«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(24), 2013

Экономика зарубежных стран

Влияние участия стран Вышеградской группы в ЕС на структуру их хозяйства

А.Габарта, к.э.н., ст. преподаватель

Ключевые слова: ЕС, Вышеградская группа, структура экономики

A.Gabarta. Impact on Vyshegrad Group’ Economic Structure of Their EU Membebership

The article deals with the impact of EU membership on the economic structure of some East European countries

Key words: EU, Vyshegrad Group, economic structure

Социально-экономическое положение стран В s шеградской группы в рамках ЕС

Вступление стран Вsшеградской группы (ВГ) в ЕС 1 мая 2004 г. означало окончание процесса трансформации социально-экономической модели и установление рыночной экономики.

Несмотря на формальное перемещение в группу развитых государств, экономикам стран ВГ присущ ряд проблем, среди которых необходимо отметить низкий уровень доходов, относительно высокий уровень безработицы, а также наличие диспропорций в формировании ВВП отдельными отраслями экономики по сравнению со странами ЕС-15. Так как подготовка странами ВГ к вступлению в ЕС началась задолго до 2004 г., поэтому, будет уместным называть 2000-2010 гг. «интеграционным десятилетием» (integration decade) для стран ЦВЕ.

Большинство компаний из стран ВГ, за исключением аграрного сектора, длительный период времени до вступления в ЕС проводили комплекс мер, направленных на повышение своей конкурентоспособности, для успешного продвижения своих товаров, как на рынке ЕС, так и на своих внутренних рынках. Поэтому, вступление стран ЦВЕ в ЕС в 2004 г., в целом, благоприятно сказалось на их предпринимательской деятельности, предоставляя им дополнительные конкурентные преимущества, происходящее из членства в ЕС.

Одной из характерных черт стран ВГ накануне вступления в ЕС был более низкий уровень доходов населения, чем в странах ЕС-15. Средний показатель стран ВГ ВВП на душу населения составлял около 55% от уровня ЕС-15. В 2004-2010 гг. наступило сокращение разрыва в уровнях доходов населения государств ВГ и стран ЕС-15, но, несмотря на это, в 2010 г. средний показатель ВВП на душу населения стран ВГ составлял 64% от уровня стран ЕС-15.

Социально-экономическое развитие стран ВГ в течение интеграционного десятилетия, не- смотря на наличие общих черт с другими развивающимися странами, имеют целый ряд отличий, которые позволяют выделить их в отдельную группу.

Структура формирования ВВП стран ВГ отличается от показателей развитых стран. В 2010 г. доля сельского хозяйства в большинстве стран составляла 2-3%. Также удельный вес сферы услуг в формирование ВВП достаточно мал по сравнению со странами ЕС-15, в среднем по данному региону составлял 64%. Высокая доля промышленности (ок. 33%) свидетельствует о незавершенности стадии перехода их экономик к постиндустриальному обществу.

Структура занятости в странах ВГ отличается от стран ЕС-15. Средний показатель занятости в сельском хозяйстве среди стран ВГ составляет около 6% занятого населения, причем самый высокий показатель в Польше — 13%. В промышленности стран ВГ трудится около 31% населения данных стран, самый высокий показатель отмечен в Чехии- 39%. В сфере услуг занято 62%. Самый высокий показатель занятых в этой области в Словакии- 69%.

Диспропорции между вкладом отдельных отраслей экономики в создание ВВП и уровнем занятости в них говорит о недостаточной эффективности экономик стран ВГ.

Характерной чертой стран ВГ на протяжении «интеграционного периода» был высокий объем дефицита платежного баланса, финансируемого за счет притока иностранного капитала. Другой отличительной чертой вышеупомянутых стран, был высокий показатель соотношения доли привлеченного иностранного капитала к ВВП, а также дефицита платежного баланса к ВВП. Благодаря притоку иностранного капитала, страны ВГ смогли увеличить уровень кредитования национальных экономик, а также финансировать растущие расходы домашних хозяйств. Начиная с 2004 г., наблюдается рост товарооборота стран ВГ в рамках интеграционного объединения. Стоит заметить, что у многих, несмотря на резко возросший уровень экспорта, торговое сальдо было отрицательным.

К факторам, стимулирующим экономический рост стран ВГ, можно причислить снятие ограничений между странами ВГ и ЕС на свободное передвижение товаров, услуг, капитала, факторов производства и рабочей силы (с некими оговорками).

Интеграция стран ВГ в рамках ЕС происходит достаточно быстро, чему способствовал рост внутрирегионального экспорта, а также приток иностранного капитала.

К факторам роста экономик стран ВГ в «интеграционном десятилетии» можно отнести наличие, с одной стороны, квалифицированной, а с другой, дешевой рабочей силы, географическая близость к рынкам сбыта ЕС, а также низкое налоговое бремя.

Другими факторами, способствующими росту ВВП после 2004 г. была макроэкономическая стабильность экономик стран ВГ, а также прогнозируемость их экономических политик.

В «интеграционный период» новые страны ЕС (ЕС-10), к которым относятся государства ВГ, заняли первое место по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПЗИ) на душу населения и второе, после стран Восточной Азии, по совокупному объему привлеченных ПЗИ (524 трлн. долл. США[1]). Приток капитала в 2000-2009 гг. в 5,5 раз превысил показатели 1990-1999 гг[2].

Уменьшение макроэкономических и торговых рисков способствовало снижению номинальных процентных ставок в странах ВГ. Проникновение иностранного капитала в банковскую сферу сопровождалось ростом ликвидности данного сектора, что благоприятно сказывалось на росте кредитования экономики. Ввиду отставания экономик стран ВГ по многим показателям от развитых стран, вышеописанные явления, помимо благоприятного влияния на рост экономики в среднесрочной перспективе, создали новые проблемы для устойчивого развития стран ВГ. У многих стран ЦВЕ накануне кризиса 2008-2009 гг. дефицит счета текущих операций достигал 10% ВВП, основными источниками финансирования которых, был приток иностранного капитала в банковский сектор, а также долговое финансирование. Вышеописанные факторы сделали экономики стран ЦВЕ уязвимыми на внешние факторы, а также на внезапный отток капитала. Другим негативным явлением стал резкий рост уровня задолженности домашних хозяйств накануне 2008 г.

Следует также заметить, что локализация капитала не всегда происходила оптимально для экономик стран ВГ. В большинстве случаев судный капитал направлялся в финансовую сферу, строительство и в сферу услуг. В гораздо меньшей степени полученные кредиты в форме инвестиций направлялись в экспортоориентированные отрасли экономики и в промышленное производство.

Приток капитала и снижение степени рискованности экономик в глазах иностранных инвесторов, способствовал росту реальной стоимости национальных валют, что в свою очередь негативно сказывалось на их экспортном потенциале.

Несмотря на позитивные экономические результаты в 2004-2008 гг., странам ВГ не удалось достичь такого уровня макроэкономического доверия, каким одарили рейтинговые агентства и иностранные инвесторы страны, входящие в евро зону до начала экономического кризиса.

Экономический кризис 2008-2009 гг. оказал существенное влияние на экономику стран ВГ. За исключением Польши, которая была единственной страной, где был отмечен экономический рост, во всех остальных странах ЕС, в том числе в странах ВГ, был отмечен спад ВВП, причем темпы падения ВВП в странах ВГ были выше, чем в остальных странах ЕС-15. В 2009 г. был отмечен отрицательный прирост ВВП для стран ВГ (-3,5% ВВП)[3].

Негативное воздействие мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. «положило на лопатки» только одну из стран ВГ — Венгрию, которая вынуждена была обратиться к Европейской Комиссии и Международному Валютному Фонду (МВФ) за помощью.

В 2010 г. страны ВГ вернулись на траекторию экономического роста, в среднем прирост ВВП в данных странах составлял более 2,8% (причем, самые высокие темпы отмечены были в Польше — 3,8% ВВП, а самые низкие в Венгрии — 1,2% ВВП)[4].

Источником роста экономик стран ВГ было повышение спроса на экспортные товары со стороны традиционных партнеров ВГ, при одновременном уменьшении величины импорта.

Так как внутренний спрос в странах ВГ достаточно узок и, пока, не может выполнять функцию основного драйвера экономического роста, страны ВГ, для придания дополнительного импульса росту ВВП и увеличения конкурентных преимуществ отечественных производителей в краткосрочной перспективе, страны ВГ (за исключением Словакии) ослабили свои национальные валюты.

Финансовые проблемы периферийных стран евро зоны, ужесточение бюджетной политики, сокращение финансирования государственного сектора, увеличение налогового бремени и, как результат, уменьшение спроса на продукцию стран ВГ в странах ЕС-15, значительный спад притока иностранных инвестиций в финансовом секторе из стран ЕС-15, препятствует достижению более высоких темпов экономического роста.

Изменения в структуре и географическом распределении внешней торговли стран Вышеградской группы

Темпы роста товарооборота стран ЦВЕ после присоединения к ЕС превысили показатели предшествующего периода, причем объем торговли с третьими странами рос более быстрыми темпами, чем с партнерами по интеграционному объединению.

Вступление стран ЦВЕ в ЕС способствовало дальнейшей интеграции их экономик в мировое хозяйство, а также имплементации политики общего рынка.

После 2004 г. повысился уровень открытости экономики. Величина экспортной и импортной квоты значительно возросла.

Накануне присоединения стран ЦВЕ к ЕС бытовало мнение, что товарная структура этих стран, в основном, будет опираться на ресурсоемкие и трудоемкие отрасли экономики, благодаря доступной ресурсной базе и наличию относительно дешевой рабочей силы. Промежуточные результаты участия стран ЦВЕ в ЕС показали, что структура товарооборота стран ЦВЕ перетерпела качественные изменения после 2004 г. Наблюдается увеличение внутриотраслевой торговли и постепенная специализация стран ЦВЕ на производстве более капиталоемких товаров с высокой добавленной стоимостью.

Большее вовлечение стран ЦВЕ в международную торговлю после присоединения к ЕС, позволило этим странам более эффективно использовать имеющиеся у них ресурсы, наступил рост внутренней конкуренции, результатами которой, стало снижение цен и повышение качества производимой продукции.

Вовлечение стран ЦВЕ в международную торговлю способствует трансферту знаний и технологий, а также созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в эти страны.

Для повышения конкурентоспособности своей продукции на внешних рынках, страны ЦВЕ (за исключением тех, кто ввел в обращение единую валюту — евро) используют как ценовые, так и не ценовые методы конкуренции. В рамках проведения политики по стимулированию экспорта, и снижения издержек производства, государства готовы ослабить котировки национальный валюты по отношению к корзине валют. В 2000-2007 гг. номинальный курс национальных валют вырос на 8%, а реальный курс в тот же период вырос на 28%[5]. С другой стороны производителям из стран ЦВЕ удалось повысить долю экспорта своей продукции на мировом рынке за счет увеличения качества и других характеристик своей продукции.

С 2004 г. произошли значительные изменения в товарной структуре и географическом распределении внешней торговли стран ЦВЕ. Страны во время «интеграционного десятилетия» значительно увеличили товарооборот, как с основными торговыми партнерами, так и с остальными регионами мира. В 1999 — 2008 гг. страны ЦВЕ увеличили долю своего экспорта в мировой торговле с 2,1% до 3,9%[6]. Другим значимым событием стал рост доли экспорта стран ЦВЕ в торговле со старыми членами ЕС (ЕС-15), с 3,83% до 6,98%[7]. Также после 2000 г. усилился товарообмен среди самих стран ЦВЕ, экспорт вырос с 10,35% до 17,29%[8]. Наступило двукратное увеличение экспорта данной группы государств в 3-и страны (с 0,64% до 1,3%[9]).

Столь значительный рост показателей товарооборота, в том числе экспорта, был обоснован, с одной стороны, завершением структурных преобразований в странах ЦВЕ, а с другой стороны, использованием преимуществ от участия в интеграционном объединении. С 2005 г. стал постепенно нарастать дефицит торгового баланса.

Подготовка к вступлению в ЕС и само присоединение к данной интеграционной группировке, способствовало изменению товарной структуры экспорта стран ЦВЕ. В 1999-2006 доля трудоемких товаров в структуре экспорта сократилась с 28% до 20%[10]. Странам ЦВЕ удалось добиться впечатляющих успехов в области увеличения доли капиталоемких товаров в структуре своего экспорта. В 1999 — 2006 гг. их доля выросла с 22% до 25%[11], превышая на 2% долю капиталоемких товаров в структуре своего экспорта старых членов ЕС (ЕС-15). Рост доли капиталоемких товаров в экспорте, связан с ростом производства в автомобильной отрасли, доля которого в экспорте стран ЦВЕ выросла трехкратно до уровня 13,5% в 2006 г. В 1995- 2006 гг. доля легко-имитируемых наукоемких товаров (easy to imitate research intensive goods) в структуре экспорта выросла с 8% до 15%[12], а трудно-имитируемых наукоемких товаров (difficult to imitate research intensive goods ) с 21% до 26%[13].

Наблюдается большой разброс в доли легко-имитируемых наукоемких товаров в экспорте стран ЦВЕ, выше всех этот показатель был у Венгрии — 30%[14]. Доля трудно-имитируемых наукоемких товаров в экспорте стран ЦВЕ подобна и составляет около 26%. Исключение составляет Венгрия, у которой данный показатель достигал 35%.

Наступило существенное уменьшение доли товаров низкотехноло-гичных отраслей промышленности (low-technology industries, LTI) с 31% в 1999 г. до 21% в 2006 г.

Доля высокотехнологичных отраслей среднего уровня (medium-high technology industries, MHT) в структуре экспорта в 1999-2006 гг. возросла на 5% и составила 42%. Самые быстрые темпы роста данной группы наблюдались в Польше (12% — рост).

Положительная тенденция наблюдалась также в области высокотехнологичных отраслей промышленности (high technology industries, HT). Их доля в структуре экспорта в 1999-2006 гг. выросла с 11% до 16%. По этому показателю страны ЦВЕ почти догнали старых членов ЕС (ЕС-15), но, несмотря на это, они все еще отстают от среднемировых показателей (23%). Самая высокая доля высокотехнологичных отраслей промышленности в структуре экспорта у Венгрии (28%), Чехии (16%) и Словакии (16%). Необходимо также заметить, что в большинстве стран ЦВЕ доля информационно-коммуникационных отраслей промышленности в экспорте совпадает с величиной высокотехнологичных отраслей промышленности. На основании этого можно сделать вывод, что основной отраслью экспорта высокотехнологичных промышленных товаров является подгруппа товаров информационно-коммуникационной отрасли.

Структура внешней торговли стан ВГ похожа. Основу их экспорта составляют машины и оборудование, электробытовая техника, электроника, продукция металлургии, минеральные продукты, химические товары, а также продовольственные товары.

В импорте стан ВГ доминируют машины и оборудование, а также минеральное сырье, из которых большой удельный вес составляет нефть.

Словакия

Товарооборот Словакии в 2011 г. превысил предкризисные показатели и составил 110,4 млрд. евро. Начиная с 2009 г. у Словакии наблюдается положительное торговое сальдо, которое в 2011 г. составило 2,4 млрд. евро.

Основными импортерами словацкой продукции в 2011 г. были: Германия (20,4%), Чехия (14,2%), Польша (7,3%), Венгрия (7,1%), Австрия (7%), Франция (6,4%), Италия (5%), РФ (3,7%), Великобритания (3,6%) и Китай (2,6%).

Основными поставщиками продукции в Словакию в 2011 г. стали: Германия (16,4%), РФ (11,5%), Чехия (10,6%), Ю. Корея (6,4%), Китай (6%), Польша (4,1%), Венгрия (4,1%), Франция (3,4%), Италия (3,4%), Австрия (2,3%).

Структуру экспорта Словакии составляют машины и оборудования (32%), транспортные средства (22,1%), продукция металлургии 12,2%, минеральные продукты (7%), химические товары, каучук (5,7%).

Структуру импорта составляют машины и оборудование 27,8%, минеральные продукты (12,2%), металлы (10,1%), химические товары (5,8).

Чехия

Товарооборот Чехии в 2011 г. составил 225,6 млрд. евро. На протяжении 2008-2011 гг. у Чехии наблюдалось положительное торговое сальдо, которое в 2011 г. составило 7,7 млрд. евро.

Основу экспорта Чехии составляют транспортные средства 54,5%, машины и оборудование, продукция металлургии, мебель, химические товары, фармацевтические товары. Экспорт в 2011 г. превысил 116,5 млрд. евро.

Структуру импорта составляют машины и оборудование, транспортные средства, руды железа, сталь, химические товары, минеральное сырье (в основном нефть). В Торговом балансе в 2011 г. отмечен был профицит в торговле с Германией, Словакией, Великобританией, Францией, Австрией. Дефицит в торговле был зарегистрирован с Китаем, РФ, Японией, Ю.Кореей.

Венгрия

Товарооборот Венгрии в 2011 г. составил 152,9 млрд. евро. С 2009 гг. у Венгрии увеличивается положительное торговое сальдо, которое в 2011 г. составило 6,9 млрд. евро.

Основу экспорта Венгрии составляют электрическое оборудование, транспортные средства, машины и оборудование, фармацевтические товары, продовольственные товары.

Структуру импорта составляют машины и оборудование, транспортные средства, химические товары, минеральное сырье. В торговом балансе в 2011 г. отмечен был профицит в торговле с Германией, Словакией, Великобританией, Францией, Австрией. Дефицит в торговле был зарегистрирован с Китаем, РФ, Японией, Ю.Кореей.

Основными партнерами по экспорту венгерской продукции в 2011 были: Германия (25,2%), Румыния (5,8%), Австрия (5,4%), Словакия (5,4%), Италия (5%), Франция (4,8%), Великобритания (4,6%), Польша (3,9%), Чехия (3,8%), РФ (3,3%).

Основными поставщиками продукции в Венгрию в 2011 г. стали: Германия (24,6%), РФ (8,8%), Австрия (6,2%), Китай (6%), Словакия (4,9%), Польша (4,8%), Голландия (4,4%), Италия (4,2%), Франция (3,7%), Чехия (3,1%).

Польша

Товарооборот Польши в 2011 г. достиг рекордного значения и составил 135,8 млрд. евро. У Польши на протяжении последних лет наблюдается отрицательное торговое сальдо, которое в 2011 г. составило 14,7 млрд. евро.

Основу экспорта Польши составляет электрооборудование (42,8%), в том числе: механическое и электрическое оборудование (26,1%), транспортные средства (15,8%), а также продукция химической промышленности (13,1%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (11,2%), металлы и изделия из них (11,2%), продукция деревообрабатывающей промышленности (5,2%), минеральное сырье (4,3%), товары легкой промышленности (3,7%).

Структура импорта состоит из электрооборудования (37,9%), в том числе: механического и электрического оборудования (24,4%), транспортных средств (10,3%), а также продукции химической промышленности (17,4%), минерального сырья (11,6%), металлов и изделий из них (10,4%).

Основными торговыми партнерами являются: Германия, Франция, Великобритания, Чехия, Италия, РФ.

В 2010 г. был отмечен дефицит торгового баланса с группой развивающихся стран в размере 25,8 млрд. евро, а с развитыми странами профицит — 12 млрд. евро.

Роль стран Вышеградской группы в международном движении капитала

Приток ПИИ в страны ВГ оказал большое влияние на социально-экономическое развитие стран региона. Прямым результатом притока стал рост инвестиционной активности в регионе, объема производства, объемов экспорта. Косвенным результатом притока ПЗИ стало повышение конкурентоспособности местных предприятий, а также усиление конкуренции среди них.

ПИИ способствовали, с одной стороны, росту производственных возможностей, а с другой, технологичному, управленческому трансферту, улучшению знаний о вешних рынках, а также интеграции в производственные цепочки крупных корпораций.

Приток ПЗИ способствовал росту производительности местных компаний, воспроизводя организационную структуру материнских компаний.

В краткосрочной перспективе ПИИ приводили к снижению уровня производства, ввиду технического переоснащения компаний и периода обучения персонала. Рост производства был отмечен в долгосрочной перспективе, когда предприятия после переходного периода начинали работать на полную мощность.

Компании, которые перешли в собственность иностранного инвестора в период приватизации, отличаются большей конкурентоспособностью и производительностью, чем те, что были приобретены национальными инвесторами. Другой позитивной особенностью перехода предприятий в руки иностранного капитала была достаточно быстрая их интеграция в хозяйственно-производственные цепочки ТНК. Смена владельца означала также трансферт знаний, технологий и повышение профессиональной подготовки сотрудников.

После вступления стран ВГ в ЕС, их внутренние рынки стали очень привлекательным местом для привлечения иностранных инвестиций. В глазах инвесторов, страны ВГ это экономики с относительно дешевой и квалифицированной рабочей силой. Другими факторами, способствующими притоку ПИИ стал емкий внутренний рынок, благоприятный инвестиционный климат, правовая защищенность осуществляемых инвестиции, а также их географическое расположение, особенно близость к развитым рынкам старых членов ЕС (ЕС-15), и рынкам стран СНГ. Вход стран ВГ в ЕС придал иностранным инвесторам уверенности в их экономической и политической стабильности, а также способствовал дальнейшему улучшению делового климата. Приток инвестиций осуществлялся как из стран ЕС, так и из других регионов.

Другим фактором, стимулирующим приток ПИИ, который в настоящий момент временно утратил свою актуальность, была перспектива вхождения стран ВГ в валютный союз. По мнению инвесторов, это должно снизить издержки от колебаний валютных курсов. На сегодняшний момент только Словакия перешла на евро.

В рейтинге «Ведение Бизнеса» (Doing Business), ежегодного отчета, подготавливаемого Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией о степени благоприятности ведения предпринимательской деятельности, страны ВГ заняли высокие места: Словакия — 48, Венгрия- 51, Польша- 62, Чехия — 64.

Другим, не менее важным фактором привлечения ПИИ в страны ЦВЕ, была более низкая по сравнению с большинство старых членов ЕС (ЕС-15), шкала налогообложения.

В страны ВГ, в основном, переносятся предприятия пищевой промышленности, печатной, машиностроительной, автомобилестроения.

С другой стороны приток ПЗИ несет в себе потенциальные угрозы развитию экономик ВГ. Концентрация ПИИ в достаточно ограниченном числе отраслей экономики, делает их более уязвимыми в период экономических спадов.

Приток ПИИ способствует образованию промышленных кластеров. Но пока рано говорить о значительном воздействии ПИИ на региональное развитие стран ЦВЕ. В странах ВГ пока не стерлись различия в социально-экономическом развитии между регионами.

Другим способом привлечения ПИИ и попыткой повлиять на региональное развитие является создание особых экономических зон в странах ЦВЕ.

Приток ПИИ способствовал большей интеграции стран ЦВЕ в мировую финансовую систему. Либерализация банковской сферы способствовала притоку иностранного капитала в финансовую сферу. С одной стороны, в странах ЦВЕ наблюдается концентрация банковского сектора в руках иностранного капитала, с другой, рост финансовых операций на внутреннем рынке. Развитие рынка кредитования, снижение процентных ставок открыли доступ к ссудному капиталу для МСП.

Для того чтобы понять место и роль стран ВГ в международном движении капитала, в том числе ПИИ, можно прибегнуть к «теории путей инвестиционного развития» Д. Даннинга, согласно которой, все страны можно разделить на 4 этапа развития. Основным фактором, определяющим принадлежность страны к той или иной группе, является соотношение величины чистого оттока инвестиций на душу населения (net outward investment per capita, NOI per capita). Под чистым оттоком инвестиций на душу населения понимается разница между объемом ПИИ осуществляемых за рубежом, а объемом ПиИ привлеченных в страну, в расчете на одного жителя данной страны. На этой основе Д. Даннинг выделил 4 этапа:

  1. Страны, в которых величина «NOI per capita» принимает нулевое значение или отрицательное близкое к нулю;
  2. Страны, в которых величина «NOI per capita» является отрицательным и возрастающим параметром;
  3. Страны, в которых величина «NOI per capita» является отрицательным и убывающим параметром;
  4. Страны, в которых величина «NOI per capita» является положительным и возрастающим параметром;

Согласно теории путей инвестиционного развития, соотношение величины чистого оттока инвестиции на душу населения в странах ВГ позволяет им занять промежуточное место между 2 и 3 группой стран.

В 1995-1999 в Польше, Чехии и Венгрии наблюдался большой приток ПИИ в экономику данных стран, при незначительном оттоке капитала из них. После 2004 г. в экономике выше- перечисленных стран ВГ была отмечена новая тенденция. При дальнейшем росте объема притока ПЗИ в данные экономики, наблюдается отток ПЗИ в другие страны (речь идет о инвестициях, осуществляемых резидентами данных стран за границей). Несмотря на значительные колебания показателя соотношения величины чистого оттока инвестиций на душу населения в странах ВГ к 2009 г. прослеживаются общие тенденции.

В 2009 г. величина показателя соотношения величины чистого оттока инвестиции на душу населения в Венгрии была положительной и составила 16 евро на человека, что сделало Венгрию нетто- экспортером капитала.

Анализ динамики изменений данного показателя свидетельствует о возрастающей роли стран ВГ как экспортеров капитала.

В 2010 г. приток иностранных ПИИ в страны ВГ составил 15,4 млрд. евро. Лидером среди данных стран по привлечению ПИИ стала Польша (43,3% от всего объема привлеченных ПЗИ).По состоянию на конец 2010 г. накопленный объем ПИИ составил 346,8 млрд. евро, из которых 43,4% приходилось на Польшу.

Объем ПЗИ из стран ВГ, накопленных за рубежом в данный период составил 60 млрд. евро, из которых более 48% приходилось на польские зарубежные инвестиции.

Словакия

ПиИ позволили Словакии нарастить производство автомобилей, а также занять лидирующее место в мире по производству телевизионных экранов и компонентов к ним.

Под влиянием финансового кризиса 2008- 2009 гг. приток иностранных инвестиций в Словакию уменьшился. В 2010 г. приток ПЗИ составил 1,78 млрд. евро. По состоянию на конец декабря 2011г., накопленный иностранный капитал в экономике Словакии составлял 37,635 млрд. евро. (ок. 55 ВВП).

Основными реципиентами ПИИ являются электротехническая и автомобильная промышленность. Основными иностранными инвесторами в Словакии являются: Голландия, Германия, Ю. Корея, Япония, Венгрия, Дания.

Объем инвестиций из Словакии, накопленных за рубежом, на конец 2011 составил 2,495 млрд. евро.

Чехия

Приток ПИИ снизился с 4,6 млрд. евро в 2010 г. до 4 млрд. евро в 2011 г. По состоянию на конец декабря 2011г. накопленный иностранный капитал в экономике Чехии составлял 103,9 млрд. евро (ок. 66% ВВП).

Основными реципиентами иностранных инвестиции являются: автомобилестроение, недвижимость, финансовый сектор, торговля, транспорт. Основными иностранными инвесторами в Чехии являются: Австрия, Бельгия, США, Кипр, Франция, Германия.

Объем инвестиций из Чехии, накопленных за рубежом, на конец 2011 составил 12,9 млрд. евро.

Венгрия

В 2010 г. приток ПИИ в экономику Венгрии составил 1,79 млрд. евро. По состоянию на конец декабря 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике Венгрии составлял 68,5 млрд. евро (ок. 69% ВВП).

Основными иностранными инвесторами в Венгрии являются: Германия, Голландия, Австрия. Объем инвестиций из Венгрии, накопленных за рубежом, на конец 2010 составил 17,5 млрд. евро.

Польша

Приток ПИИ в 2011 г. вырос на 63% по сравнению с предыдущим годом и составил 10,9 млрд. евро. По состоянию на конец декабря 2011г. накопленный иностранный капитал в экономике Польши составлял 147,7 млрд. евро (ок. 41 % ВВП).

Основными реципиентами иностранных инвестиции являются: автомобилестроение, недвижимость, финансовый сектор, торговля, транспорт. В 2010 г. приток ПЗИ в польскую экономику происходил из: Люксембурга (25,9%), Германии (21,7%), Италии (13,6%), Кипра (11,2%), Швейцарии (6,8%), Великобритании (5,3%), Швеции (4,6%), Австрии (4,4%), Испании (3,4%), Португалии (3,4%).

Объем инвестиций из Польши, накопленных за рубежом, на конец 2010 составил 29 млрд. евро.

Политика социально-экономического сплочения

Целью политики сплочения является сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов стран ЕС. Одними из основных показателей, свидетельствующих о наличии диспропорций в странах ЕС, являются величина ВВП на душу населения и уровень безработицы.

В 2004-2010 гг. в рамках проведения политики сплочения ЕС выделил на эти цели 243,002 млрд. евро, из которых на страны ВГ пришлось 45,4 млрд евро[15]. Страны ВГ являются нетто- бенефициарами помощи ЕС. Средства, выделенные из бюджета ЕС странам ВГ составили 11,9% от всех средств (Словакия — 1%, Венгрия-2,2%, Чехия-1,9%, Польша-6,8%). В 2004-2010 взносы ВГ составили всего ок. 5%, (Словакия — 0,5%, Венгрия-0,8%, Чехия-1,1%, Польша-2,6%).

В 2004-2006 гг. реализация политики сплочения осуществлялась, в основном, через структурные фонды в рамках уменьшения дисбалансов между экономиками стран (направление помощи из структурных фондов №1 — «конвергенция»). Чехии и Словакии в данном периоде выделены были средства на поддержку регионов, испытывающих трудности структурного характера (направление помощи из структурных фондов №2 — «конкурентоспособность»), также на программы, направленные на модернизацию политик и системы образования, повышения квалификации, переквалификации (направление помощи из структурных фондов №3 — «развитие человеческого капитала»), речь идет о развитии Праги и Братиславы.

В 2004-2006 гг. в странах ВГ реализованы программы, направленные на развитие людских ресурсов, развитие сельских регионов, модернизацию сельского хозяйства, программы, поддерживающие развитие предпринимательства, развитие и модернизацию инфраструктуры. Помимо этого, в Польше была запущенна программа по развитию рыболовства и рыбной промышленности.

Средства, выделенные странам ВГ составляли 78%[16] всех средств, выделенных новым странам ЕС. Среди стан ВГ главным бенефициаром была Польша (52,26%)[17].

Методы воплощения политики сплочения странами ВГ похожие, более 45%[18] средств направлялось на развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной (около 30%[19]). Объемы денежных средств, предназначенных на охрану окружающей среды, составляли около 15%[20].

Самая сбалансированная структура расходов по реализации политики сплочения была в Венгрии. В Словакии особо выделяются расходы на развитие инфраструктуры и экономики, основанной на знаниях. В Чехии большая часть средств структурных фондов израсходована на модернизацию системы образования.

Чехия и Словакия особо выделяются среди стран ВГ, благодаря большому удельному весу расходов на развитие экономики знаний. Расходы на НИОКР, образование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и технологий в Чехия составили 21%, а в Словакии — 19%[21].

Особое внимание проблеме развития предпринимательства было уделено в Польше. В данной стране доля расходов на эту область была самой значительной среди стран ВГ. В Польше средства, получаемые через структурные фонды, в первую очередь, направлялись на усиление экономического роста, социальному развитию придавали меньшее значение. Средства структурных фондов в Польше в большей степени направляются на преодоление экономической отсталости отдельных отраслей экономики и развитие инфраструктуры, чем в развитие экономики знаний.

Одной из целей политики сплочения является уменьшение дисбаланса в доходах на душу населения новых стран ЕС.

В 2005- 2010 гг. средняя величина ВВП на душу населения по ППС в странах ВГ увеличилась с 14,1 тыс. евро до 17,1 тыс. евро. Таким образом, разрыв в доходах между странами ВГ и ЕС-27 уменьшился с 62% в 2005 г. до 70% в 2010 г.

Самый высокий ВВП на душу населения по ППС среди стран ВГ в 2010 г. был в Чехии 19,5 тыс. евро (80% от уровня ЕС-27), далее следует Словакия — 18,1 тыс. евро (74 % от уровня ЕС-27), Венгрия 15,7 тыс. евро (64 % от уровня ЕС-27), а замыкает список Польша 15,2 тыс. евро (62% от уровня ЕС-27)[22].

В 2005-2010 гг. Словакии и Польше удалось уменьшить разрыв в уровнях ВВП на душу населения по ППС на 14% и 11% по сравнению с ЕС-27. Результаты Чехии и Венгрии были менее впечатляющими: 4% и 1%.


Примечания

[1] Gospodarki 10 państw Europy Środkowej osiągnięcia, szanse i wyzwania, CEED, стр. 10.

[2] там же

[3] Портал Министерства экономики Республики Польша. www.mg.gov.pl

[4] там же

[5] Five Years of an Enlarged EU — Economic achievements and challenges, European Commission,>стр. 55

[6] Five Years of an Enlarged EU — Economic achievements and challenges, European Commission,>стр. 57

[7] там же

[8] там же

[9] там же

[10] Five Years of an Enlarged EU — Economic achievements and challenges, European Commission,>стр. 61

[11] там же

[12] там же

[13] там же

[14] там же

[15] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 17

[16] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 20

[17] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 20

[18] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 23

[19] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 23

[20] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 23

[21] Ocena korzyści uzyskiwanych przez państwa UE-15 w wyniku realizacji polityki spójności w krajach Grupy Wyszehradzkiej, Raport końcowy, Instytut Badań Strukturalnych, Warszawa, grudzień 2011, стр. 24

[22] Polska 2011. Raport o stanie gospodarki, Ministerstwo Gospodarki RP, стр.93