«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(25), 2013

Международные экономические организации об офшорах

Ф.Григоренко, студентМЭОII

Давление международных экономических организаций на офшоры нарастает

Ключевые слова: офшоры, международные экономические организации

F.Grigorenko. International Economic Organizations and Offshores

The pressure of international economic organizations on offshores is intensifying.

Key words: offshores,international economic organizations

С конца 1990-х годов активизировалось давление на офшоры со стороны правительств развитых стран и ряда международных экономических организаций, которые стремятся заставить их сотрудничать по проблемам бегства нелегального капитала, предоставления информации о сомнительных финансовых сделках и сборе налоговых поступлений, а также изменения национальных налоговых кодексов в плане повышения уровня прозрачности.

Усилия ведутся на нескольких уровнях:

  • глобальном — со стороны ОЭСР, МВФ, ООН, ФАТФ, ФСФ;
  • региональном — главным образом в рамках Европейского Союза;
  • двустороннем — на основе подписания межгосударственных соглашений. Например, между США и Антигуа и Барбуда об обмене финансовой и налоговой информации в 2001 г. (классические офшорные зоны не имеют межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые в том числе предусматривают и данное положение);
  • национальном — (практика Великобритании, Новой Зеландии, усиливших контроль над финансовым регулированием в ОФЦ, находящихся в подчинении) ужесточение национального т.н. антиофшорного законодательства, или законодательства о контролируемых иностранных компаниях, реализации банковских программ «знай своего клиента».

Главным инициатором антиофшорного регулирования является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая занимается налоговыми аспектами офшорного бизнеса. Были разработаны критерии понятия налогового убежища (главный из их числа — отсутствие налогов или минимальные налоги, а также строгая секретность и недостаточная прозрачность); рекомендации для налоговой практики стран и территорий; примерный перечень мер противодействия офшорным центрам, отказавшимся сотрудничать с ОЭСР. Организация разработала проект Меморандума взаимопонимания, в котором предложены обязательства для стран, имеющих проблемные офшорные зоны, по обмену налоговой информацией.

В «черном списке» ОЭСР состоят Андорра, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Монако, Науру, Панама, Самоа. Это именно те страны, которые отказываются сотрудничать с ОЭСР.

Как и многие другие международные или региональные организации, ОЭСР не вправе применить санкции к государствам, отказывающимся выполнять принятое решение. Но против таких государств и территорий возможно применение защитных мер со стороны государств, на территории которых ведут предпринимательскую деятельность зарегистрированные в налоговых убежищах компании, на основе национальных законодательств или межгосударственных налоговых соглашений. Из их числа можно выделить: принятие или ужесточение законодательства о контролируемых иностранных компаниях; реализацию банковских программ «знай своего клиента», создание органов финансовой разведки. Характер и объем таких мер будет определяться уровнем нанесенного ущерба.

Международный валютный фонд (МВФ) занимается офшорной проблемой с 2001г. В основу подхода МВФ к офшорной проблеме положен принцип достижения соответствия национальных стандартов в банковской, финансовой, страховой областях, в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов разработанным международным стандартам, а также ужесточение надзорных функций государства за деятельностью офшорных компаний.

Совместно с Группой Всемирного банка МВФ разработал Программу оценки финансового сектора, получившую название ФСАП (Financial Sector Assessment Program — FSAP). Оценка деятельности офшорных финансовых центров (их количество равно 44) проходит по трем модулям:

  • модуль 1 — самооценка деятельности финансовых центров при участии внешних экспертов из числа специалистов в области надзора, представителей центральных банков различных стран и сотрудников МВФ;
  • модуль 2 — оценка выполнения международных стандартов ОФЦ, что проводят эксперты МВФ;
  • модуль 3 — комплексная оценка рисков и уязвимости ОФЦ с использованием других программ и систем оценки стабильности финансового центра.

В 2003г. Совет директоров МВФ утвердил рассматриваемую программу в качестве составной части работы Фонда. Большинство ОФЦ, попавших под Программу МВФ, прошли два модуля проверки (41 страна из 44). По данным МВФ, 35% стран нуждаются в укреплении мер по реализации рекомендаций ФАТФ; 40% имеют сложности в противодействии отмыванию доходов; 60% должны повысить уровень соответствия национальных стандартов требованиям в инвестиционной сфере в соответствии со стандартами ИОСКО; 40% стран должны повысить национальные стандарты в банковской сфере согласно рекомендациям Базельского комитета; 50% оцененных стран не соответствуют (полностью или частично) международным стандартам в страховой сфере (ИАИС) 10.

Особое внимание МВФ уделяет повышению уровня прозрачности финансовых потоков, вложенных в экономику ОФЦ, а для этого следует участвовать в Координированном докладе по портфельным инвестициям, который готовит МВФ один раз в два года, когда одной из основных проблем остаются неполные данные об объемах мировых портфельных инвестиций из-за непредоставления соответствующих данных ОФЦ.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) разработала пакет мер по противодействию и борьбе с отмыванием доходов («Сорок рекомендаций»). Черный список ФАТФ — перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с ФАТФ.

При этом необходимо отметить, что часто в недостаточном сотрудничестве обвиняются не только те государства, в которых практикуется отмывание денежных средств, но также ряд развивающихся стран, где на данный момент не развита инфраструктура для предотвращения подобных действий.

Впервые список неблагоприятных с точки зрения ФАТФ стран был опубликован в 2000 году. Помимо ряда офшорных островных государств, таких как Багамы, Каймановы острова, Острова Кука, а также Панамы, в него были включены Россия, Израиль и Лихтенштейн.

Черный список не является постоянным и неизменным, его периодически обновляют. Так, в 2001 году в нем не было России, зато значились Египет, Венгрия, Украина и другие страны. С 2006 по 2009 год в списке оказались Иран, Пакистан, Узбекистан, Туркменистан.

В 2012 году ФАТФ использовала новый подход к формированию списка. Он был разделен на три группы.

Во-первых, это так называемые государства с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с ФАТФ и против которых применяются ответные меры международным сообществом. К таким странам относятся Иран и Северная Корея.

Во-вторых, страны с высоким уровнем риска, против которых, однако, меры не применяются: Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.

В-третьей группе перечислены страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет реальных возможностей для взаимодействия с ФАТФ — не развита финансовая и контролирующая инфраструктуры и т. п. В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.

Черный список ФАТФ имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле. Любые платежи в пользу получателей в этом списке обязательно попадают под подозрение. Более того, часто финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств — для того, чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.

Практически каждый год знаменуется повышением давления со стороны экономически развитых государств на маленькие (часто островные) страны. В этих условиях развивающиеся страны недовольны слишком сильным давлением на них. Определенные оффшорные юрисдикции уже направили просьбу генеральному секретарю ООН по поводу создания специального комитета по налогообложению под патронатом ООН. Они надеются, что столь могущественная международная организация поможет немного ограничить влияние на налоговые системы офшорных стран и прекратит их противоправное вмешательство во внутреннюю политику офшорных юрисдикций, поскольку тем самым они лишают данные государства законного права на иностранные инвестиции.

Тем не менее, ООН все также придерживается своей прежней точки зрения на этот счет. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

Заключение

Однако считать, что офшорная практика изживет себя, не приходится. Самая главная цель использования офшоров — снижение уровня налогообложения не утратит своего значения. Колебания на финансовых рынках активизируют использование офшорных юрисдикций как более стабильные центры содержания капитала. Подтверждением тому может быть тот факт, что за время мирового финансового кризиса 2008 года огромные финансовые активы были переведены за рубеж. По моему мнению, основная тенденция ужесточения международного регулирования офшорного бизнеса будет сохраняться еще долгое время.


Библиография

  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. М.: Экономистъ, 2005.
  2. www.un.org
  3. www.fatf-gafi.org
  4. www.oecd.org