«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3(30), 2014

Материалы из будущего учебника по мировой экономике и международным экономическим отношениям

Внешний долг и международные резервы

А.Булатов, д.э.н., проф.

Важными элементами национальной и мировой экономики являются внешний долг и международные резервы.

35.1.Внешний долг страны и внешний долг стране: Россия на фоне других государств

Внешний долг страны образуется в результате притока в нее иностранного ссудного капитала. Общая величина этого долга в мире в 2014г. составила 7,4 трлн.долл. И это не считая внешнего долга развитых стран (они могут погашать его своей собственной валютой и поэтому формально не имеют внешнего долга), хотя если попробовать его подсчитать, то он окажется огромным — только у стран ЕС внешний долг превышает 16 трлн.долл., у США он близок к 17 трлн.долл., а всего около 63 трлн.долл. Но формально внешний долг существует только у менее развитых стран с их неконвертируемой или не полностью конвертируемой валютой. И действительно, развитые страны не испытывают серьезных проблем с внешним долгом, т.к. для них это лишь часть их общего (национального) долга, состоящего из долга домохозяйств, банков и корпораций, госорганизаций (государственный, публичный долг).

Но и у менее развитых стран острая ранее проблема внешнего долга смягчилась — в прошлом и нынешнем десятилетии не отмечалось таких серьезных кризисов с внешним долгом, как ранее. Можно предположить, что в основном это следствие финанциализации (см. 4.2) и вытекающей из нее все большей доступностью менее развитых стран к дешевым капиталам развитых стран, а также следствие все более качественной работы международных экономических организаций по предотвращению внешних долговых кризисов. Коэффициенты тяжести внешнего долга менее развитых стран в целом улучшились (см. ниже).

Внешний долг страны делится на долг государственного сектора (государственный, официальный долг) и долг частного сектора (частный долг). Государственный (официальный) внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. У частного сектора внешний долг образуется из обязательств банков и фирм (корпоративный внешний долг). Из частного долга иногда выделяют внешний долг квазигосударственных организаций (долг государственных и полугосударственных фирм и банков), потому что государство фактически берет на себя гарантию внешних обязательств этих фирм и банков.


Таблица 35.1
Структура российского внешнего долга, млрд.долл.

 

1.01.1994

1.01.2001

1.01.2005

1.01.2008

1.07.2013

1.01.2014**

Всего

117,9

128,0

186,0

463,9

706,1

732,0

в т.ч. краткосрочные обязательства

99,7

91,2

долгосрочные обязательства

364,3

614,9

в т.ч. в валютная структура (в процентах от всей суммы внешнего долга)

 

 

 

 

 

 

доллары

60

евро

11

рубли

26

прочие валюты

4

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении*

183,7

364,7

в т.ч. государственных организаций

115,7

128,6

106,6

39,3

74,8

79,3

квазигосударственных организаций

144,3

289,9

Внешний долг частного сектора

280,2

341,4

в т.ч. банки

98,1

82,4

небанковские корпорации

182,1

259,0

*Охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления и центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом
**Оценка
Рассчитано по: http//www.cbr.ru/statistics
Из данных таблицы 35.1 можно сделать следующие заключения о тенденциях в размерах и структуре российского внешнего долга:
— рост долга наблюдался прежде всего в последние два десятилетия, особенно в период подъема, что можно объяснить слабостью российской кредитной системы, в результате чего российские резиденты активно прибегали к внешним заимствованиям;
— в этом процессе самым активным образом участвовали банки и компании с государственным участием;
— долг же государственных организаций (официальный внешний долг) в целом существенно сократился;
— в структуре долга преобладают долгосрочные обязательства (87% от всего долга против 73% в среднем по миру) и существенную часть составляют рублевые обязательства (26% всего долга), что облегчает обслуживание долга.
Сравним российский внешний долг с его аналогами в других странах и регионах мира. На Россию приходится около 10% всего объема внешнего долга в мире, что существенно превышает ее долю (6%) в мировом ВВП, производимом менее развитыми странами. Лишь у стран ЦВЕ, сильно ориентирующихся на приток ссудного капитала из ЕС, подобное соотношение хуже — 18:7 (у Латинской Америки — 17:20, Африки южнее Сахары — 5:5, Ближнего и Среднего Востока — 12:12%, остальной Азии — 31:50). Можно сделать вывод, что внешний долг является крупной проблемой российской экономики.

Однако проблема внешнего долга определяется не столько его размерами, сколько условиями его обслуживания, говоря по-другому — его тяжестью для национальной экономики. Тяжесть внешнего долга страны исчисляется набором показателей (коэффициентов), которые говорят прежде всего о величине внешнего долга и размерах платежей по нему по отношению к ВВП, экспортным доходам и международным резервам страны.

Величина внешнего долга по отношению ВВП в 2014г. в среднем по миру составила 25% (в 2005г — 29%), а наиболее велико это соотношение у стран ЦВЕ — 65% (45%), у России оно равно примерно 34% (34%). Не менее важно отношение внешнего долга к главному источнику его оплаты в иностранной валюте — выручке от экспорта товаров и услуг (экспортной выручке). В мире этот показатель составляет 77% (в 2005г. 80%), в том числе у стран ЦВЕ — 156% (132), у России — более 120% (96%).

Еще важнее показатели обслуживания внешнего долга, т.е. платежей по внешнему долгу (погашение внешнего долга и выплата процентов по нему), по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг — этого главного и относительно стабильного источника притока в страну свободно конвертируемой валюты. В среднем по миру этот показатель составляет 27% (в 2005г. — 29%), но у стран ЦВЕ он достигает 55% (47%), у России — 31% (29%). Иногда эти платежи сравнивают с размером ВВП страны, иногда с размерами золотовалютных размеров страны (определяя тем самым ее возможности обслуживать внешний долг в случае кризиса платежного баланса).

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно сосредотачиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские займы царскому правительству), что американская промышленность во многом выросла на иностранных кредитах (в основном английских), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно придти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием внешнего долга и высокой зависимостью от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование государственного бюджета (как это происходило в России в 1990-е гг.), сколько на инвестиции в национальную экономику (что преимущественно и происходит в современной России), в том числе приводящие к поступлению иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга. Анализу этой дилеммы помогают предлагаемые МВФ показатели внешней долговой устойчивости. Они свидетельствуют о серьезности долговой проблемы для России.

Таблица 35.2

Показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации, по состоянию на конец периода

 

Коэффициент "Внешний долг/ВВП", %1

Коэффициент "Внешний долг/ЭТУ", %2

Коэффициент "Платежи по внешнему долгу/ВВП", %3, 6

Коэффициент "Платежи по внешнему долгу/ЭТУ", %4, 6

Коэффициент "ЗВР/ платежи по внешнему долгу", %5, 6

Внешний долг на душу населения, долл.

2004

36

105

 

 

 

1 488

2007

36

119

12

40

308

3 267

2009

38

136

11

39

333

3 268

2011

29

95

8

26

341

3 788

июнь 2013

34

121

9

31

283

4 923

Справочно:

Пороговые значения коэффициентов*

30 — 40 — 50

100 — 150 — 200

15 — 20 — 25

Пороговые значения коэффициентов **

50

130 — 220

25

не менее 100

 

 

1 Соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема ВВП.

2 Соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).

3 Соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу России в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема ВВП.

4 Соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).

5 Коэффициент покрытия годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) международными (золотовалютными) резервами (ЗВР).

6 В графике погашения внешнего долга учитываются расчеты в натуральной форме, а также платежи, осуществляемые в российских рублях.

 

* Пороговые значения, предлагаемые Международным валютным фондом в аналитических целях.

Степень риска: "низкая — средняя — высокая."

** Пороговые значения, предлагаемые Счетной палатой Российской Федерации в аналитических целях

 

Источник: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_sustainability.htm&pid=svs&sid=ITM_1646

 

 

 

В тоже время, но это не отражается в коэффициентах долговой устойчивости МВФ, необходимо учитывать два момента, потенциально смягчающие проблему российского внешнего долга:
— его значительная часть — это во многом формальный долг российских банков и корпораций своим же зарубежным филиалам, прежде всего в офшорах и офшоропроводящих странах;
— четверть российского внешнего долга номинирована в рублях, а сам долг характеризуется высокой величиной долгосрочных, а не краткосрочных обязательств.

Внешний долг стране образуется в результате оттока из страны ссудного капитала. Этот долг приносит стране не только поступления платежей, но и проблемы. Для России проблемами являются стремительное сокращение государственной части этого долга в результате его списывания (в т.ч. государствам с хорошими экспортными ресурсами), а также неплатежи стран-должников.

Внешний долг нашей стране в начале 1990-х гг., перешедший к ней в наследство от Советского Союза, составлял, по оценке, более 150 млрд. долл., в основном государствам- союзникам и партнерам СССР. По мере его уплаты и особенно из-за интенсивного списания этого государственного долга в прошлое десятилетие его величина уменьшилась до 62 млрд.долл. в 2012г. Одновременно быстро рос внешний долг российскому частному сектору — до 442 млрд.долл. в 2012г.. Но опять же это в основном банковские счета за рубежом и ссуды аффилированным фирмам и банкам в офшорах и офшоропроводящих странах, которые потом в основном возвращаются в Россию в виде иностранных ссуд, формально порождая значительную часть российского внешнего долга.

Внешний долг России генерирует ей платежи в статью «Первичные доходы» платежного баланса в размере 18 млрд.долл. в год (2012г.), хотя, как и в советские годы, ряд стран не желает или не в состоянии обслуживать в должных размерах и в сроки свой официальный долг перед Россией.

35.2.Резервные активы: Россия на фоне других стран

Резервные активы (золотовалютные резервы, международные резервы) состоят из тех внешних активов страны, которые имеются в распоряжении ее монетарных органов. В нашей стране резервными активами страны управляет Банк России, он же публикует информацию об их состоянии.

Главными компонентами резервных активов являются иностранная валюта (наличная, на депозитах, в ценных бумагах в иностранной валюте) и монетарное золото (т.е. золото, имеющееся у монетарных властей — золотой запас страны), а второстепенными компонентами — СПЗ (специальные права заимствования, т.е. международная валюта, выпущенная в относительно небольших количествах МВФ в 1970-1980-е гг. для своих стран-участниц в целях погашения ими своего внешнего долга) и резервная позиция страны в МВФ (это открытый для каждой страны-участницы кредит в указанной организации). В начале 2014г. резервные активы России составляли 510 млрд.долл. и их структура была такова.

Таблица 35.3.
Структура резервных активов России на 1.01.2014, млрд. долл.

Валютные резервы……..………….456,4
Монетарное золото…………………40,0
СПЗ……………………………………8,8
Резервная позиция в МВФ…………..4,4
Источник: http//www.cbr.ru/statistics
Если в первой половине XX в. резервные активы стран мира состояли из золота (золотой запас России в 1913г. составлял 1338т, в 1953г. — 2050т), то теперь на золотой запас приходится лишь часть резервных активов стран мира. Наибольший золотой запас в мире традиционно имеют США (более 8000т), а также Германия, Франция, Италия (по 2500-3500 т), золотой запас России с 300т в начале XXI в. увеличился затем до почти 1000т. На преобладание золота в своих международных резервах ориентируются США (более 75% их резервов) и зона евро (63%).

Но в большинстве стран мира структура резервных активов ориентирована преимущественно на иностранную валюту, даже у ряда стран с резервной валютой — Японии, Великобритании, Швейцарии. На иностранную валюту ориентированы и международные резервы стран БРИКС. Они рассматривают иностранную валюту как более гибкий и более доходный компонент международных резервов (иностранная валюта из этих резервов держится на банковских депозитах или вложена в иностранные ценные бумаги).

Международные резервы предназначены прежде всего для трех целей. Во-первых, для обеспечения сбалансированности платежного баланса. Для него они являются балансирующей статьей, поглощающей в годы профицита излишки (с точки зрения обеспечения импорта товаров, услуг и экспорта капитала) поступающей в страну иностранной валюты, а в годы дефицита платежного баланса служащей источником финансирования этого дефицита.

Во-вторых, для поддержания курса национальной валюты. Он опирается на несколько исходных предпосылок, в том числе на то, какими резервными активами располагает страна. Правда, к странам с полностью конвертируемой валютой это не относится, т.к. они имеют возможность расплачиваться за международные платежи своей национальной валютой.

В-третьих, для обеспечения международной платежеспособности страны (опять же кроме стран с полностью конвертируемой валютой). Так, международные резервы страны должны гарантировать, что она сможет осуществлять платежи по внешнему долгу и платить за импорт товаров и услуг, даже если резко снизятся экспортная выручка и приток иностранного капитала. Общепринятый минимум достаточности резервов для безопасности импорта товаров и услуг составляет величину, равную 3 месяцам этого импорта (хотя многие экономисты полагают, что это должны быть 6 месяцев).

А для соизмерения резервных активов и платежей по внешнему долгу применяется правило Гринспена — Гвидотти, по которому эти резервы должны быть не меньше краткосрочного внешнего долга страны. Оба этих подхода объединяет критерий Редди, по которому безопасная величина резервных активов страны равняется 6 месяцам импорта плюс годовая величина всех платежей по внешнему долгу. Нетрудно подсчитать, что российские резервные активы превышают все эти критерии.

Для развитых стран проблема достаточности резервных активов не актуальна, т.к. они могут погашать обязательства перед нерезидентами своей валютой: ведь спрос на нее в мире велик из-за того, что активы развитых стран продаются в мире хорошо вследствие высокой международной конкурентоспособности данных государств. Тем более это относится к государствам с резервной валютой.

Иная ситуация в странах с формирующимися рынками — им трудно погашать внешние обязательства своей валютой, потому что в мире она пользуется ограниченным спросом. Например, у России ее внешний долг лишь на 26% состоит из обязательств в рублях, хотя рубль и является конвертируемой валютой (правда, не полностью конвертируемой). Поэтому эти страны, особенно с сильно колеблющейся экспортной выручкой и прежде всего страны с преобладанием в их экспорте сырья, часто идут на превышение нормативов достаточности валютных резервов.

Целесообразно ли подобное превышение? При ответе на этот вопрос не будем забывать, что во время пика последнего экономического кризиса резервные активы России уменьшились на треть (потом они постепенно восстанавливались, но все еще не достигли прежнего рекордного уровня в почти 600 млрд.долл. летом 2008г.).

Таблица 35.4.
Масштабы, структура и достаточность международных резервов в мире по странам, предоставляющих подобные данные в МВФ


Страны, объединения и регионы

Величина международных резервов, млрд.долл.,
по состоянию на 1.01.2013

Доля в них золота, в процентах

Уровень достаточности резервов в месяцах импорта товаров и услуг, по состоянию на 1.01.2012

Развитые страны

5203,2

22,5

в т.ч. США

573,7

75,5

2

еврозона

909,5

63,4

2*

Япония

1268,1

3,2

16

Менее развитые страны

6673,2

3,7

в т.ч.Китай

3379,3

1,0

20

Индия

298,1

10,0

7

Бразилия

373,1

1,0

14

ЮАР

50,7

13,2

5

Россия

537,6

9,5

14

Всего

11876,4

12,0

*Только Германия
Рассчитано по: http//www.cbr.ru/statistics