«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№2(25), 2013

Участие государственных корпораций в вывозе капитала из России

Д.Киселева,В.Денисова, 3курсМЭО

В статье анализируются масштабы, структура и последствия вывоза капитала из России на примере государственных корпораций, а также способы регулирования и контроля их деятельности.

Ключевые слова: государственные корпорации, вывоз капитала, Роснано, Ростех, Росатом, Агентство по страхованию вкладов, Олимпстрой, ВЭБ, Госинкор

D. Kiseleva, V. Denisova. Capital outflow from Russia: impact of the state-owned corporations

The article deals with the extent of the state-owned corporations’ impact on the capital outflow from Russia. Possible ways of government control are also highlighted.

Key words: state-owned corporations, capital outflow, Rusnano, Rostec, Rosatom, Deposit Insurance Agency, Vnesheconombank, Olympstroy, Gosincor

Проблема, связанная с зарубежной экспансией капитала, появилась в России сравнительно недавно. Частично подобное явление объясняется активизацией интеграционных процессов нашей экономики в мировую. Но можно выделить ряд национальных особенностей вывоза капитала за рубеж. Дело в том, что в РФ этот термин чаще всего ассоциируется с нелегальными схемами по «отмыванию» денег или уходу от налогов в офшоры, что, впрочем, по большей части является правдой. Оценки специалистов относительно масштабов вывоза капитала варьируются от 20 млрд долл до 1 трлн в 90-е годы.[1]

Такое различие показателей еще раз подтверждает отсутствие контроля со стороны государства, что, на наш взгляд, ведет к отрицательным последствиям для экономики, а именно: к тотальной нехватке денег в экономике, и, следовательно, высокой скорости их обращения, а также к упадку производства, продолжающемуся уже более 20 лет, к снижению рождаемости, стимулированию компрадорской модели развития российской экономики.

Именно поэтому мы считаем, что для благополучного и стабильного развития России необходимо начать бороться с активной зарубежной экспансией отечественного капитала, тем более что в связи с недавними событиями на Кипре, эта проблема особенно остро стоит перед правительством.

В нашем докладе мы хотели бы сделать акцент на участии государственных органов в вывозе капитала. Пожалуй, это одна из наиболее закрытых тем, информацию о которой чаще всего невозможно найти в общем доступе, что только увеличивает интерес к этой сфере российской экономики.

Перед тем, как мы приступим непосредственно к примерам схем вывоза капитала госорганами, необходимо разобраться с тем, чьи же деньги утекают за рубеж. Конечно, речь идет о государственном капитале. По сути, это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций исключительно в качестве займов, ссуд и иностранной помощи другим странам. Но в иных видах государственный капитал не может вывозиться за рубеж государственными органами, ведь подобные схемы нелегальны. Отсюда следует вывод о том, что зарубежные инвестиции, скупка активов за границей, что во многом приносит доход и нашему государству, а также «отмывание» взяток в офшорах и прочие способы вывоза денег могут проходить только под грифом «частный капитал». Но каким же способом возможен переход капитала из одной формы в другую?

Ответом на этот вопрос стало создание госкорпораций. Госкорпорация представляет собой совершенно независимую структуру, управляющую госимуществом, но которое уже фактически находится во владении частных лиц. Что же получается? Де-юре, мы можем рассматривать капитал госкорпорации как частный, но де-факто он принадлежит государству. Таким образом, формируется совершенно иная его форма — смешанный капитал.

Условно этапы формирования подобной структуры можно разделить на 2 периода. С начала 1990-х до 2007 года государство всего трижды использовало данную организационно-правовую форму. Первая госкорпорация — «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (создана в 1999 году, ликвидирована в июле 2004 года), вторая — «Государственная инвестиционная корпорация» (1993 и 2003 года, соответственно), а третья — «Агентство по страхованию вкладов» (появилась в 2003 году с принятием закона о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации). Данные госкорпорации создавались в исключительных случаях, в финансово-банковской сфере, на стыке полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ. В этот период закон о госкорпорациях был проработан подробно, их деятельность была относительно подконтрольна государству.

Однако в 2007 году ситуация принципиально изменилась: за один год были рассмотрены и приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций. При этом данные законопроекты принимались в максимально сжатые сроки — 1-2 месяца.[2]
По нашему мнению, при принятии решений о создании госкорпораций соответствующие риски и проблемы достаточно четко осознавались в политических элитах, однако низкие издержки создания государственных корпораций в известной мере «перевесили» высокие издержки обеспечения их эффективной работы.

«Скоротечность» процесса принятия законов о создании государственных корпораций в 2007 году обусловила целый ряд значимых проблем, среди которых можно выделить следующие:

  1. Появление теневого лоббирования диаметрально противоположных интересов: либералов и «силовиков», бизнеса и государства.
  2. Существенное изменение «расстановки сил» в системе государственного управления, переход к принятию отдельных важных решений на уровень корпораций, что приводит к тому, что государство просто теряет свое влияние на развитие той или иной сферы деятельности.
  3. Ухудшение бизнес-климата и недоверие к госкорпорациям со стороны общества вследствие неопределенности стратегий и концепций их деятельности, недостаточная обоснованность размеров и состава имущественных взносов.

Размытость правовой базы и отсутствие контроля подготовили благодатную почву для появления различных теневых схем по вывозу капитала, о которых сейчас и пойдет речь. Для большей наглядности мы прибегнем к яркому историческому примеру, которым является Госинкор.

Государственная инвестиционная корпорация была создана в 1993 г. и возглавил ее бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина Юрий Петров. В уставный капитал компании были внесены драгоценные камни и металлы, недвижимость и денежные средства на сумму $1,25 млрд. По указу президента корпорации были переданы 5,5 т золота, 1,419 т платины, 1,5 т палладия, 1000 карат бриллиантов на сумму не менее миллиарда долларов США. Предполагалось, что эти активы корпорация будет использовать для привлечения иностранных инвестиций, предоставляя гарантии и поручительства для инвестпроектов.

Однако в 1999 году на пресс-конференции Юрий Петров, председатель госкорпорации, признался, что Госинкор смогла привлечь всего $250 млн инвестиций. Причиной такой низкой эффективности стал тот факт, что корпорация, в сущности, растратила $500 млн и создала офшорные компании на Багамах якобы для страхования политических рисков. Затем эти фирмы были приватизированы.[3] Кроме того, большая часть госимущества была записана на компанию «Госинкор-Холдинг», впоследствии переименованную в компанию «Гута» и являющуюся ее дочерней компанией, по официальному заявлению представителей корпорации. В результате ликвидации часть госимущества удалось вернуть в казну, остальные же активы остались в руках бизнеса.

Теперь перейдем к более современному этапу. На данный момент в РФ существует 7 госкорпораций: Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, ВЭБ, Олимпстрой, Росатом, Роснано, Ростех. Рассмотрим некоторые из них.

Агентство по страхованию вкладов

АСВ было создано в 2004 году в целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов. Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

В соответствии с финансовым отчетом за 2011 год процентный и дисконтный доход по ценным бумагам стран-членов МФО (Международные финансовые организации) от размещения средств Фонда обязательного страхования вкладов составил 131 млн руб. Если учесть, что ставка по ценным бумагам составила 6% годовых, то инвестированные средства могут составлять 2,183 млрд руб. Процентный и дисконтный доход по не входящим в фонд средствам, размещенным в кредитных организациях, составил 24 млн руб в 2011 году. Аналогичные подсчеты показывают, что в 2011 году за рубежом находилось 400 млн руб.[4]

Олимпстрой

Целью создания корпорации «Олимпстрой» является управление работами, связанными с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией олимпийских объектов в Сочи. Предполагается, что к 2015 году корпорация будет ликвидирована.

Уже в 2009 году СМИ стало известно о схеме, в которую были вовлечены ОАО «Красная поляна» и госкорпорация «Олимпстрой». Согласно этой схеме был заключен ряд соглашений о финансировании трамплинов и спортивно-туристического комплекса «Горная карусель». По договорам долевого участия от «Сбербанка России» было получено более 1 миллиарда рублей. Руководство «Красной поляны» разместило данные средства на вкладах в ОАО «НБРБ» под 4 % годовых. Банк прокредитовал подконтрольные фирмы, которые далее выдали займы «Красной поляне» уже под 12,5%. Таким образом бывшим руководителям удалось «отмыть» более 45,5 млн рублей, и вскоре эти деньги перешли на счета турецкой компании «СМЛ Констракшн».[5]

В 2013 году удалось установить, что деньги госкорпорации проходят через фирмы-посредники, а затем вывозятся за рубеж. Кроме того, эти компании не имеют достаточной документации, подтверждающей связь с конечными бенефициарами, в связи с чем их трудно привлечь к ответственности.

Но некоторые бенефициары олимпийских заемщиков все же известны. Например, ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта “Роза Хутор”», которая имеет самый крупный кредит ВЭБа — более 50 млрд рублей и связана со структурами Владимира Потанина. Причем, компания принадлежит ООО «Спорт Инвест», владельцами которого является кипрские Belfund Investments Limited и Interros International Investments Limited.

Еще одна компания-бенефициар, связанная со структурами Олега Дерипаски и имеющая кредит в ВЭБе в размере 22 млрд рублей — это «РогСибАла». Владельцем фирмы является ООО «Имеретинская Ривьера», которая принадлежит кипрской компании Spitzmar Ltd. [6]
К другой компании Дерипаски можно отнести ООО «Порт Сочи Имеретинский». Инвестиции ВЭБа в ее проекты составили 4 млрд рублей. При этом компания находится в собственности кипрской Rightstreet Limited.

Безусловно, существуют и более запутанные связи между фирмами-посредниками, которые позволяют лишь догадываться о существовании неких коррупционных схем. К числу таких компаний можно отнести ОАО «Сочи-Парк», которая, считалось, принадлежит государству. Хотя в реальности она, согласно последним данным, с 2010 года на 90% принадлежит компании Nodaway Ltd, зарегистрированной в карибской юрисдикции на островах Сент-Китс и Невис.[7] И гражданам нашей страны остается лишь догадываться, куда уходят средства из государственного бюджета, предположительно направленные на подготовку Олимпиады в Сочи.

Следует также подчеркнуть, что хищения в подобных размерах приводят к катастрофам в строительстве, несоблюдению элементарных правил безопасности, а также невыполнению установленного правительством графика работ, что ставит проведение Олимпиады под угрозу, несмотря на рекордную свою стоимость в 1, 526 трлн руб (при первоначальной смете в 314 млрд руб).

Что же касается ВЭБа, финансировавшего заведомо убыточные олимпийские проекты, то в результате проверки сотрудники Счетной палаты могут предъявить массу претензий к банку, который нарушает собственные нормативные документы, объясняя это срочными поручениями правительства. При этом документации, подтверждающей согласие правительства на подобные действия, у ВЭБа в наличии нет. Более того, ВЭБом были делегированы функции надзора за расходованием выделенных средств компаниям, услуги которых оплачивали заемщики.

Второго апреля 2012 года правительство издало распоряжение № 424-р, по которому с 2014 года из федерального бюджета Внешэкономбанку будут выделяться специальные субсидии для покрытия убытков по кредитам, выданным операторам олимпийских объектов.[8] ВЭБ оценивал свои будущие убытки в 92 млрд рублей.[9]

ВЭБ

Внешэкономбанк действует с 2007 для обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации и стимулирования инвестиционной деятельности. Например, ВЭБ участвует в финансировании таких проектах стран ближнего зарубежья, как:

a. Строительство 3-го энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан) — 12000 (24600) млн руб.
b. Модернизация электрических сетей Республики Армения — 22,5 (52,9) млн руб,
c. ОАО "НефтегазИнКор" в Республике Сербской — 1100 (1578) млн руб.

Что касается других видов легальных вложений за рубежом, то 11% портфеля ценных бумаг ВЭБа, или 52,151 млрд руб, — облигации иностранных эмитентов и кредитные ноты, «привязанные» к корпоративному и суверенному риску (объем портфеля — 474,1 млрд руб).[10]

Кроме легального вывоза капитала ВЭБом, известны и коррупционные схемы по хищению кредитов и «отмыванию» денег за рубежом. Согласно новостным данным, в 2008 году Балло, первый зампред правления ВЭБа, с соучастниками похитил 14 миллионов долларов, которые являлись составной частью кредита, выданного компании «Евразийский» на приобретение 100% долей в уставном капитале компании «Югводоканал». Как установлено следствием, похищенные деньги были размещены на счетах офшорных компаний, открытых в швейцарских банках.[11]

Те же лица оказались замешаны еще в одном деле. Согласно версии следствия, в августе 2008 года Внешэкономбанк предоставил компании "Ресад" кредит. По предварительным данным следствия, в рамках кредитной линии, с помощью созданной финансовой схемы с использованием подконтрольной организации могло быть организовано хищение выделенных кредитных денежных средств, сообщали в МВД. Некоторые СМИ уточняли, что речь идет о 4,5 млрд рублей.[12]

Ростех

Целью деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукцию.

В последние 2 года корпорация «Ростех» проводила ребрендинг предприятия. Один из пунктов этого процесса подразумевал слияние большинства активов с другими предприятиями, что дало возможность для проведения теневых схем по занижению их реальной стоимости. Так, например, генеральный директор одного из таких предприятий, принадлежащих корпорации, Колесов Н.А., продал компании ОАО «Завод слуховых аппаратов «Ритм» и ОАО «Технологическое оснащение» при занижении рыночной стоимости почти на 1,5 млрд рублей.[13] В итоге, госимущество безнаказанно ушло в частные руки. Причем зачастую эффективность работы таких предприятий не улучшается, так как основной целью частных лиц является быстрое обогащение, а вовсе не желание модернизировать и улучшить работу актива.

И даже без учета подобных нелегальных схем, только по итогам 2012 года, согласно нашим подсчетам, реальный объем прибыли корпорации превосходит заявленную более, чем на 20 млрд рублей (т.е. более, чем на 50%).

Точного ответа на вопрос о том, куда уходят эти деньги нет. Но недавно появилась информация в СМИ о том, что «Ростех» имеет счета на Кипре, а также о том, что супруга главы "Ростеха" Сергея Чемезова Екатерина Игнатова владеет 13,14% акций банка МФК. Миллиардеру Михаилу Прохорову, который председательствует в «Роснано» принадлежит 47,5%, председателю совета директоров Evraz Александру Абрамову, с которым был связан ВЭБ, и бизнесмену Виктору Вексельбергу — по 19,71%. При этом многие филиалы банка расположены в Великобритании, куда, на наш взгляд, могут «утекать» значительные средства российской экономики.[14]

Роснано

Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики и развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. В 2010 году была реорганизована в ОАО «Роснано».

В 2009 году Госкорпорация «Роснанотехнологии» создала собственную управляющую компанию Rusnano Capital. Эта финансовая компания планирует создавать фонды «западной юрисдикции», которые займутся привлечением денег иностранных инвесторов в Россию. Объем фондов составит от 500 млн. до 1 млрд. долларов.

Компания Rusnano Capital зарегистрирована в Швейцарии, а первый фонд, «стоимостью» 500 млн. долларов, прописан на Британских островах. Председателем совета директоров этого «британского» фонда избран Анатолий Чубайс. 130 млрд. рублей уже было выделено на эти цели, и до 2015 года государство планирует инвестировать еще около 100 млрд, более того, «Роснано» получает госгарантии по облигациям на 180 млрд.

В итоге, госкорпорации будет предоставлена сумма в размере 410 млрд. рублей, и государство не требует никакой отчетности по использованию данных средств, т.е. за эффективность вложений никто не отвечает.[15]

Росатом

Деятельность корпорации направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров.

Помимо официального вывоза капитала, как например, взноса госкорпорации «Росатом» в 2010 году во внебюджетный фонд МАГАТЭ в размере 3,0 млн долл, можно выявить нелегальные способы вывоза капитала.[16]

С 2007 по 2009 гг. из федерального бюджета по программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 — 2010 годы и на перспективу до 2015 года"[17] было выделено 69,114 млрд рублей на поддержку реального сектора. При этом конкретная отчетность на этот период отсутствует. В 2010 году государство планировало выделить 73 млрд, из которых израсходовано только 53 млрд рублей на строительство АЭС, а в 2011 году из бюджетных денег (108 млрд руб) было потрачено лишь 71,5 млрд рублей. Остальные же средства могли быть вывезены из страны, учитывая, что государство не может это ограничить (данные по расходам составлены на основе годовой отчетности корпорации).

В качестве примера теневой схемы по растрачиванию вышеуказанных бюджетных средств может служить нашумевший скандал с Владимиром Генераловым.

Содержание придуманной им схемы, успешно работавшей с начала 2009 года по сей день, кратко можно изложить в следующем виде. Для начала создается цепочка из четырех фирм, в которой ОАО «Атомэнергопроект» и «Энергоспецмонтаж» — реальные компании, занимающиеся, в том числе, строительством АЭС, и две фирмы-прокладки для вывода денег: ООО «Трубы-2000» и ООО «Промстандарт». Сначала из «Атомэнергопроекта» переводится 3,5 млрд рублей на счета «Энергоспецмонтаж», затем оттуда отправляется 1,1 млрд рублей на счет ООО «Трубы-2000», якобы для закупки труб и арматуры. Следующий пункт назначения — ООО «Промстандарт», куда 300 млн рублей уходят через Промбизнесбанк и Связьбанк в офшоры, например Кипр.[18]

Другим примером по вывозу капитала госкорпорацией может стать ее недавний проект по сотрудничеству с Чехией на предмет строительства АЭС. Еще в 2004 году в Чехии был открыт Ханты-Мансийский банк, который работает только в одной стране и является еще одним каналом, по которому российский капитал утекает за границу.[19]

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что, хотя может сложиться впечатление, что мы выступаем против существования госкорпораций, на самом деле мы не согласны скорее с формой организации этих структур, которая позволяет безнаказанно вывозить капитал за границу в огромных масштабах. Однако следует отметить, что в современной глобальной экономике взаимодействие с мировым рынком необходимо и даже полезно. Так, экспорт капитала может сократить издержки, повысить конкурентоспособность России и, как следствие, привлечь инвестиции из других стран. Удачным примером грамотной политики в области вывоза капитала/ управления госкорпорациями может служить Китай, где созданная система еще более закрыта: абсолютно все рычаги контроля принадлежат государству. В этом заключается ее преимущество, позволяющее китайским госкорпорациям осуществлять достаточно агрессивную зарубежную экспансию капитала, скупая активы, выгодные для страны.

Следуя примеру КНР, Россия могла бы повысить эффективность деятельности госкорпораций, проведя следующие реформы:

  1. Изменение правовой формы.

    Еще в 2011 году Минэкономразвития начало разработку законопроекта, в соответствии с которым госкорпорации и госкомпании будут преобразованы в публичные организации. По существующим данным, эта трансформация будет означать: усиление контроля со стороны государства; расширение сферы деятельности компаний; возможность приобретения иностранных активов и создания коммерческих и некоммерческих организаций за рубежом. Принятие такого решения приведет к легализации вывоза капитала, что повысит степень контроля над отчетностью госкорпораций.

  2. Создание системы наказаний, что снизит уровень коррупции.
  3. Разработка системы ограничений и в то же время системы льгот по вывозу капитала при предоставлении соответствующей документации, подтверждающей целевое инвестирование капитала.

    В качестве примера целевого инвестирования за пределы государства Путин привел госкорпорацию "Росатом", которая во время кризиса вложила около 50 млрд рублей в покупку урановых месторождений за рубежом, обеспечив запасы этого сырья на сотни лет вперед. Но дело в том, что деньги на покупку месторождений были выделены непосредственно государством и получены посредством допэмиссиии в пользу последнего. При этом собственные средства госкорпорации не были потрачены, что опять же доказывает, что государственное управление в данном случае более эффективно, не говоря уже о том, что корпорации, задействованные в стратегически важных для страны отраслях, должны находиться полностью в руках государства.

Таким образом, мы считаем, что вмешательство государства в экономику необходимо, особенно в тех областях, которыми занимаются госкорпорации. Доказательством правомерности существования подобных структур является тенденция к созданию новых госкорпораций, таких как Росфинагентство и Роскосмос.


Примечания

  1. Хейфец Б. А. Зарубежная экспансия бизнеса и национальные интересы России (научный доклад). — М.: ИЭ РАН, 2007. — 8-9 с.
  2. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственные корпорации: основные направления и тенденции развития в 2007-2008 гг.
  3. archive.urbc.ru/index.php?newsid=49200
  4. www.asv.org.ru/agency/annual/2011_full/ASV_AR_2011_rus.pdf
  5. www.kommersant.ru/doc/2169787/print
  6. izvestia.ru/news/533192
  7. там же
  8. government.consultant.ru/page.aspx?1606652
  9. izvestia.ru/news/533192
  10. veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/VEB_Annual_2011f_r.pdf
  11. ria.ru/economy/20120908/745576318.html
  12. ria.ru/incidents/20130306/926151804.html
  13. pasmi.ru/archive/68252
  14. 1prime.ru/COMPANIES/20130402/762297205.html
  15. www.statnano.com/index.php?ctrl=news&action=news_view&id=20914&lang=2
  16. www.rosatom.ru/resources/244e10004c7f648d9a539bcac15c385b/AEM_report_2011.pdf
  17. base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63309
  18. www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=2137
  19. www.rospres.com/government/8703/