«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(32), 2015

Международное движение капитала

Прямые инвестиции Японии в российскую экономику: масштабы, проблемы, перспективы

С.Ребрей к.э.н., преп.

В статье рассматривается инвестиционная деятельность японских компаний в России, оценивается ее масштаб и динамика. Дается отраслевой анализ прямых инвестиций Японии в Россию на конкретных примерах, выделяются основные проблемы, стоящие на пути японских инвесторов, а также перспективы развития российско-японских инвестиционного сотрудничества.

Ключевые слова: экономика Японии, ПИИ, российско-японские отношения, ТНК, автомобильная отрасль, ТЭК

S.Rebrey. Japanese FDI in Russia’s economy: scale, problems, prospects

The article concerns Japanese FDI in Russian economy, its dynamics and scale. It analyses key industries of Japanese activity in Russia, eliminates problems, trends and perspectives.

Key words: Japanese economy, FDI, Russian-Japanese relations, TNC, car industry, energy industry.

Япония входит в триаду крупнейших экспортеров капитала наряду с США и ЕС. Японские транснациональные компании (ТНК) надежно удерживают лидирующие позиции в международных рейтингах. В XXI веке Япония демонстрирует миру формирование новой социально-экономической модели, где зарубежное производство (в различных отраслях достигает 25%) является не заменой внутреннему, но образует с ним единую сеть, единую экономическую систему, в рамках которой компании оперируют вне национальных границ, получая доступ к ресурсам и конкурентным преимуществам разных стран мира.

Японские компании хорошо известны российскому потребителю и популярны на российском рынке. Какое место занимает российский рынок в стратегиях развития японских ТНК? Насколько выгодны и актуальны японские прямые инвестиции для российской экономики? Каковы их масштабы и перспективы? Этим и другим вопросам посвящен данный анализ.
Начиная с 2004 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Японии в Россию демонстрируют последовательную позитивную динамику (рис. 1). Своего максимума их поток достиг в 2012 г., составив 757 млн долл., объем накопленных ПИИ составил 2,7 трл долл.[1]В 2013 г. приток инвестиций несколько сократился, составив 447 млн долл., накопленных — 2,5 трл долл. Доля японских инвесторов составляет 4% в общем объеме прямых иностранных инвестиций в российскую экономику[2].
Основными направлениями японских ПИИ в российской экономике являются: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (доля среди иностранных инвесторов — 13,4%[3]), добыча полезных ископаемых (10,2%), производство автомобилей и запчастей (16,1%) и сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,5%). Рассмотрим подробнее деятельность японских компаний.

Рис. 1.
Японские прямые иностранные инвестиции в Россию, 2005—2013 гг., млн. долл.

alt

Источник: составлено по данным Japan’s Outward FDI by Country/Region (Balance of Payments basis, net and flow).URL: http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/

В топливно-энергетическом секторе японские инвесторы занимают второе место после американских. Японские компании участвуют в проектах «Сахалин-1» («Sodziko», 30% акций) и «Сахалин-2» («Mitsui» — 12,5%, «Mitsubishi» — 10%). Проект «Сахалин-2» обеспечивает около 8% потребностей японского газового рынка.

Основной интерес Японии как страны, лишенной собственных природных ресурсов, сосредоточен в области добычи сырья, тогда как для российской стороны — в привлечении новых технологий. По сути, инвестиционное сотрудничество двух стран имеет компромиссный характер.

В ходе последнего визита японского премьер-министра С. Абэ в Москву в 2013 г. был подписан меморандум, предполагающий подключение японских ТНК к проектам модернизации коммунальной теплоэнергетики путем замены котельных малыми когенерационными газотурбинными электростанциями, освоения месторождений в Якутии и под Иркутском, строительства газопровода протяженностью 3 200 км из Восточной Сибири во Владивосток, а также строительстве крупного завода по сжижению природного газа под Владивостоком общей мощностью 15 млн т/г. и проектам когенерации (параллельных поставок электроэнергии и тепла) в населенных пунктах, расположенных вдоль маршрута пролегания газопровода[4].

Ранее, в 2011 г. российский «Газпром» и японский консорциум, в который входят корпорации «Itochu», «Marubeni», «Inpex» и «Japan Petroleum Exloration», подписали меморандум о проведении совместного технико-экономического исследования (ТЭИ) строительства завода по производству СПГ и газохимического комплекса в районе Владивостока. Проектная мощность завода и газохимического комплекса составляет 10 млн т/г. Производство должно начаться в 2017 г., экспорт будет ориентирован на обеспечение возрастающей потребности в энергоносителях стран АТР, в том числе Японии.

Еще одним примером участия японских компаний в высокотехнологичных проектах является начатое в 2009 г. сотрудничество «Иркутской нефтяной компании» (ИНК) и японской «Marubeni» по реализации нефтегазовых проектов в Иркутской области, в частности по созданию газохимических производств с использованием попутного газа и внедрению энергосберегающих технологий.

Японские компании участвуют в работах по поиску промышленных запасов нефти. Например, в октябре 2010 г. «Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов» (JOGMEG) обнаружила наличие промышленных запасов нефти на «Северо-Могдинском участке».

Японские ТНК инвестируют в проекты по модернизации предприятий электроэнергетики в рамках создания газотранспортной системы Сахалин — Хабаровск — Владивосток, способствующей ускорению газификации районов Дальнего Востока. В частности, «Toyota Tsusyou», «Kawasaki Heavy Industries» и «Sojitsu» участвуют в проекте перевода Хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газовое топливо.

В целом, японское участие в модернизации нефтегазового сектора и инфраструктуры Дальнего Востока России имеют позитивную динамику. Во многом это связано со стремлением Японии к диверсификации сырьевых партнеров по причине политической нестабильности в странах арабского региона. «Мотивы России по сближению с Японией носят скорее внутренний характер и обусловлены главным образом проблемой неразвитости региона Сибири и Дальнего Востока»[5].

Автомобильные японские компании также увеличивают свое присутствие на российском рынке. Основным фактором является рост автомобильного рынка в России[6]. Японские ТНК инвестируют в автомобилестроение и производство дорожной, дорожно-строительной, горнодобывающей и сельскохозяйственной спецтехники.

К примеру, «Mazda» в 2011 г. построила завод по сборке легковых автомобилей с производительной мощностью около 45 000 автомобилей в год на территории Приморского края, объем инвестиций составил более 2,2 млрд руб.

«Mitsubishi Motors» совместно с «PSA PeugeotCitroen» создали филиал ООО «ПСМА Рус» и начали производство автомобилей на территории индустриального парка «Росва» в Калужской области в объеме 160 тыс. автомобилей в год.

С целью проникновения на российские рынки японские компании заключают соглашения с российскими автопроизводителями для совместной сборки автотранспорта. Такие соглашения особенно выгодны для российского автопрома, т. к. предоставляют доступ к современным японским технологиям. К примеру, в 2010 г. ОАО «Камаз» и «Mitsubishi Fuso» приступили к совместной сборке грузовиков в г. Набережные Челны. В настоящее время ОАО «Камаз» и «Mitsubishi Fuso» обсуждают новые совместные проекты, в том числе перспективы создания совместного предприятия по выпуску мостов для грузовых автомобилей.

Одним из самых перспективных проектов является созданный в 2010 г. альянс «Renault — Nissan — АвтоВАЗ», в рамках которого руководство «Nissan» приобрело 10% акций «АвтоВАЗ», получив тем самым вместе с компанией «Renault», которая уже владеет 25% акций, возможность контролировать деятельность российского автопроизводителя. Это первый случай слияния японской и российской автомобилестроительной компании. Весной 2012 г. руководство альянса «Renault — Nissan» договорилось о создании с госкорпорацией «Ростехнологии» совместного предприятия, которое будет управлять деятельностью «АвтоВАЗа». При этом «Nissan» инвестирует в предприятие дополнительно порядка 450 млн долл.

Вслед за автопроизводителями на российский рынок проникают и японские подрядчики. «YokohamaRubber» в 2010 г. открыла завод по производству автомобильных покрышек с производственной мощностью 3,5 млн покрышек в год.

Также в 2010 г. компания «Tirado» начала производство радиаторов и автообогревателей на базе предприятия, созданного совместно с российской компанией «Русские машины» (группа ОАО «ГАЗ») в Нижегородской области.

Еще одной сферой приложения японских инвестиций в обрабатывающую промышленность России является лесопереработка: японская компания «Sojitsu» совместно с группой российских компаний-лесопереработчиков из Хабаровского края приступила к организации производства по японским стандартам фанерных плит на базе завода в г. Амурск объемом 300 тыс. м3 в год.

На общем фоне зарубежной деятельности японских компаний российский рынок занимает малую долю (0,6%), однако в последнее время их интерес растет. Проблемы на пути инвестирования, отмеченные представителями японских компаний в ходе интервью, заключаются в промышленно-инфраструктурной неразвитости Сибири и Дальнего Востока, дороговизне рабочей силы, неблагоприятных климатических условиях, высоком уровне коррупции. Также многие японские инвесторы и сотрудники российского отдела ДЖЕТРО отмечают в качестве серьезной проблемы отсутствие релевантной информации на английском языке и языковой барьер.

Однако данные проблемы не являются специфическими для японцев, они одинаково актуальны и для американцев, и европейцев, инвестирующим в российскую экономику. Почему же приход японских компаний запаздывает? Вероятно, свою роль здесь также сыграл исторический фактор.

Снятие железного занавеса, развал Советского союза и формирование российской рыночной экономики в начале 90-х гг. ХХ в. совпали с неблагоприятным временем для экономики Японии — кризисом «мыльного пузыря» и последовавшего за ним «потерянного десятилетия». Прямые зарубежные инвестиции Японии того времени играли роль «спасательной шлюпки». Начался процесс деиндустриализации экономики: сокращение внутреннего производства и вынос производственных мощностей за рубеж. Японские производители заключали альянсы с западными партнерами с целью избежать банкротства, куда и направлялась большая часть японских прямых инвестиций. В российском рынке они тогда заинтересованы не были, хотя их корейские и китайские конкуренты уже начали осваивать Дальний восток[7]. На протяжении 1990-х гг. японские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Россию имели скачкообразный характер и варьировались от 1 до 26 млн долл. в год. (рис. 1).

Наиболее перспективной сферой российско-японского инвестиционного сотрудничества является сфера НИОКР. Японские ТНК активно повышают степень транснационализации данной сферы, и взаимное сотрудничество с российскими учеными, несомненно, имеет огромный потенциал. На пути такого взаимовыгодного сотрудничества стоят следующие препятствия:

Недостаток государственной поддержки, который с японской стороны может быть связан с претензиями на Курильские острова, а с российской — недооценкой экономических выгод и перспектив.

Языковой барьер. В обеих странах уровень знания английского языка невысок, а русский и японский языки находятся в разных языковых семьях и являются одними из самых сложных в мире, что осложняет их изучение для обеих сторон.

Этнопсихологические факторы. Недостаточное знание культуры и деловой этики становится причиной взаимного непонимания и неправильного толкования действий партнера. В настоящий момент школа японоведения в России испытывает трудности, в том числе в связи с чрезмерным интересом к Китаю.

Стоит также упомянуть геополитический фактор российско-японского сотрудничества в формате «Россия — США — Япония — Китай». В частности, сближение России и Японии весьма позитивно для сохранения и укрепления позиций наших двух стран в условиях стремительного экономического роста Китая и экономической нестабильности США. Кроме того, российско-японское сотрудничество способствует общему упрочению позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, становящимся одним из приоритетных направлений развития российской внешней политики.


Библиографический список

  1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign/index.html#
  2. JETRO [Электронный ресурс] URL:http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/,
  3. Takahashi H. Japan’s Economic Relations with the Russian Far East / Russia and East Asia: Informal and Gradual Integration / T.Akaha, A. Vassileva.- NY: Routledge.- 2014. P. 109
  4. URL: http://www.jetro.go.jp/en/reports/survey/
  5. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/jp_ru_relations/jp_rus_projects/
  6. Ребрей С. Транснационализация японского бизнеса. М.: МГИМО-Университет. — 2015
  7. Стрельцов Д. Визит премьер-министра Японии в Москву — «эпохальное событие» [Электронный ресурс] URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document238002.phtml
  8. Терехов В. Некоторые итоги визита премьер-министра Японии в Москву // Российский институт стратегических исследований. 30.04.13 [Электронный ресурс] URL:http://www.riss.ru/index.php/analitika/1778-nekotorye-itogi-vizita-premer-ministra-yaponii-v-moskvu
  9. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]

[1] Здесь и далее статистические данные основаны на материалах JETRO [Электронный ресурс] URL:http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/, если не указано иное [Прим. авт.]

[2] Рассчитано по данным: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/foreign/index.html#

[3] Данные Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/jp/jp_ru_relations/jp_rus_projects/

[4] Стрельцов Д. Визит премьер-министра Японии в Москву — «эпохальное событие» [Электронный ресурс] URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document238002.phtml

[5] Терехов В. Некоторые итоги визита премьер-министра Японии в Москву // Российский институт стратегических исследований. 30.04.13 [Электронный ресурс]URL:http://www.riss.ru/index.php/analitika/1778-nekotorye-itogi-vizita-premer-ministra-yaponii-v-moskvu

[6] URL: http://www.jetro.go.jp/en/reports/survey/

[7] Интересно, что в советские времена японцы были фактически эксклюзивными азиатскими инвесторами в СССР. В период нефтяных шоков 70-х гг. был создан Советско-японских комитет по развитию Сибири. Стоит сказать, что далеко не все проекты завершились успехом из-за сложных геополитических условий во времена Холодной войны. Успешным примером и напоминанием о плодотворном советско-японском сотрудничестве может служить Восточный порт — российский порт федерального значения в Японском море, входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане «Восточный-Находка».