«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(19), 2011

Научная студенческая конференция «Международное движение капитала и участие в нем стран и регионов мира»

Роль госдолга США в мировом движении капитала

Тишаков А., студент 2 курса МЭО. Хатыпова А., студентка 2 курса ФП

В статье рассматривается влияние долга правительства США на международное движение капитала. Рассмотрены основные этапы развития госдолга США, структура рынка государственных облигаций Казначейства США, структура держателей госдолга. Отдельно рассмотрен долговой кризис США 2011 г. и его влияние на мировую экономику. На основании статистических информации дан краткий анализ тенденций в госдолге США и перспектив его развития.

Ключевые слова: госдолг, США, международное движение капитала

A. Tishakov, A.Khatypova. Role of US Public Debt in Global Capital Flows

This article deals with the impact of US public debt on global capital flows. It analyzes the key stages of US public debt development as well as the structure of US Treasury market and the structure of debt-holders. The emphasis in made on the 2011 United States debt-ceiling crisis and its impact on world economy. A draft analysis of trends in US public debt is cited based on statistical data.

Key words: public debt, USA, global capital flows

Введение

История США — это история постоянного роста объемов внешней торговли, расходов государственного бюджета и увеличения размеров государственного долга. Фактически, и граждане США, и американское государство несколько десятилетий живут в долг. Однако, за всю историю США федеральные власти страны никогда не отказывались от выполнения своих долговых обязательств и никогда не объявляли мораторий на выплату процентов по долгу.

За последние 20 лет Соединенные Штаты стали самым большим должником в мире. С 1940 года количество населения США увеличилось примерно на 100%. За это же время, государственный долг США вырос на 12 043% или в 120.5 раз. Долг США ежесекундно увеличивается примерно на $14.5 тыс.[1] Начиная с 30 сентября, когда расходы на войну в Ираке, а также внутренняя экономическая ситуация страны дали о себе знать, национальный долг стал расти в среднем на $2 млрд. в день.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью анализа долгового кризиса США и поиском решения сложившихся экономических проблем. США — крупный экономический и валютно-финансовый центр мира, который может поглотить технический дефолт, точнее поток внешнего долга. США уникальным образом добились того, что их внутриэкономические проблемы оказывают влияние на мировую экономику. В случаи дефолта, Соединенные Штаты подвергают опасности интересы международных кредиторов, так как доллар является мировой резервной валютой, пострадают экономики всех стран. Проблема ежедневного увеличения госдолга США требует немедленного решения со стороны правительства страны, иначе они могут безвозвратно потерять доверие мировых рынков к кредитоспособности США и это пошатнёт особый статус доллара как единой резервной валюты. Экономические обозреватели внимательно следят за ходом развития долгового кризиса и прогнозируют его последствия.

Данная работа структурно разбита на четыре главы. В первой главе дана ретроспектива американского госдолга, рассмотрены ключевые этапы его развития, а также описаны кризисы госдолга США, исключая последний кризис 2011 г. Во второй главе мы покажем, чем по сути является государственный долг США, кто является его основными владельцами и какие страны являются самыми большими кредиторами США. В третьей главе рассмотрена роль госдолга США в мировой экономике. В четвертой главе будет дан краткий анализ перспектив развития государственного долга США, в частности рассмотрен долговой кризис августа 2011 г. и меры Федерального правительства США по преодолению кризиса и дальнейшему регулированию госдолга.

История госдолга США

«Долг США, внешний и внутренний, —
это цена американской свободы».
Александр Гамильтон

Появление госдолга


Впервые госдолг США был зафиксирован 1 января, 1790 г. и равнялся $52,788,722.03. Он состоял из долга Континентального конгресса и $191,608.81, заимствованных Секретарем казначейства Александром Гамильтоном у Нью-Йоркских банков для покрытия расходов нового правительства.[2] На рис.1 представлена эволюция величины американского госдолга по отношению к ВВП.

Рис. 1
http://www.economicshelp.org/blog/2350/economics/historical-us-national-debt/

Затем госдолг возрос в результате Войны за независимость и 1 января 1791 г. Статьей конфедерации и вечного союза, первым конституционным документом США, был установлен на уровне $75,463,476.52, или $1,75 млрд. в долларах 2010 г.[3] Это означало, что каждый американец был должен $350. С 1796 по 1811 гг. в США было зафиксировано четырнадцать бюджетных профицитов и два дефицита. Госдолг резко повысился в 1812 г., в результате значительных расходов на Англо-американскую войну, однако в результате восемнадцати бюджетных профицитов в течение последующих двадцати лет США удалось погасить 99,97% своего долга.

Очередной резкий рост долга пришелся на Гражданскую войну. С 1860 по 1863 гг. он увеличился почти в 20 раз с $65 млн. до $1 млрд, а концу войны госдолг равнялся $2,7 млрд. Тридцать шесть бюджетных профицитов и одиннадцать дефицитов в последующие сорок семь лет позволили покрыть около 55% долга.

Первая Мировая Война и Великая Депрессия

Новое скачкообразное увеличение государственного долга США было вызвано Первой Мировой войной и огромными военными расходами: долг увеличился до $27 млрд. В последующее десятилетие федеральный бюджет США был профицитным, что дало возможность значительно уменьшить размеры долга. С 1920 до 1930 годы задолженность США была сокращена на 38.2% до $16.2 млрд. А в последующие несколько лет долг составлял не более 5% ВВП страны.

Рис. 3 Congressional Budget Office, «Federal Debt and the Risk of a Fiscal Crisis", July 27 2010

В 1932 году президент Герберт Гувер сбалансировал бюджет и сократил государственные расходы, чем, кстати, ускорил темпы спада экономики, переживавшей беспрецедентный в истории США кризис — «Великую Депрессию». Его приемник президент Рузвельт начал бороться с кризисом путем проведения обширных реформ, направленных на сокращение безработицы и борьбу с нищетой. Несмотря на то, что ему удалось вывести экономику США из кризиса, его политика стала причиной значительного увеличения бюджетного дефицита. Долг американского государства увеличился почти до $43 млрд. Вторая Мировая война и колоссальные военные затраты нанесли еще более сильный удар по американскому бюджету: в 1945 году государственный долг США составлял уже $258.7 млрд.

В 1980-е годы, при правлении президента Рональда Рейгана государственный долг страны впервые резко вырос не из-за внешних причин, а в результате непродуманной финансовой политики. Рейган провел крупное сокращение налогов, при этом, однако, государственные расходы не уменьшились, а, наоборот, возросли, что стало причиной утроения размеров государственного долга. В 1990 году он достиг $3 трлн.233 млрд.

2000-е годы

С 1992 по 2000 годы экономика США переживала период экономического подъема. Однако, крах интернет-компаний и террористические атаки 11 сентября 2001 года стали одной из многих причин начала резкого спада в экономике страны. По оценкам Heritage Foundation, 2000-2003 годы были рекордными для США по уровню бюджетных расходов.[4] На каждую американскую семью администрация США затратила $73 273 (учитываются все виды государственных расходов). Большие траты были зафиксированы в США лишь во время Второй Мировой войны. Только за период с 2001 по 2003 год расходы США выросли на 16%. Государственный долг США вырос из-за значительного увеличения расходов на оборону и безопасность, а также военных действий в Афганистане и Ираке. В результате, в 2002 году государственный долг США достиг $6 трлн. 228 млрд.


Структура госдолга

Что из себя представляет госдолг США?

Министерство Финансов США одалживает деньги за рубежом и внутри страны путем продажи казначейских векселей, облигаций и других ценных бумаг. Значительная доля государственного долга США представляет собой ценные бумаги Казначейства США (U.S. Treasurysecurities или U.S. Treasuries), которые подразделяются на 4 вида, в зависимости от срока погашения:

  1. Краткосрочные казначейские векселя (Bills) — до 1 года
  2. Среднесрочные казначейские облигации (Notes) — от 1 года до 10 лет
  3. Долгосрочные казначейские облигации (Bonds) — более 10 лет
  4. Казначейские защищенные от инфляции облигации (TreasuryInflation-ProtectedSecuritiesTIPS) — 5, 10 и 30 лет

В последние годы возник явный уклон в сторону краткосрочных обязательств (bills) по сравнению с долгосрочными (bonds). Такая структура долга (преимущественно краткосрочные обязательства) выгодна США, поскольку существенно уменьшает расходы на содержание долга. В то же время существует высокий риск недостаточного спроса долговых бумаг с крайне низкой доходностью.[5]

Стоит отметить, что к государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем.

Держатели госдолга

Держателей американского госдолга можно разделить на две группы:

  1. негосударственные кредиторы (public debt), которые включают в себя инвесторов (частных и институциональных), Федеральную Резервную Систему (Центральный банк США) и иностранные государства
    государственные фонды США (intragovernment debt), такие как фонд социальной защиты, фонд медицинского страхования и др.


 

Рис. 3
http://www.futures101.ru/struktura-gosdolga-ssha/

Как видно из диаграммы на рис. 3, почти половину, 47% от долга держут на руках непосредственно ФРС и правительство США, в фонде социального страхования и ему подобных. Они, в некотором смысле, должны сами себе. И таким образом, выплаты по половине облигаций возвращаются обратно в Казначейство США.

Интересно также рассмотреть, в каких государственных фондах сосредотачивается наибольшая величина долга. На рис. 4 представлена диаграмма, иллюстрирующая распределение госдолга США между различными фондами.

Рис. 4 GAO, Financial Audit: Bureau of the Public Debt «s Fiscal Years 2010 and 2009 Schedules of Federal Debt

Как видно из диаграммы, наибольшее количество долга (57%) сосредоточено в фонде социальной защиты (SocialSecurityTrustFunds). Следом идет фонд поддержки ветеранов и инвалидов (CivilServiceRetirementandDisabilityTrustFund — 17%) и фонды здравоохранения (17%)

.

Рис. 5 U.S. Department of Treasury/Federal Reserve Board


Также интерес представляет распределение долга между странами (рис. 5).

 

Долговой кризис США 2011 г.

 

Одна из ключевых и важнейших особенностей американского быта — жизнь в кредит. По данным Федеральной резервной системы США, в конце прошлого года задолженность американских потребителей составляла более 2,4 трлн долларов. Среднестатистический американец имеет кредит на дом, кредит на машину, кредит на учебу, кредиты на бытовую технику и так далее, но самым быстрорастущим компонентом долга остается задолженность по кредитным картам. История кредитных карт началась еще в 1914 году, но полного расцвета они достигли только в 1958 году. Это означает, что большинство ныне живущих американцев, включая политиков, родились и выросли в обществе, где занять деньги — легко, просто и приятно. А учитывая то, что физическому лицу в США относительно легко объявить себя банкротом, большинство даже не задумывается о том, как возвращать полученные кредиты.

Внешний долг США достиг более 14 трлн долларов за последние 10 лет увеличившись более, чем в три раза.

По данным Министерства финансов США, сейчас внешний долг Америки составляет 94% от ВВП. С момента прихода к власти президента Барака Обамы в январе 2009 года внешний долг США вырос на 2,4 трлн долларов. За весь период правления Джорджа Буша-младшего этот показатель вырос на 4,9 трлн долларов.[6]

Особенностью долгового кризиса в США является неспособность целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.

Американское правительство — это самый крупный обременённый долгами потребитель, взявший в долг у кредиторов по всему миру, чтобы покрыть 43% своих расходов в этом году. И это самый крупный заем Вашингтона со времен Второй мировой. Но США уникальны: из-за своих огромных размеров их нельзя считать обычным заемщиком. Взять хотя бы то, что, если США не выполнят свои обязательства по долгам (как Греция или Ирландия), может разразиться такой финансовый хаос, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется незначительным. Кроме того, благодаря тому, что доллар в течение долгого времени считается резервной валютой среди мировых инвесторов, Вашингтон всегда может напечатать еще долларов, чтобы уверить, что он может платить по своим счетам. Ни один другой заемщик не может позволить себе такой роскоши.

Уникальные привилегии США обеспечивают их большими воздушными подушками. Но эти подушки также скрывают всю глубину проблемы и позволяют Вашингтону продолжать накапливать долги вместо того, чтобы избавиться от этой привычки. Например, быстро увеличивающийся национальный долг, составляющий сейчас более 14 трлн долл, может вскоре превзойти общий размер всей американской экономики. Сейчас США тратят на выплаты по процентам меньшую часть бюджета, чем тратила раньше, но это потому, что процентные ставки сейчас необыкновенно низкие. В этом году оплата процентов по национальному долгу будет стоить налогоплательщикам 210 млрд долл, что меньше, чем оплата между 1995 и 2000 годами. Расходы по процентам в этом году составят 5,4% от всех федеральных затрат в сравнении с 12,5% в 2000. И это одна из причин, почему политики могут много болтать о долгах США, но на самом деле ничего не делать.

На Америку продолжает накатывать «снежный ком» долгов. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года — 2,610 триллионов, за 3 года — 4,839 триллионов!

Рис. 6
http://spydell.livejournal.com/351916.html

Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг — упирается в планку — уменьшаются госрасходы — угроза экономическому росту — вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился — до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 — до нуля в 2011, и только.

Опубликованная в конце июля очередная порция макроэкономической статистики по США в очередной раз подтвердила небезосновательность подозрений экспертов относительно набирающего силу снижения уровня экономической и инвестиционной активности, а также сжатия промышленного производства. По итогам 1 кв. 2011г. годовой прирост американского ВВП едва превысил отметку в 1,9%, что является крайне низким значением и недостаточно для поддержания кредитоспособности США как заёмщика. При этом ещё больше опасений вызывает наблюдающееся в последнее время снижение уровня экономической активности. Если в 4 кв. 2009г. годовой прирост ВВП превышал 5%, то в 4 кв. 2010г. динамика создания добавленной стоимости снизилась до 3,1%, информация представлена на графике 3.

График 3. ВВП США в % к предыдущему периоду.

Наряду с государственным долгом, оценивающимся в $14,5 трлн., существует также долг домашних хозяйств ($13,3 трлн.), корпоративный долг ($10,9 трлн.), долг финансовых организаций ($14,1 трлн.). Итого совокупный долг всех субъектов экономики США превышает отметку в $53 трлн., что составляет более 355% ВВП крупнейшей экономики в мире.

Если не сократить размер внешнего долга, тогда возможно наступления технического дефолта, который может привести к катастрофе для мировой экономике. Технический дефолт — это невыполнение обязательств без формального банкротства, ситуация, когда заёмщик нарушил договор займа, но физически он этот договор выполнять может.

Влияние госдолга США на мировую экономику

В мировой экономике США доминирует по основным экономическим показателям, являясь лидером:

  1. Крупнейшая экономика
  2. Крупнейший рынок сбыта
  3. Крупнейший инвестор
  4. Крупнейший должник

Пока доллар США остается мировой резервной валютой, американские экономические проблемы будут оказывать влияние на всю мировую экономику. От сбережений государств, накопленных в американской валюте, невозможно избавится сразу. А в случае технического дефолта США для экономик других стран могут возникнуть следующие последствия:

  1. отток капитала из развивающихся стран (в том числе из России) из-за снижения инвестиций,
  2. ускорение инфляции вследствие вывода большой массы денег в наличный оборот,
  3. обесценивание национальных валют,
  4. снижение зарплат,
  5. падение цен на недвижимость,
  6. рост процентных ставок по депозитам до 200%.

Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, являющегося крупнейшим иностранным держателем американских государственных облигаций. Перед Китаем встало немало сложных вопросов, в том числе сокращение активов в иностранной валюте, негативному влиянию подверглась экспортная торговля, возросло давление с импортируемой инфляцией. Аналитики отмечают, что в связи с медленным восстановлением американской экономики, в последующие несколько лет китайские предприятия, занятые в области импорта и экспорта, возможно, столкнутся со слабым внешним спросом, повышением валютного курса, неблагоприятной обстановкой из-за постоянных международных торговых трений. Экспортная торговля Китая, крупнейшего экспортера в мире, непременно, окажется под негативным влиянием. Эксперты отрасли отмечают, поскольку доллар — самая главная расчетная валюта в мире, «новое печатание долларов», вызванное долговым кризисом в США привело к девальвации американской валюты, это и стало причиной роста цен на товары массового потребления в долларах. Таким образом, возросло давление с импортируемой инфляцией в Китае, крупного импортера сырья.

Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, что он должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.

На страны Европы долговой кризис не оказывает непосредственное влияние, так как их сбережения в евро. Негативное влияние происходит за счет ухудшения мирового товарооборота, скачков цен на нефть и ценные бумаги. Хотя долговому кризису Европы поспособствовала экономическая нестабильность именно США. Это два крупных экономических и финансовых центра, оказывающие влияние на экономики друг друга и мировой.

Проблемы банковского сектора США затрудняют кредитование во всем мире и подрывают мировую экономику. Это, в свою очередь, наносит ущерб Латвии, так как латвийская экономика базируется в основном на экспорте и падение спроса со стороны основных торговых партнеров, при ограничении банками финансирование бизнеса, будет означать и сокращение заказов у латвийских производителей.

Долговой кризис США не дает нормально функционировать фондовым рынка, провоцируя очередные обвалы. Так в начале августа 2011года Standard & Poor «s впервые в новейшей истории снизило наивысший рейтинг Америки до AA+ на фоне опасений, связанных с ростом дефицита бюджета страны. Это решение вызвало резкий обвал на фондовых и сырьевых рынках; конвульсивные спады и подъемы продолжались еще в течение недели.

Индексы российских бирж снизились вслед за мировыми, потеряв по итогам основных торгов 0,2%. плохие данные из США повлияли и на азиатские рынки, которые в итоге закрылись в минусе. Ведущие индексы потеряли 1,3—1,6%. В Азии есть и свои опасения — ухудшение деловой активности в Китае и ожидание, что китайские власти повысят кредитные ставки. Пессимизма торгам в Азии добавили и плохие новости из Европы. Агентство Moody «s снизило кредитный рейтинг Греции сразу на три ступени — с В1 до Саа1. По этой причине европейские индексы теряют в пределах 1%.

Долговой кризис США порождает реальную дилемму для зарубежных кредиторов. Они должны либо идти на колоссальный и прямой финансовый риск, связанный с дефолтом в США, либо покупать дополнительные американские облигации, подвергая себя опасности. США могут воспользоваться возможностью долгового дефолта, чтобы угрожать другим странам. Таков страшный системный риск, заложенный в нынешней международной финансовой системе.

В то же время, долговой кризис США стал предупредительным сигналом для крупных иностранных держателей американских государственных облигаций. Они должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.

В эпоху после глобального финансового кризиса усиливается единодушие по поводу того, что международную систему валютного обмена за базе доллара необходимо как можно быстрее реформировать. Избавление от доллара не только служит интересам стран-кредиторов, но и обеспечивает стабильность и надежность мировой финансовой системы.


1. «Внешний долг США бьет все рекорды: он увеличивается на миллион в минуту» http://news.students.ru/index.php?newsid=1386

2. «The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt

3.«The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt

4. «The Guidelines for Reducing Wasteful Government Spending» The Heritage Foundation http://www.heritage.org/research/reports/2003/02/ten-guidelines-for-reducing

5. «Про структуру американского долга» МФД-ИнфоЦентр http://mfd.ru/blogs/posts/view/?id=384

6. «Внешний долг США достиг рекордных 13 трлн. долл.» РБК. http://top.rbc.ru/economics/03/06/2010/415658.shtml


Источники

1. Супян В. Современная Социально-экономическая модель США / В. Супян // Международные процессы. — 2005. — 21 марта. — №2(8)

2. Евстигнеева Е. Нобелевские лауреаты предрекли долгий кризис / Е.Евстигнеева // Утро.ру — 2011. — 23 августа. — Режим дутупа: http://www.utro.ru/articles/2011/08/23/993827.shtml

3. Риски и глобальные дисбалансы / Л. Григорьев, М. Салихов//Экономическое обозрение. — 2007. — №6.

4. «Внешний долг США бьет все рекорды: он увеличивается на миллион в минуту» http://news.students.ru/index.php?newsid=1386

5. «Внешний долг США достиг рекордных 13 трлн. долл.» РБК. http://top.rbc.ru/economics/03/06/2010/415658.shtml

6. США — возможно дефолт, Греция почти точно дефолт. Что ждет экономику? // Первый областной. — 2011. — 21 июля. — Режим доступа: http://www.1obl.ru/news/economics/2011/07/21/defolt/

7. Дефолт США откладывается, но не отменяется! / А. Вязовский, Е. Туржанская. // KF News. — 2011 г. — 2 августа. — Режим доступа: http://kf-news.ru/special-investigations/defolt-ssha-otkladivaetsya-no-ne-otmenyaetsya.html

8. www.eh.net

9. http://www.treasury.gov

10. http://www.publicdebt.treas.gov/

11. http://www.gao.gov/

12. http://www.treasurydirect.gov/tdhome.htm

13. http://www.usdebtclock.org/