«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(23), 2012

Экономика зарубежных стран

Экспортная стратегия США как инструмент антикризисной политики

Д.А.Дегтерев, к.э.н., доцент

Статья посвящена обзору усилий администрации президента США Барака Обамы по активизации экспорта как одного из инструментов американской экономической политики, призванной нейтрализовать негативные последствия мирового финансового и экономического кризиса, разразившегося в 2008 г. Анализируется Национальная экспортная инициатива США (2010 г.), а также открытие Межминистерского центра по активизации торговли (2012 г.).

Ключевые слова: продвижение экспорта, экономическая дипломатия, экономика США, антикризисные меры, мировой экономический кризис

D.Degterev. US export strategy as an instrument of anti-crisis policy

Summary:The article reviews the efforts of the administration of U.S. President Barack Obama to intensify exports as a part of American economic policy aimed at offsetting the negative effects of the global financial and economic crisis which started in 2008 . The National Export Initiative (launched in 2010) is analyzed as well as the establishment of InterAgency Trade Enforcement Centre, ITEC (2012) .

Key words: export promotion, economic diplomacy, US economy, anti-crisis measures, world economic crisis

В ходе мирового финансового и экономического кризиса 2008-2010 гг. и постепенного смещения центра экономической активности в страны БРИКС развитые страны стали рассматривать расширение экспортных поставок как важный элемент антикризисной стратегии. Например, в начале 2010 г. по инициативе Б.Обамы была запущена Национальная экспортная инициатива, призванная удвоить объем американского экспорта и создать два миллиона новых рабочих мест. Два года спустя, в начале 2012 г. было объявлено об открытии Межминистерского центра по активизации торговли (InterAgency Trade Enforcement Centre, ITEC), необходимого для устранения препятствий на пути доступа США на зарубежные рынки. Национальная экспортная инициатива В январе 2010 г. в своем ежегодном Обращении к нации Президент Барак Обама объявил о запуске новой Национальной экспортной инициативы[1].
Американская экспортная инициатива включает пять основных направлений деятельности — перестройку организационных структур государственного регулирования экспортной деятельности; расширение государственной финансовой поддержки экспорта; активная политическая поддержка экспортеров; предоставление дополнительных ресурсов американским компаниям, ориентированным на экспорт; обеспечение справедливого доступа американских экспортеров на внешние рынки.
В целях обеспечения межведомственной координации мероприятий по развитию американского экспорта создается Кабинет по продвижению экспорта (Export Promotion Cabinet), а также восстанавливается Президентский совет по экспорту (President’s Export Council, PEC). В состав Кабинета вошли Госсекретарь США, Министры финансов и торговли, ключевые советники Белого Дома и главы ключевых экономических и торговых агентств США. Для реализации новой Национальной экспортной стратегии Кабинет будет взаимодействовать с Координационным комитетом по содействию торговле (Trade Promotion Coordinating Committee), существующим межведомственным институтом по поддержке американской торговли и экспорта. Совет по экспорту традиционно выполнял роль консультативного комитета по международной торговле с участием деловых кругов. Председателем обновленного совета стал глава корпорации «Боинг» Дж.МакНирни, а его заместителем — глава корпорации «Ксерокс» У.Бэрнс.
В 2009 финансовом году «ЭКСИМ-Банк» США выделил 21 млрд. долл. США на поддержку американского экспорта, что на 50% больше прошлогодних показателей. Предполагается сохранить набранный высокий темп роста выдаваемых экспортерам кредитов, а также запустить новые программы для стимулирования экспорта малого и среднего бизнеса.
Министр торговли США Г.Лок подготовил подробную инструкцию о необходимости учета соображений по развитию экспорта при взаимодействии высших должностных лиц США с их иностранными коллегами. Помимо этого запланировано ежегодно отправлять за рубеж боле 40 американских торговых делегаций, а также пригласить в США 250-300 руководителей подразделений по государственным закупкам из 20 зарубежных государств (в первую очередь — из стран с развивающимися рынками, в т.ч. БРИКС) для их знакомства с американскими поставщиками.
Инновационным элементом программы является также формирование государственно-частного партнерства с крупнейшими американскими экспедиторскими компаниями «ФедЭкс», «ЮПиЭс», «ЮЭсПиЭс» с целью выявления новых направлений поставок американской продукции.
Программа призвана также активизировать коммерческую дипломатию в структуре Госдепа США, в т.ч. сформировать в каждом посольстве группу по налаживанию бизнес-контактов (Senior Visitor Business Liaisons), а также предусмотреть для американских послов в период их пребывания на территории США визиты на крупнейшие американские компанию для выявления их потребностей в экспортных поставках.
На 2011 финансовый год было выделено дополнительно 134 млн. долл. США на консультирование американского бизнеса относительно развития экспортных поставок, что позволило привлечь на работу 325 торговых экспертов. Для потенциальных экспортеров разрабатывается унифицированной и понятный набор услуг (One-Stop Export Promotion Shops), в оказание которых будут вовлечены на территории США 109 центров содействия экспорту, 900 центров развития малого бизнеса, 8 региональных офисов «ЭКСИМ-Банка», 2000 муниципальных офисов фермерской службы Министерства сельского хозяйства, а также более 250 американских посольств и консульств в зарубежных странах.
Наконец программа предполагает активизировать по линии Представителя США на торговых переговорах мониторинг соблюдения торговых соглашений США со своими партнерами, особенно с КНР и ЕС; продвигать Дохийский раунд торговых переговоров в рамках ВТО; а также Транс-Тихоокеанское партнерство[2] и двусторонние торговые соглашения с Панамой, Колумбией и Кореей; взаимодействовать с «Большой двадцаткой» (G-20) по вопросам развития международной торговли.
Межминистерский центр по активизации торговли (ITEC)
Важным направлением продвижения американского экспорта является устранение барьеров на пути американских товаров на зарубежных рынках. Это является одним из приоритетов Администрации Обамы. При нем количество исков, поданных США против КНР в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), возросло в два раза по сравнению с предыдущим семилетним периодом[3].
Спустя два года после запуска Национальной экспортной инициативы, в своем ежегодном Обращении к нации в январе 2012 г. президент Б.Обама объявил о создании Межминистерского центра по активизации торговли (ITEC), а 28 февраля 2012 г. им был подписан соответствующий указ[4].
Основная цель новой структуры — усиление межведомственной координации в вопросах внешнеторговой политики и выработка более агрессивного единого подхода в борьбе с недобросовестными торговыми практиками зарубежных государств по отношению к американским компаниям. По мнению американского руководства, это позволит создать новые рабочие места в США и уменьшить уровень безработицы в национальной экономике.
Согласно указу Б.Обамы, Центр будет координировать работу по доступу на зарубежные рынки Госдепартамента США, Казначейства, Министерства юстиции, Министерства сельского хозяйства, Министерства торговли, Министерства внутренней безопасности, Директора национальной разведки, а также других ведомств (по согласованию с Президентом или его представителем на торговых переговорах).
В качестве основных задач Центра обозначены следующие.

  • Служить форумом, в рамках которого при участии Торгового представителя США на международных переговорах и представителей других министерств и ведомств вырабатывается согласованная позиция по вопросам участия в международных торговых соглашениях и развитии внутреннего торгового законодательства.
  • Координировать работу Торгового представителя США на международных переговорах, других министерств и ведомств, а также Разведывательного сообщества США по вопросам обмена информацией о потенциальном нарушении международных торговых соглашений зарубежными партнерами.
  • Осуществлять программы помощи американским рабочим, бизнесменам и другим заинтересованным лицам для обеспечения более широкой общественной экспертизы по вопросам выявления и снижения (отмены) торговых барьеров и недобросовестных торговых практик на внешних рынках.

Примечательно, что Межминистерский центр будет осуществлять мониторинг не только международных торговых соглашений с участием США, но и вносить предложения по развитию внутреннего торгового законодательства. В определенной степени прослеживается аналогия с принятым в сентябре 2012 г. указом Президента РФ о защите интересов РФ во внешнеторговых сделках российских компаний в ответ на недружественные действия властей ЕС в отношении ОАО "Газпром"[1]. В современных условиях интернационализации экономической деятельности и экономической взаимозависимости лишь согласованные действия одновременно в международно-правовом поле и во внутреннем правовом пространстве страны позволяет оптимизировать ее участие в системе мировой торговли.
Стоит отметить, что вновь созданная структура достаточно активно включилась в процесс защиты внешнеторговых интересов США. Первой возможностью продемонстрировать свой потенциал и компетенции для ITEC стало разбирательство с КНР по проблеме квотирования экспорта редкоземельных металлов[5]. Американские власти подали совместный иск с ЕС и Японией по данному вопросу в ВТО, данную проблематику курирует Межминистерский центр.
Итоги реализации экспортной стратегии
Представляется, что усилия Администрации Барака Обамы по активизации экспорта привели к желаемым результатам. После кризисного спада в 19% в 2009 г., в 2010 г удалось совершить рывок — товарный экспорт возрос на 21% (см. табл. 1). По объему товарного экспорта США обогнали многолетнего лидера — ФРГ, однако, в свою очередь, уступили новому лидеру среди экспортеров — КНР.

Таблица 1. Международная торговля товарами по отдельным регионам и экономикам, в млрд. долл. США

alt

Источник: WTO Secretariat

В 2011-2012 гг. продолжается рост американских экспортных поставок (см. диаграмма 1), США уверенно занимает второе место среди крупнейших мировых экспортеров, уступая лишь КНР.

Диаграмма 1. Помесячная динамика американского экспорта,
в млн. долл. США в 2011-2012 гг.


alt

* * *

Комплекс мероприятий по активизации экспорта и облегчению условий выхода американских компаний на внешние рынки позволил администрации Б.Обамы добиться возвращения США на первое место среди развитых стран по объемам экспорта.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. официальный сайт Национальной экспортной инициативы на портале Министерства торговли США — http://trade.gov/nei/ 2. Транс-Тихоокеанское стратегическое экономическое партнерство — промежуточную ступень на пути к зоне свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, инициировано Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапур в 2005 г., в дальнейшим процесс присоединения начали Австралия, Вьетнам, Малайзия, Перу и США. Интерес к членству в партнерстве выразили также Канада, Япония, Филиппины, Южная Корея и Тайвань. Подробнее о партнерстве см. на сайте Управления Представителя США на торговых переговорах — http://www.ustr.gov/tpp. 3. См. Statement of Ron Kirk, U.S. Trade Representative, March 13, 2012. Office of the U.S. Trade Representative. — http://www.ustr.gov/about-us/press-office/pressreleases/2012/march/united-states-challenges-china’s-export-restraints-r. 4. Executive Order — Establishment of the Interagency Trade Enforcement Center. 28 February 2012. — http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/02/28/executive-order-establishment-interagency-trade-enforcement-center 5. Подробнее см. Газовый экспромтер // КоммерсантЪ, №170 (4955), 12.09.2012 — http://www.kommersant.ru/doc/2020437
6. Подробнее см. Grasso V. Rare Earth Elements in National Defense: Background, Oversight Issues, and Options for Congress. CRS Report R41744. 5 September 2012.