«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(20), 2012

Международные финансы

Долговой кризис в ЕС

И.Потапова, к.и.н., доцент

В статье подробно анализируется долговой кризис в ЕС

Ключевые слова: долговой кризис, ЕС

I.Potapova. Debt Crisis in EU

The article deals with the detailed analysis of the debt crisis in EU

Key words: debt crisis, EU

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, привлекающей к себе пристальное внимание, стало развитие экономической ситуации в Евросоюзе. В опубликованном в начале 2012 года Всемирным Банком новом прогнозе темпов роста ВВП и мировой экономики в качестве основных рисков для глобальной экономики указаны кризис в еврозоне и уязвимость мировой финансовой системы. Согласно ежегодному прогнозу, составляемому Институтом экономики РАН, в 2012 году главными проблемами, увеличивающими неопределенность развития мировой экономики и требующими неотложного решения, будут бюджетные дефициты, обострение ситуации с государственными финансами в развитых странах и проблемы безработицы[1].

В 2011 г. в центре государственной экономической политики стран-членов ЕС стали вопросы роста объемов бюджетного дефицита и государственного долга Греции и Италии, Испании, Ирландии, Португалии и даже Франции. В этом году, по подсчетам аналитиков S&P, европейским корпорациям предстоит рефинансировать долги примерно на $1 трлн, до 2015 г. — почти на $4 трлн., Португалии, Ирландии, Греции и Испании — погасить до 2015 г. суверенные долги на $439 млрд, Италии — на $779 млрд. [2]

Обострение современных экономических проблем Евросоюза многие экономисты (в том числе Нуриэль Рубини, основатель давосских встреч Клаус Шваба и даже экс-министра финансов России Алексей Кудрин, глава Сбербанка Г. Греф и др.) охарактеризовали как вторую волну кризиса, прогнозируя развитие событий вплоть до возможного развала еврозоны и самого Евросоюза. В конце прошлого года в качестве одного из вариантов развития событий обсуждался не просто вопрос о том, выживет ли евро, но также то, как обеспечить, чтобы его гибель принесла минимум потрясений.[3] Так, накануне чрезвычайного саммита ЕС перед католическим Рождеством британский премьер Дэвид Кэмерон предсказывал неминуемое обрушение евро еще до Нового года.

Указанные тенденции и прогнозы могут иметь серьезные негативные последствия для развития мирового хозяйства в целом и для российской экономики, в частности, что определяет необходимость их всестороннего анализа.

В данной статье автор предпринимает попытку выявить сущность современного кризиса в ЕС, определить его причины и возможные последствия для экономики Евросоюза, а также для всего мира.

Причины долгового кризиса в еврозоне

Долговой кризис в Европе впервые проявился в конце 2009г. — 2010 года и обострился в середине 2011 г. Непосредственным событием, заставившим заговорить о нем, послужила угроза проведения дефолта Греции, вошедшей в еврозону еще в 2001 году и имевшей государственный долг на уровне 130% ВВП.

В настоящий момент не существует единой точки зрения на причины современных кризисных явлений в экономике ЕС. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, текущие негативные тенденции в экономике ЕС стали последствием и развитием мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Иногда долговой кризис в еврозоне определяют как «вторую волну» только прошедшего.

В 2010 гг. во многом благодаря проведению активной антикризисной политики Евросоюза большинство его экономик вышло на положительную траекторию. Так, если в 2009 году, по данным Евростата, темпы роста ВВП 27 стран-членов ЕС, так же, как и зоны евро сократились до — 4.3%, то по итогам 2010 г. — выросли на 2.0% (в зона евро темпы роста составили 1.9%). В целом, в ЕС не наблюдалось серьезных экономических потрясений с весны 2010 г. до весны 2011 г. Большинство макроэкономических показателей свидетельствовали об оживлении деловой активности не только в крупных развитых странах, но и во многих более слабых государствах ЕС.[4] Основной причиной такой перемены являлась реализация крупномасштабных мер по преодолению кризиса. Беспрецедентная поддержка ликвидностью и кредитами, введение новых европейских механизмов финансирования, а также принятие значительных бюджетных мер в пострадавших странах позволили остановить финансовые потрясения и смягчить отрицательные последствия.[5]

Несмотря на продолжающийся спад ВВП в Ирландии, Греции и Румынии на фоне динамичного роста в Германии и Словакии, европейские политики и международные экономисты обострения текущих проблем в еврозоне в 2011 году, по всей вероятности, просто не ожидали.

К замедлению темпов экономического роста ВВП в 2010-2011 гг. привели, прежде всего, финансовые и вышедшие на первый план бюджетные проблемы почти всех стран–членов ЕС.

1. Нарушение Маастрихтских критериев

Маастрихтские соглашения, подписанные в 1992 году, сформировав институты надгосударственного регулирования в лице Европейского центрального банка, установили экономические требования для настоящих и будущих стран-участниц.

Напомним, что согласно принятым критериям, темпы инфляции не должны были превышать 1,5% среднего показателя трех стран с наименьшим уровнем инфляции; дефицит консолидированного бюджета не должен быть выше 3% ВВП, а государственный долг допустим в пределах 60% ВВП. Однако механизм контроля за соблюдением этих норм создан не был.

С начала 80-х годов прошлого века вся мировая экономическая система, по сути, сидит на «кредитной игле». Странам южной Европы с более слабой экономикой, таким как Греция, Испания, Италия, Португалия, было выгодно брать в долг и нести огромные социальные обязательства, когда эту возможность давали невысокая цена заимствований и сильный евро.

Экономия, финансовая дисциплина, жизнь по средствам перестали восприниматься нормальными условиями формирования бюджета. Появился даже новый, специальный термин для стран с финансовыми проблемами — PIGS, расширенный затем для аббревиатуры PIIGS. Всем вместе Греции, Португалии, Италии, Ирландии и Испании необходимо выплатить в общей сложности 700 млрд. евро в этом году и 400 млрд. евро в следующем году.

Тем не менее, задолго до кризиса в начале 2000-х гг. страны-члены Евросоюза и еврозоны начали нарушать Маастрихтские критерии, закачивать ликвидность, неоправданно увеличивая заимствования прежде всего в системе государственных финансов. Это, в свою очередь, привело к вхождению в зону евро стран дефицитами государственных бюджетов свыше 3% ВВП.[5]

Так, Греция, вошедшая в состав еврозоны в 2001 году с дефицитом государственного бюджета в размере 4.5% ВВП, нарастила его в предкризисном 2007 г. до — 6.5%; Италия и Португалия, сократили размер дефицита соответственно с — 3.1% и 4.1% в 2001 году до — 1.6 и 3.1% в 2007 году. В 2009 году только Финляндия и Люксембург, а также Дания, Швеция, Эстония не входившие в зону Евро, остались в рамках маастрихтских критериев.

Помимо этого, еще в 2006-2007 гг. существенно увеличились долги домашних хозяйств (как ипотечные, так и потребительские) и банков. Так, в 2007 г. кредитная задолженность семей в зоне евро в среднем составила 99% ВВП (в Испании –125%).

2. Наращивание государственных заимствований с целью покрытия растущих бюджетных дефицитов[7].

Снижение доходов населения, рост безработицы, падение объемов выпуска продукции предприятиями вследствие рецессии, приведшие, в свою очередь, к резкому сужение налогооблагаемой базы, а также огромные антикризисные вливания привели к колоссальным дефицитам государственных бюджетов. Так, по итогам 2009-2010 гг. дефицит государственного бюджета, так же как и объем долга увеличился как в ЕС в целом (с 0.9% ВВП в 2007 году до 2.4; в 2008, 6.9% в 2009 г.) до 6.6% ВВП в 2010 году, так и в зоне евро (с 0.7%2007 до 2.1% в 2008, 6.4; в 2009) до 6.2% в 2010. По итогам 2010 года наиболее значительный рост дефицита государственного бюджета был зафиксирован в Ирландии (-31.3%, Греции — 10.6%, Великобритании — 10.3%, Португалии — 9.8%, Испании — 8.3%).[8]

Наращивание бюджетного дефицита с 2008 неизбежно повлекло за собой наращивание объемов государственного долга, в том числе и внешнего во всех странах ЕС. Так, с декабря 2009 года государственный долг 17 стран-членов еврозоны достиг 85.4% ВВП, увеличившись к концу 2010 года на 5.6%; в 27 членах Евросоюза — 80.2% с 74.7% ВВП годом ранее[9]. Уже к началу 2010 года в некоторых странах этот показатель достиг критического уровня — около 130% ВВП в Греции. В Греции госдолг вырос на 20,3%, составив 159,1% от ВВП, в Португалии — на 18,9% (110,1% от ВВП), а в Ирландии — на 16,5%, достигнув отметки в 104,9% от ВВП.

График 1. Уровень государственного долга стран-членов ЕС в 3 квартале 2011 года, % к ВВП

 

Источник: Евростат[10]

По предварительным данным Евростата за 2011 год, наибольший рост государственного долга в период между 3-м кварталом 2010 г. и 3-м кварталом 2011 г. как был зафиксирован в Греции, Португалии и Ирландии. Госдолг в еврозоне в целом вырос в среднем на 4,2%, в то время как в Евросоюзе — на 3,7%. Согласно данным Евростата, в третьем квартале 2011 года госдолг каждой страны еврозоны в процентном отношении к ВВП достиг следующих показателей: Греция 159,1%, Италия 119,5%, Португалия 110,1%, Ирландия 104,9%, Бельгия 98,5%, Франция 85,2%, Германия 81,8%, Австрия 71,6%, Мальта 70,3%, Кипр 67,5%, Испания 66,0%, Голландия 64,5%, Финляндия 47,2%, Словения 44,4%, Словакия 42,2%, Эстония 6,1.[11]

На самом деле европейской истории было известно лишь несколько успешных примеров снижения объемов и тяжести государственного долга после перехода к евро. Так, например, Бельгия, совокупный объем государственного долга которой в 2000 году достигал 107.8% ВВП и перед кризисом в 2007 году снизился до 84.1%, сумела разрешить эту проблему. Практически в 2 раза — с 52,4% до 27.5% ВВП снизились аналогичные показатели для Дании. Наибольших успехов в улучшении состояния государственных финансов добивались новые члены ЕС особенно после последовавших после вступления в Евросоюз реформ (например, Болгария, сократившая дефицит с 72.5% ВВП в 2000 году до 13,7% ВВП в 2008 г.).

График 2. Изменения государственного долга стран-членов ЕС, 3 квартал 2011 года по сравнению с 3 кварталом 2010 г., % пункты

 

Источник: www.epp.eurostat.ec.europa.eu[12]

К тому же страны, имевшие до кризиса профицит и/или небольшие дефициты государственных бюджетов, незначительные объемы внешней задолженности, так и не увеличили значительно этот показатель, за исключением Ирландии и Испании, в которых перед кризисом наблюдался профицит бюджета в размере 0.9 и 1.9% ВВП, а также относительно небольшие долги 24.9% и 41.1% ВВП, которые быстро превратились в крупный дефицит и высокий долг. В Эстонии и Словении как в 90-е гг. 20 века, так и после вступления в ЕС государственный долг был незначительным. В Польше автоматический секвестр бюджета наступал при достижении уровня 55% от ВВП[13].

Таким образом, в полной мере ограничения размеров дефицитов бюджетов/государственного долга оправдывали себя в либо в странах с изначально низким уровнем данных показателей, либо в регионах с высокими темпами роста ВВП. Антикризисные программы 2008-2009 гг.

Одним из последствий применения мер антикризисной политики ЕС в целом и его отдельных стран- членов стало дальнейшее увеличение размеров дефицита государственных бюджетов. Так, меры по оживлению хозяйственной конъюнктуры и сохранению рабочих мест (Франция, Великобритания), переходу на сокращенную рабочую неделю (Германия), а также ускорение начала ранее планировавшихся структурных преобразований, связанных с технологической перестройкой экономики в кризис (Германия, Ирландия), привели к значительному увеличению государственных расходов даже во вполне финансово «благополучных» стран на фоне сокращения доходов, что, в свою очередь, усугубило состояние государственных финансов.

Так, в 2010 году уровень государственных расходов в зоне евро достиг 50,9% ВВП против 45.9% в докризисном 2007 году. (в целом по ЕС — 50.6% против 45.6%), хотя в период 2009-2010 гг. они росли достаточно медленно и практически не изменились[14].

Таким образом, в период конца 2009 — 2010 г. заметно увеличились дефициты во всех, в том числе и в более «благополучных странах». При этом перспективы преодоления проблем связаны не только с сокращением бюджетных расходов, но и с продолжением антикризисного регулирования и стимулирования и с невозможностью резкого роста доходов бюджетов в результате восстановления положительной динамики ВВП. Так, по итогам 2011 года ВВП 27 стран-членов ЕС вырос всего на 1,6% (для еврозоны данные показатели на 0.5% ниже).[15]

Ход кризиса

Как уже говорилось выше, началом долгового кризиса, распространившегося на еврозону и весь ЕС («второй волны»), послужила угроза дефолта Греции весной 2010 года, оказавшейся не в состоянии самостоятельно обслуживать свой долг. Впервые экономические проблемы в Греции обозначились в 2009 году, когда дефицит бюджета превысил 13% совокупного ВВП страны, а общий долг государства пересек критическую черту в 300 млрд.евро. Текущее финансирование страны в виде кредитов взяли на себя Евросоюз и МВФ, выделившие в мае 2010-го 110 млрд.; последний транш этой суммы был выдан в результате ожесточенных переговоров в ноябре 2011-го[16].

Вслед за Грецией, возникла угроза дефолта Португалии, Испании, Италии, Ирландии. Для поддержки остальных членов ЕС с критическим финансовым состоянием, которые самостоятельно не смогли бы реструктурировать долги, в мае 2010 был создан стабилизационный фонд — Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) в размере 500 млрд. евро при участии средств МВФ и займов Еврокомиссии под гарантии отдельных стран-участниц зоны евро (440 млрд.). Так, за помощью до конца 2010 г обратились также Ирландия и Испания.[17]

Ситуация в Греции осложнялась тем, что значительная часть долгов оказалась предоставлена банками наиболее благополучных стран-членов зоны Евро. Так, из 302, 6 млрд. 75.5 млрд. представляли собой обязательства перед французскими, 43.2 млрд. — немецкими банками. Германия и Франция купили государственных облигаций проблемных стран на сумму 2 трлн. Евро. Отказ ЕС странам-должникам в помощи и неизбежный в этом случае их дефолт повлёк бы разорение кредиторов и крах европейской банковской системы.

Весной 2011 года, стало известно, что государственный долг Греции и Италии значительно превысил их ВВП.[18] Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 12,7 % ВВП.[19] Ситуация в Греции продолжала ухудшаться, и в начале лета страна опустилась на последнее место в кредитном рейтинге S&P.[20] В начале июня правительство Греции решилось на ряд экстренных мер. В частности, было решено продать сотни крупных туристических объектов, курортной недвижимости, инвестиционных проектов, новостроек.

Министерство финансов Греции впервые отчиталось о неуплате налогов физическими лицами. Оказалось, что 4 тысячи крупнейших неплательщиков задолжали государству почти 15 миллиардов евро в виде налогов, сборов и пени. Недоимки физических лиц были сравнимы с планируемым дефицитом госбюджета Греции на 2011 год, который составлял 21,7 миллиарда евро.

В июле 2011 г. Греции был предоставлен пятый транш помощи, равный 12 млрд. евро.[21] В целом в прошлом году спасение греческой экономики обошлось Евросоюзу 150 млрд. евро. Неблагоприятное состояние государственных финансов в других странах зоны евро и быстрый рост в последнее время их госдолга позволили говорить о возможности «эффекта домино», то есть об обрушении финансовых и иных рынков одних стран под влиянием кризиса на рынках других стран.[22]

Среди условий предоставления помощи и списания долгов Евросоюз и МВФ выдвинули введение режима резкой экономии, сокращение государственных расходов, понижение размера минимального индивидуального дохода на 1/3, поднятие уровня необлагаемого налогом годового дохода с 5 до 8 тысяч евро, а также увольнения 30 тысяч госслужащих, что вызвало волну всеобщих протестов. Неизбежной считается тотальная приватизация государственных предприятий и сокращение расходов на бюджетную сферу[23].

Для контроля над «основными расходными статьями» и выполнения обещаний по сокращению бюджетного дефицита Германия в качестве основного официального кредитора предложила создать в Еврокомиссии должность специального комиссара по Греции. Комиссар, назначаемый министрами финансов стран-членов еврозоны, получит право налагать вето на решения правительства Греции, если они будут противоречить целям, установленным международными кредиторами. Таким образом, была бы создана четкая система по контролю за процессом бюджетной консолидации, вплоть до передачи на определенное время бюджетного суверенитета Греции на европейский уровень. Также, по мнению Германии, Греция должна была принять закон, по которому бы бюджетные доходы прежде всего направлялись на выплаты по долгам[24].

Предпринятых мер оказалось, тем не менее, недостаточно. По оценкам национальной статистической службы Греции, в 2011 году ВВП Греции сократился на 7%, а численность безработных превысила 1 млн. человек (17.7% экономически активного населения[25]). По оценке финансовых экспертов, причиной стремительного спада явилась именно политика сокращений, которая «удушает греческую экономику»,

В конце марта 2012 года Греции предстоит выплатить по долгам 14,4 млрд. евро. Без разблокирования второго пакета финпомощи в размере 130 млрд. евро Греции пришлось бы объявить дефолт. Условием предоставления второго транша помощи Греции, списания части — 100 млрд евро долгов и реструктуризации долга Греции являлось урегулирование взаимоотношений с Институтом международных финансов (IIF), который представляет частных кредиторов.

Однако подписание окончательного соглашения состоялось лишь в конце февраля 2012 года. Оно было отложено, с одной стороны, из-за споров о видах финансовой поддержки (выделение дополнительных кредитов по линии ЕЦБ или европейских стран, возврат Греции прибыли, полученной от перепродажи ее бондов, купленных ЕЦБ ниже номинальной стоимости в размере 40 млрд. евро и пр.). С другой стороны, по мнению «Тройки» кредиторов, Афины, не достигшие никаких успехов при проведении структурных реформ за те последние полтора года, что они получают поддержку ЕС и МВФ, должны принять условия получения кредита. В их числе — сокращение 150 000 рабочих мест в госсекторе в течение трех лет и бюджетного дефицита в 2012 году еще на 1% ВВП[26]. Соответствующие пункты зафиксированы в Меморандуме о понимании специфических условий экономической политики, согласованного сторонами в начале февраля 2012 г. В 51-страничном документе детально оговариваются условия предоставления Греции второго пакета помощи, в том числе дополнительного уменьшение расходов на здравоохранение на 1,1 млрд. евро, 300 млн. на оборону, снижения инвестиции на 400 млн., сокращения размера пенсий. До конца июня правительство Греции должно изыскать источники экономии расходов бюджета в объеме 10 млрд. евро (в 2011 г. было сэкономлено 2 млрд евро) и улучшить собираемость налогов. К тому же ожидается, что до конца 2015 года Греция получит от продажи госимущества 39,2 млрд. евро.

С июля Греция обязуется предоставить всем гражданам и фирмам ЕС право открывать в этой стране бензозаправочные станции, транспортные предприятия, а также получать доступ к бизнесу в энергетике. Все это должно происходить под контролем «тройки» — ЕС, ЕЦБ и МВФ.[27]

Парламент Греции в срочном порядке без голосования в обстановке массовых протестов по всей стране 23 февраля 2012 года принял закон об обмене принадлежащих частным кредиторам гособлигаций на новые, который открыл путь к списанию более половины (53,5% ) ее внешнего долга в размере 107 млрд. евро по номиналу. Однако при снижении процентов по долговым обязательствам Греции ниже 4% годовых, эффективный объем списаний частными кредиторами фактически достигнет 74% из-за более низкого купона новых облигаций и увеличения их сроков погашения. Правительство в Афинах надеется на то, что не менее 66 процентов кредиторов добровольно согласятся на списание долгов. Это позволит принудить к списанию задолженности и остальных кредиторов.[28]

Помимо этого ЕЦБ сможет вернуть Греции через правительства еврозоны прибыль по гособлигациям на 45-50 млрд евро, скупленных им на рынке. Аналогичные возвраты по облигациям центробанков еврозоны на 12 млрд евро оцениваются в 1,8 млрд евро до 2020 г.

Создается спецсчет, остаток на котором Греция обязана держать не ниже трехмесячного платежа по долгу. Если парламент страны одобрит поправку в конституцию, согласно которой долговые платежи получат наивысший приоритет, этот спецсчет будет ликвидирован.

В результате реструктуризации гособлигаций госдолг Греции должен быть сокращен более чем на 100 млрд. евро и к 2020 г. при помощи второй программы спасения составить 120,5% ВВП страны. По итогам девяти месяцев прошлого года долг Греции находился на уровне примерно 160% от ВВП и составлял около 350 млрд. евро[29].

Первый транш финансовой помощи от Международного валютного фонда Греции в рамках второго плана спасения страны от дефолта составит 13 млрд. евро, а всю сумму кредита Греция получит до 2014 г.[30].

Тем не менее окончательно «греческий вопрос» остался нерешенным вплоть до конца февраля 2012 года.[31] Неурегулированность греческой проблемы может помешать дальнейшей стабилизации ситуации в ЕС.

В конце прошлого года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал доклад, в котором предупредил, что экономика Португалии может "забуксовать».если не будут реализованы необходимые меры жесткой экономии или долговой кризис в еврозоне продолжит углубляться. Как отметили в МВФ, хотя руководство Португалии выполнило большинство требований для получения помощи, расходы и уровень долга государственных компаний остаются вне контроля, при этом их долги растут с угрожающей скоростью. Ранее правительство Португалии пересмотрело экономические прогнозы на 2012 год на фоне более резкого падения внутреннего спроса и замедления мировой экономики. Согласно обновленным оценкам, экономика страны может сократиться на 3% в наступившем году, после сокращения на 1,6% в 2011 году. Безработица до 13,6% в 2012 году.

За финансовой помощью к международным кредиторам Португалия обратилась в начале апреля 2011 года. Согласованная программа помощи предполагает выделение стране 78 млрд. евро несколькими траншами по мере выполнения мер по сбалансированию бюджета. В январе 2012 года на основе положительного отчета «Тройки» кредиторов, в которую входят представители ЕЦБ, МВФ и Еврокомиссии, Евросоюз одобрил предоставление Португалии третьего транша кредита в размере 5,3 млрд евро.

В конце декабря новое правительство Испании приняло пакет первоочередных мер по стабилизации экономики и сокращению бюджетного дефицита, включающий в ближайшие два года повышение налогов, сокращение на 18% численность занятых расходов на содержание государственных учреждений. Это позволит дополнительно сэкономить 15,1 млрд евро.

Обострились проблемы с госдолгом у Италии, которая также активно привлекала дополнительные средства для погашения кредитов, в результате чего государственный долг Италии в 2010 году достиг астрономической суммы почти в 842826.0 евро[32] при дефиците государственного бюджета в июле–сентябре 2010 года в размере 3,5% от ВВП. Правительство Монти, пришедшее к власти в ноябре прошлого года, разработало пакет антикризисных мер в размере 33 миллиардов евро на ближайшие три года.[33]

Тем не менее, после предпринятых мер дефицит бюджета Италии по итогам в третьего квартала 2011 года составил 2,7% от ВВП, что стало минимальным значением для этого показателя с 2008 года[34].

Таким образом, в конце 2010- 2011 году ряд стран еврозоны в основном из-за роста бюджетного дефицита столкнулся с проблемами обслуживания государственного долга. Ирландия, Португалия и в особенности Греция, приняв жесткие программы экономии, рассчитывали на кредиты ЕС и МВ. Италия и Испания, столкнувшись с резким ростом процентов по своим государственным облигациям, проводят реформы в попытке вернуть доверие рынков, не прибегая к новым заимствованиям.

Планы по реформированию еврозоны и Евросоюза

Обсуждение проблем возможного дефолта Греции и планов по спасению ее экономики повлекли за собой споры о будущем еврозоны и ЕС в целом. По мнению аналитиков, вплоть до начала 2012 года оставался актуальным запасной вариант развития событий, такой как исключение Греции из зоны евро. Если бы не удалось решить вопрос о реструктуризации и списания государственного долга этой страны другими способами,, пришлось бы разработать беспрецедентный сценарий возврата к драхме.

С точки зрения критиков данного проекта переход к драхме изначально ослабил бы эту валюту по отношению к евро. Это, в свою очередь, привело бы к увеличению масштабов задолженности Греции гораздо выше имеющихся 160% ВВП из-за падения курса драхмы по отношению к евро; что повлекло бы колоссальные убытки для держателей греческих облигаций.

В середине 2011 года руководство стран-членов ЕС вело интенсивные переговоры по вопросу о необходимости реформирования зоны евро и Евросоюза.

В частности, президент Франции Николя Саркози выдвинул идею «двухскоростной Европы», предполагающую, прежде всего, создание новой еврозоны с меньшим количеством членов. Этот «экономический локомотив» ЕС будет быстро продвигаться вперед и тянуть за собой остальные государства ЕС.

В отличие от Франции, Германия была более склонна к варианту «стабилизации еврозоны в целом», основываясь на высоких издержках, связанных с реформированием зоны евро, в том числе и возможной потерей рабочих мест.

Одновременно в руководстве ЕС появляется и альтернативная точка зрения, согласно которой необходимо, определив степень реальной ответственности национальных государств — членов ЕС за проводимую в них экономическую и социальную политику, ограничить их суверенитет в рамках ЕС.

Так, по его мнению экс-премьер-министра Бельгии, главы одной из фракций Европарламента Ги Верхофстадта, "невозможно иметь общую валюту без того, чтобы ее могла гарантировать федеральная власть».Он убежден, что "невозможно продолжать с Европой, которая функционирует на национальном уровне»."Надо сорганизовываться в федеральную Европу. [35]

Во время работы ВЭФ в Давосе канцлер Германии Меркель также заявила в интервью газете El Pais, что Европе нужно политическое единство. Для проведения усиления регулирования, по ее мнению, необходимо предоставить дополнительные полномочия Еврокомиссии, которая должна стать полноценным единым европейским правительством[36].

Таким образом, развитие долгового кризиса в зоне евро вышло далеко за рамки решения технических вопросов стабилизационных программ. 12-летний валютный союз был основным достижением европейского интеграционного проекта. Однако очевидно, что, поскольку кризис евро поставил бы под угрозу существование всего Евросоюза, этого бы не могло допустить руководство его государств-членов.

Кризис доверия

Обострившийся в конце прошлого- начале 2012 года кризис в ЕС, а также наметившиеся в последние годы сложности углубления европейской интеграции на фоне неэффективности антикризисных мер ряда государств предшествующих лет породили кризис доверия со стороны финансовых институтов и к проблемным странам, и к наднациональному уровню управления в ЕС.

Неэффективные антикризисные меры заставили многих игроков на финансовых рынках сомневаться в способности ЕС справляться с тяжелыми экономическими ситуациями в отдельных странах-членах и в нежелании предоставлять им кредиты в рискованной ситуации.

Характеризуя причины обострения современного долгового кризиса, в начале января 2012 года Председатель Комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу среди прочих факторов подчеркнул то, что на рынке не верят в способность стран-участниц ЕС погасить собственную задолженность.

Подтверждением этого служит история о снижении кредитных рейтингов стран-членов ЕС, вызвавшая широкий резонанс в Европе. Так, 14 января 2012 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor «s (S&P), снизило 9 из 17 (1/3) суверенных кредитных рейтингов стран еврозоны[37]. Только Германия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды (а также не входящая в зону евро Великобритания) сохранили наивысший кредитный рейтинг "ААА».Его были лишены Франция и Австрия ("АА+».; рейтинг Испании был снижен до "А" с "негативным».прогнозом, рейтинг Италии с "А».— до "ВВВ+».Рейтинги Португалия и Кипр получили "мусорный" (ниже инвестиционного уровня) рейтинг — "ВВ".

Таким образом, агентство S&P, отметив ухудшение условий кредитования и рост стоимости заимствований для стран в еврозоне, снижение темпов экономического роста, выразило недоверие ЕС, проводящему слишком длительные дискуссии о способах борьбы с долговым кризисом. По мнению его аналитиков, ЕС в 2010-2011 году не применял диверсифицированных инструментов антикризисной политики, базируясь исключительно на ужесточении бюджетно-налоговой средств.

В конце января 2012 года рейтинговое агентство Fitch также снизило суверенные рейтинги «слишком уязвимых для "финансовых шоков" и не полностью использующих потенциал евро как резервной валюты» Бельгии, Кипра, Италии, Словении и Испании, заявив о еще большем их снижении в ближайшие два года. Впоследствии к ним присоединилось и агенство Moody «s.[38]

Понижение S&P кредитных рейтингов, с точки зрения руководства Евросоюза, явилось «несвоевременным и необоснованным решением шагом»[39], полностью противоречащее реальному положению дел. Более того, под сомнение были поставлены объективность оценок международных рейтинговых агентств, базирующихся на территории США. Руководство Евросоюза заявило о необходимости создания собственного независимого европейского рейтингового агентства, которое не контролировалось бы частными учреждениями, «чтобы евро и Европу не обременяли чьи-либо политические и экономические интересы".

Зафиксировал снижение инвестиционной привлекательности ЕС и Всемирный экономический форум в Давосе (25-29 января 2012 года). Наилучшим регионом для инвестиций, по мнению большинства выступивших финансистов, являются Соединенные Штаты и сохраняющие высокие темпы роста страны Азии — Китай и Индия. Как заявил президент Азиатского банка развития Харухико Курода, европейские проблемы могут негативно сказаться на положении дел в регионе: западные банки сворачивают свою деятельность в Азии и ужесточают критерии выдачи кредитов, что, в свою очередь, заставляет ставки расти, в то время как в регионе реализуются важные инфраструктурные проекты, для которых нужно относительно дешевое из-за длительных сроков окупаемости финансирование. В начале 2012 года выведение крупных американских и азиатских инвесторов с целью минимизации средств из европейской валюты.

Так, не состоялось и дальнейшее понижение кредитного рейтинга Италии, заявленное тем же S&P: агентство удержали предпринимаемые Римом меры по уменьшению бюджетного дефицита и проведению структурных реформ, которые понизили цену заимствований для итальянских ценных бумаг и существенно снизили финансовые риски в краткосрочной перспективе. Последнее достигается благодаря проводимым ЕЦБ операциям по рефинансированию долгосрочных облигаций.

Антикризисные мероприятия: изменение инструментов

1. Интервенции ЕЦБ

В начале августа 2011 года Европейский центральный банк возобновил действие программы покупки государственных ценных бумаг «Securities Markets Programme» (SMP)[40], запущенную еще в мае 2010г. в ответ на массовый сброс инвесторами греческих госбумаг. Целью программы SMP является проведение интервенций на рынках гособлигаций для снижения доходности по европейским госбумагам и, таким образом, стимулировать частных инвесторов более активно покупать госдолг проблемных стран. При этом монетизировать долги европейских правительств, то есть скупать новые выпуски, он не правомочен[41].

Первоначально приобретая бумаги Греции, Ирландии и Португалии, впоследствии ЕЦБ приступил к интервенциям на рынках гособлигаций Италии и Испании. До конца октября ЕЦБ скупил на вторичном рынке гособлигации проблемных стран еврозоны уже на 100 млрд евро, увеличив объем находящихся на балансе ЕЦБ в облигаций стран еврозоны с 74 млрд. до 173,5 млрд. евро.

После смены главы ЕЦБ[42] увенчалась успехом предпринятая попытка снизить уровень ставок по госбондам ряда стран еврозоны. Так, в начале 2012 года доходность по итальянским 10-летним бумагам снизилась с 7,25% (ноябрь 2011 года) до 5,9%, а по испанским бондам с 6,7% до 5% в течение того же периода соответственно. Тем не менее доходность по португальским и греческим 10-летним бумагам сохраняется на уровне, превышающем 15%, что не исключает возможности дефолта в связи с тем, что инвестиции держателей госбондов в госбумаги застрахованы[43].

В целом в декабре 2011 года ЕЦБ предоставил 523 банкам льготные кредиты в объеме 489 млрд. евро сроком на три года.

500 банков Европы Royal Bank of Scotland через нидерландскую «дочку» получил 5 млрд евро — четверть необходимых ему средств на год. По оценке Morgan Stanley, испанские банки привлекли почти 25 млрд евро, или треть нужных средств. В результате банки стран еврозоны, давно не привлекавшие финансирование на внешних рынках, смогли получить новые кредиты.[44] Итальянские банки, доля которых была наибольшей, благодаря новой программе ЕЦБ получили 90% необходимого им финансирования на 2012 г., взяв по новой программе ЕЦБ трехлетние кредиты объемом 50 млрд евро[45]: Unicredit привлек 12,5 млрд евро, Intesa Sanpaolo — 12 млрд евро, Monte dei Paschi di Siena — 10 млрд евро.

Новый аукцион с предполагаемым объемом кредитов в 200-450 млрд. евро и большим числом банков, чем во время последней серии траншей запланирован на 29 февраля. Таким образом, в марте 2012 года размер финансовой помощи финансовым учреждениям может вырасти до триллиона евро. «Рынок недооценивал значение этой программы (предоставления льготных кредитов) для предотвращения кредитного кризиса», — отмечает автор отчета Morgan Stanley Хью ван Стенис.

Кредитование не смогло поддержать и систематическое снижение регулятором ставок по займам. В начале декабря ЕЦБ снизил базовую ставку до исторического минимума. Учетная ставка была уменьшена на 0,25 процентного пункта до одного процента годовых[46].

Предполагается, что ЕЦБ в скором времени передаст полномочия по выкупу госбумаг еврозоны обновленному Европейскому фонду финансовой стабильности (EFSF). Пока же инвесторы, как свидетельствуют опросы деловых агентств, ждут от регулятора продолжения интервенций.

В дополнение к сказанному выше ЕЦБ разрешил семи национальным центробанкам — Ирландии, Испании, Италии, Франции, Кипра, Австрии и Португалии — смягчить требования к бумагам, обеспечивающим кредиты. Мера может увеличить пул кредитования на 600-700 млрд евро.

Рискованность операций по предоставлению ликвидности будет увеличиваться, признал президент ЕЦБ Марио Драги: «Но риски будут управляемыми». Смягчение требований к обеспечению — вынужденный шаг, поскольку потребность в фондировании для банков остается высокой и затруднен доступ к кредитованию малого бизнеса, который обеспечивает 80% занятости в ЕС, объяснил он. По данным ЕЦБ, в I квартале должны быть рефинансированы долговые обязательства стоимостью 230 млрд евро[47].

2. Финансовая поддержка кредитных организаций (банков)

Еще одной проблемой банков зоны евро является необходимость рекапитализации и избавления от проблемных кредитов и активов, на которой настаивает Европейское банковское управление (EBA).

Европейским банкам в рамках этого плана рекапитализации потребуется 106,447 млрд. евро. По данным EBA 30 млрд необходимо банкам Греции, 26,2 — Испании, 14,8 млрд. дополнительных средств должны привлечь итальянские банки. Провести рекапитализацию банкам будет необходимо до середины 2012 года[48]. В конце января 2012 года 31 европейский банк представил план пополнения капитала в размере 115 млрд евро, среди которых Commerzbank (второй по активам в Германии) и Monte dei Paschi di Siena (третий в Италии). Источниками станут продажи активов, в том числе пакетов в других финансовых организациях, займы у инвесторов или налогоплательщиков. Испанскому Bankia, возникшему в результате слияния семи небольших сберегательных банков, грозит слияние с более сильным конкурентом из-за рискованных вложений в испанский сектор недвижимости на 39 млрд евро. В июле он провел публичное размещение, предложив инвесторам акции с большим дисконтом[49].

Таким образом, политика, проводимая ЕЦБ, направленная на облегчение условий рефинансирования для банков, способствует обеспечению банков ликвидностью на три года.

«Мы по-прежнему ожидаем, что экономическая активность в зоне евро восстановится, хотя и очень постепенно, на протяжении 2012 года благодаря глобальному спросу, очень низким краткосрочным процентным ставкам и тем мерам, которые мы приняли для поддержки финансового сектора», — сказал Драги, отметив, что все нестандартные меры, принятые ЕЦБ, являются временными.

Опасения, что часть займов будет потрачена на спекулятивные операции при предоставлении европейским банкам неограниченной ликвидности и снижении требований к залогам. «слишком щедрое» кредитование создаст неверные стимулы для банкиров еврозоны и мощные инфляционные риски в будущем. По словам Драги, инфляция в зоне евро будет превышать целевой ориентир ЕЦБ в 2% на протяжении нескольких месяцев, а затем снизится ниже этой отметки

Наступивший 2012 год начался со значительного снижения евро, не положил конец кризису муниципального и государственного долга в Европе. По данным Института международных финансов, в IV квартале 2011 г. индекс условий кредитования в ЕС был на минимальном с 2009 г. уровне в 44,7 пункта и ожидалось его ухудшение в начале этого года.

3. Механизм финансовой стабильности

Следующим шагом ЕС по созданию «подушки безопасности» для проблемных стран еврозоны и для ускорения выхода из кризиса было создание механизма финансовой стабильности (European Stability Mechanism, ESM, ЕМС)[50], договор о создании которого был подписан главами стран-членов НЕС 11 июля 2011 года.[51] В начале декабря 2011 г. ба достигнута договоренность о замене EFSF (ЕФФС ) постоянным фондом ESM в июле 2012 г. На основе этого договора ЕС также принял решение о создании союза бюджетной стабильности[52].

31 января Саммит ЕС одобрил «Договор стабильности, координации и управления»[53]. Из 27 стран ЕС его не поддержали только Великобритания и Чехия. Члены еврозоны должны подписать договор на следующем саммите 1-2 марта, документ вступит в силу после ратификации 1/3 странами. Остальные члены ЕС могут добровольно присоединиться к договору.

Таким образом после утверждения Договора постоянно действующий механизм финансовой стабильности (ESM) объемом 500 млрд евро начнет свою работу с 1 июля 2012 г.

Руководство (главы государств и правительств) стран, не входящих в зону евро, но ратифицировавших договор о стабильности, будут участвовать в дискуссиях саммитов еврозоны. Евросовет будет проводить саммиты ЕС в составе 27 государств, а вместе с ними и саммиты зоны евро с участием стран, которые туда не входят. По мнению Хермана ван Ромпея, это позволит избежать раскола между государствами Евросоюза и сохранить единство. На чрезвычайном саммите Евросоюза в декабре 2011 года Польша, не входящая в еврозону, при поддержке группы стран Восточной Европы (Венгрии, Чехии и входящей в зону евро Словакии) потребовала предоставления прав на участие в регулярных встречах в верхах стран зоны евро ЕС.

Ключевым принципом нового договора стало ужесточение требований к сбалансированности бюджетов стран-участниц. Соглашение ограничивает структурный дефицит госбюджета уровнем в 0,5% ВВП вместо прежних 3%, а соотношение госдолга к ВВП должно с течением времени приблизиться к 60% ВВП. Пока неясно, с какого периода новый максимальный уровень дефицита вступит в силу. В бюджетных планах на 2012 год почти все государства еврозоны заложили дефицит значительно выше отметки в полпроцента.

Вместе с тем в окончательный вариант соглашения не вошли как противоречащие европейскому праву предложения Германии о предоставлении Еврокомиссии права подавать иски против нарушителей бюджетной дисциплины в Европейский суд и о законодательном ограничении уровня задолженности — "долговом тормозе».Государства-члены еврозоны должны не более чем "гарантировать».что положение об ограничении новых заимствований будет "учитываться" при составлении национальных бюджетов, что увеличивает возможность нарушения договоренностей в дальнейшем.

Страны Евросоюза сохраняют совокупный объем постоянного и временного резервных фондов ЕМС и ЕФФС) на уровне 500 млрд. евро до середины 2012 года, после чего их размер может быть пересмотрен. Право изменять величину обоих механизмов финансовой помощи будет иметь совет управляющих ЕМС. В отличие от ЕФФС, который использует государственные гарантии для привлечения средств с открытых рынков и помощи проблемным государствам, деятельность ЕМС больше всего будет похожа на банковскую. Согласно проекту соглашения о ЕМС, финансовая основа этого фонда будет состоять из оплаченного акционерного капитала и неоплаченного (резервного) капитала. Страны еврозоны будут делать взносы в оплаченную часть капитала и поддерживать оплаченный капитал на уровне 15% от долговой нагрузки (обязательств) ЕМС.

В связи со значительными проблемами финансовой сферы ЕС неоднократно, в том числе и на экономическом форуме в Давосе, высказывались предложения об увеличении объема фонда EMС до 750 млрд евро или даже до 1 трлн евро (Президентом ЕЦБ М. Драги, главой МВФ К. Лагард, премьером Италии М. Монти и др.). Если денег не хватит, предоставить необходимое финансирование должен Европейский центробанк, считает Лагард.

Таким образом, подписанный договор о EMС можно рассматривать, согласно президенту ЕЦБ Марио Драги как «первый шаг на пути финансового союза», что, безусловно, «укрепит доверие к зоне евро». Таким образом, решение о создании стабфонда опровергает все ранее сделанные предположения экспертов о создании механизма временного банкротства и выхода из зоны евро любой страны Евросоюза.

В Европе начали появляться признаки стабилизации: ставки на рынке кредитования снизились, экономические показатели стали более устойчивыми. Сводный индекс делового и потребительского доверия в еврозоне вырос в январе 2012 года до отметки в 93,4 пункта по сравнению с пересмотренным уровнем в 92,8 пункта в декабре прошлого года, свидетельствуют данные Еврокомиссии.

Настроение европейских производителей в январе сохранилось на уровне в — 7,2 пункта. Индекс уверенности в сфере услуг вырос до отметки в 0,6 пункта по сравнению с 2,6 пункта месяцем ранее. В то же время, показатель потребительской уверенности увеличился до — 20,7 пункта с — 21,3 пункта[54].

Таким образом, ЕС сделал решающий шаг на пути создания бюджетного союза, но детально не проработал механизм санкций для «нарушителей». Если штрафы невелики, нарушать ограничение размеров всего госдолга, чтобы иметь больше возможностей для проведения фискальной политики, может быть выгодно.

Не дожидаясь ратификации подписанного нового Договора, Евросоюз запустил «пробный шар» в отношении стран-должников. Так, впервые Еврокомиссия предложила заморозить €495 млн, которые Венгрия должна получить в 2013 году по линии Фонда сплочения (Cohesion Fund)[55], из-за превышения 3% нормы дефицита бюджета. Сумма составит 29 процентов от общего размера финансовой помощи ЕС, предназначенной для Будапешта[56].

В начале этого года сообщалось, что финансовые санкции за превышенный дефицит бюджета угрожают также Мальте, Польше, Бельгии, Кипру и Испании[57].

Таким образом в начале 2012 года страны ЕС пришли к необходимости усиления координации экономической политики что наметило тенденцию к созданию фискально- бюджетного союза.

В декларации январского саммита ЕС принятые меры по обеспечению финансовой стабильности и бюджетному оздоровлению рассматриваются необходимыми для возврата к более динамичному экономическому росту и более высокой занятости[58], тем более что в конце декабря 2011 года число безработных в ЕС достигло 23,8 млн. человек, в еврозоне — 16,5 млн.; уровень безработицы составил 9,9% и 10,4% соответственно. За год оба показателя выросли на 0,4%.[59]

Впрочем, руководство ЕС признает, что перечисленного выше все равно недостаточно. По его мнению, необходимы дополнительные меры, чтобы стимулировать экономический рост и занятость, модернизировать экономики стран ЕС и усилить их конкурентоспособность.[60].

Новые подходы к урегулированию долгового кризиса Евросоюз озвучил еще в середине 2011 года на саммите глав государств еврозоны.[61] Так, выступая на открытии Всемирного экономического форума в Давосе канцлер Германии Ангела Меркель, увязала проблему повышения конкурентоспособности европейских экономик не только со снижением неэффективных государственных расходов, но и с необходимостью проведения структурных реформ в ЕС, таких как сокращение масштабов государственного сектора и реформа рынка труда. Развитие Европы не должно ограничиваться укреплением бюджетной дисциплины, следует думать о росте экономики.[62]

Тем более, что в период кризиса 2008-2009 гг. (а может и благодаря кризису) некоторые страны ЕС сумели повысить эффективность функционирования государственного сектора экономики. Например, Португалия смогла значительно снизить численность занятых в госсекторе, составлявшую 15% от всех работающих, отменить бонусы и зарплаты государственных служащих, которые были на 45% выше, чем в частном секторе.

Для восстановления финансовой стабильности мер бюджетной экономии недостаточно. Проблема состоит не только в возврате долга вообще, но и в сокращении его относительного размера к ВВП с тем, чтобы ускорить темпы экономического роста. Меры по сокращению госрасходов, не позволяя стране увлекаться новыми займами, одновременно снижают эффективность функционирования экономики, ограничивают темпы ее роста и, таким образом, увеличивают бремя и тяжесть уже существующего долга. В долгосрочной перспективе страна столкнется с затруднениями в обслуживании своих обязательств, т.к., ежегодные расходы на санацию могут составить почти 6% ВВП. Это неоднократно подчеркивалось как главой МВФ Кристин Лагард, так и экспертами (Джорджем Соросом, Полом Кругманом и др.).

Со своей стороны, вице-председатель General Electric Джон Райс указал: "Мы видим рост социального и экономического неравенства, и все больше и больше стран пытаются решить эту проблему, инвестируя в инфрастуктуру. Они строят мощности по генерации электричества, объекты здравоохранения и очистные сооружения. Перед глазами стоит множество примеров того, что происходит, когда базовые потребности людей не удовлетворены".

Таким образом, стало ясно, что долговой кризис невозможно преодолеть только за счет упорядочения бюджетно-налоговой сферы; одновременно следует учитывать и необходимость поддержания устойчивых темпов экономического роста.

"На данный момент в мире реальное значение имеет рост, — полагает Глава Национального банка Польши Марек Белка в интервью MarketWatch. — Если экономика растет, многие проблемы кажутся легко разрешимыми, рост существенно облегчает задачи бюджетной консолидации и обслуживания госдолга"[63].

Таким образом, Евросоюз пришел к выводу о том, что решение проблемы бюджетного дефицита будет зависеть, прежде всего, от устойчивого роста экономики, расширения источников доходной части госбюджетов. Однако дальнейшая стратегия стимулирования экономики и заявленный курс на модернизацию экономики и «вложения в будущее» также потребуют существенных государственных расходов. В долгосрочном плане эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности ЕС и его отдельных стран-членов в мировой экономике.

Когда экономика входит в рецессию, а ее госдолг превышает 100% ВВП, меры по сдерживанию роста задолженностей входят в противоречие с мерами, необходимыми для обеспечения экономического роста. При этом варианте развития событий избежать периода, когда сокращение госрасходов негативно влияет на экономику, невозможно.

Прогнозы развития экономики ЕС

В октябре 2011 г. в «Перспективах развития региональной экономики: Европа. Плавание по штормовым водам» МВФ говорилось о том, что темп прироста экономики ЕС сохранит тенденцию к замедлению.[64] В 2010 году он составил 1,8%, а в 2011 году, скорее

всего, упадет до 1,7 %, и потом до 1,4 % в 2012 году. Предполагается, что инфляция в ЕС уменьшится с 3% в 2011 году до 1,8 % в 2012 году, что частично связано со слабостью экономики и понижением цен на сырье. Темпы роста реального ВВП, согласно тому же источнику, в развитых странах-членах ЕС, в отличие от 2009 — 2010 гг., сблизятся и станут более низкими. В 2012 г. в Нидерландах и Германии они составят 1,3%, в Бельгии, Австрии, Великобритании и Ирландии — около 1,5%. В Австрии, Германии и Италии рост реального ВВП сократится приблизительно в 2 раза.

Способность периферийных членов союза преодолеть долговой кризис зависит от Германии в большей степени, чем от любой другой экономики ЕС. В той же мере процветание Германии неразрывно связано ЕС: более 38% немецкого экспорта приходится на партнеров по еврозоне и почти 58% — на 27 стран — участниц Европейского союза. В последние 1,5 года экономический рост Германии создавал дополнительный стимул для развития ее партнеров, но в последние месяцы этот рост значительно замедлился. После увеличения ВВП на 3,6% в 2010 г. и на 1,3% в I квартале 2011 г. темпы упали до 0,1% во II квартале. Замедляющаяся немецкая экономика не сможет оказать обремененным долгами странам- членам еврозоны достаточную помощь в выходе из рецессии[65].

Особая ситуация сложится в Греции и Португалии, где аналогичный показатель в 2011-2012 году будет отрицательным. Рецессия продолжится до начала 2013 г. и середины 2012 г. соответственно. В условиях давления со стороны рынка, увеличится сокращение бюджетных расходов, уменьшится доля заемных средств в балансах частного сектора, ситуация на рынке труда останется напряженной. Безработица в Греции повысится с 16,5% в 2011 г. до 18,5% в 2012 г., а в Португалии — с 12,2% до 13,4%. И без того низкая экономическая активность Италии и Испании окажется еще более скована, в связи с необходимости расплачиваться по долгам, неустойчивостью в банковском секторе и высокой нагрузкой из-за бюджетных корректировок. Негативные последствия кризиса не обойдут и северные стран ЕС, где проблема безработицы останется актуальной, а приближение к потенциальному объему производства замедлится.

Темпы роста реального ВВП в 2012 году в Болгарии, Латвии и Польше составит 3%, что ниже предыдущего года. Это обусловлено снижением спроса в странах, с быстро растущим уровнем производства и экономическим подъемом в странах Балтии после значительных потрясений в 2008-2009 гг. Инфляция в 2011-2012 гг. в странах ЕС с формирующимися рынками незначительно понизится. Изменение уровня безработицы будет схожим, и он составит более 10%, то есть будет оставаться довольно высоким, в 2012 г. в таких странах, как Венгрия, Болгария, Латвия, Литва.

В 2012г. МВФ, понизивший прогноз роста мировой экономики до 3,3%, прогнозирует, что ВВП еврозоны в 2012г. сократится на 0,5%, а экономика США вырастет на 1,8%. По его мнению, при ускорении темпов мирового экономического роста до 3,9% в 2013г., в том числе в США — до 2,2%, рост в еврозоне составит лишь 0,8%[66].

В опубликованном в конце февраля 2012 года Еврокомиссия также пересмотрела среднесрочные прогнозы экономического развития, согласно которым в этом году экономический спад в 17 странах еврозоны составит 0,3 проц, еврозону ожидает небольшая рецессия, в экономиках 27 стран ЕС наступит стагнация[67].

Если прогноз подтвердится, данная рецессия окажется еще одним после 2008 года экономическим спадом в еврозоне, вызванным европейскими долговыми проблемами, что позволяет считать ее «второй волной» мирового финансового кризиса.

Таким образом, при возникновении наиболее благоприятной ситуации, ЕС через 2-4 года преодолеет кризисные явления, однако ему вряд ли быстро достигнет докризисного уровня и темпов развития.


Итоги и выводы

  • Таким образом, рассмотрев особенности долгового кризиса в ЕС 2010-2012 гг. и предпринятые Евросоюзом антикризисные меры, можно сделать ряд выводов.
  • В настоящее время не существует единого подхода к определению причин современного долгового кризиса в ЕС. Ни руководство Евросоюза, ни профессиональные экономисты до сих пор не смогли предоставить убедительного комплексного анализа и объяснения. По мнению большинства исследователей, европейский кризис — это кризис использовавшейся модели экономического роста.
  • Использование традиционных инструментов антикризисной политики, прежде всего налогово-бюджетных и денежно-кредитных (снижение % ставок, предоставление льготных условий кредитования, облегчение доступа к кредитам, создание антикризисных фондов и др.) Евросоюзом не всегда приносило ожидаемые результаты, позволяло лишь смягчить остроту проявления негативных проблем.
  • Уроки первой волны кризиса — необходимость «жить по средствам» и провести структурные реформы в ЕС — уже усвоены.[68] В будущем Евросоюзу необходимо пересмотреть итоги достигнутого уровня развития интеграционных процессов, сделав дальнейшие шаги на пути к единой бюджетно-финансовой политике.
  • Кризисное состояние экономики ЕС будет продолжаться достаточно длительный период, по крайней мере, на протяжении всего 2012 года и приведет к серьезным последствиям для мировой экономики. По всей вероятности, в 2012 году Европа пройдет низшую точку своего развития. «Старые» члены ЕС могут оказаться в состоянии рецессии; его «новые члены» потеряют высокие темпы роста, что в перспективе может обострить региональные проблемы (в частности, проблему выравнивания уровня социально-экономического развития).

  1. www.imemo.ru/ru/publ/2012/PrognozRW2012.pdf
  2. www.vedomosti.ru/finance/news/1483073/prizrak_velikoj_depressii
  3. www.polpred.com /?ns =1&ns_id=449910
  4.  
  5. www.ec.europa.eu/economy_finance/publications/European _ economy/ 2010/pdf/ee-2010-3_en.pdf (Доклад о конвергенции 2010)
  6. www.epp.eurostat.ec.europa.eu
  7. www.epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_PUBLIC/2-15022012-AP/EN/2-15022012-AP-EN.PDF
  8.  
  9. /top.rbc.ru/economics/14/06/2011/600273.shtml
  10.  
  11.  
  12. www.ria.ru/economy/20120111/537125059.html
  13.  
  14. Критики Европейского центробанка заявляли, что решение выкупать суверенные облигации стран еврозоны выходит за пределы мандата ЦБ, созданного для поддержания ценовой стабильности в Европейском валютном союзе.
  15. в ноябре 2011 г. ЕЦБ возглавил Марио Драги, экс-глава ЦБ Италии, бывший сотрудник Goldman Sachs
  16. Европе не удастся спустить все на тормозах // Time, 31.01.2012,
  17. www.vedomosti.ru/newspaper/article/274551/evropa_raspechatala_bankixzz1krs2OsaR
  18. См. более подробно аналитический отчет Morgan Stanley
  19.  
  20. решение о запуске ESM в середине 2013 года было принято в ноябре 2010 года.- См. http://ec.europa.eu /economy_finance/focuson/crisis/2010-11_en.htm
  21.  
  22. ec.europa.eu/ireland/press_office/media_centre/oct2011_en.htm4
  23. «Ratio economica: Европейский ренессанс»//«Ведомости». — №16 (3030), 31.01.2012
  24. Цит. по: www.interfax.by/news/world/105705
  25. www.imf.org/external/russian/pubs/ft/reo/eur/2011/ereo1011intror.pdf
  26. <a data-cke-saved-href="http://www.vedomosti.ru/special/slideshow/eurozone/ixzz1kwmDOzr4" href="http://www.vedomosti.ru/special/slideshow/eurozone/ixzz1kwmDOzr4" target="_blank».www.vedomosti.ru/special/slideshow/eurozone/ixzz1kwmDOzr4
  27. www.top.rbc.ru/economics/28/01/2012/635222.shtml
  28. www.ec.europa.eu/economy_finance/articles/eu_economic_situation/2012-02-23-interim-forecast_en.htm
  29. См. подробнее: www.kommersant.ru/doc/1857061

Список использованной литературы и источников

  1. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта — А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. — М.: ИМЭМО РАН, 2011. — 157 с.
  2. Россия и мир: 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук. проекта — А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М., ИМЭМО РАН, 2010, 148 с.
  3. Кризис в зоне евро: причины и последствия для евроатлантического региона /Доклад для Комиссии Евроатлантической инициативы в области безопасности(EASI), июль 2010 г. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 34 с.
  4. Европейский Союз и региональные конфликты / Отв. ред. — Н.К. Арбатова, А.М. Кокеев. — М.: ИМЭМО РАН, 2011. — 143 с.
  5. www.imf.org
  6. www.worldbank.org
  7. www.weforum.org
  8. www.ec.europa.eu
  9. www.epp.eurostat.ec.europa.eu
  10. www.efsf.europa.eu
  11. www.ecb.int
  12. www.consilium.europa.eu
  13. www.ru.euronews.net
  14. www.istat.it
  15. www.statistics.gr
  16. expert-online.ru
  17. www.vedomosti.ru
  18. www.imemo.ru
  19. www.kommersant.ru
  20. www.ng.ru
  21. top.rbc.ru
  22. www.rbcdaily.ru
  23. www.ria.ru
  24. www.polpred.com

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. Объем государственного долга стран-членов ЕС.1999-2010 гг., % ВВП

 

Источник: http://www.epp.eurostat.ec.europa.eu