товарами, торговыми услугами, ресурсами, инвестициями, рабочей силой.

Рисунок 3. Этапы региональной интеграции по Балашши

В настоящий момент у стран БРИКС нет устойчивых финансовых, политических, военных и других институтов, как, например, у ЕС. Однако процесс интеграции идет и для этого необходимо создание определенных институтов. И конкретные шаги в этом направлении предпринимаются. Например, итогами саммита БРИК, прошедшего в апреле 2010 г. в Бразилии, стали совместные заявления лидеров четверки по формированию конкретных сфер сотрудничества (ЮАР присоединилась позже): проведение встреч министров сельского хозяйства и сельскохозяйственного развития; проведение встреч министров финансов и руководителей центральных банков; проведение встреч высоких представителей по вопросам безопасности; реализация программы обменов по линии судов стран БРИКС после подписания в 2009 г. Протокола о намерениях между верховными судами стран четверки; проведение встреч представителей банков развития; проведение встреч руководителей статистических ведомств; проведение Конференции антимонопольных ведомств; проведение встреч представителей кооперативных объединений; проведение бизнес-форумов; проведение конференции исследовательских центров.

Также Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка подписали меморандум о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития. Как заявил после подписания меморандума глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, этот документ является «первым практическим шагом в направлении использования национальных валют в экономическом сотрудничестве между этими странами».[5]

Данный факт, несомненно, служит подтверждение создания определенных финансовых институтов. Кроме того, стабильность валют БРИКС (связанная с крупными накопленными золотовалютными резервами) позволила появиться идее о возможности перехода на расчеты в национальных валютах, что означает в перспективе отказ от доллара и, возможно, у стран БРИКС появится шанс сделать свои валюты резервными и тем самым повысить свой мировой статус. Также Китай с 2009 года является инициатором активного обсуждения перспектив БРИКС в качестве политического блока, который бы позволил всем странам достигнуть более полной внутренней интеграции и взаимного доверия.

Таким образом, начало институционализации в настоящее время уже является свершившимся фактом. Причем область взаимодействия стран необычайна широка. Это и финансовая политика, и сельское хозяйство, и безопасность, и экология, и бизнес, и правосудие, и культура.

Учитывая также возможную причину кризиса, а именно неправильное и недобросовестное глобальное финансовое управление, возможным выходом из кризиса может быть взятие рычагов финансового управления на себя ответственными игроками. БРИКС является главным претендентом на роль глобального ответственного игрока, но для этого необходимо перейти на следующую ступень интеграции, и из диалоговой площадки стать экономически интегрированной группировкой с определенными финансовыми и другими институтами.

Но на пути к интеграции существуют определенные проблемы. Все пять стран БРИКС имеют слишком разное геополитическое положение, военные доктрины, экономические стратегии. Поэтому «жесткой» интеграции не получится. Но и на пути становления институтов могут возникнуть проблемы. Так, тяжело будет решить вопрос о создании новой резервной валюты, а именно, какая национальная валюта ей станет. Сейчас наиболее сильной валютой является юань, но маловероятно, что Китай согласится на эту меру, так как это может привести к повышению курса юаня, что сделает китайские товары менее конкурентоспособными на мировом рынке.

Таким образом, институционализация экономики страны БРИКС призвана содействовать развитию исследований экономических и международных проблем стран БРИКС; исследовательской, консультационной и преподавательской работы в рамках возможного института; разработке перспективных направлений сотрудничества между странами БРИКС; осуществлению обмена студентами и рабочими кадрами, обмену научным опытом на основе взаимовыгодного сотрудничеств; культурному обмену. Несомненно, что институты БРИКС, если будут созданы, будут сотрудничать, как с крупными международными экономическими и финансовыми структурами, как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд, Международная Финансовая Корпорация, Всемирный банк, Всемирная Торговая Организация, G8, G20, так и с торговыми и промышленными организациями самих стран БРИКС.

Без участия стран БРИКС не могут эффективно решаться такие глобальные проблемы, как международный терроризм и транснациональная преступность во всех её проявлениях, экологическая деградация и изменения климата, продовольственная и энергетическая безопасность. Особую значимость партнёрство стран БРИКС приобретает в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда возрастает необходимость согласованных действий «четвёрки» в контексте усилий международного сообщества по преодолению нынешних потрясений на мировых финансовых рынках и реформированию глобальной финансовой архитектуры.[6]

Таким образом, очевидно, что вполне конкретные шаги по дальнейшей институционализации БРИКС и расширению повестки дня уже предпринимаются. Однако пока рано говорить о введении безвизового режима между этими странами (хоты га двусторонней основе такие режимы уже введены, например, между Россией и Бразилией и Россией и Китаем) или созданию (принятия) единой валюты на территории пяти стран. Эти меры станут кардинальными. Ни люди, ни экономика не готовы к этому. Тем более создание военно-политического блока, может накалить ситуацию в мире и привести к открытым столкновениям или холодной войне, так как данный блок будет серьезным противовесом НАТО в мире (у России и Китая, например, есть ядерное оружие). Однако создание зоны свободной торговли или зоны свободной торговли даст стимул для обмена товарами, ресурсами, что, как следствие, повысит ВВП и приведет к еще большему процветанию стран БРИКС.

***

Итак, в настоящее время встречи страны БРИКС носят диалоговый, консультативный характер, но все эти страны имеют, как минимум, две общие внешнеполитические цели: это получение степени контроля над мировыми финансами, адекватной международной роли стран БРИКС, и борьба с протекционизмом. Поэтому странам БРИКС следует координировать свои усилия, укреплять единство позиций, расширять круг общих интересов и проводить регулярный обмен мнениями по важным международным и региональным вопросам, представляющим общий интерес.


Литература

[1] Сергеев В.М. Алексеенкова Е.С.«Перспективы институционализации БРИК (включая расширение повестки дня)»

[2] BRICs and Beyond November 2007 // The Goldman Sachs Group

[3] DREAMING WITH BRICS: THE PATH TO 2050 October 2003 // The Goldman Sachs Group

[4] Спартак Б. «Современный регионализм» МЭиМО, 2011

[5] «Страны БРИКС договорились о взаимном кредитовании в национальных валютах» Интерфакс 14 апреля 2011

[6] О взаимодействии в формате БРИК // Сайт Президента Российской Федерации