«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(31), 2014

Материалы прошедшей 9 декабря научной студенческой конференции по теме «Международное движение капитала»

Роль государства в деятельности российских ТНК

А.Бородина, студентка МЭО-II

В статье исследуется влияние российского государства на отечественные ТНК.

Ключевые слова: ТНК, государство.

Anjelika Borodina. The Importance of the State in Russian TNCs Business.

The article studies the impact of the state on Russian TNCs activity.

Key words: TNC, state.

Общие данные о российских ТНК

В экономике России в целом высока концентрация производства и капитала и значительна роль небольшой группы сверхкрупных компаний, входящих в различные финансово-промышленные группы. В основном эти компании принадлежат к сырьевым отраслям, и их высокая международная конкурентоспособность связана с природной рентой. По данным рейтинга Forbes Global 2000 leading companies 2014 [9] можно выделить десятку лидирующих национальных компаний: Газпром (21-е место), Роснефть (34), Сбербанк (58), Лукойл (83), Сургутнефтегаз (198), ВТБ (263), Транснефть (279), Система (384), Новатэк (481), Норильский никель (515).

Российские ТНК как экспортеры капитала [1]

Россия стала осуществлять внешнеэкономическую экспансию еще в конце XIX века и с тех пор уже более ста лет входит в число крупных экспортеров финансовых ресурсов. В условиях экономического спада и финансовой нестабильности 1990-х годов предпринимательский капитал стал нелегально вывозиться за границу. Основными причинами был страх национализации собственности и стремление обезопасить бизнес от проблем как экономического, так и криминального характера. Капитал вывозился в обход валютного и налогового законодательства и оставался в оффшорных зонах и на счетах в западных банках либо инвестировался в зарубежную недвижимость и финансовые активы.

Единственным регионом, в котором на всем протяжении 1990-х годов отечественные корпорации регулярно приобретали промышленные активы, были государства СНГ, чему во многом способствовали тесные хозяйственные связи, географическая близость рынков и общность инфраструктуры.

С повышением макроэкономической стабильности и улучшением инвестиционного климата в первой половине 2000-х годов нелегально вывезенные капиталы стали постепенно возвращаться в Россию в форме иностранных инвестиций и займов. Однако бегство капитала из страны до сих пор представляет собой серьезную проблему и оценивается в 5-8% внешнеторгового оборота. Динамика ввоза и вывоза капитала, согласно данным Центрального Банка, представлена на Графике 1.

В последние годы устойчивый рост национальной экономики и связанное с ним укрепление ведущих ТНК способствовали быстрому наращиванию объема прямых частных инвестиций в иностранные предприятия и проекты (График 2). В результате по объему прямых капиталовложений, накопленных за рубежом, Россия в 2012 году вышла на третье место (после Китая и Саудовской Аравии) среди развивающихся стран — ведущих международных инвесторов.

Возникает любопытный феномен: вывоз капитала через отечественные корпорации сочетается с острой потребностью в иностранных инвестициях. Дефицит ПИИ был обоснован несоответствием делового климата России мировым стандартам, что отпугивало потенциальных инвесторов. Но благодаря процессам транснационализации в стране быстро формируется новая бизнес-среда, и активизация легальной внешней экспансии ТНК свидетельствует о снижении инвестиционных рисков в самой России. Таким образом, регулируемый экспорт капиталов через ТНК стимулировал приток прямых иностранных инвестиций в Россию.

Государство и ТНК

Рассмотрев 20 крупнейших ТНК России (Таблица 1), можно выделить отрасли, являющиеся ключевыми для государства на международной арене. Это, в первую очередь, нефтегазовый сектор, черная и цветная металлургия, добыча полезных ископаемых, в основном, железных руд. Менее обширно представлена добыча золота и урана, транспортный сектор и производство электроэнергии. Среди ключевых отраслей выделяются именно отрасли сырьевого направления, что наглядно демонстрирует характер национальной экономики.

В настоящее время государство не ведет прямого планового управления предприятиями, и методы регулирования влияют на деятельность косвенным путем. Основой является законодательная база, особенно имеющая отношение к экспорту и импорту капитала и регулированию внешнеэкономической деятельности. Валютное законодательство определяет порядок осуществления международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля над соблюдением валютного законодательства. Заключаются международные договоры, исключающие двойное налогообложение ТНК при осуществлении предпринимательской деятельности в стране-партнере, а также отстаиваются экономические интересы отдельных компаний в частности и государства в целом в ходе дипломатических переговоров. Помимо поддержки в политической и экономической сферах, государство берет на себя развитие науки и системы образования, соответствующей мировым стандартам, что обеспечивает предложение высококвалифицированного труда.

Взаимосвязь внешней политики государства и деятельности ТНК

Следует отметить, что зарубежные проекты российских ТНК сильно зависят от интегрированной внешней политики. Наиболее активную поддержку государство оказывает компаниям нефтегазового сектора, поскольку от положения именно этих фирм на мировом рынке зависит как стабильность национальной валюты, так и основная часть доходов в федеральный бюджет.

В качестве примера политического участия в деятельности ТНК хотелось бы отметить контракт о поставках газа сроком на 30 лет, заключенный между «Газпромом» и «CNPC» во время официального визита президента в КНР [3]. Общая цена контракта составила 400 млрд.долл. Кроме того, обе стороны обязались предоставить налоговые преференции для реализации договоренностей.

В аналогичном свете можно рассмотреть договор о поставках нефти в Словакию и транзите в европейские страны, вступающий в силу 1 января 2015 года сроком на 15 лет [4]. Объем поставок оценивается в 6 млн. тонн нефти ежегодно, и такое же количество сырья пойдет транзитом через словацкую территорию в третьи страны. Данная договоренность будет выгодным контрактом для российских нефтедобывающих компаний, однако еще не известно, какая именно компания будет осуществлять эти поставки.
Также следует упомянуть недавнее предложение России сократить добычу нефти в переговорах со странами ОПЕК. Планировалось сокращение объема производства в России на 15 млн тонн одновременно со снижением добычи в странах ОПЕК на 70 млн тонн. Этот шаг был бы благоприятен, в частности, для государственной компании «Роснефть», так как он повлек бы за собой восстановление цен на нефть, упавших из-за превышения предложения над спросом. Однако, к сожалению, согласия стороны так и не достигли.
Нельзя не уделить внимание действующим двусторонним международным договорам об избежании двойного налогообложения. Подобные соглашения заключены с 81 страной по всему миру, открывая широкие возможности для дальнейшей экспансии российских ТНК.

«Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству» (Конвенция от 22 ноября 2004 г. между Правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы) [6].

Прямая поддержка правительством деятельности ТНК

В свете последних событий следует рассмотреть процесс выдачи средств из Фонда Национального Благосостояния (ФНБ) на финансирование важнейших проектов. На 1 ноября 2014 года объем фонда составил 3,547 трлн рублей, и до 60% может вкладываться в акции и облигации российских компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты. Таким образом, средства будут вложены в форме займов на рыночных условиях. Минэкономразвития предложило поднять эту планку с 60 до 80%, направив 20% фонда на кредиты банкам. На данный момент одобрено:

  • Выделение 150 млрд руб. на строительство Центральной кольцевой автодороги
  • По 150 млрд руб. на проекты по развитию БАМа и Транссиба
  • По 114 млрд руб. на проекты «Россетей» и «Ростелекома»

Обсуждается:

  • Выделение средств в валюте «НОВАТЭКу» на проект «Ямал-СПГ»
  • Выделение средств «Роснефти» — по требованиями компании, 2 трлн руб.
  • Выделение 100 млрд руб. «Газпромбанку»
  • Выделение средств «ВТБ».

Преимущества, получаемые государством от деятельности ТНК

Распределение резервных средств в условиях экономического и политического международного противостояния — наглядный пример прямой поддержки государством деятельности наиболее значимых для него компаний. Вместе с тем Россия предъявляет определенные требования к тем фирмам, чьи интересы защищает на международной арене: национальные компании должны отчислять до 25% чистой прибыли на дивиденды [9], и эти деньги в дальнейшем пополняют бюджет их главного акционера («Аэрофлот», «Роснефтегаз», «Транснефть», «Газпром», «Россети»). Помимо этого, влияние ТНК на материнскую страну, как правило, определяется внедрением различных мировых стандартов в требования рынка к деятельности компании. Это высокие стандарты условий и оплаты труда, соответствующие мировому уровню, обеспечение социальной стабильности. Потрясения национальной экономики отрицательно сказываются на деятельности и имидже государственных компаний, поэтому они заинтересованы в процветании России. На предприятиях вводятся международные стандарты корпоративного управления и принятые в мире формы отчетности — все это позитивно влияет на атмосферу российского бизнеса. ТНК — это каналы, по которым на внутрироссийский рынок проникают современные методы ведения дел.
Теоретически возможна поддержка развивающегося среднего и малого бизнеса: в связи с экспортом капитала корпорациями в экономике для предприятий меньших размеров освобождается место в производстве, налогообложении и занятости населения. Компании средних размеров могут предлагать свои услуги поставок более крупным, что позволяет им развиваться при поддержке более сильного партнера.

Выводы

Крупные транснациональные корпорации, будучи наиболее значимыми и активными субъектами российской экономики в пределах страны и за рубежом, являются объектами пристального внимания государства. Их интересы защищаются на международной арене путем заключения сделок и договоров. При этом в условиях спада резервы государственных средств идут в первую очередь на финансирование проектов ТНК, так как крупные компании выступают залогом стабильности и поддержкой экономической активности в стране.

Таким образом, деятельность государства и его крупнейших корпораций находятся в тесной взаимозависимости. ТНК, как особо крупные единицы бизнеса, стремятся согласовывать свои интересы с интересами государства, так как фактически являются одними из его представителей на мировом рынке, наряду с внешнеполитическими органами.


Библиография

[1] Д.И.Кондратов. Российский капитал в системе глобальных инвестиционных потоков // Евразийская экономическая интеграция. — 2013. — №3. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/book/rossijskij_kapital_v_sisteme_globalnyh_investicionnyh_potokov_2013-11-19.htm

[2] Исследование российских ТНК, IMEMO-VCC, 2013 http://www.imemo.ru/ru/conf/2013/16042013/16042013_doklad.pdf

[3] Газпром и CNPC подписали контракт о поставках газа в Китай // ТАСС. — 2014. Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1202314

[4] Россия и Словакия подписали долгосрочный договор о поставках нефти // Интерфакс. — 2014. Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/411331

[5] Госкомпаниям предпишут направлять 25% от чистой прибыли по МСФО на дивиденды // Ведомости. — 2014. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/companies/news/21647551/goskompaniyam-propishut-rost-dividendov

[6] Действующие договоры РФ об избежании двойного налогообложения // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63276/

[7] Центральный Банк Российской Федерации. Статистика. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/capital_new.htm

[8] UNCTAD World Investment Report 2013. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf

[9] Forbes Global 2000 leading companies 2014. Режим доступа: http://www.forbes.com/global2000/list/

Приложения

График 1

alt

Источник: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/capital_new.htm [7]

График 2

alt

Источник : UNCTAD World Investment Report 2013 http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf [8]

Таблица 1

alt

Источник: Исследование российских ТНК, IMEMO - VCC , 2013 [2]