«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(21), 2012

Экономика зарубежных стран

Привлечение иностранных студентов: мотивы, способы, последствия (на примере США)

С.Мосина, МО-II

 

23 апреля в МГИМО прошла научная студенческая конференция по проблемам развития высшего образования. В ней приняло участие несколько десятков студентов разныз факультетов.

Результаты конференции противоречивы. С одной стороны, был немалый интерес студентов МГИМО к вопросам конференции (их примерный перечень был дан заранее). С другой стороны, недостаточный профессионализм большинства участников не позволил им сделать содержательные и глубокие доклады. Тем не менее они были.

В статье излагаются вопросы привлечения иностранных студентов на примере США

Ключевые слова: иностранные студенты

S.Mosina. Foreign Students’ Attraction: USA Example

The article analyses the various aspects of the attraction of foreign students to the USA

Key words: foreign students, USA

Глобализация проявляется во многих сферах жизни общества, в том числе и в образовании. Поэтому сегодня существует довольно развитая сеть программ, которые предлагают студентам пройти курс обучения за границей.

Странами-реципиентами являются, по большей части, развитые страны (Австралия, Великобритания, Австрия, Швейцария, Новая Зеландия) [1], однако есть и исключения: Китай, Индия, Южная Корея, и, в меньшей степени, Мексика, ОАЭ, Индонезия. [2]

На сегодняшний день Россия входит в первую пятерку стран-поставщиков человеческого ресурса в развитые страны. Ежегодно из России уезжает порядка 10.000 (20% всех эмигрантов) студентов для обучения за рубежом, для прохождения стажировок или для принятия участия в программах по обмену.

Так, из России в Великобританию и США по учебным визам ежегодно уезжают свыше 2000 человек, плюс ещё более 3000 студентов едут в Германию, менее 1000 в Израиль, а также во Францию. Статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% из них не возвращаются.

Далее вопросы привлечения иностранных студентов будут рассматриваться на примере США. В первой части будут рассмотрены основные мотивы для тех, кто отправляется за границу в поисках идеального образования и тех, кто предоставляет студентам из-за рубежа право получать образование. Затем будут выявлены основные способы привлечения студентов из-за рубежа и последствия такого обмена как для страны-реципиента, так и для страны-донора, а также для самого студента, получившего образование за рубежом. В конце будут представлены несколько идей для России как страны-донора по изменению ситуации в нужном направлении.

Каковы же мотивы тех, кто организует данные программы?

Мотивами студентов, решивших получить образование за рубежом являются:

  1. Возможность получить более качественное образование, чем у себя на родине.
  2. Престиж, "вес" диплома.
  3. Тяга к новому, поиск себя.
  4. Перспективы трудоустройства за границей

Мотивами для привлечения иностранных студентов являются:

  1. Материальная заинтересованность (стоимость обучения в Нью-Йоркском университете по направлению "экономика».— $ 65.000)
  2. Пропаганда политической и экономической модели устройства общества страны-реципиента
  3. Усиление научно-технической базы за счет тех, кто делает открытия и проводит исследования, результатами которых пользуется принимающая страна.

Долгосрочные программы, вроде той, что создал Нью-Йоркский Университет в своем филиале в Абу-Даби, направлены на привлечение лучших студентов из других стран с перспективами последующего их трудоустройства в американских компаниях. Филиал Нью-Йоркского университета в Абу-Даби (ОАЭ) был открыт в 2010 году, прошлой осенью был произведен набор во второй раз. Особенность данного филиала в следующем: привлекаются студенты со всего мира. Сейчас в этом университете проходят обучение 13 наших соотечественников.

Как правило, такие программы привлекательны для студентов из развивающихся стран, где уровень образования недостаточно высок либо, даже при наличии хороших университетов, для молодых специалистов нет условий для саморазвития, трудоустройства, реализации собственных амбиций. США, в свою очередь, являясь мировым лидером по числу принимаемых студентов (18% от общего числа), привлекают тех, кто соответствует их требованиям: студенты должны быть трудолюбивы, амбициозны, активны и должны обладать теми знаниями, которые будут востребованы в тех областях, развивать которые штаты собираются. Кроме того, ненавязчиво, но целенаправленно идет пропаганда "у нас лучше, лучше, чем где бы то ни было, мы обеспечим вас всем необходимым, только оставайтесь у нас, работайте на нас, способствуйте процветанию нашего государства".

Теперь, когда мы знаем, зачем нужно привлекать студентов, нужно выяснить, как это делают.

Можно выделить основные направления:

1. Программы по обмену

2. Предоставление льготных условий для поступления в вузы

3. Организация форумов, конференций с последующим установлением тесного сотрудничества с участниками.

И способы:

1. Открытая пропаганда

2. Скрытая или косвенная пропаганда

3. Демонстрационный эффект

4. Льготы, субсидии, гранты

1. Программы по обмену.

Такие программы существуют практически при каждом крупном университете США. Разумеется, университеты, которые входят в ТОП-20 мира не нуждаются в саморекламе, то есть в открытой пропаганде. Из 20 мировых лидеров на долю вузов США приходится 13.

 alt

Здесь скорее имеет место скрытая или косвенная пропаганда. Достаточно увидеть рейтинги университетов и сразу захочется учиться в любом их тех, что занимают первые строчки. Сайт такого университета, как правило, содержит раздел "наши достижения" или "наши выпускники». Список внушает уважение, и руководству университета даже не нужно писать "поступайте к нам».потому что все и так хотят туда поступить.

2. Предоставление льготных условий для поступления в вузы.

Вернемся к филиалу Нью-йоркского университета в Абу-Даби. Чтобы поступить туда, кандидату необходимо написать несколько эссе, пройти ряд собеседований, и, если удача улыбнется, — кандидат станет студентом. Обучение полностью бесплатно. Оплачивается дорога домой два раза в год, питание и проживание — также за счет университета. Живут студенты в специально для них построенном кампусе со всеми удобствами. Климат ОАЭ не нуждается в рекламе.

Теперь сравним условия для абитуриентов в престижном по российским меркам в РГГУ: первокурсникам общежитие не предоставляется, для того, чтобы поступить необходимо сдать 3-4 ЕГЭ на максимально хорошие баллы, так как бюджетных мест не так уж и много — от 50 до 2 в зависимости от факультета. Оплатить обучение по карману далеко не каждому.

3. Организация форумов, конференций с последующим установлением тесного сотрудничества с участниками.

Здесь можно выделить Стэнфордский российско-американский форум SURF[3], в рамках которого студенты из России и США принимают участие в конференциях с ведущими российскими и американскими экспертами для обсуждения вопросов в области политики, культуры, экономики.

Последствия

Для студентов:

1. Бесценный опыт

2. Обмен знаниями

3. Возможность реализовать свои проекты

4. Расширение кругозора, знакомство с другой страной, культурой

5. Сравнительный анализ условий для самореализации в своей стране или стране, где он проходил обучение (стажировку)

6. Возможность трудоустройства за границей

7. Психологическое воздействие другой культуры, другого менталитета

8. Совершенствование языка

Для страны-реципиента:

Положительные:

  1. Приток новых специалистов
  2. Потенциал для пополнения высококвалифицированных кадров
  3. Доступ к инновациям, изобретениям и идеям молодых специалистов
  4. Лишение основных конкурентов ценных кадров
  5. Усиление связей со страной — "донором".
  6. Наращивание экономической мощи путем внедрения новых проектов, предложенных молодыми специалистами.
  7. Расширение своего влияния, распространения своего образа жизни, усиление международных позиций.

Отрицательные:

  1. Увеличение доли расходов на образование, которые не 100% возвращаются (в случае, если студент все-таки вернется на Родину).

 

Для страны- "донора":

Отрицательные:

  1. Утечка умов
  2. Потеря научного потенциала
  3. Старение научно-технической базы
  4. Кадровый голод
  5. Экономическое отставание
  6. Потеря престижа страны, ее уровня образования, ослабление позиций на международной арене.

Положительные:

  1. Усиление связей со страной-реципиентом.
  2. В случае возврата студента — бесценные кадры, полученные "бесплатно".

Предложения для России

1. Развитие двусторонних обменов с упором на привлечение молодых специалистов из других стран в Россию..

2. Превратить Сколково и Открытый университет в мировой научно-исследовательский центр.

3. Использовать возможности МГИМО для установления и усиления контактов с зарубежными специалистами.

Принципиально важным является дальнейшее развитие двусторонних обменов, однако необходимо делать упор именно на собственных интересах, привлекать молодых специалистов из США с помощью грамотного маркетинка, пиар-кампаний, агитационных конференций.

Стэнфордский российско-американский форум SURF нужно превратить в механизм для привлечения, в первую очередь, американских молодых специалистов. Провести переговоры, целью которых будет увеличение времени, которое представители США проводят в России, расширить культурную программу, показать новейшие изобретения российских ученых, ознакомить их с ультрасовременными проектами, представить проект "Сколково" в выгодном для России свете, возможно, создать искусственную конкуренцию, чтобы студенты из США боролись за место на форуме также, как студенты из России, претендуя на участие в данном проекте.

Госдепартамент США весьма заинтересован проектом "Сколково».[4] Нужно сыграть на этом и использовать этот шанс для привлечения перспективных студентов из Стэнфорда и других университетов.

МГИМО — как вуз, занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса по числу преподаваемых языков, может занять ведущее место в мире как центр обмена знаниями, увеличить число программ, стажировок, конференций, чаще приглашать иностранных специалистов, совмещать теорию с практикой, делать рекламу за рубежом и, программа максимум, — подняться до уровня ведущей 20ки университетов мира.

  1. Доклад ОЭСР Education at a glance 2011 http://www.oecd.org/dataoecd/61/32/48631079.pdf
  2. http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=33154&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html
  3. http://www.joinsurf.com/
  4. http://www.vesti.ru/doc.html?id=446457&cid=9