«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(20), 2012

Научная студенческая конференция «Международное движение капитала и участие в нем стран и регионов мира»

КНР: от мирового импортера до мирового экспортера капитала

Е.Логунова, студентка МЭО, МГИМО

В статье рассматриваются изменения в экономической политике КНР и их влияние на инвестиционный климат, динамика ПИИ и последовавший рост экономики страны. Также выделяются основные исторические этапы по привлечению иностранного капитала и их отличительные черты.

Ключевые слова: ПИИ, СЭЗ, внешнеэкономическая деятельность

E. Logunova China: the way from world importer to exporter of capital

The article deals with the changes in economic policy of China and their impact on the investment climate, the dynamic of FDI and the following economic growth of the country. It also examines the clue historical periods of the involvement of foreign capital to the country and their features.

Key words: FDI, special economic zones, external economic activity

Подъем китайской экономики за последние десятилетия поражает своим масштабом, и превращает КНР в настоящий мотор глобальной экономики. Если доля таких развитых стран, как США, Япония и Германия в приросте мирового ВВП сократилась соответственно с 24-25%, 10-11% и 4% в 1980-е годы до 15%, 3 и 2% в 2000-2010 гг., то показатели по Китаю, напротив увеличились, с 8% до 23%.[10] Одним из ключевых факторов экономического роста и подъема Китая является приток ПИИ. Причем, иностранные инвестиции влияют не всегда тождественно увеличению капиталовложений, так как присутствие зарубежных компаний на отечественном рынке может негативно повлиять на развитие местного бизнеса. В данном случае большую роль играет экономическая политика, проводимая государством.

Правильно выбранная правительством стратегия по привлечению капитала со стороны в 1980-х гг. привела к поступательному развитию китайской экономики. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала способствует поддержанию высокой экономической динамики КНР, техническому обновлению промышленности, созданию рабочих мест, развитию экспортных базы страны и повышению размера налоговых поступлений в государственный бюджет. Суммарный темп прироста ВВП с начала проведения открытой экономической политики (1978-2007) равен 7,7%, в том числе вклад ПИИ в прирост ВВП — 28-29%, и это против 4,4% и 2-3% соответственно в годы плановой экономики(1952-1978).[8]

После попытки реализации традиционной стратегии развития административно-командной экономики в 1950-е, которая привела к весьма острому социально-экономическому кризису, правительство сменило экономический курс на развитие переходного периода от командно-административной к рыночной экономикам. И в 1978 КНР уже проводила политику «открытых дверей», ставшей одной из первых среди рыночных реформ.[8] Ответом на реформы стало мощное расширение притока капитала.

Условно историю привлечения прямых инвестиций в Китай можно разделить на 3 этапа:

  1. Начало привлечение капитала (1978-1985).
  2. Наращивание импорта и начало экспорта (1986-1990).
  3. Китай — крупный импортер, а так же экспортер капитала (1991-2011).[9]

Пробуждение «красного дракона»

Первый этап происходит на протяжении 1978-1985. К концу 1985 г. поступление капитала из-за границы составляло 4,6 млрд. долларов.[6] В начальный период преобладали вложения в непроизводственную сферу: гостиницы, магазины, рестораны и т.п., — и лишь 27% капитала помещалось в производство.[8] Так же первой этап можно охарактеризовать низким процентом реализации запланированных инвестиционных проектов. Так с 1979 по 1982 гг. этот процент равен 64%, в 1983 — 52%, в 1984 — 51%б в 1985 — 69%.[8] Это происходило вследствие того, что отсутствие, разработанной договорно-правовой базы и доверия потенциальных инвесторов обуславливали низкую заинтересованность зарубежных компаний вкладывать в долгосрочные проекты, поэтому инвесторов больше привлекали быстро окупаемые проекты с небольшими объемами инвестиций.

График 1. Динамика роста инвестиционных проектов в КНР

 

По данным MOFCOM FDI Statistics.

На протяжении первого этапа правительство КНР направляли основные усилия на создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций — это (1) создание СЭЗ и (2) улучшение законодательства в области иностранных инвестиций.

В 1980-1981 гг., чтобы стимулировать поток инвестиций, в прибрежных городах Шэньчжэне, Гуандуне, Фуцзяне и Сямэне были учреждены четыре специальные экономические зоны (СЭЗ).[8,9] Эти зоны, открытые первоначально в качестве эксперимента в условиях начинавшихся экономических реформ, стали впоследствии наиболее динамичными центрами экономики. Здесь были установлены льготные налоги, лицензирование импорта, льготные тарифы, а также разрешалось создавать не только совместные предприятия с миноритарной и мажоритарной собственностью, но и предприятия, полностью находящиеся в иностранной собственности.

Карта Китая с отмеченными первыми СЭЗ

 

Такие меры моментально способствовали увеличению притока иностранного капитала, главным образом, в форме иностранных прямых инвестиций. Успех первых СЭЗ дал толчок созданию новых областей, открытых внешнему миру. Сейчас практически вся прибрежная часть континентального Китая покрыта сетью экономически открытых городов, уровень импорта капитала в которые вырос с 11 млрд. в 1978 до 660 млрд. в 2005.[10]

На первом этапе становления инвестиционных отношений охрана интересов иностранных инвесторов осуществлялась на основе норм гражданского и административного права, а также международных двусторонних договоров, носивших характер соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций.

Но при отсутствии строго контроля над получением и использованием инвестиций, характерном для этого этапа, часто заключались контракты, не обладавшие высшим приоритетом и заведомо невыполнимые, что вызвало необходимость скорейшего устранения беспорядка в валютных операциях.

Наращивание и раскрытие потенциала

Учреждение в 1986г. Государственной администрации валютного контроля завершило первый и открыло второй этап использования иностранного капитала, теперь уже в условиях четкого управления и контроля над операциями.[9] Более того введение контроля над привлечением и использованием инвестиций сразу отразилось на их росте.

Кроме количественных изменений, объем инвестиций к 1988 вырос до 10,2 млрд долларов, на втором этапе наблюдались и качественные изменения в притоке инвестиций. Так, в городе Шэньчжене, одном из крупнейших открытых городов КНР, в промышленность было инвестировано уже 40% иностранного капитала; 15% — в строительство, 8,6% — в торговлю и сферу обслуживания; 4,6% — в туризм и гостиничное хозяйство; 2,5% — в транспорт и средства связи.[8]

Диаграмма 1. Структура инвестиционных потоков в Шэньчжене в 1988 г.

 

Поданным Ma S. Y. Private capital flows to China: macroeconomic consequences and policy response // Journal of Contemporary Asia. 1997. №1. Vol. 27.

В 1988г. была принята программа экономического развития с упором на прибрежные районы, что еще более повысило интерес к притоку иностранного капитала. Иностранные инвестиции заметно оживили внешнеэкономическую деятельность страны, в целом позволив ей развернуть широкомасштабную программу экспорта.

В марте 1989г. Госсовет КНР определил перечень видов производств, разрешающий участие иностранного капитала: изготовление продукции, необходимой, но не производимой в стране; изготовление продукции на экспорт; капиталовложения в технологию, которая может помочь повысить экономическую эффективность; капиталовложения в энергетику, коммуникации и транспорт, сырьевые отрасли, производство электронной и бытовой техники, портовое хозяйство. В июне 1989г. Китайское правительство определило приоритеты для иностранных инвестиций. Наиболее важными были признаны проекты совместных предприятий, применяющих передовую технологию и ориентирующихся на экспорт, а также проекты в электроэнергетике, транспорте, телекоммуникаций, добыче и переработке сырья.[9]

За годы реформ было создано большое количество совместных предприятий или полностью иностранных фирм. К марту 1996 г. их численность выросла до 260 тыс., а стоимость иностранных инвестиций — до 142,8 млрд. долларов, что позволило Китаю в 1993—1995 гг. стать второй после США крупнейшей страной — реципиентом ПИИ.[2,3]

Совершенствуется и законодательная база инвестиционного сотрудничества. К началу 1990 г. Китай заключил соглашения с 23 странами о взаимной защите и поощрении инвестиций и с 21 страной — об отмене двойного налогообложения.[5] Льготы, предоставляемые совместным предприятиям, обычно включают освобождение от уплаты подоходного налога на 5 лет после начала своей деятельности, право беспошлинного ввоза сырья и средств производства для своей основной деятельности, право свободного вывоза за границу прибыли, процентов и дивидендов. В случае национализации КНР несет материальную ответственность перед капиталом экспортирующей страной, что проявляется в незамедлительной выплате компенсации и переводе ее за границу. Результатом этой реформы, проводимой китайским правительством, стал незамедлительный резкий рост притока капитала, который можно наблюдать на графике № 1. Если в 1990 году количество инвестиционных проектов было 7 273, то в 1993 году это число увеличилось почти в 12 раз (83 437).[12]

Так же ко второму этапу можно отнести начало экспорта капитала. В начале 1983 г. Государственный Совет КНР выпустил директиву, в которой на Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭСиТ) возлагалась ответственность за рассмотрение и одобрение предложений о вложении капитала за границей. До этого делать капиталовложения за рубежом разрешалось только государственным торговым корпорациям, МВЭСиТ и предприятиям, подчиняющимся этому министерству. В 1985 г. МВЭСиТ издал директиву, которая разрешала любому китайскому предприятию, владеющему достаточным капиталом, заключать соглашения с заграничными предприятиями и делать прямые инвестиции в них.[8]

В целях расширения численности совместных предприятий и филиалов за рубежом государство приняло ряд мер, стимулирующих этот процесс. Так, предприятия, имеющие внешние инвестиции, на первые пять лет освобождаются от налога с дохода и прибыли. Такими же льготами пользуются предприятия, которые вкладывают капитал в разработку природных ресурсов за рубежом и экспорт сырья в Китай. Одновременно эти предприятия пользуются государственными субсидиями и как отечественные производители. Если китайские инвесторы вкладывают капитал в заграничные предприятия, выпускающие оборудование, машины или сырье, то от налогов освобождается и экспорт этих товаров в Китай. Эти меры позволили значительно увеличить китайские инвестиции за рубежом. К концу 1994 г. общее количество неторговых совместных предприятий составляло уже 1763, они были расположены в 88 странах, а их суммарные инвестиции составили 1,76 млрд. дол.[5]

Количественные и качественные изменения в потоках ПИИ в Поднебесную и из нее

Главной отличительной чертой современного этапа является поддержание нужного уровня объема прямых иностранных инвестиций и в то же время увеличение количества инвестиций в зарубежные страны.

Прямые иностранные инвестиции в Китай в 2005 году составили 72 406 млн. долларов, а в 2010 — 105 735 млн. долларов. Рост за данный период приближается к 50%. Китайские инвестиции в иностранный сектор составили в 2005 году 12 261 млн. долларов, в 2010 — 68 млрд. долларов, таким образом, объем инвестиций увеличился в 5 раз.[1]

Диаграмма 2. Флуктуация экспорта и импорта капитала в Китае.

 

Диаграмма составлена по данным World Investment Report 2011 by UNCTAD.

Ситуация развивается в данном ключе вследствие грамотно проводимой политики правительства КНР, которое понимает важность ПИИ для развития отечественной экономики и производства и значимость инвестирования в иностранные государства для укрепления собственной позиции на мировой арене. Китайское правительство выделяет сотрудничество с наиболее развитыми странами, потому что крупнейшие американские, европейские и японские ТНК являются разработчиками многих видов современных технологий, носителями передовых технологий и методов управления. Таким образом, Китай обновляет технологическую базу и налаживает более эффективное производство изделий. Китайская сторона при этом не несет больших финансовых расходов и свою долю, обычно, вносит в виде зданий, сооружений, земельных участков, в то время как иностранный партнер передает технологии и вкладывает денежные средства.[11]

Следует заметить, что, несмотря на большой рост экономики, Китай отстает в показателях эффективности и продуктивности использования ресурсов для производства продукции. По данным Всемирного банка, в последние 10-15 лет Китай на производство единицы промышленного продукта расходовал в 3-10 раз больше воды, чем экономически продвинутые страны.[10]

Кроме значительных увеличений количества инвестиций в Китай, изменилось и их качество. В Китае на протяжении нескольких лет растут средняя зарплата наемных служащих и издержки на производство, что делает Китай менее привлекательным как оффшорная зона для производства продукции со значительным количеством рабочей силы. ПИИ постепенно перемещаются в сферы высоких технологий и услуг.

Основываясь на данных Всемирного банка, можно подсчитать, что в 2006/2007 гг. доля КНР в мировом вывозе высокотехнологичной продукции (16,3%) превзошла не только индикатор США (13,4%), но и совокупный показатель по Германии (9,1%) и Японии (6,9%). Но стоить отметить, что в этом Китаю помогают сами США, Германия и Япония. Считается, что около половины китайского рынка высокотехнологичных изделий контролируют иностранные ТНК. А их доля в экспорте в 2005 году была равна 88%.[10]

Значительный рост накопленных инвестиций за последние 30 лет показывает нам возрастание роли Китая, как реципиента, так и инвестора. В 1990 накопленные прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику составляли 20 691 млн. долларов, и за 30 лет Китай увеличил это число более чем в 25 раз, накопленные ПИИ в 2010 равны 578 818 млн. долларов.[1] Рост по отношению к китайским накопленным инвестициям в другие страны превышает соответствующий показатель по отношению к ПИИ в Китай в 2 раза, так ПИИ в другие страны в 1990 годы составляли 4 455 млн. долларов, в 2010 году эта цифра увеличилась в 66 раз и составила 297 600 млн. долларов.[1]

Диаграмма 3. Изменения накопленных ПИИ в КНР и китайских ПИИ в другие страны

 

Диаграмма составлена по данным World Investment Report 2011 by UNCTAD.

По данным двух диаграммам в последнее время наблюдается тенденция сдерживания прироста зарубежных ПИИ в КНР и увеличение оттока капитала за рубеж, что говорит нам об изменении курса экономический политики Китая в мире, который постепенно переходит от роли крупного мирового импортера капитала к экспортеру.

Транснациональные корпорации как главная движущая сила развития инвестиционных отношений

Китайский отток капитала все больше формируется коммерческой направленностью предприятий, чем политическими интересами государства. Только после того как инвестиционные проекты доказали свою состоятельность и прибыльность компаниям КНР, правительство оказало поддержку данным проектам, показав тем самым государственную заинтересованность в них. Не странно, что именно государственные предприятия стали основными инвесторами. Китайские инвестиции за рубеж часто оцениваются как продолжение процесса экономического реформирования и политической деятельности.

Процессы китайского инвестирования в иностранный сектор можно разделить на 5 групп исходя из целей, которые преследуются инвесторами:

1. Привлечение и получение ресурсов

Доступ к новым сырьевым рынкам является основным мотивом для китайских инвесторов. Захват иностранных капиталов на сырьевом рынке, прежде всего, объясняется возрастающим спросом Китая на природные ресурсы, вызванным бурным экономическим ростом. За два десятилетия Китая превратился из крупнейшего азиатского экспортера нефти в крупнейшего мирового импортера. Резкое увеличение потребностей наблюдается так же на рынке алюминия, меди, никеля, древесины и других товаров. Кроме прямого инвестирования в экономику стран, обладающих необходимыми ресурсами, Китай проводит активную дипломатическую деятельность в этих странах, а так же предоставляет им кредиты на льготных условиях. Вначале, когда Китай только начинал экспортировать капитал в 1991 году, основными реципиентами были Северная Америка и Океания. С тех пор география ресурсной экономической политики Китая распространилась на Африку, Азию и Латинскую Америку. А между 2003-2006 годах такие страны богатые ресурсами как Алжир (2006), Индонезия (2004), Казахстан (2005), Судан (2004), Нигерия (2004) и Замбия (2006) вошли в 10 самых крупных китайских реципиентов на рынки ресурсов.

2. Завоевание новых рынков сбыта

Эта область особенно интересует тех китайских компаний, которые стремятся расширить и развить свой бизнес, а так же получить преимущество над местными конкурентами. В ранние периоды экспансия заключалась в выходе на потребительский розничный рынок посредством создания филиалов и дистрибуционных сетей. В последнее же время все большее количество предприятий инвестируют в производственный процессы за рубеж, при этом уменьшая экспорт своих товаров.

3. Покупка стратегически важных активов

Под стратегически важным активом здесь понимается крупное предприятие с наработанной технологической базой, узнаваемым брендом, клиентской базой и каналами продаж. Государство поддерживает покупку таких активов особенно в развитых странах, таких как Северная Америка, Европа и Япония. Эксперты ожидают увеличение инвестиций в этой сфере в ближайшем будущем, так как китайские компании хотят быть более конкурентоспособными на мировом рынке.

4. Диверсификация

Процесс диверсификации начинается в Китае с 1979 года, когда правительство начинает проводить антимонопольную политику, которая оказала сильное влияние в первую очередь на крупные государственные компании, обладающие монопольной властью на рынке. Новая политика государства вынудила китайские предприятия расширить и диверсифицировать свою продукцию на международном уровне.

5. Увеличение продуктивности бизнеса

Этот вид инвестирования подразумевает перенос трудоемкого и не высокотехнологического производства в другие развивающиеся страны. Если в развитых странах это обычная деятельность крупных компаний, являющихся мировыми лидерами, которые могут выиграть от различий в некоторых рыночных характеристиках. Лишь некоторые китайские предприятие готовы последовать западному примеру. Маленькие и средние фирмы могут инвестировать и переносить производство в развивающиеся страны, но они несут больший риск из-за менее развитых технологий, меньшего количества квалифицированных работников и управляющих в другой стране.[11]

Таким образом, в области международных слияний и поглощений компаний наблюдается интересная ситуация, выраженная в ее неоднозначности. Так показатель слияний и поглощений в денежном эквиваленте возрастал в 2005 и 2006 (7 207 и 11 298 млн долларов соответственно), в 2007 и 2008 это показатель снижается(до 9 332 млн. долларов в 2007 и до 5 375 млн долларов в 2008), в 2009 году цифра увеличивается в 2 раза(10 898 млн долларов), а в 2010 снижается до уровня 2008 года(5 965 млн долларов). В то время как со стороны Китая этот показатель не равномерно, но увеличивается. В 2005 году китайские компании заключили договора на общую сумму 3 653 млн долларов, в 2010 году этот показатель составил 29 490 млн долларов.[1]

Диаграмма 4. Тенденции слияний и поглощений в Китае и с участием Китая в мире (млн.долл).

 

Диаграмма составлена по данным World Investment Report 2011 by UNCTAD.

Если мы проанализируем данный показатель, опираясь на количество заключенных договоров, то можно сделать вывод, что рост этого показателя заканчивается в 2009 году, когда происходит резкий спад, который может быть объяснен мировым финансовым кризисом, пик которого как раз пришелся на 2009 год. Количество договоров заключенных китайскими компаниями с целью покупки иностранных компаний стабильно возрастает и с 2005 года увеличивается в 3 раза(с 45 до 148).[1]

Диаграмма 5. Тенденции слияний и поглощений в Китае и с участием Китая (количество сделок)

 

Диаграмма составлена по данным World Investment Report 2011 by UNCTAD.

Об увеличение роли Китая как крупного мирового экспортера капитала свидетельствуют крупные сделки по слияниям и поглощениям, в которых участвовали китайские компании. В 2010 году сделка по поглощению бразильской Repsol YPF Brasil крупной китайской компанией на сырьевом рынке SinopecGroupSA стоимостью 7,1 млрд. долларов входит в 10 крупнейших сделок совершенных по всему миру. Вторая крупная сделка с участием Китая оценивается в 3,1 млрд : CNOOC Ltd поглотил аргентинскую BridasCorp.[1]

***

С начала проведения политики «открытых дверей» и до сегодняшних дней Китай прошел большой путь становления крупнейшего как импортера, так и экспортера капитала, причем ПИИ Китая увеличивались не только количественно, но и качественно.

На первом этапе КНР делал неопытные попытки привлечения инвестиции из-за рубежа, и они носили отчасти экспериментальный характер. Понаблюдав за этим «экспериментом» правительство КНР приняло ряд мер (образование СЭЗ и создание законодательно-правовой базы для совершения сделок в области движения капитала), результаты которых привели к росту инвестиций в будущем.

Государственное стимулирование инвестиций продолжалось и на втором этапе. Правительство создавало специальные льготные условия для иностранных инвесторов, при этом ограничивая их сферу деятельности теми отраслями, которые нуждались в развитии. Наращивание капитала привело к развитию китайской экономики, которая все больше нуждалась в новых источниках сырья, рынках сбыта и современных технологиях. Поэтому уже на втором этапе китайские корпорации начинают экспорт капитала, которых государство сразу же начинает поддерживать, осознавая важность развития не только импорта, но и экспорта капитала.

Третий этап является уже результатом действий предпринятых в предыдущих двух: Китай один из крупнейших импортеров и экспортеров капитала в мире. Причем, современная политика государства направлена на стимулирование инвестиций в высокотехнологичное производство, в то время как трудоемкое производство КНР перемещается в другие развивающиеся страны путем экспорта капитала. Большую роль на современном этапе играет инвестирование экономик других стран. В 2011 году Китай стал крупнейшим инвестором ЕС, сместив с первого места Японию, так же КНР является крупным кредитором США, не говоря уже о китайских инвестициях в виде долгосрочных кредитов с низкими процентами в экономике развивающихся стран.

Тем не менее, российский синолог Гельбрас В.Г. говорит о Китае как о пчеле, у которой спина полосатая, но тигром ее не назовешь. Причину такого высказывания можно найти в том, что, несмотря на стабильный и динамичный рост экономики Китая, во многом обусловленный влиянием ПИИ, и опережение развитых стран в таких количественных показателях как ВВП, приток капитала, индустриальный рост и т.д., КНР до сих пор отстает от развитых стран в качественных показателях, например: эффективность и продуктивность производства, выброс загрязняющих атмосферу веществ на единицу продукции, ВВП на душу населения, уровень и длительность образования и др.


Список литературы

  1. World Investment Report 2011 by UNCTAD
  2. Ma S. Y. Private capital flows to China: macroeconomic consequences and policy response // Journal of Contemporary Asia. 1997. №1. Vol. 27.
  3. Trade and environment and UNCED follow-up activities in UNCTAD. Note prepared by UNCTAD secretariat for the Second Meeting of the Commission on Sustainable Development. Geneva, 1995
  4. FinancialTimes. 1993. 14 January.
  5. Almanac of China «s Foreign Economic Relations and Trade. 1994/95
  6. Веб-сайт правительства Китая www.fdi.gov.cn
  7. Вэб-сайт правительства Китая: www.fdi.gov.cn/annualstatisticsdata/
  8. А.В. Любомудров «Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая» www.finanal.ru/002/pryamye-inostrannye-investitsii-v-ekonomiku-kitaya?page=0,2
  9. А.И. Салицкий «КНР: экспорт капитала продолжается...;» journal-neo.com/?q=ru/node/9646
  10. В.А. Мельянцев «Развитые и развивающиеся страны в эпоху перемен» Москва ИД «Ключ-С» 2009
  11. Chinese Economic Performance in the Long Run second Edition, Revised and Updated 960-2030 AD by Angus Maddison Development Centre of the OECD 2007
  12. OECD Investment Policy Reviews China open policies towards mergers and acquisitions 2006