«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(31), 2014

Экономика зарубежных стран

Финансовое обеспечение инновационной деятельности: практика Узбекистана

Д.Шадиева, с.н.с. Ташкентского финансового института

В статье рассмотрена роль финансового обеспечения при построении экономики инновационного типа, а также практика, основные источники и направления финансирования инновационной деятельности в Узбекистане, проведен корреляционно-регрессионный анализ факторов инновационного развития экономики данной страны.

Ключевые слова: финансирование НИОКР, экономика Узбекистана, бюджетное финансирование фундаментальных и прикладных исследований, факторы инновационного развития.

Dildora Shadiyeva. Financial support of innovative activity: the practice of Uzbekistan

The author reviewed the role of financial support in transition to the innovative economy, also were researched the practice, main sources and>

Key words: R&D financing, economy of Uzbekistan, budget financing of basic and applied researches, the factors of innovative development.

Одной из наиболее актуальных проблем для стран СНГ является повышение конкурентоспособности национальных экономик за счет модернизации, технического перевооружения производства, подъема наукоемких отраслей, перевода экономики данного региона на инновационный путь развития. На рынках СНГ потребность в инновациях неуклонно растет, однако субъекты рыночной экономики участвуют в финансовом обеспечении инновационной деятельности с различной степенью активности. По сравнению с традиционными объектами инвестирования, такие как ценные бумаги, иностранная валюта, банковские депозиты инвестиции в инновационную деятельность отличаются высокой степенью риска и неопределенности. Поэтому совершенствование практики и обмен опытом в области повышения инновационной активности субъектов предпринимательства обретает не только научное, но и практическое значение для стран, имеющих схожие стартовые условия для создания экономической системы инновационного типа. В условиях глобализации поддержка нововведений выходит за рамки национальной экономики.

Республика Узбекистан — одна из стран СНГ, демонстрирующая за последние годы динамичный рост экономики, даже в период мирового финансового кризиса ежегодный рост ВВП в данной стране сохранялся в пределах 8-9%. За последние два десятилетия в стране произведена диверсификация экономики, устранена монокультурность хлопка, обеспечена энергетическая независимость государства, наблюдается преобладание промышленной продукции в структуре ВВП над продукцией аграрного сектора, развиты новые отрасли, такие как автомобилестроение, фармацевтика, информационные технологии и т.д., созданы условия для привлечения иностранных инвесторов и для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, доля которых в 2013 году составила 55,8 % ВВП.

Так же, как и в других странах СНГ, в переходной экономике Узбекистана государственное финансирование инновационной деятельности занимает значительную долю в общей структуре инвестиционного обеспечения данной сферы. Частный сектор, коммерческие банки, страховые компании и другие категории институциональных инвесторов, при имеющемся спросе на инновационные товары, не столь активны в процессе финансирования программ их создания (См. Таблицу 1).

Таблица 1.
Структура источников финансирования исследований и разработок, выполненных собственными силами организаций Узбекистана, %


Годы

Всего инвестиций

Бюджетные средства

Средства внебюджетных фондов

Собственные средства организаций

Средства заказчиков

Средства иностранных инвесторов

2000

100

39,6

1,5

14,2

44,3

0,4

2001

100

38,6

1,1

12,9

47,2

0,2

2002

100

41,9

2,4

18,1

37,1

0,5

2003

100

41,5

3,9

13,8

40,1

0,7

2004

100

38,7

5,6

27,6

27,6

0,5

2005

100

44,7

6,5

17,2

31

0,6

2006

100

51,1

6,3

15,9

23,8

2,9

2007

100

47

4

19,5

16,2

13,3

2008

100

46,9

5,4

20,5

25,6

1,6

2009

100

53,8

2,8

17,7

23,6

2,1

2010

100

60,7

5

10,7

21,1

2,5

2011

100

63,2

2,5

12,2

21,7

0,4

2012

100

56,9

2,3

16,8

23,4

0,6

2013

100

58,8

1,4

19,8

19,1

0,9

Источник: рассчитано автором на основе данных статистических бюллетеней «Основные показатели развития научно-технического потенциала и инноваций Республики Узбекистан» за 2000-2013 гг.

Как видно из данных таблицы за период 2000-2013 годы при финансировании исследований и разработок в Узбекистане основным источником являлся государственный бюджет, доля средств которого в общей структуре повысилась с 39,6% в 2000 году до 58,8% на конец анализируемого периода. Также наблюдается тенденция роста объема финансирования за счет собственных средств организаций с 14,2 до 19,8% в 2013 г. Однако исследования и разработки, выполненные за счет средств заказчиков имеют обратную тенденцию: при росте абсолютных показателей доля их понизилась с 44,3% в 2000 г. до 19,1% в 2013 г. Незначительна доля средств иностранных инвесторов и внебюджетных фондов (в среднем менее 3%) при финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Средства государственного бюджета в Узбекистане направляются на финансовое обеспечение государственных и международных научно-технических программ, на содержание уникальных научных объектов, отдельных научно-исследовательских институтов, архивов, оплату труда экспертов и заработную плату старших научных сотрудников-соискателей.

С 2002 года в Узбекистане введен порядок, при котором бюджетные ассигнования для финансирования научных учреждений выделяются на основании грантового контракта научного коллектива, либо с соответствующей бюджетной структурой, заключенного по результатам конкурса на выполнение конкретного исследовательского задания. Согласно Постановлению Президента Узбекистана «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» [1] переход от системы базового содержания научно-исследовательских учреждений к финансированию целевых проектов, направленных на решение научно-технических задач, обеспечил стимулирование творческой активности научных коллективов, мобилизацию их усилий на достижение реальных конечных результатов, решение актуальных проблем развития науки и техники, внедрение их в производство. Объем средств, выделяемых из государственного бюджета на финансирование научно-технических программ имеют устойчивую тенденцию роста, так за 2000-2013 годы в абсолютных суммах финансирование увеличилось в 14 раз, что говорит о том, что правительство данной страны уделяет особое внимание расширению научно-технического потенциала страны и созданию условий для перехода на инновационный путь развития экономики.

Сравнительный анализ структуры распределения государственных инвестиций по направлениям государственных научно-технических программ в 2004 и 2014 г. показал, что основная их доля приходится на прикладные исследования: они составили 68% от общего объема финансового обеспечения в 2004 г. и 58% в 2014 г. (См. Рисунок 1).

alt
Рис. 1. Распределение средств по направлениям государственных научно-технических программ в 2004 и 2014 г.
где ФИ — фундаментальные исследования;
ПИ — прикладные исследования;
ИР — инновационные разработки.

Доля фундаментальных исследований за анализируемый период в республике не изменилась и осталась на уровне 25%. Надо отметить, что оценить экономический эффект, отдачу от фундаментальных исследований весьма сложно, поэтому в мировой практике частный сектор не инвестирует средства в фундаментальные проекты даже в странах с развитой национальной инновационной системой. Однако в долгосрочной перспективе фундаментальные исследования несут выгоду для развития общества, науки в целом, служат необходимой теоретической базой для прикладных разработок.

Удельный вес инновационных разработок в общей структуре государственных научно-технических программ в Узбекистане заметно вырос с 7% в 2004 году до 17% в 2014 году. Инновационные разработки необходимы для повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечения выхода инновационной продукции на рынки сбыта.

Совокупные затраты на НИОКР в Узбекистане имеют положительные темпы роста: за 2000-2013 годы ежегодный темп роста составил в среднем 125,8 % (Рисунок 2). При этом в абсолютных суммах затраты на НИОКР в 2013 году превысили аналогичные затраты 2000 года в 20,2 раза.


alt
Рис.2 Ежегодные темпы роста затрат на НИОКР в Узбекистане, %.

По отношению к ВВП затраты на НИОКР в Узбекистане в 2000 году составили 0,36 %, а в 2013 году — 0,19 % (в среднем за анализируемый период данный показатель составлял 0,26% ВВП). Снижение удельного веса затрат на НИОКР по отношению к ВВП объясняется высокими темпами роста ВВП Узбекистана. По данным Всемирного банка в странах СНГ доля затрат на НИОКР в ВВП страны за 2011 год составила в Российской Федерации — 1,09%, Украине — 0,74%, Беларуси — 0,7%, Армении — 0,27%, Казахстане и Киргизстане — 0,16%, Таджикистане — 0,12% от ВВП [2]. Незначительность данных показателей в структуре ВВП объясняется прежде всего тем, что страны СНГ только вступили на путь инновационного развития экономики, имея всего лишь двадцати трехлетний опыт построения рыночной экономики, четверть данного периода была потрачена ими на установление макроэкономической стабильности, создание правовых, институциональных основ рыночной экономики и развития конкурентной среды.

Для оценки факторов, способствующих развитию инновационной деятельности в Республике Узбекистан, мы провели корреляционный анализ зависимости объема научно-технических работ за 2000-2013 годы от таких показателей, как количество организаций Узбекистана, занимающихся НИОКР и затраты на НИОКР.

В результате математических расчетов получены следующие результаты: существует обратная зависимость между совокупным объемом научно-технических работ и количеством организаций, занимающихся НИОКР (коэффициент корреляции равен «- 0,83»), то есть за анализируемый период наблюдался динамичный рост объемов научно-технической продукции, тогда как показатель «количество организаций, занимающихся НИОКР» имел тенденцию снижения (с 418 в 2000 г. до 304 в 2013 г.). Зависимость же между объемом научно-технических работ и затратами на НИОКР оказалась очень тесной (коэффициент корреляции равен 0,97). Таким образом, в развитии инновационной деятельности Узбекистана опираться на наличие и количество институтов, занимающихся НИОКР, то есть институциональный подход в решении данной проблемы, не оправдывается, гораздо эффективным путем ускорения темпов инновационного развития экономики республики, по нашему мнению, является повышение уровня затрат на НИОКР, привлечение средств из различных источников, развитие государственно-частного партнерства и основ венчурного финансирования инновационной деятельности в стране, что тесным образом скажется на темпах инновационного развития.


alt
Рис. 3. Регрессионная зависимость объема научно-технических работ от затрат на НИОКР в Узбекистане

Как видно из Рисунка 3, увеличение затрат на НИОКР на 1% ведет к увеличению объема научно-технических работ на 0,915 %. При указанной на рисунке уровне достоверности аппроксимации (R2), равной 0,935, использование результатов анализа приемлемо и означает, что увеличение затрат на НИОКР даст большую отдачу, чем создание новых научно-исследовательских институтов.

Таким образом, на пути к инновационному развитию экономики одного лишь наличия институтов, занимающихся НИОКР недостаточно для достижения поставленной цели — построения экономики инновационного типа, необходима достаточно прочная финансовая основа инновационной деятельности, которая помимо государственного финансирования должна пополняться финансовым обеспечением со стороны корпоративных и частных инвесторов, деятельность которых напрямую зависит от своевременного введения инновационных элементов в производство.

На начальных этапах инновационного развития всесторонняя государственная поддержка объясняется необходимостью создания конкурентоспособной национальной инновационной системы (НИС), однако в условиях ограниченности средств государственного бюджета эффективность и стабильность НИС в долгосрочной перспективе зависит от широты участия в финансовом обеспечении различных категорий институциональных инвесторов. Преобразование одного их государственных фондов в фонд венчурного инвестирования с возможностью участия в долевом финансировании отраслевых и других заинтересованных инвесторов значительно расширит объемы финансирования прикладных исследований и инновационных разработок в Узбекистане. Такая практика государственно-частного партнерства была успешно реализована в таких странах как Израиль, Швеция, Россия, Казахстан, Латвия и т.д. При этом считаем необходимым создание правовой базы, определяющей формы и механизмы данного партнерства, права и гарантии инвесторов, создание концепции внедрения венчурного финансирования с учетом особенностей национальной экономики. Также необходимо отметить, что в республике не задействован в достаточной степени огромный потенциал финансового рынка, использование инструментов которого значительно ускорил бы темпы инновационного развития страны.

Снижение доли ресурсов, получаемых от заказчиков в общей структуре финансового обеспечения НИОКР в Узбекистане говорит о необходимости активизации деятельности научных организаций за счет косвенных методов регулирования, создания льготных условий для субъектов инновационной деятельности, чтобы инновационная продукция отечественных разработчиков была конкурентоспособной и отвечала требованиям заказчиков.

Поиск и применение оптимального набора источников и методов финансовой поддержки инновационной деятельности не только скажется на обеспечении непрерывности инновационного процесса, но и позволит решить проблемы становления и развития бизнеса в странах СНГ.


Литература

  • Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-436 «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 07.08.2006 г.;
  • Источник: World Bank, Research and Development Expenditure (% of GDP), http://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS.