«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№1(40), 2017

Экономическая теория и практика

Фискальное регулирование в интеграционных объединениях: общая характеристика

Е.А.Сергеев, аспирант кафедры мировой экономики

В статье рассматривается феномен фискального регулирования, который предлагается понимать как установление определённой степени контроля (выражающейся, например, в введении бюджетных правил) со стороны наднациональных органов власти (или на условиях взаимных договорённостей) за национальными бюджетами стран-членов интеграционных объединений, и представляется обзор фискального регулирования в различных интеграционных объединениях мира. Можно утверждать, что фискальное регулирование в достаточно полном виде существует в ЕС. В интеграционных объединениях вне ЕС оно выражено слабее и имеет ряд отличительных черт. В связи с экономической спецификой развивающихся стран наиболее эффективным представляется не слепое заимствование фискального регулирования и критериев конвергенции из ЕС, а их адаптация к местным условиям или разработка концептуально отличных и подходящих для развивающихся стран основ фискального регулирования.

Ключевые слова: фискальное регулирование, бюджетные правила, дефицит бюджета, государственный долг, критерии конвергенции, ЕС, ЭКОВАС, ЗАЭВС, ЗАВЗ, САДК, ВАС, ССАГПЗ, ЕАЭС

E.Sergeev. Fiscal regulation in integration groupings: general features

The article focuses on the phenomenon of fiscal regulation. The latter implies control over national budgets of the participants to a regional integration arrangement exercised by supranational institutions or by mutual agreement (e.g. through introducing fiscal rules). The article presents an overview of fiscal regulation frameworks in different integration groups. The article claims that there is a relatively full range of fiscal regulation frameworks in the EU. Though in other regional integration groups this framework is weaker and has its distinctive features. Taking economic specifics of developing countries into consideration, it is assumed that adapting fiscal regulation arrangements or elaborating conceptually new ones (adjusted for the needs of developing countries) is more efficient than blindly borrowing then from the EU practices.

Key words: fiscal regulation, fiscal rules, budget deficit, public debt, convergence criteria, EU, ECOWAS, WAEMU, WAMZ, SADC, EAC, GCC, EAEU

Вступление

Проблема воздействия различного рода фискальных (налогово-бюджетных)  ограничений или иного рода контролирующих мер на национальную экономику той или иной страны привлекает внимание многих учёных.  Это объясняется отсутствием единого мнения о том, какое влияние на перспективы экономического роста могут оказать такие меры.  Чаще всего их называют бюджетными (фискальными) ограничениями или правилами. Такие ограничения существуют как в национальных государствах, так и в интеграционных объединениях. Как представляется, это иногда может затруднить исследование таких мер. В условиях, когда возможные последствия любых фискальных ограничений (иных методов контроля) на национальную экономику однозначно не определены, влияние подобных мер на экономики сразу нескольких стран становится менее явным. Дело в том, что для разных национальных экономик в целом имеют разные деловые циклы, что в условиях унифицированных методов контроля над фискальной сферой теоретически должно приводить к разным результатам. Проблемой асинхронности деловых циклов в условиях валютной интеграции занималась, например, теория оптимальных валютных зон, а среди некоторых исследователей этого вопроса возникли идеи о необходимости некоторой синхронизации циклов, что, в свою очередь привело к возникновению идеи о необходимости выполнить ряд критериев для создания валютного союза.  То есть критерии фискального порядка или будущие наднациональные фискальные ограничения (часть которых входила в число необходимых для создание валютного союза критериев) фактически начинают выполнять функции, связанные именно с интеграцией. В этой связи, возможно, для удобства анализа стоит выделить среди общего понятия фискальных (бюджетных) ограничений понятие некоего фискального регулирования, которое бы характеризовало установление таких ограничений (и других мер) именно в интеграционном объединении.

Читать статью