«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3(22), 2012

Внешнеэкономические связи России

Саммит АТЭС и экономическое сотрудничество России и Республики Корея на Дальнем Востоке

проф,. д.э.н. С.С. Суслина

Статья посвящена вопросу интеграции России в Азии, который имеет важное значение для России. Ключевые слова: российско-корейская экономическая кооперация, либерализация торговли и движения капитала, дальневосточноая кооперация, саммит АТЭС во Владивостоке. S. Suslina. APEC Summit 2012 and Russia-Korea Economic Co-operation in the Far East. This article is devoted to the task of Russia’s integration in Asia as an important factor which is of vital preference for Russia. Key words:Russia-Korea Economic Co-operation, liberalization of trade and investment, Far East cooperation, APEC Sammit in Vladivostok.

Россия в АТЭС: приоритеты и задачи Роль России в Азии, ее стратегические цели, приоритеты и задачи очень хорошо проявились в ходе подготовки и проведения владивостокского саммита АТЭС в сентябре 2012 г. Впервые став хозяйкой Форума, Россия предстала как связующее звено между АТР, главной стратегической площадкой 21 века и Евро-Атлантическим регионом, занимавшим центральную позицию в глобальной повестке прошлого столетия. Сегодня азиатский регион — это площадка, где старое соперничество переплетается с новым, только формирующимся — между США и КНР на фоне других многочисленных взаимных территориальных притязаний находящихся здесь стран, где существует два мощных сдерживающих фактора: ядерное оружие и тесная экономическая взаимозависимость. В условиях глобального сдвига влияния на Восток для России присутствие в Азии в качестве важного игрока, интересы которого принимают другие, жизненно необходимо. Естественный путь для этого — использование тех преимуществ, которые дает «переходное» положение России как евро-азиатской страны. Азия необходима России как один из важнейших источников развития, а Россия нужна Азии как элемент баланса в очень сложной и пока только формирующейся системе. Чтобы занять свою нишу, России придется стать значительно более активной в Азии, причем ориентироваться не только на Китай при всей огромной важности для нее этой страны, но и на весь спектр интересов и возможностей в АТР от Японии, Южной Кореи и США до Индонезии и Австралии. На долю АТЭС — ключевой организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе приходится почти 60% глобального ВВП и 40% населения мира. Министр иностранных дел С. Лавров, выступая в январе 2011 г. на пресс-конференции в Москве, отметил: «Здесь сопряжены наши внутренние задачи подъема Сибири и Дальнего Востока и задачи нашей полноценной интеграции в экономическом взаимодействии в АТР»[1]. Одна из ключевых инициатив, которую Россия продвигает в АТЭС, — это использование территории России для транзита грузов из Азии в Европу и наоборот.По предварительным оценкам, экономия на использовании российского маршрута может составить 673 млрд. долл. до 2020 г. Путь из Европы в Азию через Россию — самый короткий. От Владивостока до Бреста по Транссибу контейнер доходит за 15 дней (к 2015 г. за 7 дней). По Северному морскому пути они доходили бы за 20 дней, по морскому пути через Суэцкий канал (Иокогама-Роттердам) — за 33 дня. Однако сегодня через Суэцкий канал перевозится свыше 99% грузов, а через Транссиб — 1%. Это объясняется недостаточным уровнем развития транспортно-логистической системы России. (По логистическому индексу Всемирного банка, Россия занимает 95 место. По данным рейтинга Всемирного банка Doing Business, для оформления импортных операций в России нужны 10 документов, экспортных — 8. В Южной Корее — всего 3)[2]. Россия смогла бы к 2020 г. перетянуть на себя около 6% евразийских перевозок: 5% придутся на Транссиб, а 1% — на Северный морской путь[3]. А с учетом комплексной модернизации портов на Дальнем Востоке и Транссиба, Приморье может превратиться в глобальный логистический хаб. Важной проблемой для стран АТЭС является — обеспечение продовольственной безопасности. Главный фактор, который будет увеличивать глобальный спрос на продовольствие, — появление 3 млрд. новых представителей среднего класса, людей, которые тратят как минимум 10 долл. в день. Их сейчас насчитывается 1,8 млрд. чел., а к 2030 г. их станет 4,8 млрд. чел. Страны согласовали декларацию об обеспечении продовольственной безопасности, реализация которой должна обеспечить доступ к продовольствию всех слоев населения во всех странах АТЭС. В первую очередь речь идет об информационном обмене, информировании друг друга о возникающих продовольственных проблемах. В рамках АТЭС для решения этой проблемы было создано партнерство по продовольственной безопасности. Для России эта тема очень важна, учитывая роль, которую она может играть в поставках продовольствия на азиатские рынки. Россия, имя колоссальный потенциал по земельным и водным ресурсам, может наращивать производство сельхозпродукции за счет ввода новых сельскохозяйственных площадей и рекультивации старых. Для этого можно использовать порты на Дальнем Востоке, но в Приморье сейчас нет ни одного специализированного зернового терминала, происходит прямая перевалка зерна из железнодорожных составов на суда с большими потерями. Россия сможет укрепить свои позиции на глобальном продовольственном рынке, особенно в Азии, но при этом ей необходимо разобраться с тарифной политикой для транспортировки зерна по железной дороге. Третья группа вопросов инициатив российского бизнеса касается вопросов инновационного роста. Приоритетными являются темы трансферта технологий и строительства экогородов, удобных для жизни. Значение этой темы для России огромно. Доля урбанизации составляет около 73%. Важная инициатива России — разработка базисных условий для договоров о передаче технологий между компаниями в рамках АТЭС. Современная ситуация в развитии экономического сотрудничества России со странами АТЭС Несмотря на то, что 70% российских минеральных ресурсов сосредоточены за Уралом и азиатские рынки находятся довольно близко, доля России в товарообороте экономик АТЭС колеблется на уровне 1%. И хотя у ведущих российских компаний немало проектов в регионе, в российской торговле доля экономик АТЭС в 2011 г. составила меньше четверти. Причины этого:

  • отсутствие комплексного видения всего региона у ключевых игроков, особенно у госкомпаний.
  • отсутствие транспортной инфраструктуры.
  • отсутствие инфраструктуры для привлечения прямых иностранных инвестиций из Восточной и Юго-Восточной Азии.

Отсутствие транспортной инфраструктуры на российском Дальнем Востоке является колоссальной проблемой для всех игроков, которые собираются экспортировать в Азию уголь, металлы или зерно — состояние портовых мощностей и «узкие места» при подъезде к портам не позволяют нарастить объемы. Решением могло бы стать привлечение азиатского капитала в реализацию инфраструктурных проектов. Для существенного рывка в развитии региона до 2030 г. в проекты по освоению природного и промышленного потенциала региона, развитие энергетической, транспортной, социальной и бизнес-инфраструктуры потребуется около 20 трлн. руб[4]. Три четверти из них должны составить средства частных инвесторов, российских и иностранных, прежде всего азиатских партнеров. России нужно не просто продавать сырье, а развивать собственную промышленность. Рецепты для достижения этих целей достаточно просты: нужно освобождение от налогов + длинные кредиты + здравая тарифная политика в энергетике. Сегодня формируется госпрограмма развития Дальнего Востока до 2025 г. Действуют также две ФЦП. Одна заканчивается в 2013 г. А новая рассчитана на 2014-18 гг. Следует учитывать следующее:

  • Большие проекты — это мультипликаторы роста.
  • Транспортная доступность — ключевой индикатор
  • Нужны на Дальнем Востоке и новые производства (энергомашиностроение, автомобильные сборочные заводы. В Амурской области — сельское хозяйство).
  • Поставки энергоресурсов — лишь часть сотрудничества (хотя и основная: с 2005 по 2011 гг. только поставки нефти из России в страны АТЭС увеличились более чем в 4 раза. Недавно принятая стратегия развития угольной отрасли до 2030 г. подразумевает увеличение добычи минимум на 150 млн. тонн., большая часть которой пойдет на экспорт)[5].

Россия и экономики АТЭС могут сотрудничать по многим направлениям:

  • привлечение инвестиций из АТР в освоение региональных углеводородных ресурсов — как в геологоразведку и добычу, так и в дальнейшую переработку.
  • участие стран АТР в инфраструктурных проектах по экспорту нефти и газа, угля и электроэнергии из Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь Китай и Южную Корею.
  • перспективным является сотрудничество в сфере развития альтернативных и возобновляемых источников энергии. В этой области Южная Корея обладает большим полезным опытом.

Россия уже реализует ряд крупных проектов. В консорциуме с японскими и индийскими компаниями осуществляется разработка месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2», откуда идет экспорт газа и нефти в страны АТР (в Японию и Южную Корею). Добычу и экспорт угля в Якутии ведет российско-южнокорейское предприятие «Эрэл». В апреле 2011 г. ОАО «Газпром» и консорциум подписали соглашение о совместной реализации в районе Владивостока проекта строительства СПГ-завода и газохимического комплекса. Предполагается, что он будет запущен до 2017 г. Одним из основных рынков сбыта должна стать Южная Корея. Россия за последние 7 лет расширила географию своих энергопоставок — было 6 стран, стало 10. Но в Китай идет 21 млн. тонн нефти ежегодно. Выросли поставки в США и Южную Корею. Восточносибирское месторождение длительное время практически не осваивалось, поскольку в России до недавнего времени действовала довольно косная система налогообложения. Только этой весной были приняты распоряжения правительства по шельфу и по трудноизвлекаемым запасам. Как только они заработают, у компаний появится стимул для ввода в эксплуатацию новых месторождений и для высокотехнологичного освоения старых. В постановлениях прописаны принципы предоставления льгот — налоговых, по экспортным пошлинам. В феврале 2012 г. Россия презентовала инициативу NEAREST (сокращение от North East Asian Region Electrical System Ties — «Энергомосты в регионе СВА». NEAREST предполагает создание сети линий электропередачи и подводных кабелей общей мощностью до 200 ГВт. В деловом саммите АТЭС от Приморского края приняли участие 32 компании. Среди них, такие известные, как Дальневосточное морское пароходство, завод по производству вертолетов "Прогресс». Дальневосточная энергетическая компания, "Соллерс-Дальний Восток" и другие[6].

Состояние российско-южнокорейского сотрудничества и оценка его перспектив с позиций основных направлений сотрудничества стран АТЭС В рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) состоялась встреча президентов РК и России — Ли Мён Бака и Владимира Путина. Лидеры двух стран отметили в целом хороший динамизм развития взаимного сотрудничества двух стран. Президент РК особо подчеркнул, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в мире, отношения между РК и Россией активно развиваются. При этом, если произойдет отмена визового режима между двумя странами, то это еще более будет способствовать интенсификации отношений между народами двух стран, Президент России, в свою очередь, отметил, что Сеул является третьим по объему торгово-экономических отношений партнером Москвы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В прошлом году товарооборот между странами достиг почти 25 млрд. долл., экспорт России — 13,39 млрд. долл., а импорт — 11,59, при этом прирост общего объема торговли составил 40%. Удельный вес торговли с Республикой Корея в товарообороте России со всеми странами АТЭС составил 3% и она заняла 12 место среди всех торговых партнеров России[7]. Основными товарными позициями российского экспорта в Республику Корея являются: минеральные продукты (69,3% всего объема экспорта РФ в РК);[8].металлы и изделия из них (17,5%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (6,3%); продукция химической промышленности, каучук (3,3%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,2%)[9].Первые три товарные позиции занимают: сырая нефть (удельный вес — 33,7%); битуминозный уголь (удельный вес — 14,2%) и СПГ (удельный вес — 9,7%)[10]. Среди основных стран-экспортеров в Республику Корея в отчетный период Россия заняла 13-ое место, в результате чего, доля РФ в импорте РК составила 2,1% Основными статьями импорта России из РК являются: машины, оборудование и транспортные средства (75,9% всего объема импорта РФ из РК); продукция химической промышленности, каучук (11,3%); металлы и изделия из них (4,3%); продовольственные товары (2,14%); текстиль, текстильные изделия и обувь (2,13%). [11].Первые три товарные позиции занимали: легковые автомобили с объёмом двигателя 1500-3000 куб. см. (удельный вес — 14,2%); автомобильные запчасти для промышленной сборки (удельный вес — 10,6%) и буровые платформы (удельный вес — 5,9%). Среди важнейших стран-импортеров из РК Россия заняла 11-ое место — что составило 1,9% всего объема экспорта РК. Ключевая роль в развитии инструментов взаимодействия Российской Федерации с Республикой Корея отводится российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В ходе работы 12-го заседания МПК 29 августа 2012 г. стороны с удовлетворением отметили, что по итогам 2011 года двусторонний товарооборот составил почти 25 млрд. долларов, а в первом полугодии этого года товарооборот увеличился на 4,3 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Российская сторона выразила заинтересованность в развитии сотрудничества в высокотехнологичных отраслях, в привлечении южнокорейских специалистов к развитию сельского хозяйства на территории России. Россия и Республика Корея расширяют сотрудничество в сфере науки и технологий. Во время 11-го заседания Российско-Корейского комитета по сотрудничеству в сфере науки и технологий отмечены достигнутые положительные результаты кооперации в таких областях, как разработка наноматериалов, биотехнология, медицинская радиология, защита окружающей среды, электроника и информационные технологии. В деловом плане продолжают развиваться прямые контакты и связи между компаниями двух стран в таких областях, как автомобилестроение, энергетика, добыча и освоение минеральных природных ресурсов, геология, геохимия, минералогия, гражданская авиация, здравоохранение и финансы. Российская Федерация и Республика Корея продолжают сотрудничество в сфере энергетики и освоения минеральных ресурсов путем совместной работы корейской корпорации «KOГАЗ» и российского «ГАЗПРОМА», в частности, по согласованию объемов поставок российского природного газа в Корею. Россия и Республика Корея сотрудничают по устранению возможных причин неудачного второго запуска космического аппарата Корейского космического летательного аппарата — KSLV-1. В прошедшем году повышенное внимание странами уделялось развитию сотрудничества на региональном уровне путем реализации совместных инвестиционных проектов в области автомобилестроения, в частности, с компанией «СОЛЛЕРС», как на территории России, так и Республики Корея. Признавая важность малого и среднего бизнеса в поддержании устойчивого экономического роста, Республика Корея и Россия обязались в 2012 г. подготовить Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Администрацией малого и среднего бизнеса Республики Корея. Последние годы сотрудничество России и РК характеризуется увеличением числа южнокорейских инвестиционных проектов, реализуемых на территории России, включая запуск сборочного автомобильного проекта компании Hyundai Motor в С.-Петербурге, расширение производственных мощностей на заводах Samsung Electronics в Калуге, начало проработки компанией КОГАЗ (Корейская газовая корпорация) строительства завода СПГ во Владивостоке, и др. В 2011 г. отмечено 60%-ое увеличение объема корейских инвестиций в экономику России, особенно, в основные промышленные отрасли, включая автомобилестроение, судостроение и электронику, которые, по сути, стали весомым вкладом в модернизацию экономики России. В 2011 г. они достигли 3 млрд. долл., что, несмотря на определенный прорыв в этой сфере отношений, далеко не соответствует потенциалам обеих экономик, что, в частности, было отмечено во время саммита двух президентов на Форуме АТЭС. В РК рассчитывают на партнерство России в улучшении инвестиционного климата, подразумевая упрощение таможенной процедуры и предоставление стабильных квот для трудовых ресурсов корейских компаний, занятых в России. Особый интерес для РК в рамках инвестиционного сотрудничества с РФ в 2010-2011 гг. представляла проработка и реализация ряда крупных инвестиционных проектов и программ:

  • проект соединения Транскорейской и Транссибирской железнодорожных магистралей;
  • увеличение поставок в РК газа на основе Межправительственного соглашения о сотрудничестве в газовой промышленности;
  • поставка электроэнергии с российского Дальнего Востока в РК через территорию КНДР в рамках реализации программы NEAREST («Интер РАО ЕЭС» и «Korea Electric Power Corporation»);
  • научно-техническое сотрудничество в области высоких технологий (совместная работа над ракетой-носителем в РК, предназначенной для запуска спутников; совместные проекты в области нано-технологий, использования ядерных отходов, разработки новых типов атомного топлива и жидкометаллических реактивов);
  • инфраструктурные и энергетические проекты в контексте подготовки г. Владивостока и о. Русский к проведению саммита АТЭС 2012 г. и г. Сочи к проведению зимней Олимпиады в 2014 г.;
  • проекты модернизации экономического и социального развития Дальнего Востока и Сибири.

Реализация этих проектов с участием корейской стороны позволит привлечь значительные инвестиционные ресурсы в проекты модернизации российской экономики, увеличит товарооборот между двумя странами, придаст дополнительный импульс развитию Дальневосточного и Сибирского регионов России, в целом. Одним из новых положительных моментов двусторонних торгово-экономических отношений следует считать наращивание объемов сотрудничества между финансовыми институтами РФ и РК. Во время официального визита Президента РК Ли Мён Бака в РФ в сентябре 2010 г. состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании в сфере финансового сотрудничества и контроля между ВТБ РФ и «Export-Import Bank of Korea». Данный Меморандум позволил приступить к реализации рамочного кредитного соглашения на сумму 0,5 млрд. долл. США с льготным сроком погашения в течение 5-х лет[12]. Опираясь на наметившийся в период 2010-2011 гг. положительный тренд в развитии южнокорейско — российских торгово-экономических отношений, Российская Федерация и Республика Корея путем диверсификации сфер сотрудничества и активного межгосударственного диалога поставили приоритетной целью выведение в ближайшие годы двусторонней кооперации на уровень стратегического партнерства. Достигнутые результаты могли бы быть более значительными и весомыми, если бы расширилось и стало более динамичным межрегиональное сотрудничество российского Дальнего Востока и Республики Корея. В этой связи, хотелось бы выразить солидарность с уважаемым проф. Ом Гу Хо по ряду положений, которые он выдвигает в своей статье «Российско-корейское экономическое сотрудничество на региональной основе: проблемы и перспективы развития, опубликованной в журнале «Проблемы Дальнего Востока» №3, 2012 г. В частности, проф. Ом Гу Хо в справедливо отметил, что, современный переход наиболее развитых стран к гражданскому обществу и процессы интернационализации стимулируют переход от прежней системы международных отношений, в которых главную роль играет федеральная власть, к новой системе, где такую роль в развитии международных связей с другими странами, уже стали играть региональные власти. Проф. Ом Гу Хо, различая регионализацию (regionalization)[13]. и регионализм (regionalism)[14]., говорит о важности в современных условиях налаживания именно процесса регионализации, то есть расширения и углубления регионального сотрудничества, особенно это актуально в сотрудничестве с Россией[15].. Следовательно, для интенсификации сотрудничества между РФ и РК необходимо учитывать эти тенденции и для начала наладить партнерские отношения на уровне регионов. Российскую позицию со стороны регионов в настоящее время выражает Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, министр по развитию Дальнего Востока Ишаев В.И. Он, академик, государственник, (сильный хозяйственник) также считает, что пришло время дать больше полномочий и свободы регионам, а государству (федеральным властям) необходимо опережающими темпами создавать инфраструктуру (привлекая для этого частный российский и иностранный бизнес), должна быть выработана общегосударственная политика стимулирования инвестиций, и только после этого можно ожидать активизацию деятельности частного капитала[16]. Во-вторых, что же в настоящее время представляет собой РДВ и какими могут быть перспективы его сотрудничества с Южной Кореей? На Дальнем Востоке проживает всего 4,4% всего населения России, но их вклад в ВВП страны — 5,4%. Если смотреть по ВВП на душу населения, то средний показатель по России — 16,7 тыс. долл., а на Дальнем Востоке — 17,5 тыс. долл., на Сахалине в 2011 г. он достиг рекорда — 52 тыс. долл[17]. Однако общий уровень развития региональной экономики, особенно ее инфраструктуры на Сахалине, намного отстает не только от передовых, но и некоторых развивающихся стран. Тем не менее, по емкости рынка РДВ может быть весьма привлекательным для частного иностранного, в том числе южнокорейского, бизнеса. (В частности, только ежегодный импорт автомашин регионом составляет 300 тыс. шт.). Что касается развития торговых отношений между РДВ и РК, то сейчас на их взаимный товарооборот приходится более трети от всего объема торговли России с Южной Кореей. В начале века торговый оборот между дальневосточными регионами и Республикой Корея едва достигал 500 миллионов долларов. Южная Корея проявила большой интерес к строительству объектов и инфраструктуры для саммита АТЭС во Владивостоке и где мог быть востребован потенциал южнокорейских фирм. Южнокорейский бизнес хорошо осведомлен о реализуемых российской стороной проектах в области нефте и газодобычи, строительстве нефте- и газопроводов, например, современного нефтеперерабатывающего завода, который закладывается в «устье» ВСТО, освоения угольных месторождений Сахалина и Якутии. Достаточно внушительны и, наверняка, известны корейской стороне и данные о запасах природного газа Восточной Сибири и Якутии, исчисляемых «цифрами» в 36 — 40 триллионов кубических метров. Руководство РК заинтересованно относится к идее трехстороннего экономического сотрудничества между Россией, Южной и Северной Кореей, начало которому может положить реконструкция и восстановление работы Транскорейской железной дороги и соединение её с Транссибом. Дальнейшим шагом могло стать участие сторон в крупном совместном проекте по созданию и эксплуатации деревоперерабатывающего комплекса на территории российского Дальнего Востока, реализация проекта по освоению биоресурсов. В перспективе сближение экономических интересов, несомненно, могло бы способствовать смягчению политической напряженности на корейском полуострове. Есть у южнокорейской стороны и заинтересованность в участии корейской стороны в строительстве космодрома «Восточный» в Амурской области, в осуществлении совместных космических проектов на его площадке. В целом, дальневосточный регион особо заинтересован в развитии с помощью южнокорейских компаний, обладающих соответствующим опытом и технологиями, крупнотоннажного судостроения. Речь идет о строительстве больших нефтяных танкеров, судов по перевозке сжиженного газа, нефтяных платформ. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Республики Корея является важной составной частью двусторонних связей, а также значимым фактором в стимулировании социально-экономического развития сопредельных регионов двух стран. В апреле 2010 г. в г. Сеуле состоялась презентация инвестиционного потенциала Сахалинской области. Было презентовано 14 инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляет 4,21 млрд. долларов США (124,6 млрд. рублей). Итогом деловой программы презентации стало подписание 7 документов о сотрудничестве в экономической сфере. 6 сентября 2010 г. в г. Иркутске также состоялось шестое заседание Комитета по Дальнему Востоку и Сибири Российско-Корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В ходе заседания Комитета корейской стороне был передан перечень инвестиционных проектов российских регионов, подготовленный Минрегионом России и составленный на основании предложений 39 регионов Российской Федерации и включает в себя 313 инвестиционных проектов в более чем 30 отраслях. Новым направлением сотрудничества становится переработка добываемого сырья. Для привлечения в Приморье иностранных инвестиций планируется создать реальный административный оффшор для снижения административных барьеров, открыть специальное агентство по привлечению инвестиций. На прошедшем во Владивостоке в рамках Недели саммита АТЭС заключительном совещании старших должностных лиц (СДЛ) обсуждались вопросы "следующего поколения" в торговле и инвестициях, такие, как транспарентность существующих и будущих соглашений о свободной торговле, более активное вовлечение малого и среднего бизнеса в глобальные производственные цепочки, а также содействие эффективной, недискриминационной и рыночной инновационной политике. Особое внимание в ходе совещания было уделено подготовке списка экологических товаров, то есть, товаров, активизация торговли которыми в регионе призвана способствовать "зеленому росту" и устойчивому развитию. Страны- члены АТЭС согласовали и одобрили этот список, взяв на себя обязательство к 2015 году снизить таможенные пошлины на эти товары до 5% (в некоторых странах размер пошлины на ряд товаров достигает 30%). Речь идет не о зеленых товарах, а прежде всего о тех товарах, которые обеспечивают экологический рост[18]. Как известно политика «зеленого роста» — один из приоритетов экономического развития Южной Кореи и у нее накопился уже значительный опыт ее применения. Это весьма перспективное новое направление и для сотрудничества России и РК на двусторонней основе. Не следует забывать и о сотрудничестве в очень важном сегменте экономики в свете инновационного развития — образовательном. Крупным шагом может стать реализация российских идей по формированию единого образовательного пространства в регионе АТЭС. Имеется в виду наладить комплексное сотрудничество между ведомствами, исследовательскими центрами, учебными заведениями и бизнесом, а также закрепить в практике АТЭС различных секторальных диалогов по этой проблематике. И здесь у российского Дальнего Востока и РК есть не только возможности, но и богатый наработанный опыт. В целом, приоритетные задачи, выдвинутые Россией на саммите АТЭС должны найти заинтересованный отклик у деловых кругов Южной Кореи. Подводя итоги саммита АТЭС во Владивостоке, президент В.В. Путин, в частности, отмечал, что Россия во время своего председательства в АТЭС стремилась обозначить те точки совместного приложения сил, которые способны укрепить ведущую роль экономик АТЭС в глобальном мировом хозяйстве, сформировать дополнительные факторы устойчивого роста. Владивостокский саммит подтвердил приверженность экономик АТЭС базовым принципам свободной торговли, интеграции. Он еще более сблизил мироощущение и позиции стран региона и скоординировал основные важнейшие направления экономического взаимодействия. Хотелось бы надеяться, что наиболее успешной стартовой площадкой для многих позитивных идей саммита станет СВА с весомым участием в ней стратегического сотрудничества российского Дальнего Востока и Республики Корея. Приложение Табл. 1. Сравнение инфраструктуры Дальнего Востока России и стран АТР

 

Население, млн. чел.

ВВП/ВРП, млрд. долл.

Протяженность автомобильных дорог, тыс.км

Протяженность железных дорог, тыс.км

Грузооборот морских портов, млн.т

Потребление электроэнергии, млрд. кВт.ч

ДВФО России

6,3

73,5

37,3

8,4

125

42

Китай

1347,4

7298,01

4008,3

91,2

5640

4693

Тайвань

23,2

466,83

41,5

1,5

236

220

Южная Корея

49,8

1116,25

103,0

3,4

1300

445

Япония

127,6

5867,15

1267,0

27,2

824

860

Источник:World Bank. CIA World Factbook, статистические ведомства стран, данные за 2010-2012 гг.

Таблица 2 Торговые отношения России со странами АТЭС в 2011 г.

 

Объем товарооборота, млн. долл.

Экспорт, млн. долл.

Импорт, млн. долл.

Доля в общем внешнем торговом обороте России (%)

Место в общем внешнем торговом обороте России

Китай

83505,0

35240,6

48264.4

10,2

1

США

31205,9

16604,4

14601,5

3,8

8

Япония

29705,0

14701,1

15003,9

3,6

9

Республика Корея

24979,6

13386,2

11593.4

3,0

12

Тайвань

4159,5

2121,1

2038,4

0.5

29

Таиланд

4117,3

2136.0

1981,3

0,5

31

Вьетнам

3061,0

1338,7

1722,3

0,4

38

Сингапур

2636,1

2250,3

385,8

0,3

42

Канада

2421,3

601,0

1820,3

0,3

43

Индонезия

2166,5

635,9

1530,7

0,3

44

Малайзия

1935,1

417,6

1517,5

0,2

46

Филиппины

1643.2

1244,9

398.4

0.2

48

Мексика

1414,5

571,1

837,4

0,2

54

Австралия

1079,4

65,6

1013,8

0,1

57

Гонконг

1055,7

973,1

82,6

0,1

58

Перу

725,7

643,9

81,8

0.1

61

Чили

454,8

32,5

422,3

0,1

64

Новая Зеландия

223,9

5.5

218.4

0.0

68

Папуа-Новая Гвинея

13,6

3,8

9,8

0.0

71

Бруней-Даруссалам

0,5

0.4

0.1

0,00006

Н.д.

Все страны АТЭС

196503,5

92979.6

103523,9

23,9

 

Источник: Федеральная таможенная служба.


  1. «Власть». VLAST. KOMMERSANT.RU № 35 (989) 3 сентября 2012, с. 18.
  2. «Власть». VLAST. KOMMERSANT.RU № 35 (989) 3 сентября 2012, с. 15
  3. Там же.
  4. Интервью полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе и министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева. //Эксперт. 3—9 сентября 2012 № 35 (817), с. 54.
  5. Восточный экспресс. //Итоги. 3 сентября 2011 г.
  6. Они представили свои проекты: компания «Наш дом Приморье» — проект по созданию интегрированной курортной зоны «Приморье», а «Соллерс-Дальний Восток» — проект по созданию индустриального автомобильного кластера на Дальнем Востоке. Развитию сельского хозяйства в Приморском крае были посвящены проекты группы компаний «Зеленые листья» и ОАО «Объединенная зерновая компания». Они предусматривают строительство Инновационного агрокомплекса «Зелёные листья» и зернового перегрузочного терминала в бухте Троица. Завод «Прогресс» на деловом саммите АТЭС представил проект, предусматривающий коммерческое использование вертолетов-КА-62 для оффшорных и других видов грузопассажирских перевозок. Особую важность для Приморья имеют проекты компаний «Роснефть», «РАО ЭС Востока» и «Национальная Химическая Группа». Они предусматривают строительство нефтехимического комплекса, газохимического завода и строительство Уссурийской и Восточной ТЭЦ.
  7. Источник: Федеральная таможенная служба.
  8. Данные KOTRA
  9. Источник: Федеральная таможенная служба.
  10. К концу 2011 г. корреспондентская сеть ОАО «Банк ВТБ» в РК насчитывала 31 банк-корреспондент. В прошедшем году продолжилось успешное сотрудничество крупнейшего российского банковского института с южнокорейскими банками: «Export-Import Bank of Korea», «Korea Exchange Bank», «Shinhan Bank», «Korea Development Bank», «Kookmin Bank» и «Woori Bank»
  11. Регионализация — это объективный процесс, результат активных индивидуальных отношений, торговли, инвестиций и притока рабочей силы, то есть увеличение взаимозависимости взаимодействующих регионов
  12. Регионализм — это структурированная политико-экономическая интеграция типа Евросоюза (НАФТА), созданная центральной властью с целью формирования объединения с четкой политической и торговой системой отношений между объединяющимися странами.
  13. Российско-корейское сотрудничество на региональном уровне: проблемы и перспективы развития.//Проблемы Дальнего Востока. № 3 2012, с. 42–57.
  14. Эксперт. № 35 (817) 2012. 3—9 сентября., с. 53.
  15. Эксперт. № 35 (817) 2012. 3—9 сентября. , с. 53.
  16. В частности, в список попали измерительные приборы для контроля качества воды и воздуха, специальной системы мониторинга контроля состояния окружающей среды, это печи, другие виды оборудования для сжигания мусора, ветрогенераторы переменного тока.