«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(32), 2015

Экономика зарубежных стран

Дисбалансы в Турции

Н.Масумова, к.э.н., ст.преп.

Дисбалансы имеются в любой национальной экономике и могут наблюдаться в различных отраслях. Поэтому в рамках данной статьи автор затронул такие важные аспекты турецкой экономики, как дисбалансы платежного баланса, дисбалансы в ресурсах и региональные дисбалансы.

Ключевые слова: Турция, дисбалансы, экономика, производительность, платежный баланс, региональные диспропорции.

N.Masumova. Т urkey’s economic imbalances

Every national economy has imbalances in different sectors. In this article the author chose some aspects of Turkish economy’s imbalances, as imbalances in balance of payments, imbalances in resources and regional disparities.

Keywords: Turkey, imbalances, economy, productivity, balance of payments, regional disparities.

Турция — одна из динамично развивающихся стран мира, обладающая необходимым производственным потенциалом для экономического роста. По валовому внутреннему продукту она находится среди стран-лидеров не только региона Ближнего и Среднего Востока, но и мировой экономики — 1-ая в регионе и 17-ая экономика мира.

Страна на протяжении почти столетия меняла свою экономическую модель, опираясь, главным образом, на европейский опыт. Эта трансформация не была прямолинейной (этатизм — либерализм — «смешанная экономика» — рыночная экономика). Менялись приоритеты в отношении разных форм собственности, изменилось отношение к использованию иностранного капитала, государство оказывало всемерную поддержку внедрению новых технологии, была радикально изменена структура землевладения и землепользования, внешнеэкономическая стратегия. В результате из отсталой аграрной страны в начале ХХ в. превратилась в индустриально-аграрную, поставляющую на мировой рынок, в т. ч. европейский, качественную промышленную продукцию. Представляется, что турецкий опыт модернизации оказался весьма успешным для мусульманской страны, которая в ХХI век вступила с довольно высоким экономическим потенциалом, не имея в отличие от многих других мусульманских стран такого фактора развития, как высокие доходы от экспорта энергоресурсов. Турецкий путь успешного и стабильного развития является уникальным, учитывает как европейский опыт, так и свои собственные традиции. За последние десятилетия качественно улучшаются социальные и экономические показатели страны, растет благосостояние населения.

Однако как и любая экономика мира, турецкая не лишена дисбалансов, которые наблюдались в экономике на всем протяжении ее истории и имеются во многих сферах экономической деятельности. Наибольших успехов в сглаживании экономических дисбалансов Турция добилась за последние 10 лет, в период нахождения у власти правящей и ныне Партии справедливости и развития, возглавляемой теперь уже президентом Турции Реджепом Таипом Эрдоганом. В рамках данной статьи хотелось бы коснуться таких аспектов экономических дисбалансов, как 1) дисбалансы в природных ресурсах, 2) дисбалансы в трудовых ресурсах,3) дисбалансы в ПБ,4) региональные дисбалансы.

Дисбалансы в природных ресурсах

Доля горнодобывающей промышленности в ВВП Турции незначительна. С 2000-х гг. она приблизительно составляет 1,1–1,5%. И несмотря на замедление темпов роста обрабатывающих отраслей в 2008—2010 гг. ситуация в добывающей промышленности стабильна. Условия для развития горнодобывающей промышленности Турция имеет. Она богата разнообразными природными ресурсами. В стране насчитывается более четырех тысяч месторождений различных полезных ископаемых, на которых добывается свыше пятидесяти видов минералов и сырья, в т. ч. нефти и газа, правда, в очень небольших количествах.

Основная доля добываемого сырья идет на обеспечение внутренних потребностей, некоторые из добываемых ископаемых поставляются на экспорт. Это, прежде всего, бор, хром, строительные материалы. В Турции находятся крупнейшие месторождения бора (72,4% мировых запасов), а также месторождения хрома (0,2%), магнезита (3,1%), мрамора, гранита, перлита, пемзы, барита (4,7%), бентонита и др.

Активно ведется поиск месторождений нефти и газа. ТРАО (Turkish Petroleum Corporation) было предоставлено право на разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, добычу нефти и газа, а также на производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, на сбыт готовой продукции. Собственные месторождения нефти в основном сосредоточены в районе Батмана и Кяхты, которые удовлетворяют внутренние потребности в данном виде сырья на 1–2%.

В Турции разрабатываются небольшие месторождения газа в районе Эгейского и Черного морей, однако этого недостаточно для удовлетворения потребностей страны. В 2009 г. в Турции добыто 729 тыс. м3 природного газа, что на 27% меньше, чем годом ранее. Добыча природного газа отличается крайней нестабильностью. Но благодаря использованию современных технологий добычи, удалось преодолеть спад и в целом для 2000-х гг. для нее была характерна повышательная тенденция.

alt

Одна из задач, которая до сих пор стоит перед правительством страны, — диверсификация источников и маршрутов поставки природного газа в Турцию. Так, если в 2000 г. в страну природный газ поступал по западному трубопроводу из России (≈70% всего импортного газа), сжиженный природный газ (СПГ) из Алжира (≈25%), то уже в 2009 г. Турция успешно справилась со стоящей перед ней задачей. Запущены новые газопроводы «Голубой поток», Южнокавказский трубопровод (Баку-Тбилиси-Эрзурум), газопровод из Ирана. В 2009 г. 52% поступало из России, 16% — из Ирана, 15,0% — из Азербайджана, 14% — из Алжира, 3% — из Нигерии. В 2012 г. 56% всего потребляемого Турцией природного газа приходилось на Россию, 18% — на Иран, 8% — на Азербайджан, 16% — на сжиженный природный газ, 1% — на другие страны, 1% — внутренняя добыча.

alt

Теперь уже можно без сомнения сказать, что доля России в импорте природного газа будет расти в связи с отказом от строительства «Южного потока». Введенные санкции со стороны Евросоюза в отношении России затрудняют взаимные экономические отношения. Поэтому Россия решила перенаправить экспортные мощности в сторону Турции и построить новый Газопровод, который заменит проект «Южный поток». «Газпром» и турецкая BOTAS подписали меморандум о строительстве нового трубопровода через Черное море мощностью 63 млрд м3 в год. 660 км пройдет в старом коридоре «Южного потока» и 250 км — в новом в направлении европейской части Турции. На рабочей встрече 27 января 2015 г. председатель правления ОАО «Газпром» А.Миллер и министр энергетики и природных ресурсов Турции Т.Йылдыз обсудили ключевые вопросы строительства нового газопровода в направлении Турции по дну Черного моря. Предполагаемая дата запуска — декабрь 2016 г. Необходимо отметить, что Турция является вторым по величине рынком сбыта «Газпрома» после Германии. В настоящее время газ из России поступает по газопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому газопроводу (Россия — Украина — Молдавия — Румыния — Болгария).

Подробнее о газопроводах. BOTAŞ является фактически монополистом на внутреннем рынке Турции в продаже, ценообразовании и импорте природного газа. В ее ведении находится строительство и эксплуатация трубопроводов. Протяженность газовых трубопроводов в Турции постоянно увеличивается и на начало 2014 г. составила 12,6 тыс. км, из них на долю BOTAŞ приходится 12,3 тыс. км, а ТРАО — 0,3 тыс. км. Наблюдаются стабильные темпы роста объемов импорта природного газа, если в 1987 г. данный показатель составил 0,4 млнм3, уже в 2000 г. — 14,8 млн м3, а в 2013 г. — 40 млн м3. Протяженность газопроводов постоянно растет, что вписывается в парадигму энергетической безопасности Турции.

alt

alt

Страна активнейшим образом участвует в региональных транзитных инфраструктурных проектах, в том числе строительстве транспортных трубопроводов. Через территорию Турции проходит ряд международных газопроводов, например, такие, как «Баку-Тбилиси-Эрзурум», «Иран-Турция», «Голубой поток», «Трансбалтийский газопровод».

Одним из важнейших инфраструктурных проектов для развития прочных связей между странами региона являлось до недавнего времени заключенное в июле 2009 г. межгосударственное соглашение по строительству газового трубопровода «Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия» («Набукко»), по которому природный газ из Каспийского региона и Ближнего Востока доставлялся бы через Турцию в Европу. Проект «Набукко» имел стратегическое значение в сфере обеспечения энергетической безопасности Турции и диверсификации источников получения природного газа. Доля BOTAŞ в проекте Набукко составляла 20%.[1] Как мы видим, проект не был реализован до сих пор, хотя возможность его осуществления в будущем не исключена.

В 2007 г. между Турцией, Грецией и Италией было подписано межправительственное соглашение о строительстве газового трубопровода «Турция-Греция-Италия». В Италию будет направляться 13 млрд м3/год, из них в Грецию — 3,6 млрд м3/год. Запланированное время пуска в эксплуатацию данного газопровода — 2012 г.

Альтернативным вариантом является проект «Трансанатолийский газопровод» (TANAP). Данный трубопровод предусматривает транспортировку природного газа с месторождений Шах-Дених Фаза 2 (Азербайджан) в Европу через территорию Турции. Министры энергетики Турции и Азербайджана в декабре 2011 г. подписали соглашение о будущем строительстве, и начался процесс согласования маршрутов прохождения газопровода по данному проекту. Доля турецкого BOTAŞ в проекте составит 30% проекта, а 70% — на азербайджанский Socar.

Наряду с этим существует проект строительства газопровода «Туркменистан-Турция-Европа», по которому будет осуществляться транспортировка природного газа из Туркменистана через Каспийское море в Турцию и далее в Европу. Пропускная способность оценивается в 30 млрд м3/год. Также существуют проекты газопроводов «Египет-Турция», «Ирак-Турция».[2]

Выше говорилось о проекте «Южный поток», маршрут которого теперь должен проходить по шельфу Турции.

Нефтепроводы. Протяженность нефтепроводов, проходящих через территорию Турции на начало 2015 г. составила 3045 км, из них на две ветки нефтепровода Ирак-Турция приходится 1876 км, на Джейхан-Кырыккале — 448 км, Батман-Дортйол — 511 км, Баку-Тбилиси-Джейхан — 1076 км (общая протяженность 1776 км).[3]

Батман-Дортйол. Добываемая в Батмане нефть транспортируется в морской порт Дортйол (Искендерунский залив). Этот первый турецкий нефтепровод был пущен в эксплуатацию в 1967 г., с 1984 г. находится в ведении BOTAŞ. На сегодняшний день ее пропускная способность составляет 4,5 млн т в год, и по данным на конец 2014 г. по данному нефтепроводу было транспортировано 2,1 млн т, или же 14,5 млн бар (из них 14,5 млн бар нефти поступило на нефтеперерабатывающий завод в Батмане).[4]

Ирак-Турция. Иракско-турецкий нефтепровод Киркук-Джейхан начал свою работу в 1976 г. Киркук-Джейхан является крупнейшим нефтепроводом Ирака, соединяющим Киркукское месторождение и нефтеналивной порт, расположенный в турецком городе Джейхан. После модернизации и строительства второй линии в 1987 г. пропускная способность нефтепровода увеличилась до 70,9 млн т в год. Общая протяженность двух линий составляет 1867 км, из них 1297 км (по 641 км и 656 км) проходит по территории Турции, а 570 км по территории Ирака. В 2014 г. по этому нефтепроводу было транспортировано 7,6 млн т (55,9 млн бар) сырой нефти. За последнее время нефтепровод несколько раз подвергался нападениям боевиков Рабочей партии Курдистана, регулярно происходят теракты и диверсии.

Баку-Тбилиси-Джейхан. В 2006 г. был пущен в эксплуатацию нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», строительство которого вызывал сомнения и споры у многих экспертов о целесообразности и окупаемости этого проекта. Однако уже сегодня добываемая в Баку нефть через территорию Грузии поставляется в терминал Джейхан. Нефтепровод был проложен в обход России, которая опасалась ослабления влияния в регионе. Многие специалисты полагают, что для повышения рентабельности данного маршрута необходимо участие в нем Казахстана и Туркмении. В 2014 г. транспортировано 262 бар.нефти[5]
Джейхан-Кырыккале. Нефтепровод Джейхан-Кырыккале протяженностью 448 км и мощностью 7,2 млн т в год доставляет сырую нефть в нефтеперерабатывающий завод в Кырыккале в центральной Турции. В 2009 г. было транспортировано 20,2 млн бар. Сырой нефти, а в 2014 г. — 22,2 млн бар.

Таким образом, большие успехи достигнуты на пути диверсификации маршрутов поставки энергоресурсов. Турция решает свою стратегическую задачу, используя свой географический потенциал, и превращает страну в энергетический хаб в регионе.

Дисбалансы в трудовых ресурсах

Турция страна с большим и молодым населением. По последним статистическим данным, численность населения Турции составила 77,7 млн человек и, следует отметить, наблюдаются достаточно высокие темпы прироста — около 13,2‰. Национальная статистическая служба представила несколько сценариев демографического развития страны. В зависимости от коэффициента фертильности (1,65, 2,11, 3) к 2075 г. численность населения Турции должна составить 89 млн чел., 119 млн чел., 141 млн чел. соответственно. Благодаря большой численности населения Турция имеет достаточно ёмкий внутренний рынок. Несмотря на некоторое улучшение, имеется большой разрыв между богатыми и бедными. Так, Коэффициент Джини в 1987 г. составлял43,57%, в 2000 г. — 41,4, в 2012 г. — 40,0%.

Диспропорции наблюдаются в возрастной структуре населения, однако это является одновременно и преимуществом страны.24,3% — это население в возрасте от 0 до 14 лет, 67,8% — от 15 до 64 лет, 8% — старше 65 лет. Доля экономически активного населения составляет 67,8% при уровне безработицы 9%. Уровень грамотности в Турции растет, если в 1997 г. лишь 87% населения было охвачено начальным образованием, то уже в 2014 г. данный показатель составил 99%.

Существуют определенные дисбалансы в структуре занятости. Наиболее остро они наблюдаются в сельском хозяйстве. Согласно данным Государственного института статистики в сельском хозяйстве в 2008 г. было занято 22,0%, в 2013 г. — 21,4% экономически активного населения страны [6][7](для сравнения в 1923 г. в сельском хозяйстве было занято — 85%, 1950 г. — 84%, 1980 — 51%).[8] В 2008 г. доля отрасли в структуре ВВП составила около 9,4% ВВП страны, в 2009 г. — 10,1%, в 2010 г. — 9,4%, в 2013 г. — 9,2%[9] (в 1980 г. на долю сельского хозяйства приходилось 24,2% ВВП страны). Дисбаланс между численностью занятых в сельском хозяйстве и добавленной стоимостью отражает стратегическое значение данной отрасли, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Также можно сказать, что сельское хозяйство в Турции до сих пор имеет низкую производительность. Одновременно, существует проблема скрытой безработицы в сельской местности, что влияет на миграционные потоки внутри страны.

alt

С началом либерализации в 1980-х гг. ни военное, ни гражданское правительство не уделяли должного внимания сельскохозяйственному сектору, несмотря на то, что половина экономически активного населения страны была занята в данном секторе экономики. Этим и объясняется низкие темпы прироста сельского хозяйства в сравнении с послевоенными годами: в среднем данный показатель составлял 0,66% (в 1980—1990 гг.).[10] В 1990-е гг. средние темпы прироста выросли до 1,7%, 2000-е гг. наблюдается такая же тенденция — средние темпы прироста сельского хозяйства остаются невысокими — примерно 2%. Однако за средними темпами роста скрываются резкие колебания по годам, что свидетельствует об исключительной зависимости сельскохозяйственного производства от погодных условий.

alt

Тем не менее, производительность труда в сельском хозяйстве с 1980 г. по 2013 увеличилась в 3,5 раза, что объясняется развитием инфраструктуры села, повышением уровня квалификации сельхозработников и управляющего звена, использованием новой техники, новых видов удобрений, орошения, системы обработки почвы и технологий посевов.

alt

Новый этап модернизации промышленности был связан с начавшейся либерализацией экономики в начале 1980-х гг. Как отмечалось выше, доля промышленности уже с 1983 г. стала стабильно превышать долю сельского хозяйства, и страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную. В 1980-е г. промышленность росла в среднем на 6,4% (при росте ВВП — 4,2%), а в 1990-е — на 4,7% (при росте ВВП — 3,8%). Сокращение темпов роста в 1990-е гг. объясняется неблагоприятной экономической конъюнктурой в стране вследствие кризисов 1994 г. и 1998 г.

До начала мирового финансового кризиса 2008 г. промышленность в Турции в 2000-е гг. показывала также достаточно высокие темпы роста, сопровождающиеся качественными структурными сдвигами: с 2002 г. (т. е. со времени окончания кризиса 2001 г. и с момента прихода к власти ПСР) по 2007 г. темпы роста составили в среднем 8,1%, при темпах роста ВВП — 4,8%[11] Негативное влияние мирового финансового кризиса сказалось на промышленности, и уже в третьем квартале 2008 г. произошло замедление темпов роста, а в четвертом квартале того же года темпы роста промышленности стали отрицательными. Но в этот кризис промышленность пострадала немного меньше, чем во время кризиса 2001 г. В 2001 г. темпы падения промышленных отраслей составляли 9,1%, а в 2009 г. — 8,6%.[12] Несмотря на это, за десятилетие с 2002 по 2012 гг. в среднем темпы роста промышленности составили 5,9%. В результате доля промышленных отраслей за последние 10 лет не изменилась и в среднем оставляла 32% ВВП.

alt

Сравнение производительности труда промышленности за 1980 и за 2012 гг. позволяет сделать вывод, что эффективность добывающей и обрабатывающей промышленности повысилась, т. к. с 1980 г. производительность труда как добывающей, так и обрабатывающей промышленности увеличилась почти в 1,5 раза. Рост производительности труда в добывающей промышленности объясняется тем, что подавляющее большинство предприятий отрасли в 1980 г. являлись государственными, и приватизация смогла обеспечить их модернизацию и более эффективное использование рабочей силы и техники, в то же время в обрабатывающей промышленности рост производительности обеспечивался внедрением современных прогрессивных технологий и автоматизацией производства.

alt

Дисбалансы в ПБ

Наличие будь то положительного, будь то отрицательного сальдо свидетельствует об определенных дисбалансах, или применительно к данному разделу диспропорциях платежного баланса.

1) Счет текущих операций традиционно сводится с отрицательным сальдо по статье «Товары», что объясняется большой зависимостью Турции от импорта энергоресурсов. Поэтому одной из проблем турецкой экономики является постоянное привлечение внешних источников финансирования. 2) Статья «Услуги» в Турции за весь современный этап сводится с положительным сальдо. Турция является одним из мировых туристических центров, и около 60% экспорта услуг приходится на сферу туризма. Также немаловажную роль играет и транспорт, на который приходится 27% экспорта услуг.[13] 3) Переводы турецких рабочих на родину положительно сказываются на состоянии платежного баланса. 4) Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами с 2002 г. стабильно сводится с положительным сальдо. Приток капитала превышает отток почти по всем статьям, за исключением кризисного 2001 и 2008 г., когда статья «портфельные инвестиции» сводилась с отрицательным сальдо. 5) Раздел «Чистые ошибки и пропуски» с 2003 г. сводится с положительным сальдо, что может объясняться нелегальным ввозом капитала в Турцию, в т. ч. через исламские фонды.

alt

Региональные дисбалансы

В Турции существуют очень большие диспропорции в региональном развитии. Исторически так сложилось, что крупные портовые города на протяжении всего существования Османской империи и современной Турции развивались достаточно динамично, в отличие от восточных территорий. А индустриализация 1960-70-х гг. способствовала усилению диспропорций, потому что крупные промышленные предприятия располагались практически всегда в портовых городах или в Центральной Анатолии. Поэтому существуют такие экономически развитые провинции, как Стамбул с ВРП на душу населения 13865 $, Кочаели — 13138 $, Анкара — 12259 $, Бурса — 12126 $,[14] и в тоже время отсталые провинции Ван — 3515 $, Агры, Карс, Игдыр — 4001 $, Шанлыурфа, Диарбакыр — 4282 $. Характер и глубина диспрорций в региональном развитии вызывают серьезные опасения у ЕС и являются одним из пунктов в переговорном процессе.

Для более углубленного изучения экономической ситуации в стране, выявления диспропорций и дальнейшего их сглаживания Турцию делят на 7 экономических регионов:

  1. Эгейский регион
  2. Черноморский регион
  3. Регион Центральная Анатолия
  4. Регион Восточная Анатолия (наименее развитая)
  5. Регион Мармара
  6. Средиземноморский регион
  7. Регион Юго-Восточная Анатолия

alt

Государственная региональная политика Турции направлена на обеспечение равномерного развития всех регионов страны. Одним из главных направлений региональной политики является развитие экономического региона Юго-Восточная Анатолия. В1989 г. был запущен крупный и самый дорогой проект в истории Турции — Проект Юго-Восточной Анатолии (ГАП). Целью данного проекта является сглаживание региональных диспропорций, экономическое развитие юго-востока страны и повышение грамотности и уровня жизни местного населения, а также переселение в данный регион малоземельных или безземельных крестьян и наделение их землей,[15] уменьшение социального разрыва между жителями города и деревень, увеличение площади орошаемых земель, увеличение урожайности за счет строительства 22 ирригационных дамб и 19 гидроэлектростанций на реке Тигр и Евфрат, развитие инфраструктуры в регионе, а также строительство хайвея, соединяющего Турцию с Сирией и Ираком, аэропорта, порта, СЭЗ.

Примечательно то, что проект ГАП предусматривает орошение земель площадью около 1,8 млн га на равнине Харран, что жизненно необходимо для социально-экономического развития данного региона. На конец 2014 г. в рамках данного проекта в эксплуатацию уже сдано 10 гидроэлектростанций и построено 16 плотины. Но увеличение использования стока рек Тигр и Евфрат вызывает протест у соседних стран — Сирии и Ирака, что сдерживает реализацию проекта.

В регионе Юго-Восточная Анатолия проживает 11% населения страны, на регион приходится 5,2% ВВП, а при рассмотрении отраслевой структуры ВВП, то на регион ГАП приходится 10% сельского хозяйства страны, 5% промышленности и 5% сферы услуг.

alt

alt

alt

ГАП сегодня. Можно с уверенностью сказать, что имеющиеся на сегодняшний день результаты впечатляют и многое уже построено и сделано в рамках Проекта. Так, 1) увеличилась доля региона в ВВП страны — с 4,5 в 2004 г. до 5,2 в 20011 г. 2) увеличилась численность населения с 2000 г. по 2013 г. почти на 100 тыс.чел. 3) Построено 10 из 19 ГЭС и 16 из 22 ирригационных дамб. 4) Немного уменьшился уровень безработицы с 17% в 2007 г. до 14% в 2013 г. 5) Доля региона в экспорте страны с 3% выросла до 5,3% (2007—2013 гг.).6) Увеличилось количество учителей в уч.заведениях, и открылось 14 вузов. 7) 2007 г. в регионе было 96 больниц и 10 тыс.койко/мест, то уже в 2012 г. 120 больниц и 16 тыс койко/мест. 8) Построены автомобильные развязки и 8 аэропортов, модернизировано железнодорожное полотно. 9) За последние десять лет построено 7 организованно-промышленных зон и 8 технопарков (всего 16 и 35 в зоне ГАП).

* * *

Итак, автор попытался дать оценку некоторым имеющимся в экономике Турции дисбалансам. Во-первых, существуют колоссальный разрыв в экономическом развитии между исторически развитыми и отсталыми регионами страны, к этому накладывается и большой разрыв в расслоении общества, который немного сократился за последние десять лет. Во-вторых, из-за высоких темпов роста экономики и отсутствия в стране месторождений нефти и газа, Турция находится в большой зависимости от импорта энергоресурсов, а диверсификация источников импорта сырья является приоритетным направлением энергетической безопасности страны. В-третьих, имеются дисбалансы в платежном балансе, большой дефицит счета текущих операций покрывается положительным сальдо счета операций с капиталом. В-четвертых, диспропорции в возрастной структуре населения являются с одной стороны недостатком, а с другой стороны преимуществом экономики Турции. Перечисленные дисбалансы не являются единственными для экономики Турции и в краткосрочной перспектив не всегда угрожают макроэкономической стабильности и устойчивости экономического роста. Однако в долгосрочной перспективе они могут серьезно затормозить развитие страны. Поэтому устранение диспропорций является объективной потребностью экономики Турции.


[1] BOTAŞ Annual Report, 2008. Ankara. Р.13.

[2] BOTAŞURL: http://www.botas.gov.tr/ (дата обращения 05.02.2015).

[3] Petrol boruhattıuzunluğuvetaşınan petrol miktarı. URL: www.turkstat.gov.tr (дата обращения 05.02.2015).

[4] BOTAŞURL: http://www.botas.gov.tr/ (дата обращения 05.02.2015).

[5] Ibid.

[6] Промышленность — 27% ВВП и 26% э.а.н., сфера услуг — 64% ВВП и 48,5% э.а.н.

[7] Facts and Figers 2013.Türkiye İstatistik Kurumu. URL: http://www.tuik.gov.tr/Start.do (дата обращения 10.02.2015).

[8] MetinKunt. Turkey in the Mordern World. The Cambridge History of Turkey, Volume 4. 2008. P. 267.

[9] в ценах 1998 г.

[10] Рассчитано по: İstatistikGöstergeler (1923–2007). Türkiye İstatistik KurumuMatbaası, AnkaraAralık 2008.S.668.

[11] В отдельные годы темпы роста отдельных секторов промышленности исчислялись двузначными цифрами.

[12] В 2009 г. горнодобывающую промышленность упала на 6,7%, на обрабатывающую промышленность — 7,2%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды — на 3,5%. Sabitfiyatlarlagayrisafiyurtiçihasıla. Türkiye İstatistik Kurumu. URL: http://www.tuik.gov.tr/Start.do(дата обращения 29.08.2011).

[13] Central Bank of the Republic of Turkey. Balance of Payments (Detailed Presentation).URL: http://www.tcmb.gov.tr/yeni/eng/ (дата обращения 30.01.2015).

[14] Данные на 2011 г. Turkstat.gov.tr (дата обращения 12.02.2015)

[15] По закону данная земля не могла быть продана, сдана в аренду, а лишь могла быть передана наследнику единым участком.