«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(19), 2011

Научная студенческая конференция «Глобализация мировой экономики»

Участие Узбекистана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

Улугова Х., студентка III курса МО

Статья посвящена специфике участия Узбекистана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

Ключевые слова: Узбекистан, постсоветское пространство, интеграция, ОДКБ, ГУАМ (ГУУАМ), ШОС, ЕврАзЭС, Зона свободной торговли, внешнеторговый оборот

Kh.Ulugova. Uzbekistan’s participation in integration processes in the post-Soviet space. The article covers the nature of Uzbekistan’s participation in integration processes in the post-Soviet space and its specifics

Key words: Uzbekistan, post-Soviet space, integration, Collective Security Treaty Organization (CSTO), the GUAM (GUUAM) Organization for Democracy and Economic Development, the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the Eurasian Economic Community (EurAsEC), free trade area

Экономическое положение Узбекистана в постсоветский период

С распадом СССР в 1991 г. все бывшие советские республики, в том числе и Узбекистан, оказались в крайне тяжелом положении. Была ликвидирована централизованная система организации экономической деятельности на всем постсоветском пространстве, разрушена сложившаяся за десятилетия система товарно-денежного обращения, что подразумевало собой дезинтеграцию СССР в целом.

В результате этого перелома Узбекистан не только потерял в лице бывших советских республик традиционных потребителей и поставщиков, но и оказался в стороне от финансовой системы России и других стран СНГ. Более того, страна не обладала такими богатыми природными ресурсами, как, например, Россия или Казахстан, сельское хозяйство было ориентировано преимущественно на хлопководство, и вообще вся экономика была замкнута исключительно на другие республики Союза.

Последствия были, мягко говоря, не самые обнадеживающие: было нарушено, а местами и вовсе прекращено функционирование предприятий перерабатывающей промышленности, начала разрушаться система управления энергетической инфраструктурой и водным хозяйством (которые изначально создавались как региональные или общесоюзные), крайне сильно пострадал аграрный сектор и сельское население страны в целом (так, резко в 5-6 раз упал экспорт плодовоовощной продукции вследствие того, что традиционные рынки ее сбыта оказались заполненными аналогичной продукцией с мирового рынка), резко снизилась социальная защищенность всех слоев населения. Узбекистан был фактически на грани дестабилизации.

Но страна выдержала это непростое испытание. И в данном случае нельзя игнорировать тот факт, что во многом этому способствовало отведение государству ведущей роли в реформировании экономической, политической и социальной систем. О многом говорит хотя бы тот факт, что ВВП Узбекистана первым среди других стран СНГ к 2001 году смог превысить уровень 1991 года, а в последние годы экономический рост характеризуется на уровне 8-9 процентов (незначительно при этом снизившись в период кризиса).

На сегодняшний день, несмотря на все трудности, проблемы, вызовы и испытания, которые пришлось преодолеть за двадцать лет независимого развития, Узбекистан достиг разительных перемен в динамике и структуре экономики, развитии производственного и экспортного потенциала, социальной сфере, уровне и качестве жизни населения. Достаточно сказать, что за двадцать лет валовой внутренний продукт республики по паритету покупательной способности вырос в 3,4 раза — с 27,1 до 92,3 миллиарда долларов США, объем промышленной продукции — в 3 раза [1].

В результате последовательного осуществления структурных преобразований в годы независимости Узбекистан из страны с однобокой, преимущественно сырьевой и сельскохозяйственно-направленной экономикой превратился в государство с диверсифицированной структурой производства, где ведущая роль отводится современному индустриальному сектору экономики, ускоренному развитию высокотехнологичных отраслей и сферы услуг.Это наглядно демонстрирует нижеприведенная таблица.

Таблица 1.Основные макроэкономические показатели Узбекистана

 

1992

1996

1999

2003

2007

2009

ВВП, млрд. сум

443,9

559,1

2128,7

9844,0

28190,0

48097,0

Промышленная продукция, млрд. сумм

516,0

233,6

1296,8

6127,5

18447,6

28009,3

С/х продукция, млрд. сумм

216,4

124,4

891,5

4094,2

9304,9

12642,6

Платные услуги населению, млрд. сум

17,2

17,0

190,1

948,4

3038,3

6298,0

Источник: данные Государственного Комитета РУ по статистике

За этот период в структуре ВВП доля промышленности возросла с 17 до 24 процентов, доля услуг — с 34 до 49 процентов. Созданы новые отрасли экономики — автомобилестроение, нефтегазохимическая, фармацевтическая, современные пищевая и текстильная промышленности. Наряду с этим были достигнуты зерновая независимость и рост совокупных объемов сельскохозяйственного производства в 1,8 раза. В результате за годы независимости при обеспечении стабильного производства хлопка в структуре сельскохозяйственного производства доля хлопка-сырца сократилась с 47,7 до 11,1 процента, а объем производства зерновых культур вырос в 3,7 раза, мяса — в 1,9 раза.

В Узбекистане велики и многообразны природные ресурсы, которые создают благоприятные условия для развития экономики. Их важнейшими слагаемыми являются в индустрии — крупные запасы полезных ископаемых (более 2700 месторождений и перспективных проявлений примерно 100 видов минерального сырья), в сельском хозяйстве — обширные массивы плодородных земель, пастбищ, обилие солнечного тепла и света, немалые водные ресурсы.Узбекистан входит в число мировых лидеров по обеспеченности запасами серебра, вольфрама и фосфоритов, калийной соли, редкоземельных металлов и других ценных минералов, в частности, по разведанным запасам золота на четвертом, урана — седьмом, молибдена — восьмом, по подтвержденным запасам меди — на 10-м, природного газа — 14-м месте в мире. По площади искусственно орошаемых земель страна на 11 — м месте в мире; по добыче кадмия — на третьем, урана — шестом, золота и природного газа — восьмом месте, а также является одной из 15 крупнейших на планете стран по добыче молибдена, полевого шпата и ряда других видов промышленного сырья.По производству каракуля Узбекистан на втором, хлопка — пятом, шелка-сырца — шестом месте в мире.Также он во второй десятке стран, лидирующих по выпуску серной кислоты, азотных удобрений, минеральных смазочных масел и парафина, хлопчатобумажной пряжи и тканей, томатной пасты, сухофруктов, сбору бахчевых и винограда, настригу шерсти, по грузообороту железнодорожного транспорта. Важное место в экспорте страны занимают хлопок и уран (второе и третье место в мире, соответственно) [2].

Важнейшим фактором экономического развития страны стало создание благоприятного инвестиционного климата и проведение активной инвестиционной политики, что позволило за годы независимости увеличить в 11,6 раза объем ежегодно осваиваемых капитальных вложений, обеспечить качественные изменения их структуры по источникам финансирования и направлениям использования. Если в 1990 году свыше 46,3 процента всех инвестиций составляли средства государственного бюджета, то в 2010 году нецентрализованные источники обеспечили 57,9 процента, а иностранные инвестиции — 29,1 процента всех капитальных вложений. При этом инвестиции в производственную сферу выросли за этот же период с 58,3 до 73,5 процента. В годы независимости введены в эксплуатацию крупнейшие промышленные объекты — Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртанский газохимический комплекс, Кунградский содовый завод, Дехканабадский завод калийных удобрений, автомобильные заводы в Асаке и Самарканде, более двадцати предприятий с иностранными инвестициями по производству автомобильных комплектующих, десятки современных текстильных комплексов и многие другие предприятия.

Таблица 2.Объем и отраслевая структура иностранных инвестиций и кредитов в экономику Узбекистана за 2006-2010гг.

Источник: данные Государственного Комитета РУ по статистике

За годы независимости внешнеторговый оборот страны увеличился в 27,1 раза, в том числе экспорт — в 29,5 раза, соотношение внешнеторгового оборота к ВВП возросло с 6 до 56,1 процента. Узбекистан из страны, которая в основном вывозила сырье и ввозила готовую продукцию, превратился в экспортера готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, осуществляя в основном импорт высокотехнологичного оборудования, предназначенного для технической и технологической модернизации производства.

Таблица 3. Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан

Источник: данные Государственного Комитета РУ по статистике

Тем не менее Узбекистан очень часто подвергается критике за свое, скажем, метание между Западом и Россией, или постсоветскими государствами. Но, во-первых, это не совсем метание, а, я бы сказала, проведение политики балансирования, или, как ее еще называют, политики «многовекторности». А во-вторых, разве в условиях геоэкономической и геополитической дезинтеграции на постсоветском пространстве существует ли более успешная политическая линия? Ведь балансирует не только Узбекистан. Россия и Казахстан, например, не меньше Узбекистана, декларируют желание стать членами ВТО, то есть попытаться совместить две заведомо конфликтующие стратегии: региональной экономической интеграции и интеграции в глобальное экономическое пространство.

Первые шаги на пути к интеграции. ОДКБ и ГУУАМ

Узбекистан никогда не выступал против интеграции. Напротив, в одной из своих первых книг, изданных на заре узбекской независимости, сам И.А.Каримов призывал «в качестве стратегической перспективы внешней политики» к «налаживанию евразийского экономического и культурного моста — аналога Великому Шелковому Пути"[3]. Но при этом в стране после приобретения независимости с особым вниманием относятся к национальным интересам. Более того, И.А.Каримов интересы страны ставит превыше всего остального. Он активно следует британской формуле: у страны нет постоянных друзей, есть лишь постоянные интересы. Этим и обусловлена специфика участия Узбекистана в интеграционных процессах, развернувшихся в 1990-х годах и продолжающихся по сей день.

Региональная интеграция в рамках СНГ должна была затрагивать все основные сферы: политическую, экономическую и, безусловно, сферу безопасности. Поэтому 15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте (прошу обратить на это внимание) договор о коллективной безопасности (ДКБ) и о организации на базе этого договора (ОДКБ), к которому позднее присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия.

Но как уже было отмечено, по мере становления союзных республик в качестве независимых субъектов международных отношений нарастали расхождения их политических курсов. Влияние России на постсоветском пространстве стало постепенно ослабевать, а в борьбу за влияние на постсоветском пространстве стали активно включаться многие центры мировой политики. Это не в малой степени послужило причиной размежевания в рамках Содружества. В итоге в 1999 году, когда пришло время продлевать ОДКБ, государства, группировавшиеся вокруг России — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан — сохранили свое членство, а Грузия, Узбекистан и Азербайджан вышли из договора. Узбекистан присоединился к созданному в 1997 году объединению — ГУУАМ (в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии), опиравшееся на поддержку извне (преимущественно США) и нацеленное в первую очередь на ограничение влияния России в Закавказье, каспийской и черноморских зонах.

В те годы Узбекистан больше склонялся к Соединенным Штатам. Еще до террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года узбекский лидер И.А Каримов, опытный, по-восточному гибкий политик, открыл для военных и спецслужб США такие возможности, каких они не имели ни в одной стране Центральной Азии: на территории Узбекистана была открыта американская военная база, официально для содействия в проведении афганской операции. После 11 сентября Ташкент еще более круто повернул свою внешнеполитическую ориентацию в сторону Соединенных Штатов, отдав в их распоряжение авиабазу «Ханабад» и вспомогательный аэродром «Кокойты». Одновременно ВВС Германии основались на базе в Термезе. Таким образом, Узбекистан весьма плотно вписался в систему прикрытия военно-стратегических интересов США и НАТО в Центральной Азии. Но недолго было суждено продлиться таким дружественным отношениям.

Формальным поводом для разрыва стали события в Андижане, повлекшие за собой человеческие жертвы. Количество этих жертв, как и сам характер события, получили полярную трактовку на Западе и у официальных властей Узбекистана. США и ЕС увидели в случившемся жестокое подавление «ташкентской диктатурой» социального бунта населения. Каримов обвинил во всем радикальную исламистскую организацию «Акромия» и западных подстрекателей.

В данной ситуации сложно найти правых и виноватых, но, тем не менее, причиной охлаждения между Ташкентом и Вашингтоном были вовсе не права человека. В центре этого разрыва — своеобразная политика администрации США по отношению к своим, назовем их, партнерам. Отслужили свое? Пора заменить. В Вашингтоне не скрывали, что, получив базы на территории Узбекистана, там воспринимали И.А.Каримова как исчерпавший свои ресурсы человеческий материал, который было самое время убрать в пользу более управляемого лидера. Разумеется, Каримов об этом тоже не мог не догадываться.

Этот разрыв был тесно связан с выходом Узбекистана из ГУУАМ. Как позднее отметил министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов, участие Узбекистана в ГУУАМ было продиктовано стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества. Однако каких-либо позитивных результатов в течение 4 лет участия, как сказал министр, достигнуто не было. Действительно, в рамках ГУУАМ не удалось решить ни одной проблемы: не состоялась зона свободной торговли в границах ГУУАМ; дополнительно к прежним появились новые угрозы безопасности внутри некоторых стран (в Грузии вышла из-под контроля центральной власти зона Панкисского ущелья, в Молдавии усилились автономистские тенденции в Гагаузии). Кроме того, энергетическая зависимость от Москвы не уменьшилась, а роль российского капитала в ГУУАМ усилилась после выкупа Россией части нефтеперерабатывающих украинских предприятий. Поэтому уже в 2002 году в Узбекистане было принято решение покинуть организацию и сосредоточиться на развитии дружественных и взаимовыгодных двусторонних отношений с Азербайджаном, Грузией, Украиной и Молдавией. Официально о выходе страны из ГУУАМ было объявлено в мае 2005 года.

Смена приоритетов. ШОС

Узбекистан вновь начал перестраивать свою внешнюю политику. Политическая логика подталкивала И.А.Каримова к принятию «российско-китайского» рецепта, который означает ставку не на демократизацию, а на стабильность, на сильную власть и сохранение действующего режима, которому дается карт-бланш в вопросе противостояния оппозиции, особенно, если последняя прибегает к вооруженным методам борьбы. В частности, в июне 2001 г. Узбекистан стал одним из соучредителей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это, по мнению наблюдателей, означало не только неудовлетворенность результатами деятельности ГУУАМ, но и попытку заручиться поддержкой Китая и России. Понятно, что и Россия, и Китай поддержали действия каримовского режима в Андижане, позволив последнему избежать международной изоляции, на которую его, на первый взгляд, обрекала жестко негативная позиция западных государств, СМИ и общественных организаций.

Страны ШОС являются традиционными торговыми партнерами Республики Узбекистан. По итогам последних лет на данную группу стран приходится в среднем около 40% всей торговли Узбекистана.

Таблица 4. Торговля Узбекистана со странами ШОС

 

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Товарооборот Узбекистана со странами ШОС в (млн.долл.)

3 289,7

4 830,7

6 365,3

6 501,6

Доля стран ШОС во внешнеторговом товарооборот Узбекистана в (%)

34,6%

44,8%

44,7%

34,1%

Источник: данные Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли РУ

За период с 2005 по 2008гг. товарооборот Узбекистана со странами ШОС увеличился практически в два раза и составил более 6,5 млрд. долл. Основным внешнеторговым партнером Узбекистана среди стран ШОС является Российская Федерация и Китайская Народная Республика. По итогам 2008 года на долю РФ от общего товарооборота пришлось более 59% торговли республики со странами ШОС и на долю КНР 19,9% соответственно.

На территории Узбекистана при участии инвесторов из стран ШОС созданы 1273 совместных предприятий из них 245 предприятий со 100% иностранным капиталом. А на территории государств-членов ШОС созданы 496 предприятий при участии резидентов Республики Узбекистан. При Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли аккредитованы представительства 198 фирм и компаний из стран ШОС.

ЕврАзЭС. Усиление эффективности интеграционных процессов в СНГ

Прямым отражением изменения позиции Узбекистана стало ее вступление 25 января 2006 года в ЕврАзЭс, куда также входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Тогда интеграционные процессы получили дополнительный импульс под впечатлением настырной попытки со стороны США насадить свои режимы на бывшем советском пространстве. Отныне более важную роль стало играть сотрудничество с одним из авторитетнейших государств мира, то есть Россией, к тому же играющей важную роль в регионе. Именно это решение в полной мере отвечало национальным интересам страны. В 2007г. объем взаимной торговли достиг максимального показателя, превысив 4 млрд. долл. Он вырос на 39,7% к 2006г. и составил 4 038 млн. долл. Экспорт увеличился на 48,8% до 2 473,0 млн. долл., импорт составил 1 565,1 млн. долл.

Договор о стратегическом партнерстве 2004 г. и Договор о союзнических сношениях между государствами 2005 г. стали важным шагом для развития торгово-экономического взаимодействия, привлечения российских инвестиций в экономику Узбекистана, в частности путем создания совместных проектов и предприятий и участия в программе приватизации. Узбекистан в лице России получил влиятельного защитника на международной арене, а Россия подтвердила свой статус региональной державы в Центральной Азии. По итогам 2008г. внешнеторговый оборот между странами составил 3 849,6 млн. долл. (снижение на 5%), экспорт республики — 1 986,5 млн. долл., импорт из России — 1 863,1 млн. долл. Положительное сальдо составило 123,4 млн. долл.

Основными статьями экспорта явились легковые автомобили (28,6%), услуги (26,3%), плодоовощная продукция (16,3%), природный газ (11,3%), текстильные изделия (5,7%), химическая продукция (4,1%), различное оборудование (3,6%), цинк (1,08%), хлопковое волокно (0,4%), медь и изделия из нее (0,14%) и др.

Импорт в основном был представлен машинами и оборудованием (38,5%), древесиной и изделиями из нее (18,3%), черными и цветными металлами (13,5%), химической продукцией и изделиями из нее (11,1%), услугами (7,1%), продовольственными товарами (4,2%), бумагой (2,2%) и др.[4]

Чрезвычайно важным моментом стало возвращение в 2006 году Узбекистана в Организацию Договора о коллективной безопасности, которая превратилась в стержневой инструмент обеспечения безопасности на постсоветском пространстве и стала весомым фактором эффективности интеграционных процессов в СНГ.

Новый «поворот» к Западу. Выход из ЕврАзЭс

Тем не менее осенью 2008 года наметилось и улучшение отношений Узбекистана со странами Запада, заинтересованными в обеспечении их среднеазиатскими энергоресурсами в обход России и создании не связанного с Россией обеспечения пути доставок грузов, необходимых для проведения ими военной кампании в Афганистане. В частности, 13 октября с Узбекистана была сняты наложенные после андижанских событий санкции, касающиеся визитов узбекских чиновников за рубеж. Окно возможностей на Западе приоткрылось — и, очевидно, Узбекистан надеялся на получение ресурсов не только со стороны России и Китая, но и с Запада тоже. Если мы вновь обратимся к нашей таблице по товарообороту Узбекистана со странами ШОС, то увидим, что именно в 2008 заметно снизилась доля этих стран во внешнеторговом товарообороте РУ.

Тем не менее в структуре внешнеторгового оборота Узбекистана значительную долю продолжали занимать страны СНГ,

Рис. 1 Десятка лидеров внешнеторгового оборота Узбекистана в 2008 г.

но их доля также значительно снизилась с 2007 года, как видно из графика.

Источник: РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"

С возможным поворотом Узбекистана в сторону Запада в прессе связывалась и приостановка его членства в ЕврАзЭС в ноябре 2008 года. Сам И.А. Каримов обосновал это решение тем, что деятельность ЕврАзЭС во многом дублировала работу СНГ и ОДКБ (членство в которых Узбекистан сохранял), а также разногласиями с другими членами экономического сообщества по поводу организации таможенного союза.

В письме президента Узбекистана Ислама Каримова, направленном в адрес Интеграционного комитета ЕврАзЭС говорится:

«Основные целевые задачи и перечень обсуждаемых вопросов, поставленных в повестку дня ЕврАзЭС, во многом повторяют деятельность СНГ и ОДКБ. Не говоря уже о том, что в структурах, отраслевых и межведомственных советах, а также Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и ОДКБ практически принимают участие одни и те же государства-члены. Все это приводит к дублированию и параллелизму в работе межгосударственных структур на постсоветском пространстве и, как результат, безусловно, сказывается на эффективности и результативности их деятельности».

В обращении также отмечается, что еще одной причиной решения Узбекистана стало его несогласие с принципами присоединения государств ЕврАзЭС к Таможенному союзу Белоруссии, Казахстана и России (он работает с 1 июля 2010г., а 19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было объявлено о заявке на присоединение к нему Киргизии)

«Предусмотрено, что оставшиеся страны-члены (ЕврАзЭС) присоединятся к документам Таможенного союза без каких-либо оговорок и замечаний, то есть без обсуждения и учета насущных интересов каждого государства. Само собой разумеется, что такая постановка вопроса неприемлема", — подчеркнул президент Узбекистана.

В его письме отмечается, что «даже при вступлении в ВТО (Всемирную торговую организацию) предусмотрен длительный процесс, в ходе которого вновь вступающие государства имеют право отстаивать и юридически закреплять принципиальные вопросы, обеспечивающие защиту своих национальных интересов, а в варианте Таможенного союза ЕврАзЭС такое право не предусмотрено».

По мнению Андрея Грозина, зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, «основная причина того, что Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества, заключается в том, что внешняя политика Узбекистана такая же, как у соседей, — страны Центральной Азии руководствуются пресловутой «многовекторной» политикой.

Другое дело, что если остальные государства маневрируют более-менее «гладко», не провоцируя раздражения внешних игроков, то для Узбекистана характерны определенные «шероховатости», истолковываемые многими наблюдателями как зигзаги внешней политики страны».

Стоит отметить, что Узбекистан специально оговаривает за собой право на развитие двусторонних отношений (подобная ситуация сложилась и во время выхода из ГУУАМ) с бывшими партнерами по этой организации.

Так что ситуация для российского, в частности, бизнеса не изменилась в худшую сторону. Это не было в интересах ни Москвы, ни Ташкента. Динамично развиваются двусторонние отношения с Российской Федерацией. Россия занимает первое место во внешнеторговом обороте Узбекистана. По итогам 2010 года товарооборот между двумя странами достиг 6377,6 млн. долл. (29,2 % в общем объеме товарооборота республики по итогам 2010 г.). «Газпром» работает по добыче газа на месторождении Шахпахты. «Лукойл-Оверсиз» на достаточно выгодных для себя условиях получил контроль над разработкой газоконденсатного месторождения Хаузах. Активно работает российский бизнес в области коммуникаций, торговых сетей, пищепрома и пр. В целом, в экономическом секторе существует огромное количество взаимосвязей между Россией и Узбекистаном.

Зона свободной торговли. Проблема выбора

На сегодняшний день всплыла новая проблема. Вступит ли Узбекистан в Зону свободной торговли?

Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ был подписан совсем недавно (18 октября 2011 года) в Петербурге главами правительств восьми стран-членов Содружества — Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Молдавией и Таджикистаном. Кроме того, участники заседания Совета глав правительств СНГ приняли еще 28 документов. В частности, подписано соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования, валютного контроля в государствах СНГ. Также утверждено решение о концепции стратегического развития железнодорожного транспорта стран СНГ до 2020 года.

Подписано соглашение о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ и соглашение о порядке пересмотра степени секретности сведений, засекреченных в период существования СССР.

Кроме того, принято решение о выделении в 2012 году ассигнований на создание и развитие объединенной системы ПВО государств СНГ.

Как заявил российский премьер, «это фундаментальный договор, который будет лежать в основе торгово-экономических отношений наших стран». Он отметил, что «создание ЗСТ на пространстве Содружества ни в коем случае не противоречит нормам и правилам ВТО, тем более, что подписавшие этот договор Киргизия, Армения и Молдавия уже являются странами, присоединившимися к ВТО».

Три страны СНГ воздержались от вступления в зону свободной торговли: Азербайджан, Узбекистан и Туркмения заявили, что «будут изучать возможность присоединиться к договору до конца этого года».

Главным препятствием их вступления являются внутренние противоречия с другими странами СНГ. Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов: «Надо вспомнить, что Азербайджан находится в сложных отношениях с Арменией, а Узбекистан — с Таджикистаном. Плюс ко всему Азербайджан придерживается вектора, направленного на американско-европейскую политику, поэтому не заинтересован в активизации этого процесса и особых выгод для себя от интеграции с остальными странами СНГ пока не видит». К тому же, официальный Баку считает неприемлемым для себя участие в Зоне свободной торговли, куда также входит Армения. Туркмения же не хочет терять своих переговорных позиций по газовым проектам в направлении Китая, поскольку вступление в новую зону очень серьезно осложнило бы процесс переговоров как с Китаем, так и с Европейским союзом.

В этих условиях трудно говорить о движении стран СНГ к Евразийскому Союзу. Возьмем, к примеру, отношения Узбекистана и Таджикистана. Эти две страны фактически находятся на грани «холодной войны» ввиду разногласий вокруг Рогунской ГЭС. Ташкент выступает категорически против сооружения этого объекта, однако Душанбе игнорирует позицию соседа.

Сейчас Узбекистан ведет свою сложную игру, направленную на балансирование между Россией и США. В последние годы И.А. Каримов стремится улучшить отношения с Вашингтоном, которые осложнились после жестокого подавления восстания в Андижане. Примечательно, что Ислам Каримов отказался присоединиться к Зоне свободной торговли в самый канун официального визита в Ташкент госсекретаря США Хиллари Клинтон. Кстати это первый визит госсекретаря США в Ташкент после событий 2005 года. Во время двухдневного нахождения в Узбекистане, госсекретарь США неоднократно высказывался об искренней благодарности Исламу Каримову за гостеприимство, заметив, что обе страны готовы пойти на развитие более тесного взаимного сотрудничество. О чем конкретно велись переговоры неизвестно, так как они проходили за закрытыми дверями, и даже в интервью одному телеканалу, Хилари Клинтон воздержалась от высказываний на данную тему.

На данный момент очень сложно делать какие-либо прогнозы, тем более, что никакой официальной информации по поводу вступления в зону Узбекистана нет. Более того, ни на одном из правительственных порталов страны и ни в одном из печатных изданий даже не упоминается факт подписания 18 октября Договора. Поэтому, судя по всему, остается ждать (уже меньше месяца), к какому же решению придет Ташкент, какой курс он выберет в итоге. Пока же, по данным Госкомстата, в структуре внешнеторгового оборота, доля американского континента увеличилась с 2,2% в первом полугодии 2010 года до 2,7% в аналогичном периоде 2011 года. Доля Европы во внешнеторговом обороте Узбекистана также выросла с 57% в январе-июне 2010 года до 57,6% в первом полугодии 2011 года. При этом доля Азии снизилась с 40,5% до 39,5%. Это наглядно демонстрирует очередной поворот во внешнеполитической и внешнеэкономической политике страны.

Вполне возможно, в обозримой перспективе Узбекистан пересмотрит свои подходы после того, как механизмы зоны свободной торговли начнут работать.

1. Статистический сборник «Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.».

2. www.stat.uz

3. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. Ташкент, 1992, с. 37.

4. Данные Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли РУ


Литература

  • The World Bank Data/ http://data.worldbank.org/country/uzbekistan
  • Государственный Комитет Республики Узбекистан по статистике/ http://www.stat.uz/
  • Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан/ http://www.mfer.uz/rus/mejdunarodnoe_sotrudnichestvo/
  • Статистический сборник «Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.».
  • Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. Ташкент, 1992
  • Центральная Евразия. Авторский проект Владимира Парамонова/ http://ceasia.ru/
  • Архив РИА Новости/ http://www.ria.ru