«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№3(34), 2015

Работа научно-исследовательских групп

Особенности формирования инвестиционного климата в Турции

Н.Р.Масумова, к.э.н., Н.Р.Маммадова, преподаватель

Согласно Дорожной карте развития МГИМО МИД России, предусмотрено проведение нескольких конкурсов, ориентированных на молодых ученых (до 35 лет). Конкурсы проводятся с целью широкого привлечения к научной работе молодых специалистов, аспирантов и студентов, а также для увеличения показателей публикационной активности и научного цитирования. Так, 22 мая под председательством проректора по научной работе МГИМО Е.М.Кожокина состоялось заседание экспертной комиссии, которая рассмотрела конкурсные заявки. Среди поддержанных комиссией заявок был проект к.э.н., ст. преподавателя кафедры мировой экономики Н.Р.Масумовой «Особенности формирования инвестиционного климата в Турции».

Члены научной группы в рамках проекта подготовили ряд статей, в которых была предпринята попытка оценить инвестиционную привлекательность экономики Турции, в частности в таких отраслях как ТЭК и ВПК. Для более полной картины был избран метод сопоставительного анализа инвестиционной привлекательности Турции и Ирана – страны со схожим социально-экономическим потенциалом.

Либеральные реформы начала 2000-х гг. и высокие темпы роста экономики Турции обеспечили ей стабильный приток иностранных инвестиций. На сегодняшний день страна является 18-ой экономикой мира и одним из региональных центров притяжения иностранных инвестиций. Поэтому было бы весьма интересно, рассмотреть в статье динамику ПИИ, структуру и географию приложения иностранных инвестиций, проанализировать особенности инвестиционного климата, инвестиционные риски и основные моменты политики правительства по привлечению иностранного капитала в страну.

Ключевые слова: Турция, прямые иностранные инвестиции, прямые зарубежные инвестиции, накопленные ПИИ, инвестиционный климат, государственная политика.

Мasumova N.R., Mammadova N.R Some Aspects of Investment Climate in Turkey

Liberal reforms of the 2000-s and high growth rates of Turkish economy secured her stable inflow of foreign investment. Turkey has become 18-th large economy in the world and one of the most attractive regional destinations for foreign investment. So it will be interesting to analyze FDI flows by years, by sectors and by geographic breakdown and the improving investment climate, investment risks and some aspects of government investment policyin the article.

Key words: Turkey, foreign direct investment, FDI stocks, investment climate, government policy.

 

Турция – одна из динамично развивающихся стран мира, обладающая самым мощным на сегодняшний день экономическим потенциалом в регионе. Турецкая социально-экономическая модель, учитывающая как европейский опыт, так и свои собственные традиции, является наиболее успешной для мусульманских стран. В стране наблюдаются высокие темпы роста, улучшаются социальные и экономические показатели страны, растет качество жизни населения. В то же время Турция усиливает свое политическое и экономическое влияние в регионе, пытается использовать свой транзитный потенциал для превращения страны в региональный энергетический хаб. Кроме того, исторически сложилось так, что турецкий рынок тесно связан с европейским, а также за последние десять лет Турция совершила мощный рывок в процессе интеграции с ЕС.Без преувеличения можно сказать, что в этом есть заслуга правящей Партии справедливости и развития (ПСР), приход которой ознаменовался реформированием не только политической системы страны, но прежде всего экономической. Поэтому было бы весьма интересным проанализировать новый этап экономической политики Турции по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Несмотря на использование исламской риторики ПСР проводит достаточно либеральную экономическую политику, и страна продолжает интегрироваться в мировую экономику. Турция стала более активно участвовать в международном разделении труда, глобализации, интеграции и регионализации. Отражением всех положительных тенденций в экономике стало увеличение ВВП Турции за первое десятилетие правления ПСРпочти в 2 раза со среднегодовыми темпами роста – 4,8%. Фактически, за небольшой промежуток времени страна, практически лишенная минерального сырья и топлива, превратилась в регионального лидера – по объему экономики опережает Иран, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль.При этом изменилась и отраслевая структура экономики: уменьшилась доля сельского хозяйства в ВВП – с 12,2% в 2002 г. до 8,8% в 2014 г., выросла доля промышленности – с 30,3% до 32,9%, и сферы услуг – с 54,8% до 59,1% соответственно.

 

Таблица 1

Отраслевая структура ВВП Турции
в пост. ценах
(2002-2014 гг.)

 

Год

ВВП
в ценах 1998 г.
млрд тур.лир

Тр (%)

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Млрд тур.лир

доля (%)

Тр (%)

Млрд тур.лир

доля (%)

Тр (%)

Млрд тур.лир

доля (%)

Тр (%)

2002

70,63

5,2

8,86

12,2

8,8

22,00

30,3

4,7

39,77

54,8

4,7

2003

73,78

4,5

8,68

11,4

-2,0

23,69

31,0

7,7

41,41

54,2

4,1

2004

80,86

9,6

8,93

10,7

2,8

26,44

31,7

11,6

45,49

54,5

9,8

2005

87,73

8,5

9,57

10,6

7,2

28,78

31,8

8,8

49,39

54,6

8,6

2006

94,31

7,5

9,70

10,0

1,4

31,72

32,8

10,2

52,89

54,7

7,1

2007

98,86

4,8

9,05

8,9

-6,7

33,55

33,1

5,8

56,27

55,6

6,4

2008

100,11

1,3

9,43

9,3

4,3

33,11

32,5

-1,3

57,57

56,5

2,3

2009

96,55

-3,6

9,77

10,1

3,6

30,26

31,2

-8,6

56,52

58,3

-1,8

2010

105,30

9,1

10,00

9,4

2,4

34,46

32,5

13,9

60,84

57,5

7,6

2011

114,69

8,9

10,60

9,2

6,1

37,92

32,9

10,0

66,17

57,4

8,8

2012

117,32

2,3

10,94

9,3

3,1

38,53

32,8

1,6

67,85

57,7

2,5

2013

123,03

4,9

11,32

9,2

3,5

40,10

32,7

4,1

71,61

58,4

5,5

2014

127,07

3,3

11,10

8,8

-1,9

41,51

32,9

3,5

74,46

59,1

4,0

 

Источник: Türkiye İstatistik Kurumu URL: www.tuik.gov.tr (дата обращения 08.07.2015).

 

Начатые в 1980-х гг. либеральные реформы, которые были продолжены и в 2000-х гг., четко определили направление политики государства на привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, как неотъемлемую часть политики модернизации экономики. Наряду с этим одновременно начинается активное проникновение турецкого капитала на рынки соседних государств. Однако наибольшие успехи были достигнуты лишь в начале 2000-х гг. в связи с принятием ряда основополагающих законодательных актов по регулированию деятельности инвесторов и улучшению инвестиционной привлекательности Турции. Так, в 2003 г. был принят новый Закон № 4875 «О прямых иностранных инвестициях»,отменяющий Закон № 6224 «О поощрении иностранных капиталовложений»от 1954 г. и соответствующий всем международным нормам.Стоит подробно остановиться на целях основных законов. Так, Закон «О прямых иностранных инвестициях» должен:

  • привлечь прямые инвестиции в страну,
  • защитить права инвесторов,
  • обеспечить деятельность инвесторов в соответствии с международными нормами права,
  • увеличить объем ПИИ при помощи более легких и доступных процедур.

Также существуют двусторонние соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций с 75-ю странами. Большим плюсом также является тот факт, что Турция входит в Таможенный союз с ЕС по торговле промышленными товарами. Тем самым, власти Турции создают благоприятную почву для приложения иностранных инвестиций, обеспечивают справедливую, соответствующую всем международным нормам законодательную базу.В то же время происходит постоянное совершенствование законодательной базы, о чем свидетельствуют последние поправки в законодательстве.

Своеобразным инструментом привлечения инвестиций в страну являются специальные инвестиционные зоны (СИЗ), где действуют специальные налоговые режимы и льготные условия для ведения бизнеса. Соответствующий Закон о свободных экономических зонах был принят в 1985 г. В Турции насчитываются около 274 действующих СИЗ, которые делятся на три вида: 1) технопарки (44 действующих), 2) организованные промышленные зоны (211 действующих) и 3) свободные зоны (19 действующих). На территории СИЗ существуют налоговые льготы для инвесторов, товары, произведенные в СИЗ, могут поставляться на внутренний рынок, имеется полностью готовая инфраструктура, отменяются таможенные тарифы и пошлины. Основная часть их сконцентрирована в исторически сложившихся индустриальных и научных центрах. Однако государство проводит активную региональную политику и создает СИЗ также в восточных, менее развитых провинциях. Турция, таким образом, пытается стимулировать развитие этих регионов и решить проблему неравномерного размещения инвестиций на территории страны.[1]Эти меры способствуют улучшению инвестиционного климата, так как повсеместно поощряется любая экономическая деятельность иностранных инвесторов практически во всех отраслях.

Другим инструментом стимулирования инвестиций стало создание Ассоциации иностранных инвесторов (YASED – UluslararasıYatırımcılarDerneği). YASED – это неправительственная, некоммерческая организация, созданная в 1980 г. В нее входят иностранные компании, действующие в Турции.[2]Ассоциация представляет интересы зарубежных инвесторов в турецком правительстве, следит за выполнением законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. В том числе благодаря рекомендациям YASED в 2012 г. в Турции вступила в силу новая схема стимулирования инвестиций, с помощью которой правительство пытается решить ряд назревших проблем: дефицит счета текущих операций, дисбаланс социально-экономического развития регионов, отставание в НИОКР.[3]

Правительство Турции сделало ставку на прямые инвестиции, которые предполагают контроль над хозяйственной деятельностью предприятия, что, безусловно, является положительным фактором в процессе модернизации экономики. Во-первых, дефицит счета текущих операций покрывается профицитом счета операций с капиталом, во-вторых, иностранные компании привносят новые подходы к осуществлению предпринимательской деятельности, имеют большой опыт, активно участвуют в принятии решений, и в-третьих, что немало важно, являются долгосрочными, т.е. более стабильными инвестициями.

В Турции по данным за 2014 г. зарегистрировано почти 30 тыс. иностранных компаний и наиболее привлекательными городами для иностранных инвесторов являются Стамбул, Анталья, Анкара, Измир, Искендерун и Мугла. Также одним из аспектов стимулирования притока ПИИ в страну являются подписанные Турцией соглашений по предотвращению двойного налогообложения (подписаны соглашения с 80 странами) и двусторонние инвестиционные соглашения (в настоящее время подписаны соглашения с 74 странами). Действующий с 1996 г. Таможенный союз между Турцией и ЕС по торговле промышленными товарами дает стране дополнительные преимущества на мировом рынке капиталов. Примечательно, что и Россия заинтересована инвестировать в турецкую экономику. К примеру, один из крупнейших мировых производителей стали российский ММК приобрел турецкий металлургический комбинат холдинга «Атакаш» в Искендеруне. И теперь является крупнейшим производителем металлопродукции в Турции. Помимо расширения рынков сбыта, ММК также расширил товарную линейку и получил собственный частный морской порт для экспорта продукции.

Количественные показатели. В Турции стабильно уже более 20 лет приток ПИИ преобладает над вывозом, то есть страна неизменно является нетто-импортером инвестиций. Также она является региональным лидером по объему притока ПИИ в страну. В 1979 г. (до военного переворота сентября 1980 г.) объем ежегодных ПИИ в экономику Турции составил 75 млн долл., после начала либеральных реформ через 10 лет в 1990 г. – уже 684 млн долл., в 10 раз больше. В 2001 г. приток ежегодных ПИИ в Турцию составил почти 3,4 млрд долл. Пик притока ПИИ приходился на 2007 г., когда этот показатель составил 22 млрд долл.[1].Так если на период 2005-2008 гг. приходился инвестиционный «бум», то уже мировой финансовый кризис 2008 г. привел к резкому оттоку капитала из страны – почти в три раза к 2009 г. На лицо сильная зависимость от конъюнктуры мирового рынка, что, несомненно, является слабым местом экономики Турции. Однако это общемировая тенденция – замедлились темпы роста мировой экономики и международной торговли, сократился импорт прямых инвестиций. Поэтому до рекордных показателей 2007 г. Турции еще далеко. На фоне падения объемов ПИИ растут объему ПЗИ. Турецкий капитал ищет применение за рубежом, пытается обезопасить себя на фоне ухудшения конъюнктуры мирового рынка.

Что же касается общего объема накопленных ПИИ по данным ЮНКТАД на конец 2014 г. составил 169 млрд долл. (21% ВВП) [8, p.A9]. В то время как объем накопленных ПЗИ за тот же период увеличился и составил 40 млрд долл. (5% ВВП).

 

Таблица 2

Турецкие инвестиции (млрд долл.)

 

Год

ПИИ
(нетто)

ПИИ

ПЗИ

Год

ПИИ
(нетто)

ПИИ

ПЗИ

1980

0,02

0,02

0,0

2006

19,3

20,2

-0,9

1985

0,1

0,1

0,0

2007

19,9

22,0

-2,1

1990

0,7

0,7

0,0

2008

17,0

19,5

-2,5

2000

0,1

1,0

-0,9

2009

6,9

8,4

-1,6

2001

2,9

3,4

-0,5

2010

7,6

9,1

-1,5

2002

0,9

1,1

-0,1

2011

13,8

16,2

-2,4

2003

1,2

1,7

-0,5

2012

9,8

13,9

-4,1

2004

2,0

2,8

-0,8

2013

8,9

12,5

-3,6

2005

9,0

10,0

-1,1

2014

5,5

12,5

-7,0

 

Источники:Balance of Payments. Analytic Presentation (1975-2014). The Central Bank
of Turkey.URL: http://www.tcmb.gov.tr/.

 

Таблица 3

Объем накопленных ПИИ в Турции (млн долл.)

 

Год

Страна

1990

2000

2010

2014

Турция

11 150

19 209

181 901

168 645

Объем накопленные ПЗИ в Турции (млн долл.)

Год

Страна

1990

2000

2010

2014

Турция

1 150

3668

23 802

40 088

 

 

Источник:1) World Investment Report 2011. UNCTAD.P.193-194, 2) World Investment Report 2015.UNCTAD.P.A9.

 

Отраслевая структура. При рассмотрении отраслевой структуры приложения прямых иностранных инвестиций в 2014 г. видно, что наиболее привлекательными отраслями является обрабатывающая промышленность и сфера услуг: 18% - финансовый сектор, 13% - оптовая и розничная торговля и 6% - агропромышленный сектор [1]. Благодаря реформе финансовой сферы после кризисов 1998 г. и 2000-2001 гг. инвесторы охотно вкладывают в растущий быстрыми темпами финансовый сектор, нежели в обрабатывающую промышленность.

Географическая структура. Основными же инвесторами в экономику Турции являются развитые страны – 83% всех ПИИ за 2014 г., из них 75% приходится на страны ЕС (Голландия – 23%, Великобритания – 12%, Германия – 8%). Также отдельно хотелось бы выделить растущую долю в ПИИ стран Ближнего и Среднего Востока – 14%, и Азербайджан – 8%. Доля же России составляет 8%. Такая же ситуация наблюдается и с ПЗИ, где более 55% приходится на развитые страны, 45% – на развивающиеся страны, из них 37% – на Азербайджан. Затянувшийся переговорный процесс по вступлению Турции в ЕС способствует сближению со странами БСВ, при этом Турция играет роль регионального лидера.

По результатам исследования Всемирного банка за 2015 г. Турция по условиям ведения бизнеса заняла 55 место среди 189 стран по условиям ведения бизнеса (годом ранее страна занимала 51 место). Для сравнения, Россия в том же рейтинге находилась на 62 месте. Примечательно, что наибольшие затруднения у инвесторов в Турции вызывают такие аспекты как, получение разрешений на строительство и решение вопросов по неплатежеспособности компаний, 136 и 109 место соответственно. При этом субиндексы «защита миноритарных инвесторов», «присоединение к электрическим сетям» и «обеспечение исполнения контрактов» имели относительно высокие показатели, 13, 34 и 38 место соответственно[1].

В свою очередь, согласно последнему докладу международной неправительственной организации Всемирный экономический форум по индексу глобальной конкурентоспособности стран мира Турция практически не изменила свои показатели по сравнению с предыдущими годами – индекс составил 4,46, т.е. 45 место в рейтинге (для сравнения, Иран – на 83 месте, Россия – на 53, Мексика – на 61, Германия – на 6 и США – на 3 месте). Сильными сторонами экономики Турции являются размеры рынка, стабильные макроэкономические показатели, достаточно развитая инфраструктура, стабильный финансовый рынок, здравоохранение и начальное образование.

Согласно Отчету, ситуация с некоторыми проблемными сферами не меняется. Так, анализ нижеприведенных субиндексов позволяет сказать, что для дальнейшего конкурентоспособного развития Турции необходимо, во-первых, совершенствовать институциональную среду (высокие показатели по организованной преступности, издержки, связанные с угрозой терроризма, нецелевое использование бюджетных средств, некомпетентность правоохранительных органов и др.). Во-вторых, стране требуется повысить эффективность рынка труда, в-третьих, – качество высшего образования и уровень переподготовки кадров, обеспечивать населению доступ к новым технологиям, в-четвертых, – качество и эффективность самих научно-исследовательских институтов. Так, ВЭФ относит Турцию к странам, находящихся на стадии перехода от эффективного экономического развития к инновационному.

Таблица 4

Индекс глобальной конкурентоспособности Турции
 

 

59-е место

(2010-2011 гг.)

43-е место (2012-2013 гг.)

45-е место

(2014-2015 гг.)

Индекс глобальной конкурентоспособности

4,28

4,45

4,46

в т.ч.:

 

 

 

  1. институциональная среда

3,69

3,98

3,90

  1. инфраструктура

4,39

4,38

4,55

  1. макроэкономическая стабильность

4,76

4,86

4,83

  1. здравоохранение и начальное образование

5,62

5,78

5,75

  1. высшее образование и переподготовка кадров

4,02

4,15

4,69

  1. эффективность товарных рынков

4,38

4,55

4,60

  1. эффективность рынка труда

3,51

3,79

3,48

  1. зрелость финансового рынка

4,26

4,46

4,21

  1. восприимчивость к новым технологиям

3,95

4,29

4,27

  1. размер рынка

5,19

5,28

5,31

  1. зрелость бизнеса

4,09

4,25

4,31

  1. инновационный потенциал

3,15

3,33

3,42

 

Источник: 1) The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. Geneva. 2011. P.15-22. 2) The Global Competitiveness Report 2012-2013. World Economic Forum. Geneva. 2012. P.14-20.3) The Global Competitiveness Report 2014-2015. World Economic Forum. Geneva. 2014. P.13-20.

 

На наш взгляд существует ряд инвестиционных рисков в Турции, которые могут серьезным и даже драматическим образом влиять на экономическую ситуацию в стране. Во-первых, нестабильная военно-политическая ситуация в регионе, конфликт на границе с Сирией, а также угроза террористической атаки. Во-вторых, стоит упомянуть о дефиците счета текущих операций, для финансирования которого Турции требуются внешние заимствования или же необходимо постоянно привлекать иностранные инвестиции. Поэтому любая волатильность на внешних рынках может негативно сказаться на платежном балансе. В-третьих, весьма высокая инфляция в стране, которая опережает темпы роста экономики. И наконец, в-четвертых, хотелось бы напомнить о политической ситуации внутри страны – последние парламентские выборы, по итогам которых ПСР лишилась парламентского большинства, показали рост недовольства скорее политическими реформами, чем социальной и экономической политикой правящей партии. Очевидно, что в условиях ограниченности топливно-энергетическими ресурсами Турции необходимо увеличивать в экспорте долю продукции с высокой добавленной стоимостью, также продолжать стимулировать приток иностранных инвестиций.

Таким образом, для Турции характерно резкое преобладание импорта инвестиций над экспортом. В начале 2000-х гг. правительство, сделав упор на привлечение прямых иностранных инвестиций, добилось реальных результатов. Так, инвестиционный климат страны за последнее десятилетие изменился в положительную сторону, о чем свидетельствуют не только количественные показатели ежегодных и накопленных ПИИ в экономике Турции с начала либеральных реформ, но и отчеты различных международных агентств. Теперь страна является перспективным рынком для приложения иностранных инвестиций, в том числе и региональных. Однако страна подвержена некоторым колебаниям конъюнктуры мирового рынка капитала. Более того, весьма вероятно, что в ближайшем будущем внешнеэкономическая политика правительства страны будет в определенной степени переориентирована в сторону своих ближневосточных соседей и России, т.к. процесс вступления в ЕС затормозился во многом не из-за экономических причин, а из-за политических, а «греческая проблема» вряд ли позволит в ближайшей перспективе говорить о дальнейшем расширении ЕС.

 

Литература:

  1. Balance of Payments. Analytic Presentation (1975-2014). The Central Bank of Turkey.URL: http://www.tcmb.gov.tr/.
  2. Doing Business 2015.The World Bank Group.12th edition.
  3. The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. Geneva. 2011.
  4. The Global Competitiveness Report 2012-2013. World Economic Forum. Geneva. 2012.
  5. The Global Competitiveness Report 2014-2015. World Economic Forum. Geneva. 2014.
  6. Türkiye İstatistik Kurumu URL: www.tuik.gov.tr
  7. World Investment Report 2011.UNCTAD.www.unctad.org
  8. World Investment Report 2015.UNCTAD.www.unctad.org
 

[1] См.статью Масумова Н.Р. Дисбалансы в Турции / Н.Р. Масумова // Мировое и национальное хозяйство. - 2015. - №1(32).

[2] Вт.ч. Bosch, BP, Deutsche Bank, Ford Otomotiv, ING Bank, Samsung Electronics, Toyota Otomotiv, Unilever.

[3] Расходы на НИОКР составляют 0,86% ВВП.