«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(32), 2015

Экономика ТЭК

Реализация этанолового проекта в Бразилии: тенденции и перспективы

Э.Панков к.э.н., доцент

В статье анализируются тенденции и перспективы многолетних планов развития производства этанола в Бразилии.

Ключевые слова : Бразилия , этанол

E. Pankov Ethanol project in Brazil: trends and prospects

Article comments trends and prospects of production of ethanol in Brazil.

Key words : Brazil , ethanol

Бразилия, наряду с США, является лидером в производстве и продажах на мировой рынок сравнительно нового топлива — этанола (этилового спирта). Нынешняя ситуация в мире развития технологий альтернативных источников энергии, в частности биотоплива, весьма актуальна для Бразилии. По мнению бразильских правящих кругов, реализация этанолового проекта может не только вывести страну на лидирующие позиции в мире в области альтернативной энергии, но и играть одну из ключевых ролей в экономическом развитии Бразилии.

Толчком к активным исследованиям производства этанола послужила арабо — израильская война в начале 70-х годов, когда страны — члены ОПЕК объявили эмбарго на поставки нефти в государства, поддержавшие Израиль. Многие пошли по пути энергосберегающих технологий. Однако некоторые страны, включая Бразилию, приступили к разработке технологий производства биотоплива. Как считает интернет — журнал «Российское экспортное обозрение», Бразилия одной из первых в мире начала думать о топливе «за пределами нефтяной трубы»[1]. Бразильские эксперты понимали, чтобы избавиться от зависимости, необходим принципиально другой источник топлива. Им стал этанол как результат переработки сахарного тростника, растущего на всей территории этой огромной страны.

Оценивая масштабы бразильской сахарной индустрии, важно отметить, что здесь сложились самые выгодные в мире условия для превращения Бразилии в «этаноловую Саудовскую Аравию». Сахарный тростник является наиболее «калорийной» культурой из всех растений, которые служат для производства биотоплива. Так, с одного гектара, засеянного тростником, в среднем получают 7 тыс. литров этанола. В свою очередь, США, которые производят этанол из кукурузы, могут получить лишь 3800 литров, а ЕС, перерабатывая свеклу, только 2500 литров. Кроме того, генетические исследования, проведенные Национальной ассоциацией производителей сахарного тростника, показали повышенную устойчивость этой культуры к вредителям, а также к засухе.

alt

Из таблицы видно, что по общему количеству производимого топливного этанола, США опережают Бразилию в полтора раза. Однако энергетический баланс бразильского этанола в 7 раз превышает баланс американского биотоплива. Другими словами, несмотря на то, что Бразилия производит меньше этанола, он является более качественным и эффективным в энергетическом плане. Примечателен и тот факт, что в Бразилии, в отличие от США, реализация этанолового проекта не субсидируется государством, а полностью самоокупается. Все это означает, что производство этанола из сахарного тростника в Бразилии гораздо выгодней, чем в США из кукурузы.

Прибыльность также достигается тем, что в Бразилии зарплата рабочего, занятого в тростниковой отрасли, гораздо ниже зарплаты американского рабочего, что естественно снижает издержки производства.

Весьма велики социальные аспекты этанолового проекта. Его реализация играет значительную роль в снижении безработицы, создании социальной инфраструктуры для тысяч бразильских семей. Более 90% предприятий этой отрасли обеспечивают работников услугами здравоохранения, транспортом и коллективным страхованием жизни. На 80% предприятий функционируют свои собственные столовые и аптеки.

Кроме того, использование этанола в качестве топлива снижает выбросы парниковых газов в атмосферу в среднем на 85%, что оказывает положительное влияние на окружающую среду.

Следует отметить, что при необычайно высоком рейтинге темы биотоплива, ряд бразильских ученых и политиков предостерегают от идеализации его оценок. Их критические комментарии сводятся к тому, что выделение плодородных земель для производства биотоплива не может продолжаться вечно. Ученые опасаются, что значительное внедрение химических средств, необходимых для производства этанола, может привести к загрязнению почв и грунтовых вод.

Стоит также опровергнуть заявления о том, что расширение этаноловой промышленности и увеличение посевных площадей ведет к процессу обезлесения Амазонии. Согласно аналитическим данным, проблема исчезновения лесов Амазонии никак не связана с ростом этаноловой промышленности. Так, в конце 90-х годовскорость обезлесения удвоилась и достигла 30 кв.км.,тогда как площадь плантаций сахарного тростника практически не изменилась[3].

К социальной группе опасений относится также возможность массового разорения мелких сельских производителей. Их земли могут скупаться для выращиваниябиоэнергетических культур.

Вместе с тем, по мнению экспертов ФАО, расширение производства биотоплива на основе растительных культур напрямую не влечет за собой отрицательных социальных последствий. Как утверждается, причины такого явления, как недоедание, кроются в Бразилии не в недостатке продовольствия, а в наличии проблем, связанных с доступом населения к продуктам питания. Таким образом, производство этанола с точки зрения негативных социальных последствий многие ученые и эксперты считают недоказанным.

Главная ценность этанола заключается в том, что он может служить топливом для транспортных средств. В 2003 году была изобретена система flex-fuel, которая дала возможность использовать автомобильные двигатели в трех вариантах — работать на бензине, чистом этаноле или бензиново — этаноловой смеси (15–20% этанола добавляется в бензин). Сегодня автомобили с новой технологией составляют около 80% бразильского автопрома. В 2017 году их уже будет 86%, тогда как использование бензина упадет до 14%.

Настоящей топливной революцией стало производство биотоплива для авиации. В 2005 году крупнейшая авиакомпания Бразилии Эмбраер сделала первые шаги в этом направлении — выпустила самолет на базе биотоплива. Модель такого самолета проигрывает по стоимости его конструирования и скорости расходования топлива. Однако 1 литр использованного им этанола в три раза дешевле обычного авиатоплива. Вместе с тем, бразильские ученые полагают, что спирт — это не лучшая основа для авиатоплива. Гораздо предпочтительнее являются растительные масла, из которых можно синтезировать авиабиокеросин (АБК), что значительно удешевит авиаперевозки и повысит мобильность населения.

Несмотря на открытие в стране больших запасов нефти, Бразилия стремится выйти в мировые лидеры по производству и экспорту этанола. Вместе с тем, важно признать, что одной из главных проблем этаноловой промышленности является нестабильность выпуска этанола и его поставок. Так, в 2008 году экспорт бразильского этанола достиг почти 5 млрд. литров, а в 2014 году упал до 1, 7 млрд. литров. По мнению международных экспертов, основная причина состоит в том, что выращивание сахарного тростника в 2013 году происходило в крайне неблагоприятных климатических условиях. Тем не менее, в стране работают несколько научно — исследовательских институтов, которые уже достигли немалых успехов в области урожайности сахарного тростника и его адаптации к болезням и природным условиям.

Одновременно Бразилия вырабатывает новую стратегию экспорта биотоплива, стремясь освободиться от привязки к странам- основным производителям этанола и бразильским конкурентам на мировом рынке, которыми являются США и Евросоюз. В частности, одним из наиболее успешных направлений данной стратегии является диверсификация поставок топлива за счет переориентации продаж этанола на азиатский рынок, в первую очередь, в такие страны, как Южная Корея, Япония, Индия, Филиппины. Так, в 2013 году Южная Корея закупила у Бразилии 443 млн. литров этанола, что в 3,5 раза больше по сравнению с 2012 годом.[4]Среди европейских стран следует выделить Голландию, чей импорт бразильского этанола вырос в 2013 году на 25%.[5]

Наиболее серьезным препятствием для быстрого развития этаноловой промышленности является недостаточный рост инфраструктуры и транспорта внутри Бразилии. А это, в свою очередь, сковывает поставки на внешний рынок. Дело в том, что главным средством транспортировки этанола по стране служит автомобильный транспорт, на который приходится 62% перевозок биотоплива. В то же время на трубопроводный транспорт — наиболее быстрый и удобный — приходится лишь 2%. Кроме того, слабо используется железнодорожный и водный транспорт — 24% и 14%. В связи с этим в последние годы стали разрабатываться планы по развитию логистики и созданию новых линий транспортировки этанола. Так, по новому проекту, который берет начало в 2011 году, предусматривается строительство почти 1,5 тыс. км. трубопровода, который будет проходить через 45 муниципальных центров. Подсчитано, что пропускная способность этого трубопровода составит 20 млрд. литров этанола в год.

Внешние поставки этанола в значительной степени зависят от успеха на переговорах, на которых Бразилия стремится достичь снятия защитных барьеров, ограничивающих экспорт ее этанола. Для многих стран — импортеров этанола Бразилия, наряду с США и ЕС, является ведущей страной, обладающей собственными уникальными технологиями и развитой исследовательской базой по изучению альтернативного топлива.

Представляется, что бразильский опыт в развитии биотопливной промышленности весьма полезен и России. Во-первых, это одно из перспективных направлений в области диверсификации энергетического сектора; во-вторых, несмотря на то, что в настоящее время Россия, как страна, обладающая огромными запасами углеводородов, является полностью независимой в сфере энергобезопасности, эти запасы недолговечны и, чтобы не оказаться даже в далеком будущем нефте- и газозависимой от других стран, российской науке уже сейчас необходимо сконцентрировать свое внимание на разработке производства биотоплива из отечественного сырья: сахарной свеклы, силоса, целлюлозы и т. д.; в-третьих, экологическая ситуация в России далека от идеала. Уровень загрязнения окружающей среды в российских городах (особенно в мегаполисах) чрезвычайно высок. Этот вопрос приобретает особую актуальность в свете требований и квот, предусмотренных Киотским протоколом.


[1] http://www.rusrev.org

[2] http//www.en.wikipedia.org/wiki/Ethanol_fuel_in_Brazil

[3] Sugarcane ethanol: producing sustainable food and fuel. UNICA,London,March,2012

[4] http://www.unicadata.com.br/istorico-de-exportacao

[5] Ibid.