«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(25), 2013

Практика использования офшоров индийским бизнесом

К.Ананьина, студенткаМОIII

В статье исследуется практика использования офшоров индийским бизнесом

Ключевые слова: Индия, оффшоры

K.Ananyina. Indian Business Skills of the Use of Offshores

The article describes the practice of using offshores by the business of India.

Key words: India, offshores

Введение

Индия является одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Об этом свидетельствует динамика общих макроэкономических показателей (объем и темпы прироста подушевого ВВП, темпы роста экономики) и улучшение условий экономического развития (снижение темпов безработицы, уменьшение бедности, увеличение нормы накопления, рост расходов на НИОКР), так и укрепление позиций Индии в международном движении капитала. В настоящее время Индия является не только крупным объектом приложения иностранного капитала, но и сама активно осуществляет вывоз национального капитала за рубеж. Важным стимулом вывоза капитала является возможность использование механизма офшоров, позволяющих существенно снизить затраты компаний посредством использования льготного налогового режима оффшорной зоны. В статье рассматриваются две таких зоны, используемые индийским бизнесом: Маврикий и Сингапур.

Офшор на Маврикии

Маврикий — одно из наиболее динамично развивающихся государств региона. Развитие Маврикия как офшора началось в 1980-1990-ых гг. Отправной точкой превращения острова в один из престижнейших оффшорных центров стало принятие Закона об оффшорной предпринимательской деятельности в 1992г. Сейчас остров, главным образом за счет развития сферы финансовых услуг, составляет достойную конкуренцию оффшорным зонам Карибского бассейна и Европы.

К основным факторам, определяющим привлекательность Маврикия, в том числе и для индийского бизнеса, относят следующие [1]:

  • выгодное географическое положение на пересечении торговых путей в Индийском океане;
  • политическая стабильность в стране;
  • современная система связи и транспортного сообщения;
  • развитая финансово-банковская система;
  • достаточно высокая система подготовки местных кадров;
  • наличие разработанной законодательной базы для ведения оффшорного бизнеса;
  • участие Маврикия в региональных экономических организациях — Комиссия Индийского океана (КИО), Общий рынок для стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Сообщество развития Юга Африки (САДК);
  • относительно низкая стоимость услуг по открытию и содержанию оффшорной компании;
  • наличие разветвленной сети соглашений об избежании двойного налогообложения (с Индией такое соглашение было подписано в 1983г.).

Что касается столь большого интереса индийского бизнеса, проявляемого к Маврикию, то тесное взаимодействие между государствами обусловлено историческими причинами. С самого начала своего возникновения как независимого государства Маврикий был сориентирован в основном на создание инвестиционных фондов для работы с индийскими акциями и ценными бумагами [2]. Дело в том, что на острове еще в колониальный период более половины населения составляли маврикийские индийцы, поэтому диаспоральные связи между континентальными индийцами и островными маврикийскими всегда были сильны, особенно учитывая возрастающую политическую и экономическую роль Индии в Азии в 1980-1990-х гг. Сейчас положение в национальном составе острова практически не изменилось: доля маврикийских индийцев равна 68%. Индуизм исповедует 48% населения. Конечно, национальный фактор на данный момент является не основным в привлечении индийского капитала в маврикийский оффшор. Тем не менее, на начальных этапах именно он повлиял на развитие столь тесных связей между государствами и способствовал превращению Маврикия в платформу для осуществления капиталовложений в экономику Индии. Так, по некоторым оценкам, через Маврикий в Индию ежегодно инвестируется (в основном НИС Юго-Восточной Азии) около 7-8 млрд. долл., что представляет собой 32% от общей суммы прямых зарубежных инвестиций в Индию [3].

Главной причиной популярности Маврикия для индийского бизнеса служит договор об избежании двойного налогообложения, заключенный между Индией и Маврикием в 1983 г.

Нерезидентные компании, зарегистрированные на Маврикии, подразделяются на две группы: офшорные (Global Business Company Category 1 — GBC1) и международные (Global Business Company Category 2 — GBC2). Офшорный статус может получить любая компания при условии неведения бизнеса на Маврикии. В рамках офшорного законодательства разрешено заниматься практически всеми видами предпринимательской деятельности, включая банковскую, страховую и фондовую. Уровень налогов на Маврикии для резидентных компаний достаточно высок: налог на прибыль компании составляет 35% [4]. Для офшорных компаний предусмотрен налог в 15%, однако разрешается вычесть процент уже уплаченного за рубежом налога вплоть до размера налога, который должен быть уплачен на Маврикии [5]. При отсутствии доказательств считается, что за рубежом был уплачен налог в размере 90% (80% с 1 июля 2003 года) от размера налога на Маврикии, таким образом, максимальная действительная ставка местного налога равна 1,5 % (3% с 1 июля 2003 года). Это используется индийским бизнесом для расширения возможностей офшорных компаний как инструмента налогового планирования. Кроме того, индийская офшорная компания может использовать односторонний иностранный налоговый кредит (80% от налоговой ставки Маврикия), который составляет 20% остаточной ставки налога на прибыль на Маврикии. Налог на прибыль составляет 3%.

В отличие от офшорных, международные компании полностью освобождены от налогообложения. В то же время, являясь налоговыми резидентами, офшорные компании в отличие от международных (не рассматриваются как резиденты) включены в сферу действия договоров об избежании двойного налогообложения. То есть, офшорные компании (GBC 1) — это компании — налогоплательщики. Они обязаны платить налоги на прибыль, однако они же имеют право на использование договоров об избежании двойного налогообложения. GBC 1 может быть как зарегистрированной местной компанией, так и филиалом иностранной компании. Бизнес должен вестись в иностранной валюте, и компания не может принимать участие в бизнесе Маврикия. А международные компании (GBC 2) — это частные предприятия, ведущие бизнес за пределами Маврикия. Им не разрешено вести бизнес на Маврикии и пользоваться договорами об избежание двойного налогообложения, так как они не являются налоговыми резидентами Маврикия.

Однако в 2002г. Резервный банк Индии ввел запрет на использование так называемых «зарубежных корпоративных структур» (overseas corporate bodies — OCB) в льготных схемах инвестиций в Индию, чтобы предотвратить использование иностранных филиалов для привлечения депозитов, не требующих создания резервов в Центральном банке индийскими инвесторами, которые делают инвестиции в фондовые биржи в Индии из расположенных в Маврикии предприятий, тем самым уклоняясь от индийского налога на доход от прироста капитала.

В настоящее время между Индией и Маврикием ведутся переговоры в отношении нового соглашения о двойном налогообложении. Власти Индии выражают надежду, что Маврикий ужесточит требования по освобождению от налогообложения. Они ссылаются на новый протокол, который Маврикий подписал с Китаем. В нем говорится о том, что прибыль, полученная от продажи активов китайских компаний в Маврикии, будет облагаться налогом в Китае по ставке 10%. Налоговые власти Индии опасаются, что индийские торговцы будут скрывать краткосрочную прибыль, полученную на фондовых биржах Маврикия, и не будут переводить ее в Индию. Прогнозируется, что разделы об обмене информацией и административной помощи станут частью нового соглашения о двойном налогообложении. Как сообщается, стороны согласовали более жесткие и разъясненные требования к коммерческим предприятиям, расположенным в Маврикии, что касается преимуществ соглашения.

Индия также продвигает введение ограничения в разделе о привилегиях, но это будет обговариваться на последующих переговорах. Однако Маврикий дал понять, что государство не отказывается от существующего освобождения от источника налогообложения на доход от прироста капитала, в то же время оно открыто для конструктивного диалога для того, чтобы бороться со злоупотреблениями в соглашении и реагировать на вопросы Индии в этом отношении.

Офшор в Сингапуре

На Сингапур приходится пятая часть из 20 млрд долл. исходящих прямых иностранных инвестиций компаний в Индии [6]. Сингапур за последние несколько лет недавно обогнал США и стал второй страной аккумулирования исходящих прямых иностранных инвестиций из Индии.

Многие крупнейшие корпораций Индии видят Сингапур в качестве именно того места, куда следует направить их бизнес в Азии. В прошлом году индийская «Tata Communications» создала $ 210 миллионный центр данных и телекоммуникационных объектов в городе и планирует внедрить еще $ 440 миллионов в течение следующих нескольких лет.

Индийцы составляют крупнейшие иностранные деловые круги в городе-государстве. Индийские предприятия в Сингапуре выросли как грибы после дождя, и их количество увеличилось в четыре раза более чем на 4000 компаний с 2001 года.

Одной из основных причин популярности оффшора в Сингапуре является простая и доступная корпоративная налоговая система. Город-государство предлагает ставку корпоративного налога 8,5% на прибыль до S$300 000 и 17% ставку для большей прибыли. Для сравнения: в Индии ставка корпоративного налога на прибыль составляет 30,9% на налогооблагаемый доход размером до INR 10 миллионов и 33,9% на налогооблагаемый доход выше INR 10 миллионов. Кроме того в отличие от Индии, в Сингапуре нет налога на дивиденды и налога на прирост капитала.

Кроме того, договор об избежании двойного налогообложения между Сингапуром и Индией позволяет предпринимателям и компаниям из Индии облагать налогом операции в Сингапуре согласно условиям справедливого налогообложения доходов предприятий, благодаря которому абсолютно легально удается избежать потенциальных последствий двойного налогообложения.

Еще одна из причин, почему многие предприятия из Индии облюбовали Сингапур-это простота организации и поддержания бизнеса в городе. В отличие от Индии правительство Сингапура поощряет предпринимателей создавать собственные компании с помощью различных налоговых и инвестиционных стимулов и при этом никакими регулированиями в ручном режиме не ограничивает приток и отток капитала. Эффективная физическая, правовая и политическая инфраструктуры с минимальным уровнем бюрократии позволяет организовать и поддерживать предсказуемые бизнес-процессы в Сингапуре.

Сингапур также считается одним из лучших мест проживания для индийцев, желающих эмигрировать. На почти 10% население Сингапура состоит из лиц индийского происхождения. Тут существует значительное местное сообщество индийцев, которые переехали в Сингапур. Качество жизни в Сингапуре намного выше, чем в Индии, о чем свидетельствует недавний доклад ECA «International repor»t, в котором Сингапур назван наиболее пригодными для жизни городом в Азии для экспатриантов [3].

Еще одним преимуществом для индийских предприятий, которые решили обосноваться в Сингапуре или создать там свою «дочку», — это стратегическое местоположение города-государства. Сингапур находится в самом центре Юго-Восточной Азии, всего в нескольких часах полета от основных рынков, например, того же обширного Китая и заманчивой Индонезии, а также других технологических и финансовых центров, таких как Гонконг и Япония. Город-государство имеет порт, один из самых загруженных в мире по объему пассажирских и грузовых перевозок.

Таким образом, и с точки зрения удобства ведения бизнеса, и с точки зрения логистики, Сингапур представляет собой один из наиболее привлекательных центров привлечения капитала для индийского бизнеса.

Заключение

Основными офшорными зонами, используемыми индийским бизнесом, является Маврикий и Сингапур. Объясняется это, прежде всего, выгодными условиями договоров об исключении двойного налогообложения, заключенных между Индией и Маврикием и Индией и Сингапуром. Кроме этого, важнейшими преимуществами Маврикия и Сингапура по сравнению с другими офшорами (например, Британскими Виргинскими островами) является их географическое положение, политическая стабильность внутри страны, репутация Маврикия и Сингапура в качестве «уважаемых» офшорных зон и благоприятное для индийцев налоговое законодательство. Судя по активности индийский предпринимателей, несмотря на ограничения, которые индийское правительство пытается ввести, дабы ограничить каналы уклонения от налогов, индийский капитал продолжает свое проникновение в крупнейшие азиатские оффшорные зоны. В том числе, недавно в прессе появилось сообщение о планах правительства Индии заключить новое соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом.


Библиография

  1. Записки об оффшорах. Индия и Маврикий ведут переговоры в отношении нового соглашения о двойном налогообложении.[03.11.12].
  2. Записки об оффшорах. Оффшорные компании на Маврикии. [03.11.12].
  3. Индийские фирмы беспроигрышно выбирают Сингапур. [03.11.12].
  4. Оффшор на Маврикии. [03.11.12].
  5. OffshoreExpress. Индия и Маврикий на пути согласования налогового соглашения [03.11.12].
  6. GSL Law & Consulting. Маврикий.[03.11.12].