«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России


Архив

№4(43), 2017

Материалы XI Конвента РАМИ

Административно-территориальное устройство, фискальный федерализм и вопросы экономического развития в странах ЕС: опыт анализа

В условиях замедления темпов роста в ЕС вопрос воздействия внеэкономических (таких как административно-территориальное устройство) и находящихся на стыке экономики и политики факторов (таких как фискальная децентрализация) на экономику представляется достаточно актуальным. Статья содержит опыт статического дескриптивного анализа соотношения административно-территориального устройства, фискального федерализма (уровня фискальной децентрализации страны) и некоторых элементов экономического развития, который создать контуры для дальнейших исследований. В противовес распространенному динамическому подходу к анализу работа содержит срез (статический анализ) ситуации в ЕС на данный момент. С опорой на структурные и статистические методы анализируется масштаб и дифференциация ключевых показателей данной сферы в ЕС, их соотношение с некоторыми вопросами экономического развития. Статья выявляет несколько групп стран ЕС по уровню фискальной децентрализации, достаточно широкую дифференциацию этих показателей, не выявляет однозначную взаимозависимость рассматриваемых показателей и экономического роста, но показывает их возможную связь с совокупным государственным долгом.

Ключевые слова: фискальный федерализм, фискальная децентрализация, административно-территориальное устройство, экономический рост, государственный долг

Egor Sergeev. Form of self-governance, fiscal federalism and some issues of economic development in eu countries: an experiment

Abstract. Given slowing growth rates in the EU, the issue of non-economic factors (such as degree of self-governance) or factors at the confluence of politics and economics (such as fiscal decentralization), which could influence the economy, seems to be quite topical. This article attempts to make a static and descriptive analysis of the relation between degree of self-governance, fiscal federalism and some elements of economic development, which could create possible silhouette for further research. Contrary to a widespread dynamic approach to the problem, the article tries to present a cross-section (static analysis) of today’s situation. Based on structural and statistical methods, the article analyses the scale and degree of differentiation of some key indicators of this sphere in the EU and their relation to some issues of economic development. The article integrates EU countries into groups according to the level of fiscal decentralization, exposes wide differentiation of key indicators, does not find unambiguous interrelation between those indicators and economic growth, but shows their possible interconnection with the level of gross public debt.

Key words: fiscal federalism, fiscal decentralization, form of self-governance, economic growth, public debt

Введение. Проблема замедления темпов экономического роста в ЕС вынуждает исследователей анализировать все бóльшее количество экономических и внеэкономических факторов, способных оказать влияние на темпы роста экономики. Одним из таких факторов, имеющих как экономическую, так и внеэкономическую природу, является вопрос оптимального распределения налогово-бюджетных полномочий между правительствами различных уровней (вопрос фискального федерализма). Прежде всего речь в данном случае идет о глубине фискальной децентрализации, о том, насколько самостоятельными оказываются субнациональные правительства в вопросах доходных и расходных положений бюджета и какое влияние такая децентрализация может оказать на оптимальность распределения, степень неравенства и т.д. И хотя влияние децентрализации на экономику неоднозначно, все же рассмотрение данного феномена представляет определенный интерес. К тому же дискуссия по вопросу углубления интеграции в ЕС в сторону его федерализации невольно приводит к вопросу о фискальном федерализме и структуре распределения полномочий в таком гипотетическом квазифедерационном образовании. В связи с этим представляется актуальным прежде оценить уровень и структуру распределения полномочий в самих государствах-членах. Если степень дифференциации данного показателя велика, то выработка модели для всего объединения, если оно пойдет по пути федерализации, вероятно, будет несколько затруднена. Также в таком случае необходимо рассматривать вопрос административно-территориального устройства стран-членов, ведь в федерациях, как известно, больше уровней власти, что, вероятно, также оказывает определенное влияние и на структуру полномочий, и на процесс принятия решений.

Читать